Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа
Цель данной работы спроектировать систему контроля и регулирования деловой активности применительно к рассматриваемому предприятию.
Цель предполагается достичь по средствам решения следующих задач:
Рассмотреть существующие методы и системы оценки развития персонала.
Изучить опыт зарубежных и отечественных предприятий в процессе развития персонала.
Ознакомиться с базовыми принципами работы с персоналом на исследуемом предприятии.
Разработать мероприятия по совершенствованию кадровой работы в ЗАО «ЭлектроТехнический Магазин».
Объектом исследования данной курсовой работы является деловая активность персонала на предприятии ЗАО «ЭТМ» » г. Тюмень ул. Ветеранов труда, 40. Фирма предлагает своим клиентам широкий ассортимент электротехнической продукции различных производителей и ценовых сегментов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ 5
1.1. Факторы, определяющие динамику развития персонала 5
1.2. Система оценки качества развития персонала 9
1.3. Опыт зарубежных и отечественных предприятий в процессе развития персонала 14
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ЗАО «ЭТМ» 20
2.1. Характеристика основных показателей деятельности предприятия 20
Показатели 21
2.2. Базовые принципы работы с персоналом 31
2.3. Деловая карьера как принцип управления развитием человека 41
2.4 Мероприятия по совершенствованию кадровой работы в ЗАО «ЭТМ» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
Развитие персонала в
российских компаниях осуществляется
в том числе с помощью
В быстро развивающихся компаниях возрастает потребность в увеличении количества менеджеров среднего звена, которые были бы включены в единую управленческую и корпоративную культуру. Эту проблему позволяет решить корпоративный университет. Однако корпоративные университеты призваны решать гораздо более широкий круг вопросов. Сам факт создания внутри структуры единого общего подразделения, выполняющего некоммерческие задачи стратегического характера, говорит о тенденции развития. Кардинальное отличие корпоративного университета от штатного тренинг-центра в том, что он может развивать всех сотрудников компании, организовывать обучение именно по тем направлениям и в таких масштабах, которые потребуются, т.е. корпоративный университет не только предлагает программы обучения, но и выявляет потребность в обучении в рамках всей организации. После обучения в корпуниверситете сотрудникам выдаются сертификаты, некоторые корпоративные университеты являются самостоятельными хозяйственными субъектами и имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.
Данный способ имеет множество преимуществ: он менее затратный, позволяет организовать обучение, учитывая специфику компании, сферу ее деятельности, экономить время на переезды до места обучения, а также является способом поддержания и развития корпоративной культуры.
Как показывает практика, инвестиции в образование сотрудников дают ощутимый экономический эффект. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую значимость.
Исследования, проведенные
профессором кафедры
Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в образование по доходам стран на душу населения. В большинстве беднейших развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23%, среднего – 15%, а отдача высшего – 11%. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода (ОЭСР) социальная отдача начального образования равна 14%, среднего – 10%, высшего – 8%.
Исследования, в которых сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или профессиональное, среднее образование показали, что в среднем отдача первых 16%, а вторых – 11%. И здесь решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование3.
Обобщая приведенный опыт зарубежных и российских компаний, можно сделать следующие выводы о достоинствах и недостатках сложившейся практики формирования и развития научно-образовательного потенциала предприятия (см. таблицу).
Нужно отметить, что деятельность менеджеров по управлению персоналом в крупных компаниях России достигла значительных успехов, и главный из них – изменилось отношение к затратам на развитие персонала, они стали пониматься как инвестиции, способные принести положительный экономический эффект в будущем, выражающийся не только в увеличении доходов, но и в повышении лояльности и мотивации сотрудников. Недостатки практики формирования и развития потенциала российских корпораций часто связаны с тем, что HR-службы корпораций находятся на этапе становления. Кроме того, отечественные компании нередко используют западный опыт без учета российской специфики, а также специфики самой компании.
Целесообразнее разрабатывать
собственные программы обучения
в корпоративных университетах,
где можно опираться на существующие
корпоративные нормы и
ЗАО «ЭТМ» была создана в 1997 году в г. Тюмени. Предприятие было зарегистрировано как Закрытое Акционерное Общество «ЭТМ».
ЗАО «ЭТМ» позиционирует себя на рынке труда как стабильная, развивающаяся, в которой действуют социальные, спортивные, мотивационные программы, проводятся крупные корпоративные мероприятия, то есть компания активно участвует в жизни каждого сотрудника.
Основной вид деятельности предприятия: покупка электротоваров у поставщиков; продажа электротоваров частным и юридическим лицам.
В компании работают следующие подразделения:
- коммерческое управление,
- управление логистики,
- бухгалтерия,
- служба управления персоналом,
- технический отдел,
- частное охранное предприятие,
- отделы продаж.
В ЗАО «ЭТМ» в рамках организационной культуры используются следующие принципы при работе с персоналом:
В приложении 1 мы привели
организационную структуру
Основной целью работы ЗАО «ЭТМ» является получение прибыли. Прибыль - это ключевой показатель организации.
Основные технико-
Таблица 2.1
Основные технико-
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2010/2009,% |
Товарооборот, тыс. руб. |
664315 |
946643 |
1621823 |
171% |
РТН абс, тыс. руб. |
251376 |
299913 |
331141 |
110% |
РТН в % |
25,8% |
26,4% |
25,7% |
- |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
87361 |
116154 |
207126 |
178% |
Рентабельность,в % |
12,8% |
12,6% |
12,8% |
- |
Доля бюджета в Товарообороте |
9,2% |
8,4% |
7,8% |
- |
Выработка по Товарообороту на 1 сотрудника компании, тыс. руб. |
308 |
402 |
622 |
154% |
Доля купивших клиентов за год, % |
57% |
59% |
57% |
97% |
Доля ОДЗ в Товарообороте, % |
27% |
27% |
28% |
103% |
Доля ПДЗ в ОДЗ, % |
37,1% |
46,1% |
50,9% |
110% |
Среднесписочная численность |
260 |
295 |
320 |
108 % |
В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям видно, что товарооборот в компании ежегодно увеличивается. Это свидетельствует о том, что компания развивается, открываются новые офисы продаж. Балансовая прибыль предприятия за 2009-2010 годы выросла на 90972 тыс. рублей, соответственно на 178%.
Выработка по Товарообороту на 1 сотрудника компании также ежегодно увеличивается, в 2009 году составляла 402 тыс. руб., в 2010 году – 622 тыс. руб.
Основная причина не выполнения плана относительного РТН видится в первую очередь в низком качестве работы в цепочке коммерческое управление - менеджеры по продажам - руководитель офиса продаж, некоторый упор в работе офиса на выполнение товарооборота, высокая доля продаж дистрибьюторам с низким РТН и ориентации отдельных сотрудников на товарооборот любой ценой.
На рисунке 2.1 представлена диаграмма динамики товарооборота в 2008-2010 годах.
Рис. 2.1. Динамика товарооборота в 2008-2010 годах
Балансовая прибыль в компании также увеличилась. На рис. 3 представлена диаграмма получения балансовой прибыли в ЗАО «ЭТМ» за 2008-2010 годы.
Рис.2.3. Диаграмма получения балансовой прибыли в ЗАО «ЭТМ» за 2008-2010 годы.
Ежегодно количество сотрудников в компании увеличивается: в 2008 году численный состав предприятия составлял 260 человек, в 2010 году – 320 человек.
Доля купивших клиентов и
доля общей дебиторской
В то же время доля просроченной дебиторской задолженности (ПДЗ) в ОДЗ ежегодно увеличивается: в 2004 году составляла 37,1%, в 2005 – 46,1, в 2006 – 50,9%. Норма по данному показателю 10%. Практически ни разу ни один из офисов продаж не вписался в норматив по этому показателю. Реально этот показатель мог бы быть значительно лучше, если бы в компании присутствовала целостная система контроля и профилактики просроченной дебиторской задолженности.
Данный сравнительный анализ не будет являться объективным без учета влияния инфляционных процессов. Поэтому заметный рост многих показателей, например товарооборота до 171% обусловлен влиянием роста цен за год.
Таблица 2.2
Выполнение плана продаж по товарообороту и по РТН среди товарных групп
Отдел |
План ТО |
Факт ТО |
Выполнение плана по ТО |
Выполнение плана по РТН |
Кабельно-проводниковая продукция |
631094 |
694204 |
110% |
127% |
Промышл. ЭО |
200463 |
170394 |
85% |
79% |
Светотехника |
384917 |
527336 |
137% |
146% |
Установочное ЭО |
273678 |
229889 |
84% |
96% |
Итого: |
1461101 |
1621823 |
111 % |
121% |