Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:42, диссертация
Анализ финансового состояния организации (или финансовый анализ) не существует в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Соответствующая дисциплина в курсе высшей школы называется анализом финансовой отчетности. Это название не вполне корректно, поскольку бухгалтерская финансовая отчетность сама по себе не является объектом анализа. Она интересна как источник информации, которая отражает экономический потенциал организации и характеризует финансовые результаты ее прошлой деятельности. Все это в целом принято называть финансовым состоянием организации. Бухгалтерская отчетность в современном понимании выступает в качестве финансовой модели хозяйствующего субъекта.
Введение ……………………………………………………………………...5
Характеристика финансовой отчетности и основные методы ее анализа ….7
Пользователи финансовой отчетности и субъекты анализа ………………7
Состав бухгалтерской отчетности …………………………………………..8
Бухгалтерская отчетность как источник информации для анализа ..……10
Особенности финансового анализа ………………………………………..12
Стандартные методики анализа финансового состояния ………………...14
Основные формы (этапы) финансового анализа ………………………….14
Методы (приемы) анализа финансовой отчетности ………………………17
Анализ динамики выручки ОАО «РЖД»…………………………………...21
Анализ структуры доходов и расходов ОАО «РЖД» по видам
деятельности……………………………………………………………….23
Пример факторного анализа выручки от продаж …………………………
Анализ финансового состояния коммерческой организации ………….........25
Понятие финансового состояния коммерческой организации……………26
Анализ платежеспособности ………………………………………………..27
Оценка платежеспособности ОАО «РЖД» ………………………………..29
Анализ ликвидности баланса ……………………………………………….30
Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности ……………...31
Оценка ликвидности баланса ОАО «РЖД» ………………………………..41
Расчет и оценка показателей финансовой устойчивости ……………..…..41
Оценка финансовой устойчивости ОАО «РЖД» ………………………….45
Оценка финансовой устойчивости на основе исследования
структуры источников формирования запасов …….…………………..47
Расчет и оценка чистых активов …………………………………………....49
Характеристика показателей прибыли ……………………………………..50
Расчет и оценка показателей рентабельности ……………………………..52
Анализ рентабельности ОАО «РЖД» ………………………………………55
Факторный анализ рентабельности активов …………………………….…57
Расчет и оценка показателей деловой активности ………………………...58
Расчет и оценка продолжительности финансового цикла ………………..59
Факторный анализ рентабельности собственного капитала ……………...61
Анализ и оценка движения денежных средств ……………………………62
Анализ движения денежных средств косвенным методом ……………….65
Анализ движения денежных средств ОАО «РЖД» ………………………..66
Анализ состава и движения основных средств …………………………….67
Анализ движения основных средств ОАО «РЖД» ………………………..74
Оценка экономической эффективности использования
основных средств………………………………………………………..71
Расчет и оценка показателей рыночной позиции организации …………..74
Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия …….81
Оценка угрозы банкротства по действующей официальной методике ….82
Зарубежные методики прогнозирования банкротства ………………….…84
3. Таблицы по анализу финансовой отчетности ОАО «РЖД» ………………89
4. Методический раздел ……………………………………………………….100
Вопросы к экзамену…………………………………………………………111
Примеры тестовых заданий ………………………………………………..100
Рекомендуемая литература …………………………………………………101
Использованная литература …………………………………………..……101
При принятии обществом решения об уменьшении уставного капитала кредиторы имеют право потребовать досрочного погашения обязательств, а если это невозможно – прекращения обязательств и возмещения убытков. При этом, чтобы исключить злоупотребления кредиторов, общество имеет возможность доказать в суде, что в результате уменьшения его уставного капитала права кредиторов не нарушаются. В этом случае суд должен вынести решение в пользу общества, отказав в удовлетворении требований кредиторов.
Действующий порядок расчета чистых активов установлен совместным приказом Минфина России и ФКЦБ (ныне не существует) №10н/03-6/пз от 29.01.03 г. В связи с изменением в 2003 г. содержания форм отчетности этот приказ морально устарел, поэтому ниже приводится порядок расчета чистых активов, соответствующий приказу не по букве, но по духу.
Для расчета величина актива баланса уменьшается на сумму задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал. В рекомендованной Минфином форме баланса эта строка не выделена, поскольку у подавляющего большинства организаций такая задолженность отсутствует. Согласно законодательству, она должна быть погашена в течение 12 месяцев после регистрации новой величины уставного капитала.
При расчете величины обязательств учитывают суммы по итогам IV и V разделов пассива баланса за вычетом доходов будущих периодов.
Эффективная деятельность организации способствует увеличению суммы чистых активов, и – наоборот.
В бухгалтерской отчетности сумма чистых активов отражается в форме №3 Отчет об изменениях капитала.
Характеристика показателей
Источником информации о величине и составляющих различных показателей прибыли является “Отчет о прибылях и убытках”, форма №2 годовой бухгалтерской отчетности. В нем раскрывается информация о 6 показателях прибыли.
Прибыль от продаж (с. 050) определяется вычитанием из выручки от продаж полной себестоимости, включающей, помимо собственно себестоимости продаж, коммерческие и управленческие расходы:
Ппр = с.010 — (с.020 + с.030 + с.040).
Зарубежный аналог данного показателя – операционная прибыль.
Разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров составляет валовую прибыль (Пв):
Пв (с.029) = с.010 — с.020.
Необходимо заметить, что такой расчет имеет смысл лишь в том случае, когда общехозяйственные (управленческие) расходы, согласно принятой учетной политике организации, не включаются в состав себестоимости, а списываются в качестве расходов периода в дебет счета 90 «Продажи».
Сальдо прочих доходов и
Пн = Ппр + ПД - ПР.
Чистая прибыль (с. 190)
– это часть общей (бухгалтерской)
прибыли, остающаяся в распоряжении
организации после
ЧП = Пн — Н,
где Н – величина, не представленная в форме №2, а определяемая расчетным путем и характеризующая расходы организации по налогу на прибыль.
В справочном разделе отчета о прибылях и убытках отражаются два показателя прибыли на акцию (см. ниже).
В международной практике в финансовой отчетности раскрывается информация о сумме прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT – Earnings Before Interest & Taxes) и прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA – Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation & Amortization).
Необходимость расчета показателя EBIT обоснована ниже.
Практическая ценность показателя EBITDA объясняется двумя основными соображениями. Во-первых, амортизация – это расход, начисление которого не вызывает оттока денежных средств (в отличие, например, от суммы материальных затрат или затрат на оплату труда). Поэтому, рассчитав сумму прибыли до вычета амортизации можно сразу получить оценку (приблизительную) чистого денежного потока, характеризующую платежные возможности организации. Во-вторых, сумма амортизации (в отличие от материальных затрат или расходов на оплату труда) в современных условиях, при отсутствии единых правил ее расчета, является величиной, сильно подверженной влиянию субъективного фактора. Исключение из расчета амортизации позволяет обеспечить сопоставимость показателей разных организаций.
Показатель EBITDA широко используется для общей оценки предприятия. Так, по словам вице-президента РЖД Федора Андреева (теперь уже бывшего) «ведущие банки» оценили РЖД в $100 млрд, руководствуясь в первую очередь показателем EBITDA [газ. Ведомости, 22.05.08] (подробнее см. ниже).
Расчет и оценка показателей рентабельности
Показатели рентабельности характеризуют прибыльность деятельности организации и рассчитываются как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции (показатели рентабельности продукции) или величине использованных ресурсов (показатели рентабельности активов или капитала), как правило, в процентах. При этом если величина базы сравнения определяется по балансу, то соответствующее значение рассчитывается как среднее за период (в простейшем случае - половина суммы на начало и конец периода).
В странах с развитой рыночной экономикой публикуется информация о “нормальных” значениях показателей рентабельности. Сопоставление показателей конкретного предприятия с их теоретически обоснованными величинами позволяет сделать вывод о финансовом состоянии предприятия. Действительно, тот или иной уровень рентабельности может быть достигнут только при определенном финансовом положении предприятия.
Рентабельность продукции или рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
При расчете рентабельности продукции знаменатель оценивается по себестоимости.
В рыночной экономике более востребованным оказывается показатель рентабельности продаж:
РВ = ─────────────── = ────────────
Практически рентабельность продукции обусловлена, в первую очередь, условиями реализации (спрос, маркетинговая политика предприятия), и, в меньшей степени, эффективностью производственной деятельности предприятия (уровень затрат, качество продукции). Рентабельность продукции — это, в первую очередь, характеристика самой продукции и текущего состояния рынка, на котором она реализуется. Поэтому обычно показатели рентабельности продаж для разных предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, отличаются незначительно.
Показатели рентабельности активов (капитала) рассчитываются как отношение величины прибыли к стоимости соответственно активов (капитала).
Наиболее общим показателем
эффективности экономической
Общая прибыль (до
РА = ─────────────────────────────;
Среднегодовая стоимость активов
ф. №2, стр. 140
РА = ───────────────────────────
ф. №1, 1/2 * (cтр. 300 н.г. + стр. 300 к.г.)
В аналитических целях определяются показатели рентабельности отдельных составляющих активов, например, рентабельность основных средств (фондорентабельность).
В некоторых случаях при расчете показателей рентабельности продаж и активов используют чистую прибыль. Так, рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, называется чистой рентабельностью продаж или нормой чистой прибыли. При оценке этих показателей необходимо учитывать их зависимость от условий налогообложения.
В приличном обществе
принято считать, что руководство
компании не может влиять на величину
налога на прибыль, поэтому оценка эффективности
использования активов
Кроме того, для оценки эффективности использования активов не имеет значения, за счет каких источников – собственных или заемных – эти активы сформированы. Однако, привлечение заемных источников вызывает возникновение дополнительных расходов (процентов по кредиту), а значит, уменьшение прибыли. Чтобы и этот фактор не оказывал искажающего влияния на оценку, определяют величину прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT). В финансовом менеджменте используется показатель рентабельности активов, рассчитываемый именно по прибыли до вычета процентов и налогов (см. ниже).
Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от инвестиций, поэтому с их точки зрения наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал называется рентабельностью собственного капитала (ROE):
Чистая прибыль
РСК = ────────────────;
Собственный капитал
ф. №2, стр. 190
РСК = ─────────────────────────.
Здесь в числителе
– чистая прибыль, поскольку именно
она отражает величину дохода собственников,
которым они могут
По всем показателям рентабельности определяется динамика и дается сравнение с предприятиями-конкурентами.
В России с 2007 г. налоговые органы в процессе отбора объектов для проведения налоговых проверок, используют, в частности сравнение значений показателей рентабельности, рассчитанных по данным бухгалтерской отчетности, с уровнями рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики (См. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Подготовлены на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.07 г. № ММ-3-06/333//).
Анализ рентабельности ОАО «РЖД»
Показатели рентабельности ОАО «РЖД» сведены в табл. 3.8, 3.9. Интересно, что значения, рассчитанные по РСБУ и по МСФО, различаются существенно.
Так, рентабельность продаж по РСБУ остается стабильной в течение 2004-2007 гг. и составляет около 8%, что отражает сложившиеся условия ценообразования. Тарифы определяются по формуле «себестоимость +». Уровень рентабельности определяется заранее, и с его учетом формируется тариф. В 4 квартале 2008 г. объем перевозок, в первую очередь, прибыльных грузовых, резко снизился, в результате и значение показателя рентабельности продаж за 2008 г. упало до 6%. При этом операционная рентабельность по МСФО не просто выше рентабельности продаж по РСБУ, она еще и стабильно росла до 2006 г., прибавляя по 4 процентных пункта ежегодно. В 2007 г. операционная рентабельность снизилась до 20,4%. При примерно одинаковых суммах выручки величина операционной прибыли (МСФО) значительно превышает сумму прибыли от продаж (РСБУ) и растет более высокими темпами. Это объясняется, в основном, несовпадением сумм амортизации по РСБУ и МСФО, что в свою очередь обусловлено разными оценками первоначальной стоимости. В отчетности по РСБУ основные средства ежегодно переоцениваются, в результате сумма начисляемой амортизации соответственно растет. В отчетности по МСФО переоценки не учитываются. Кроме того, затраты на капитальный ремонт, учтенные как расходы в РСБУ, по МСФО капитализируются, то есть включаются в состав активов.
В условиях, когда в одном юридическом лице сочетаются несколько бизнесов, различающихся по уровню доходности, интересно рассчитать значения рентабельности продаж по видам деятельности. Соответствующие показатели ОАО «РЖД» приведены в табл. 3.10.
Данные отчетности показывают, что грузовые перевозки прибыльны. Однако можно видеть, что уровень рентабельности снижается с 19,5% в 2004 г. до 14,7% в 2008 г. Пассажирские перевозки убыточны. Причем по перевозкам в пригородном сообщении величина убытка превышает сумму выручки. В то же время убыточность перевозок в дальнем следовании до 2007 г. снижалась. Уровень рентабельности вырос с –51,7% в 2004 г. до –20,8% в 2007 г. В 2008 г. рентабельность перевозок в дальнем следовании снизилась до -24,2%.
По МСФО операционная рентабельность грузовых перевозок в 2005 г. составила 35,4%. Это очень высокое значение. У единственной из российских частных железнодорожных компаний, публикующих отчетность по МСФО, – «Трансгаранта», соответствующее значение составило 21%. У американских CSX Corporation и Burlington Northern 18% и 22,5% [газ. «Ведомости», 18.10.06 г.].
Рентабельность активов по РСБУ растет с 2004 г., достигая максимума (4,6%) в 2007 г. В 2008 г. в силу известных событий рентабельность активов снизилась до 1,9%. Максимальное значение рентабельности активов по МСФО в 2006 г. составило 13,2% (по сравнению с 2,6% по РСБУ), а уже в 2007 г. оно снизилось до 11,2%. Рентабельность собственного капитала имеет такую же тенденцию, как рентабельность активов, и так же сильно отстает по РСБУ от МСФО: 1,18% против 11,31% в 2006 г., 3,27% против 10,40% в 2007 г. и провал до 0,46% в 2008 г. В отличие от рентабельности продаж, значения показателей рентабельности активов и собственного капитала можно достаточно просто оценить, сравнив, например, со ставкой доходности по банковскому депозиту. В 2007-2008 гг. это около 10% годовых. Рентабельность в 3-4% значит, что как бизнес, как средство наращивания капитала ОАО «РЖД» в целом инвесторам неинтересно. Неслучайно еще первый президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев говорил как о стратегической задаче о повышении рентабельности активов (по чистой прибыли) как минимум до 6% к 2010 г. [газ. «Ведомости», 15.06.04 г.].