Теоретические основы и практика ценообразования в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание

Ценообразование является одним из ключевых моментов экономики, так как в ней пересекаются все основные проблемы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Если цена, как денежное выражение стоимости товара проявляет себя в момент совершения операции с продуктом, то процесс ее формирования, т.е. процесс ценообразование осуществляется задолго до этого момента.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические обоснования ценообразования
Анализ проблемы ценообразования с позиций различных направлений экономических школ;
Зависимость процесса ценообразования от типа рынка;
Роль государства как экономического субъекта в процессе рыночного ценообразования.
Глава 2 Ценообразование в зарубежных странах
2.1 В развитых странах с рыночной экономикой (на примере США,
Франции, Японии);
В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой (на примере Дании, Швеции, Финляндии);
В странах с плановой экономикой (на примере КНР).
Глава 3 Современная практика ценообразования в российской экономике
3.1. Особенности ценообразования в России;
3.2 Современные механизмы, принципы и методы образования цен на товары (услуги);
3.3 Актуальные проблемы ценообразования в России и пути их разрешения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ЭТ(ВСЁ) .doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

В связи, с этим требуется продуманная система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся такие как: 1) установление государственными органами предельного уровня цен; 2) меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; 3) соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления. Все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обязательно закреплены законодательными актами в центре и на местах.

Неотъемлемым и весьма важным элементом  рынка является конкуренция. Нормальными конкурентами могут быть только собственники.

Монополия государственной собственности  выступает главным препятствием на пути перелива ресурсов непосредственно  через предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и ценообразования.

Поэтому, возникает острая потребность в продолжении изменения соотношения собственности, что осуществляется через государственную программу приватизации.

В настоящее время в РФ хотя доля государственной собственности и снижается, но по-прежнему достаточно большая. В этой связи одной из мер повышения конкуренции является конверсия государственной собственности в коллективную и частную. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут. Вместе с тем, следует понимать, что также не может быть 100% приватизации. Опыт зарубежных стран свидетельствует о необходимости закрепления стратегически важных объектов в государственной собственности.

Рынок — это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех его участников на их выживаемость в конкурентной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении.

Конкуренция направляет экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования, стимулирует постоянное и всестороннее совершенствование производства.

В антимонопольном законодательстве западных стран посягательство на честную  конкуренцию считается одним  из самых тяжелых преступлений.

Основы успеха в конкуренции  коренятся в состоянии производства. Мировая практика рыночной экономики  базируется на гибком производстве. Оно обладает свойствами быстро, по мере возникновения новых потребностей перестраиваться на их удовлетворение, при этом обходясь практически без повышенных затрат периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет большим. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому, рыночная экономия требует коренной перестройки производства: технической, технологической, организационной и т.д..

Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности, торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.

Эффективность рыночного ценообразования определяется прежде всего тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики.

Политика ценообразования  является частью экономической и  социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:

- налоговую и финансово-кредитную  политику, включая установление  станок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;

- научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;

- государственные заказы  на производство продукции, выполнение  работ и услуг для государственных  нужд.

При этом государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:

- назначать фиксированные  цены (вводить государственные прейскурантные  цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные  услуги, проезд в общественном  транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;

- определять правила,  в соответствии с которыми  предприятия сами назначают регулируемые  государством цены (установление  предельного уровня цен отдельных  видов товаров; регламентация  основных параметров цены, такие как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);

- устанавливать  рыночные  правила игры, т.е. вводить ряд  запретов на недобросовестную  конкуренцию и монополизацию  рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).

Таким образом, ценообразование  подвержено как прямому, так и  косвенному регулированию со стороны  государства, из чего следует, что ценообразование есть определённая деятельность, есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное положение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений с особым объектом – ценой.

Формы участия государства  в в процессе рыночного ценообразования зависит от многих факторов : национальных и климатических; сырьевых и политических условий; место страны в мировом разделении труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Ценообразование  в зарубежных странах.

 

2.1 В развитых странах с рыночной экономикой.

 

Государства с развитой рыночной экономикой государств, с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействует на процесс ценообразования таким образом, чтобы осуществлялось стабильное развитие экономической системе в целом. Такое участие государства в процессе рыночного ценообразования носит антимонопольный и антиинфляционный характер. Рассмотрим более подробно на таких странах как США, Франция, Япония.

 

США

 

Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента США Р. Никсона впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами. Сложное экономическое положение в стране и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовало следующее:

- в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего увеличение масштабов безработицы;

- доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введен контроль над ценами.

 

 

Не имея альтернативной программы косвенного регулирования  экономики, президент США был  вынужден пойти на замораживание  цен и заработной платы.

В краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны. К осени 1972 г. в Америке снизились темпы роста оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро увеличиваться ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 г. администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

Попытки прямого регулирования  цен предпринимались и в последующие  годы. Они затрагивали прежде всего  внутренние цены на энергоносители, которые, отражая повышение импортных  цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974–1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.

Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты  и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к  ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 г. увеличиваться высокими темпами.

Р. Рейган после избрания его президентом, в январе 1981 г. отменил  контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. «Контроль  над ценами сдерживал производство, стимулировал потребление, подавлял технологические достижения и делал США более зависимым от энергетического импорта», – так комментировал Рейган свое решение.

В последние годы американская администрация, ограничивая государственное  финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делала упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказывал стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно было бы выделить следующие:

- восстановление кредитно-денежной политики, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;

- сокращение дефицита государственного бюджета;

- федеральные закупки товаров и услуг;

- налоговая политика.

Прямое государственное  регулирование цен применялось  лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией, некоторые коммуникационные услуги.

Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен. Особого  внимания заслуживают методы государственного регулирования цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.

 Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет «справедливый» уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены отпускаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство. Они идут на бесплатные завтраки для школьников, на помощь беднякам, на продовольствен­ную помощь слаборазвитым странам, а также продаются другим государствам.

 Сельскохозяйственный  закон, принятый в США в 1985 г., внес изменения в американскую  аграрную политику. В соответствии  с этим законом были существенно снижены залоговые ставки, определяющие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составлял порядка 75–85% среднерыночной цены за предыдущие пять лет, при этом министру сельского хозяйства было предоставлено право снижать их уровень еще на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке.

Правительство США стремится  поддерживать соотношение между  ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами.

Государство оказывает  влияние на цены через стандарты, экономические требования. Под его  контролем находятся процентные ставки за кредит, оказывающие воздействие  на издержки производства и цены.

 В целом контроль  за ценами в США осуществляют  антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.

 

Франция

 

 Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению наблюдения (контроля) за ценами в условиях конкуренции.

Здесь регулированием цен  занимаются Департамент по конкуренции, Министерство экономики, финансов и  бюджета.

Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в валовом национальном продукте и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные фирмы).

Эта специфика экономики  Франции предопределила соотношение  между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги. Примерно 20% цен в этой стране регулируются государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.

Следует отметить, что  Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где  долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. Государственное регулирование цен частично сохранилось здесь и до настоящего времени.

На протяжении почти 30 лет (1947–1986) государственное регулирование  цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственного регулирования  экономики).

Информация о работе Теоретические основы и практика ценообразования в рыночной экономике