Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизмов организации оплаты труда в системе стимулирования работников современного предприятия, как инструмента повышения эффективности функционирования за счет привлечения, сохранения и более полной реализации трудового потенциала персонала. В рамках исследования этой проблемы решены следующие задачи: анализ сущности и структуры заработной платы в современных условиях; выявление основных особенностей государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации и государственных гарантий в сфере оплаты труда; обзор наиболее распространенных форм и систем оплаты труда, применяемых в практике российских компаний в совокупности с системами участия работников в прибылях и управлении организацией; иллюстрация проведенного исследования практическим на примере построения системы оценки и оплаты труда производственного предприятия.
Введение 3
1 Мотивация и система стимулирования работников современного предприятия 4
2 Материальное стимулирование персонала 9
2.1 Сущность и структура заработной платы 9
2.2 Государственное регулирование заработной платы в Российской Федерации 14
2.3 Формы и системы оплаты труда 18
2.3.1 Тарифные системы оплаты труда 18
2.3.2 Бестарифные и смешанные системы оплаты труда 31
2.4 Система участия работников в прибылях и партнерство 39
2.5 Социальный пакет 43
3 Пример построения системы заработной платы на производственном предприятии 48
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Единая государственная
Согласно Конвенции МОТ №131 и Рекомендации №135 уровень МРОТ должен устанавливаться, ориентируясь на выполнение следующих критериев: потребности работников и членов их семей, общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни - прожиточный минимум (ПМ), уровень жизни разных социальных групп, воздействие МРОТ на производительность труда и уровень занятости. Правильно определенный МРОТ, как показывает мировой опыт, улучшает социально-экономическую ситуацию: увеличение потребительского спроса стимулирует развитие производства (что, в свою очередь, стимулирует спрос на рабочую силу), уменьшается чрезмерная дифференциация доходов, снижается напряженность в обществе; кроме того, МРОТ повышает стимулирующую роль зарплаты4. К сожалению, минимальная заработная плата в России на протяжении всех пореформенных лет остается ниже прожиточного минимума (например, в 2000 г. её величина составляла лишь 8% ПМ), поскольку определенного соотношения ПМ и МРОТ российскими законами не предусмотрено. Ситуация стала несколько улучшаться в последние годы благодаря усилившемуся вниманию к вопросам повышения минимальной заработной платы со стороны законодательных органов власти. С 1 сентября 2007 г. МРОТ установлен в размере 2300 руб. (это уже порядка 50% ПМ), а регионам дано право устанавливать свой размер минимальной зарплаты при условии, что увеличение размера МРОТ в регионе будет одобрено и региональными властями, и работодателями, и профсоюзами. К дате вступления закона в силу только 14 регионов разработали проекты о собственном МРОТ, еще 16 регионов такие проекты разрабатывали. Установить минимальный размер оплаты труда выше федерального уровня готовы в Московской области, Санкт-Петербурге, Рязанской, Свердловской, Тульской, Новосибирской и других областях, а вот дотационные регионы, такие, как Калужская область, свой МРОТ принять не готовы5. Установление территориальных МРОТ являет собой механизм формирования региональных рынков труда, регулирования перемещения работников, привлечения их в районы, где существует спрос на рабочую силу, а также различия в условиях воспроизводства рабочей силы.
а) районные коэффициенты к заработной плате - нормативные показатели степени увеличения заработной платы в зависимости от местоположения предприятия, которые устанавливаются с учетом степени дискомфортности проживания. Диапазон районных коэффициентов колеблется от 1,15 до 2,0;
б) процентные надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые выплачиваются по истечении шести месяцев, а максимального размера достигают после пяти лет непрерывного стажа работы в этих районах. В зависимости от стажа работы и местности надбавки колеблются от 10 до 100% заработка;
в) коэффициенты за работу в пустынях и безводных местностях и за работу в условиях высокогорья, установленные в диапазоне от 1,0 до 2,0.
Перечень районов Крайнего Севера, работа в которых оплачивается с учетом районного коэффициента, и размеры районных коэффициентов приведены в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 г. N 670-9 и Департамента организации назначения и выплаты пенсий Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ от 9 июня 2003 г. N 25-23/5995.
В новых реалиях данные элементы постепенно теряют своё экономическое содержание, поскольку сегодняшние принципы районирования во многом не соответствуют рыночным условиям хозяйствования, потребительские цены на одни и те же товары по регионам страны существенно разнятся, а установленные коэффициенты не соответствуют их размерам6.
Общая модель регулирования заработной платы в рыночной экономике, выделяющая три подсистемы регулирования – государство, профсоюзы и рынок труда, фигурирует во многих учебниках по управлению персоналом (рисунок 3).
Рисунок 3 - Модель государственного регулирования заработной платы в рыночной экономике7
2.3 Формы и системы оплаты труда
Формы и системы заработной платы представляют собой способы установления зависимости величины заработной платы от количества и качества затраченного труда с помощью совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты труда. Основное их назначение — обеспечение правильного соотношения между мерой труда и мерой его оплаты, а также повышение заинтересованности рабочих в эффективном труде.
Выделяют следующие системы оплаты труда:
2.3.1 Тарифные системы оплаты труда
Тарифная система — совокупность норм и нормативов, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда исходя из различий в сложности выполняемых работ и условий труда, его интенсивности и характера.
Традиционная тарифная система состоит из следующих основных элементов:
Тарифно-квалификационные справочники предусматривают применение тарифных ставок первого разряда и тарифных сеток. Различают Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих производственных отраслей, квалификационный справочник должностей служащих бюджетной сферы. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) служит для определения разрядов работ и рабочих. В большинстве отраслей промышленности работы подразделяются на шесть разрядов, в некоторых отраслях — на восемь. С помощью ЕТКС решается наиболее трудная задача сопоставления (соизмерения) разнообразных видов работ по степени их сложности, а, следовательно, и по уровню квалификации. Тарификация рабочих, т. е. присвоение им в зависимости от уровня профессиональных знаний и трудовых навыков определенного разряда, осуществляется комиссией на основе действующего ЕТКС, который включает более 70 выпусков для профессий, общих во всех отраслях народного хозяйства, а также отраслевые выпуски и является обязательным для применения на государственных предприятиях и рекомендательным для предприятий других форм собственности.
Тарифные сетки по оплате труда — инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности для различных групп работников — включают количество разрядов и соответствующие им тарифные коэффициенты в абсолютном или относительном выражении. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы включает 18 разрядов, каждому из которых соответствует свой тарифный коэффициент по отношению к тарифной ставке 1-го разряда (таблица 2).
Таблица 2 - Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы
(с сентября 2007 г.)
Разряд |
Тарифный коэффициент |
Месячная тарифная ставка (руб.) |
1 |
1 |
1405 |
2 |
1,04 |
1461 |
3 |
1,09 |
1532 |
4 |
1,142 |
1605 |
5 |
1,268 |
1782 |
6 |
1,407 |
1977 |
7 |
1,546 |
2172 |
8 |
1,699 |
2388 |
9 |
1,866 |
2622 |
10 |
2,047 |
2877 |
11 |
2,242 |
3150 |
12 |
2,423 |
3405 |
13 |
2,618 |
3679 |
14 |
2,813 |
3953 |
15 |
3,036 |
4266 |
16 |
3,259 |
4579 |
17 |
3,51 |
4932 |
18 |
4,5 |
6323 |
Тарифная сетка строится таким образом, чтобы обеспечивать поразрядное нарастание тарифных коэффициентов как в абсолютном, так в относительном выражении. Соотношение между тарифными коэффициентами крайних разрядов называется диапазоном сетки. Приведенная выше единая тарифная сетка характеризуется диапазоном 1: 4,5. Величина тарифного коэффициента показывает, во сколько раз уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих), отнесенных к первому разряду. Предприятия могут самостоятельно разрабатывать заводские тарифные системы, основой которых является единая тарифная сетка для оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы (включая рабочих, служащих, специалистов и руководителей). В единой тарифной сетке профессии рабочих тарифицируются с 1-го по 8-й разряд, служащих, специалистов и руководителей — со 2-го по 18-й разряд.
Тарифная ставка — это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Она определяет уровень оплаты труда, так как заработок работника прежде всего зависит от размера тарифной ставки 1-го разряда, которая рассчитывается из установленного минимального размера оплаты труда и продолжительности рабочего времени. Тарифная ставка работника соответствующей квалификации (Тi) определяется по формуле:
Ti=T*Ki ,
где Т — тарифная ставка 1-го разряда; Кi - тарифный коэффициент i-го разряда.
Тарифная ставка 1-го разряда может быть часовой, дневной и месячной. Часовая и дневная тарифные ставки 1-го разряда устанавливаются, как правило, для рабочих-сдельщиков и повременщиков. Месячная тарифная ставка 1-го разряда устанавливается в настоящее время в Единой тарифной системе оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (ETC). Предприятия сами определяют тарифные ставки 1-го разряда и должностные оклады руководителей, специалистов и служащих. Месячная тарифная ставка 1-го разряда в соответствии с принципами разработки ETC не может быть ниже МРОТ, устанавливаемого в законодательном порядке.
Доплаты к тарифным ставкам и надбавки за отклонения от нормальных условий труда включают оплату за работу в сверхурочное время, праздничные дни, ночное время и т. п. На предприятиях применяют надбавки за высокое профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы на срок ее проведения, персональные надбавки, устанавливаемые по решению руководителя, и др. Размер стимулирующих доплат и надбавок определяется предприятием самостоятельно и включается в себестоимость продукции по статье «Затраты на оплату труда».
На предприятиях всех организационно-правовых форм могут использоваться любые элементы тарифной системы в произвольном порядке, кроме обязательных в соответствии с законодательством.
Основными формами тарифной системы оплаты труда являются повременная и сдельная. Основным различием между повременной и сдельной формами оплаты труда является лежащий в их основе способ учета затрат труда:
При повременной оплате труда заработная плата работника определяется в соответствии с его квалификацией и количеством отработанного рабочего времени. Такая оплата труда применяется, как правило, в тех случаях, когда труд работника невозможно нормировать или выполняемые работы не поддаются обоснованному учету. Повременно оплачивается труд руководящего и административно-хозяйственного персонала, дежурного персонала (слесари, сантехники, электрики), рабочих на ремонте и обслуживании машин и т.д. Работникам, труд которых оплачивается повременно, устанавливается:
Информация о работе Формы и системы оплаты труда на предприятии