Фирма как субъект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание

На протяжении всего развития экономической системы и общества в целом фирме принадлежало особое место. Фирма закрепила за собой статус одного из основных институтов современной экономической системы, активно конституирующего свою деятельность не только во внутренней среде, но и во внешнем пространстве, во взаимодействии с другими институтами – государством, домохозяйствами, сетевыми структурами, ТНК, межгосударственными союзами, корпоративными альянсами и т.д. Фирма, как институт экономики выполняет различные функции – от креативного создателя, генератора новых норм и правила, до экспортера их в экономику других стран. Фирма является в инновационном отношении наиболее активным институциональным субъектом, и многие инициируемые и применяемые в ее рамках установки в той или иной степени используются в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение

1. Фирма как организация структур

1.1. Понятие фирмы
1.2. Организационно-правовые формы фирмы

2. Показатели. характеризующие эффективность работы фирмы

2.1. Показатели эффективности работы фирмы
2.2. Показатели платёжеспособности и финансовой устойчивости фирмы.

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Фирма как субъект рыночной экономики.doc 1 new.doc2.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

     7) Унитарное предприятие – юридическое лицо, коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

     Казалось  бы, есть из чего выбирать – шесть  организационно-правовых форм на любой  вкус (унитарные предприятия не в  счет). Однако на практике все сводится к банальной паре – ООО или  АО. Почему так сложилось мы не знаем (время исследований психологии поведения российских предпринимателей еще не наступило). Можем предположить, что на этапе до регистрации, будущим предпринимателям приходится решать не мало сложных вопросов, что на еще один выбор – ОПФ – не хватает ни времени, ни моральных сил.

 

      2.Показатели характеризующие эффективность  работы фирмы 

     2.1.Показатели  эффективности работы фирмы 

     Основными показателями эффективности работы фирмы являются прибыль и рентабельность.

          Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

     Прибыль как экономическая категория  выполняет определенные функции.

     Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

     Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом  и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

     Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.    

     Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

     Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

     В настоящее время в бухгалтерском  учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль,  прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности,  чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

     Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле

     Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

     Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

     В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

     Операционные  расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

     Внереализационными  доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

     К внереализационными расходами относят  штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров; возмещение причиненных  организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).  

     Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных  аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

     Чистая  прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов

     Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие  как  последствия  чрезвычайных  обстоятельств  хозяйственной  деятельности (стихийного  бедствия,  пожара,  аварии,  национализации имущества и т. п.).                                                                                                                                                       Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

     Термин  рентабельность ведет свое происхождение  от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. 

     Показатели  рентабельности используют для сравнительной  оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным  производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

     Рентабельность  продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

     

     где     Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

     Рентабельность  производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных  и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов): 

     

     где     П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

     Этот  показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

     С помощью рентабельности продукции  оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом. 

     Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости  продукции, улучшение использования  производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия. 

     2.2.Показатели  платёжеспособности и финансовой устойчивости фирмы.

     Под платежеспособностью понимается возможность предприятия погашать свои долговые обязательства в установленные сроки. Анализ текущей платежеспособности предполагает определение обеспеченности предприятия мобильными средствами для погашения краткосрочной задолженности.

     Финансовая  устойчивость характеризуется имущественным состоянием предприятия, которое зависит от оптимального соотношения собственных и заемных средств, необходимых для функционирования его деятельности и своевременного возмещения затрат, вложенных в основные и оборотные средства, нематериальные активы и расплачиваться по своим обязательствам.

     Однако  предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и рассчитаться с кредиторами. В этом проявляется сущность ликвидности.

     Степень ликвидности определяется способностью обратить свои активы за довольно короткое время в наличность, не обесценивая заметно их стоимости, с целью покрытия своих краткосрочных обязательств.

     Показатель  ликвидности может выступать в качестве индикатора платежеспособности предприятия. Если показатели ликвидности ухудшаются, значит, руководство предприятия неспособно эффективно управлять своими активами и обязательствами, что может привести либо к продаже долгосрочных активов (зданий,сооружений и тд), либо к неплатежесобности и банкротству. Снижение ликвидности — это снижение рентабельности предприятия, рост убытков, потеря контроля в управлении капиталом.

     Различают ликвидность баланса и ликвидность  активов. Разница в том, что при ликвидности баланса срок превращения активов в деньги соответствует сроку погашения обязательств,- а ликвидность долгосрочных и текущих активов определяется временем, необходимым для превращения активов в денежную наличность.

     Важнейшими  показателями, характеризующими платежеспобность и финансовую устойчивость предприятия, являются коэффициенты ликвидности. Эти коэффициенты позволяют оценить способность предприятия погасить краткосрочные обязательства.

     Коэффициент текущей ликвидности численно выражает отношение текущих активов (запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и прочие текущие активы) к текущим пассивам (краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность).  

Информация о работе Фирма как субъект рыночной экономики