Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизмов организации оплаты труда в системе стимулирования работников современного предприятия, как инструмента повышения эффективности функционирования за счет привлечения, сохранения и более полной реализации трудового потенциала персонала. В рамках исследования этой проблемы решены следующие задачи: анализ сущности и структуры заработной платы в современных условиях; выявление основных особенностей государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации и государственных гарантий в сфере оплаты труда; обзор наиболее распространенных форм и систем оплаты труда, применяемых в практике российских компаний в совокупности с системами участия работников в прибылях и управлении организацией; иллюстрация проведенного исследования практическим на примере построения системы оценки и оплаты труда производственного предприятия.
Введение 3
1 Мотивация и система стимулирования работников современного предприятия 4
2 Материальное стимулирование персонала 9
2.1 Сущность и структура заработной платы 9
2.2 Государственное регулирование заработной платы в Российской Федерации 14
2.3 Формы и системы оплаты труда 18
2.3.1 Тарифные системы оплаты труда 18
2.3.2 Бестарифные и смешанные системы оплаты труда 31
2.4 Система участия работников в прибылях и партнерство 39
2.5 Социальный пакет 43
3 Пример построения системы заработной платы на производственном предприятии 48
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Экономический факультет
Кафедра государственного регулирования национальной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Попова Вероника Сергеевна
Научный руководитель:
канд.эконом.наук, доцент
____________И.В. Кащук
Автор работы:
студентка II курса 968 группы
____________В.С. Попова
Томск 2008
Оглавление
Введение
В процессе перехода к рыночной экономике в России сложные процессы адаптации к новым условиям хозяйствования нашли отражение и в сфере занятости, сказались на условиях и оплате труда наёмных работников. Прежняя государственная политика в области трудовых отношений, основанная на принципе обязательности труда и всеобщей гарантии занятости, обострила социально-психологическую неподготовленность экономически активного населения к конкурентным условиям найма, новой системе взаимоотношений работников и работодателей. В условиях низкой социальной ответственности со стороны бизнеса и местных органов власти, слабости социальной направленности российских реформ, доминирования интересов капитала над интересами наемных работников, падения жизненного уровня и диспропорции в доходах экономически активного населения, была начата перестройка систем оплаты труда на основе оптимального использования экономических рычагов и стимулов, рационального разделения функций между государственными органами и предприятиями. Отношения в области заработной платы затрагивают напрямую или косвенно интересы всех членов общества. Заработная плата является основным источником дохода для большей части населения, на любом предприятии она в значительной степени формирует издержки производства, и выбор оптимальной системы организации оплаты труда является очень ответственной и сложной задачей. Именно нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов трехстороннего партнерства: «население-государство-бизнес» является одним из главных условий развития экономики, и составляет предмет функции управления трудом и заработной платой.
Целью данной работы является изучение механизмов организации оплаты труда в системе стимулирования работников современного предприятия, как инструмента повышения эффективности функционирования за счет привлечения, сохранения и более полной реализации трудового потенциала персонала. В рамках исследования этой проблемы решены следующие задачи: анализ сущности и структуры заработной платы в современных условиях; выявление основных особенностей государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации и государственных гарантий в сфере оплаты труда; обзор наиболее распространенных форм и систем оплаты труда, применяемых в практике российских компаний в совокупности с системами участия работников в прибылях и управлении организацией; иллюстрация проведенного исследования практическим на примере построения системы оценки и оплаты труда производственного предприятия.
При написании работы была использована следующая учебная литература: Егоршин А.П., «Управление персоналом», Мазманова Б.Г., «Управление оплатой труда», Сергеев И.В., «Экономика организаций» и другие источники, а также периодические издания, исследующие различные аспекты оплаты труда: «Мотивация и оплата труда», «Служба кадров и персонал», «Финансовый директор», «Человек и труд».
1 Мотивация и система
Одним из ключевых инструментов управления персоналом предприятия является правильно спроектированная система мотивации и стимулирования. Под мотивацией часто понимают как систему мотивов определенного человека (мотив – это внутреннее побуждение, импульс, некий психоэнергетический потенциал, направляющий человека к достижению определенной цели), так и систему действий по активизации мотивов определенного человека. Развитие теорий мотивации началось в начале XX века. Первым реальным этапом в становлении мотивации труда как составной части науки управления стала концепция научного управления, её основоположником явился американский инженер Фредерик У. Тейлор. Свои взгляды он изложил в книге «Принципы научного управления» (1911). Эти взгляды касались трех основных проблем: нормирования и планирования труда; роли менеджеров; вознаграждения и стимулирования. Тейлор пришел к выводу, что главная причина невысокой производительности труда работников заключается в несовершенстве системы их оплаты и поощрения. По его мнению, надлежащий эффект вознаграждение принесет в том случае, если будет своевременным, будет относиться к конкретному человеку, а не к месту, которое он занимает, и выплачиваться на основе единообразных расценок, выведенных на основе точного знания, а не догадок. Единственным настоящим стимулом на любом рабочем месте является самый элементарный – деньги, считал Тейлор; поэтому он формализовал систему денежного стимулирования работников, жёстко привязав результаты труда работника к его вознаграждению, и выступал за внедрение научных принципов организации труда принудительными методами. Организационно-технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах коллег и учеников Тейлора. В 40-х годах XX века возникли теории мотивации трудовой деятельности, основанные на человеческой психологии и опирающиеся на человеческий фактор. Сейчас существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, которые принято классифицировать следующим образом:
Их краткий обзор представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Теории мотивации
Теория |
Автор |
Основные положения |
Содержательные теории | ||
Классическая |
Тейлор, Ганнт, Форд |
Люди будут сильно
мотивированы, если их вознаграждение
непосредственно связано с |
Иерархия потребностей |
Маслоу |
На мотивацию к деятельности воздействуют потребности. Иерархия из пяти групп потребностей представлена в виде пирамиды, в основании которой – физиологические потребности, затем потребность в самосохранении и безопасности; потребность в любви и доброжелательности; потребность в уважении и самоутверждении; на вершине – потребность в самореализации. После того, как потребность удовлетворена, её мотивирующее действие прекращается. |
ERG |
Альдерфер |
Потребности расположены иерархически, движении по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно сверху вниз, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. |
Приобретенных потребностей |
МакКлелланд |
Потребности приобретаются
и развиваются под влиянием обучения
и жизненного опыта, при это рассматривается
взаимоотношение отдельных |
Двух факторов |
Херцберг |
Потребности делятся
на мотивирующие и гигиенические. Гигиенические
– размер оплаты, условия труда,
характер контроля – могут сделать
работника несчастным, но не способны
мотивировать его. Мотивирующие факторы
– это потребности более |
Человеческих отношений |
Лайкерт |
Руководитель – ключевой
фактор мотивации, он должен дать рабочим
почувствовать, что они являются
членами команды и |
Процессуальные теории | ||
Ожиданий и предпочтений |
Врум |
Человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей. Модель мотивации представляется следующим образом: Мотивация = (З-Р)*(Р-В)*валентность, где (З-Р) – ожидания по поводу соотношения между затраченными усилиями и полученными результатами, (Р-В) – ожидания определенного вознаграждения за достигнутые результаты, валентность (ценность вознаграждения) – предполагаемая степень удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения вознаграждения. Для эффективной мотивации необходимо установить твердое соотношение между результатом и вознаграждением. |
Справедливости |
Адамс |
Если человек считает свой труд недооцененным относительно вознаграждения других людей, выполняющих аналогичную работу, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. |
Комплексная |
Портер, Лоулер |
Модель мотивации Портера- |
Теории, основанные на отношении человека к труду | ||
«Х» и «Y» |
МакГрегор |
Выделяют два типа работников: «X» от природы ленив, не хочет работать, нести ответственность, не инициативен, его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения; «Y» - творческая личность, имеет естественную потребность в работе, стремится к ответственности; его нужно побуждать к работе. |
«Z» |
Оучи |
Каждый человек относится к типу «Z», т.е. в зависимости от сложившейся ситуации ведет себя как «X» или «Y» - соответственно выбирается и способ мотивации. |
Существует огромное количество мотивов, влияющих на поведение человека на рабочем месте и используемых в практике кадрового менеджмента (это и биологические, которые соотносятся с физиологическими потребностями, и социальные – самореализация, коллективизм, мотив состязательности, мотив достижений, мотив статуса, потребность во власти, потребность в одобрении и т.д.), однако подробное их рассмотрение не является необходимым для данной работы. Главное, что будет нас интересовать, - это внешнее воздействие на трудовую мотивацию работника со стороны руководства предприятия, внешнее побуждение работника к деятельности, направленной на достижение целей организации, то есть стимулирование труда. В понятие «стимул» заложен определенный дуализм, заключающийся в том, что с позиции руководства предприятия он является инструментом достижения целей предприятия, а с позиции работника – возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможностью их утраты (негативный стимул). Стимулирование труда является внешним вознаграждением и обеспечивается организацией (наряду с внутренним вознаграждением, которое даёт сама работа (это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения, общение с коллегами и т.д.)). Стимулы могут быть материальными и нематериальными.
Рисунок 1 - Формы стимулирования труда
Материальное стимулирование представлено в денежной форме (заработная плата, включая доплаты, надбавки, компенсации; льготные кредиты, ссуды и т.п.) и в натуральной, неденежной форме (такое стимулирование может быть функциональным - улучшение условий и организации труда - и социальным: медицинское обслуживание, страхование, транспорт, питание и т.д.). Материальное стимулирование является главным объектом данной работы и будет рассмотрено в главе 2. В понятии «нематериальное стимулирование» иногда выделяют следующие группы стимулов: социально-психологические (общественное признание, повышение статуса), творческие (самореализация, повышение квалификации), связанные с наличием свободного времени (гибкий график, дополнительный отпуск и проч.)1. Однако наиболее распространенной является другая классификация, представленная на рисунке 1. В соответствии с ней рассматривают:
- моральные поощрения общего действия (благодарность, почетная грамота, доска почета);
- целевые эталонные поощрения (например, звание «отличник качества»);
- целевые соревновательные
Участие в управлении организацией (совместная выработка и принятие решений, полное и своевременное информирование сотрудников) и совладение (участие в прибыли, капитале) объединяют в себе обе формы стимулирования – материальную и нематериальную.
Разработка системы
Для успешного достижения вышеперечисленных целей система стимулирования на предприятии должна базироваться на определенных принципах, а именно:
Информация о работе Формы и системы оплаты труда на предприятии