Фирма как субъект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание

На протяжении всего развития экономической системы и общества в целом фирме принадлежало особое место. Фирма закрепила за собой статус одного из основных институтов современной экономической системы, активно конституирующего свою деятельность не только во внутренней среде, но и во внешнем пространстве, во взаимодействии с другими институтами – государством, домохозяйствами, сетевыми структурами, ТНК, межгосударственными союзами, корпоративными альянсами и т.д. Фирма, как институт экономики выполняет различные функции – от креативного создателя, генератора новых норм и правила, до экспортера их в экономику других стран. Фирма является в инновационном отношении наиболее активным институциональным субъектом, и многие инициируемые и применяемые в ее рамках установки в той или иной степени используются в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение

1. Фирма как организация структур

1.1. Понятие фирмы
1.2. Организационно-правовые формы фирмы

2. Показатели. характеризующие эффективность работы фирмы

2.1. Показатели эффективности работы фирмы
2.2. Показатели платёжеспособности и финансовой устойчивости фирмы.

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Фирма как субъект рыночной экономики.doc 1 new.doc2.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

     бы  поступиться чем-либо,чтобы управлять  другими,— иными сло-

     вами, они предпочли бы платить другим больше, чем те получили

     бы  при работе механизма цен, только чтобы иметь возможность

     управлять ими.Но это предполагает,что управляющие  платят,что-

     бы  иметь возможность управлять, а  не получают деньги за то, что

     они управляют,что в большинстве случаев явно не так,фирмы мо-

     гли бы также возникнуть в случае, если бы потребители предпочи-

     тали  блага,произведенные фирмами,а не как-нибудь иначе;но даже

     в тех областях, где такое предпочтение (если оно вообще существу-

     ет) должно бы быть крайне незначительным,в реальном мире дей-

     ствуют  фирмы.Значит,должны быть другие причины.

     Основной  причиной того, что создавать фирмы  прибыль-

     но,должно бы быть то,что механизм цен не работает без издержек.

     Очевиднейшая  из издержек «организации» производства с помо-

     щью ценового механизма состоит в  выяснении того,каковы же со-

     ответствующие цены.Издержки на это могут быть сокращены

     благодаря появлению специалистов, которые  станут продавать эту

     информацию, но их нельзя устранить вовсе. Следует  принять во

     внимание  также издержки на проведение переговоров  и заключе-

     ние контракта на каждую трансакцию обмена, что неизбежно на

     рынке.Хотя на некоторых рынках,например,на товарных биржах,

     разработана техника сведения до минимума этих издержек на кон-

     тракты, но до конца они не устранены. Правда, от контрактов не

     удается избавиться и при наличии фирмы, но здесь их намного

     меньше:фактор производства (или его собственник) не должен за-

     ключать серию контрактов с факторами, с которыми он коопери-

     руется  внутри фирмы,что было бы необходимо,разумеется,если бы

     эта кооперация была прямым результатом  работы ценового меха-

     низма. Этот ряд контрактов замещается одним-единственным.

     Здесь важно отметить характер контракта с фактором производ-

     ства,используемым внутри фирмы.Контракт и есть то,почему фак-

     тор за некоторое вознаграждение (которое  может быть фиксиро-

     ванным  или колеблющимся) соглашается в  известных пределах

     выполнять распоряжения предпринимателя.Существо контракта

     в том, что им устанавливаются только пределы власти предприни-

     мателя.В  этих границах,следовательно,он может  управлять осталь-

     ными  факторами производства.

     Использование ценового механизма,однако,имеет и  другие

     недостатки  — или издержки.Может оказаться желательным заклю-

     чение долгосрочного контракта на поставку каких-либо изделий

     или услуг.Причиной такого желания может  быть тот факт,что ког-

     да  вместо нескольких краткосрочных контрактов заключается один

     долгосрочный,то определенных издержек по заключению каждого

     контракта удается избежать. Либо участники, в  силу определенно-

     го  отношения к риску,могут предпочесть  долгосрочный контракт

     краткосрочному.Но раз возможности предвидения  тем меньше,

     чем продолжительнее срок действия контракта,тем  менее возмож-

     но, а значит,и менее желательно для  покупателя определять,что же

     другая  сторона должна делать.Тому,кто поставляет услуги или това-

     ры,может  оказаться вполне безразличным, какой  способ действия

     будет избран,но это не так для того,кто  приобретает услуги или то-

     вары. Но покупатель не может знать заранее, какой из нескольких

     способов  действия поставщика окажется удобен.Поэтому  условия

     предоставления  услуги оговариваются в самых  общих терминах,

     а детали уточняются позже. В контракте  оговариваются только

     границы действий поставщика товаров или услуг. Детали постав-

     ки  в контракте не оговариваются, но определяются покупателем

     позже. Когда управление ресурсами (в границах, определяемых

     контрактом) начинает зависеть от покупателя именно таким об-

     разом,возникает отношение,которое я называю «фирма».Таким

     образом, возникновение фирмы делается более  вероятным в тех

     случаях, когда очень краткосрочные контракты  оказываются не-

     удовлетворительными.Очевидно,что  это важнее в случае постав-

     ки  услуг труда, чем при покупке товаров. В случае приобретения

     товаров все основные вопросы могут быть обговорены заранее,

     так что в дальнейшем приходится уточнять сравнительно мало-

     значащие  детали.

     Мы  можем подытожить эти аргументы  следующим обра-

     зом: деятельность рынка предполагает некоторые издержки, кото-

     рые можно сократить,создавая организации  и предоставляя некое-

     му  авторитету («предпринимателю») право  направлять ресурсы.

     Предприниматель, поскольку он может получать факторы  произ-

     водства по меньшей цене,чем предоставил  бы вытесненный им ры-

     нок, должен выполнять свои функции с  меньшими издержками.

     А если он этого не сумеет, то всегда есть возможность вернуться

     к услугам открытого рынка.

     Вопрос  неопределенности часто считают  очень важным для

     изучения  равновесия фирмы.Представляется делом невероятным,

     чтобы фирма возникла вне условий неопределенности. Но те (на-

     пример,Найт),кто  видит в способе платежа отличительную  особен-

     ность фирмы — фиксированный доход  гарантируется некоторым

     участникам  производства, а дающий гарантию человек берет себе

     остаточный  и колеблющийся доход, выделяют момент, который

     представляется  не имеющим значения для рассматриваемой  нами

     проблемы.Один предприниматель может продавать  другому свои

     услуги  за определенную сумму, а его работники  могут при этом по-

     лучать  долю в прибыли. Все равно возникает  существенный во-

     прос:почему размещение ресурсов не направляется непосредствен-

     но  через ценовой механизм?

     Другой  фактор, заслуживающий быть отмеченным, — это

     различное отношение правительств или других регулирующих ор-

     ганов к операциям обмена, совершаемым  на рынке, и к таким же

     операциям, организуемым внутри фирмы. Если рассмотреть  дей-

     ствие налога на продажи, мы увидим, что этот налог падает на ры-

     ночные  операции, но не относится к таким  же операциям внутри

     фирмы.Поскольку перед нами альтернативные методы «организа-

     ции»  — через ценовой механизм или  через предпринимателя,такое

     регулирование дает жизнь фирмам,которые иначе  не имели бы rai-

     son d’être.Оно служит причиной возникновения  фирм в специали-

     зированной  меновой экономике.Конечно, поскольку фирмы уже

     существуют, такие меры, как налог на продажи, просто поощряют

     их  делаться больше, чем они стали  бы в иной ситуации.Подобным

     образом квоты и методы контроля цен,предполагающие политику

     рационирования  и неприложимые к фирмам,которые производят

     регулируемые  продукты для себя,дают преимущества тем,кто орга-

     низует  производство через фирму, а не через  рынок, и тем самым

     с необходимостью поощряют рост фирм. Но трудно поверить, что

     именно  такие меры были причиной возникновения фирм.Они сы-

     грали бы эту роль, если бы по другим причинам фирмы уже не су-

     ществовали.

     Таковы  причины существования фирм в  специализи-

     рованной  меновой экономике, относительно которой  предпола-

     гается, что распределение ресурсов «организуется» механизмом

     цен. Фирма, таким образом, есть система  отношений, возника-

     ющих, когда направление ресурсов начинает зависеть от пред-

     принимателя.

     Намеченный  выше подход дает,как нам представляется,из-

     вестные преимущества, поскольку оказывается  возможным дать

     научное толкование высказываниям о том, что фирма становится

     больше  или меньше.Фирма становится больше,когда  дополнитель-

     ные трансакции (для координации которых  можно было бы ис-

     пользовать  механизм цен) организуются предпринимателем,и  она

     делается  меньше, когда он отказывается от организации таких

     трансакций.Возникает  вопрос:возможно ли изучение сил,которые

     определяют  размер фирмы? Почему предприниматель  не берется

     организовать  на одну трансакцию больше или меньше? Найт пола-

     гает,что

     отношение между эффективностью и размером есть одна

     из  самых серьезных проблем теории,поскольку, в отличие

     от  такой же проблемы для завода, зависит  большей частью

     от  личности и исторических случайностей, а не от ясно раз-

Информация о работе Фирма как субъект рыночной экономики