Формы и системы оплаты труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизмов организации оплаты труда в системе стимулирования работников современного предприятия, как инструмента повышения эффективности функционирования за счет привлечения, сохранения и более полной реализации трудового потенциала персонала. В рамках исследования этой проблемы решены следующие задачи: анализ сущности и структуры заработной платы в современных условиях; выявление основных особенностей государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации и государственных гарантий в сфере оплаты труда; обзор наиболее распространенных форм и систем оплаты труда, применяемых в практике российских компаний в совокупности с системами участия работников в прибылях и управлении организацией; иллюстрация проведенного исследования практическим на примере построения системы оценки и оплаты труда производственного предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Мотивация и система стимулирования работников современного предприятия 4
2 Материальное стимулирование персонала 9
2.1 Сущность и структура заработной платы 9
2.2 Государственное регулирование заработной платы в Российской Федерации 14
2.3 Формы и системы оплаты труда 18
2.3.1 Тарифные системы оплаты труда 18
2.3.2 Бестарифные и смешанные системы оплаты труда 31
2.4 Система участия работников в прибылях и партнерство 39
2.5 Социальный пакет 43
3 Пример построения системы заработной платы на производственном предприятии 48
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

ПЕЧАТЬ.doc

— 677.00 Кб (Скачать документ)

Единая государственная политика в области оплаты труда включает:

  • рациональное определение минимального размера заработной платы (МРОТ);

Согласно Конвенции  МОТ №131 и Рекомендации №135 уровень  МРОТ должен устанавливаться, ориентируясь на выполнение следующих критериев: потребности работников и членов их семей, общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни - прожиточный минимум (ПМ), уровень жизни разных социальных групп, воздействие МРОТ на производительность труда и уровень занятости. Правильно определенный МРОТ, как показывает мировой опыт, улучшает социально-экономическую ситуацию: увеличение потребительского спроса стимулирует развитие производства (что, в свою очередь, стимулирует спрос на рабочую силу), уменьшается чрезмерная дифференциация доходов, снижается напряженность в обществе; кроме того, МРОТ повышает стимулирующую роль зарплаты4. К сожалению, минимальная заработная плата в России на протяжении всех пореформенных лет остается ниже прожиточного минимума (например, в 2000 г. её величина составляла лишь 8% ПМ), поскольку определенного соотношения ПМ и МРОТ российскими законами не предусмотрено. Ситуация стала несколько улучшаться в последние годы благодаря усилившемуся вниманию к вопросам повышения минимальной заработной платы со стороны законодательных органов власти. С 1 сентября 2007 г. МРОТ установлен в размере 2300 руб. (это уже порядка 50% ПМ), а регионам дано право устанавливать свой размер минимальной зарплаты при условии, что увеличение размера МРОТ в регионе будет одобрено и региональными властями, и работодателями, и профсоюзами. К дате вступления закона в силу только 14 регионов разработали проекты о собственном МРОТ, еще 16 регионов такие проекты разрабатывали. Установить минимальный размер оплаты труда выше федерального уровня готовы в Московской области, Санкт-Петербурге, Рязанской, Свердловской, Тульской, Новосибирской и других областях, а вот дотационные регионы, такие, как Калужская область, свой МРОТ принять не готовы5. Установление территориальных МРОТ являет собой механизм формирования региональных рынков труда, регулирования перемещения работников, привлечения их в районы, где существует спрос на рабочую силу, а также различия в условиях воспроизводства рабочей силы.

  • районное регулирование заработной платы:

а) районные коэффициенты к заработной плате - нормативные показатели степени увеличения заработной платы в зависимости от местоположения предприятия, которые устанавливаются с учетом степени дискомфортности проживания. Диапазон районных коэффициентов колеблется от 1,15 до 2,0;

б) процентные надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые выплачиваются по истечении шести месяцев, а максимального размера достигают после пяти лет непрерывного стажа работы в этих районах. В зависимости от стажа работы и местности надбавки колеблются от 10 до 100% заработка;

в) коэффициенты за работу в пустынях и безводных местностях и за работу в условиях высокогорья, установленные в диапазоне от 1,0 до 2,0.

Перечень районов Крайнего Севера, работа в которых оплачивается с  учетом районного коэффициента, и  размеры районных коэффициентов приведены в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 г. N 670-9 и Департамента организации назначения и выплаты пенсий Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ от 9 июня 2003 г. N 25-23/5995.

В новых реалиях данные элементы постепенно теряют своё экономическое содержание, поскольку сегодняшние принципы районирования во многом не соответствуют рыночным условиям хозяйствования, потребительские цены на одни и те же товары по регионам страны существенно разнятся, а установленные коэффициенты не соответствуют их размерам6.

  • определение прав и обязанностей различных органов по установлению конкретизации и применению условий оплаты труда (выработка положений о порядке начисления и сроках выплаты заработной платы, гарантийных выплат и др.);
  • установление тарифных ставок (в т.ч. единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы) и должностных окладов, порядка образования поощрительных фондов, основных принципов премирования, нормативов затрат труда, применение которых в совокупности обеспечивает единство в оплате всех видов труда;
  • обеспечение социальных гарантий работникам (пенсии, стипендии учащимся, оплачиваемый отпуск, выплаты за больничные листы и др.);
  • регулирование налогообложения заработной платы и других видов трудовых доходов (единый социальный налог (ЕСН), налог на доходы физических лиц (НДФЛ));
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя;
  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;
  • обеспечение соблюдения законодательства в сфере заработной платы;
  • индексация доходов и вкладов населения в связи с инфляцией;
  • повышение уровня реального содержания заработной платы.

Общая модель регулирования заработной платы в рыночной экономике, выделяющая три подсистемы регулирования – государство, профсоюзы и рынок труда, фигурирует во многих учебниках по управлению персоналом (рисунок 3).

Рисунок 3 - Модель государственного регулирования заработной платы в рыночной экономике7

 

 

2.3 Формы и системы оплаты труда

Формы и системы заработной платы  представляют собой способы установления зависимости величины заработной платы  от количества и качества затраченного труда с помощью совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты труда. Основное их назначение — обеспечение правильного соотношения между мерой труда и мерой его оплаты, а также повышение заинтересованности рабочих в эффективном труде.

Выделяют следующие системы оплаты труда:

    1. тарифные;
    2. бестарифные;
    3. смешанные.

 

2.3.1 Тарифные системы оплаты  труда

Тарифная система  — совокупность норм и нормативов, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда исходя из различий в сложности выполняемых работ и условий труда, его интенсивности и характера.

Традиционная тарифная система состоит из следующих основных элементов:

    • тарифно-квалификационные справочники,
    • тарифные сетки,
    • тарифные разряды и соответствующие им коэффициенты,
    • тарифные ставки,
    • районные коэффициенты к заработной плате,
    • доплаты к тарифным ставкам и надбавки за отклонения от нормальных условий труда.

Тарифно-квалификационные справочники предусматривают применение тарифных ставок первого разряда и тарифных сеток. Различают Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих производственных отраслей, квалификационный справочник должностей служащих бюджетной сферы. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) служит для определения разрядов работ и рабочих. В большинстве отраслей промышленности работы подразделяются на шесть разрядов, в некоторых отраслях — на восемь. С помощью ЕТКС решается наиболее трудная задача сопоставления (соизмерения) разнообразных видов работ по степени их сложности, а, следовательно, и по уровню квалификации. Тарификация рабочих, т. е. присвоение им в зависимости от уровня профессиональных знаний и трудовых навыков определенного разряда, осуществляется комиссией на основе действующего ЕТКС, который включает более 70 выпусков для профессий, общих во всех отраслях народного хозяйства, а также отраслевые выпуски и является обязательным для применения на государственных предприятиях и рекомендательным для предприятий других форм собственности.

Тарифные сетки по оплате труда — инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности для различных групп работников — включают количество разрядов и соответствующие им тарифные коэффициенты в абсолютном или относительном выражении. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы включает 18 разрядов, каждому из которых соответствует свой тарифный коэффициент по отношению к тарифной ставке 1-го разряда (таблица 2).

Таблица 2 - Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

(с сентября 2007 г.)

Разряд

Тарифный коэффициент

Месячная тарифная ставка (руб.)

1

1

1405

2

1,04

1461

3

1,09

1532

4

1,142

1605

5

1,268

1782

6

1,407

1977

7

1,546

2172

8

1,699

2388

9

1,866

2622

10

2,047

2877

11

2,242

3150

12

2,423

3405

13

2,618

3679

14

2,813

3953

15

3,036

4266

16

3,259

4579

17

3,51

4932

18

4,5

6323


Тарифная сетка строится таким  образом, чтобы обеспечивать поразрядное нарастание тарифных коэффициентов как в абсолютном, так в относительном выражении. Соотношение между тарифными коэффициентами крайних разрядов называется диапазоном сетки. Приведенная выше единая тарифная сетка характеризуется диапазоном 1: 4,5. Величина тарифного коэффициента показывает, во сколько раз уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих), отнесенных к первому разряду. Предприятия могут самостоятельно разрабатывать заводские тарифные системы, основой которых является единая тарифная сетка для оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы (включая рабочих, служащих, специалистов и руководителей). В единой тарифной сетке профессии рабочих тарифицируются с 1-го по 8-й разряд, служащих, специалистов и руководителей — со 2-го по 18-й разряд.

Тарифная ставка —  это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Она определяет уровень оплаты труда, так как заработок работника прежде всего зависит от размера тарифной ставки 1-го разряда, которая рассчитывается из установленного минимального размера оплаты труда и продолжительности рабочего времени. Тарифная ставка работника соответствующей квалификации (Тi) определяется по формуле:

Ti=T*Ki ,

где Т — тарифная ставка 1-го разряда; Кi - тарифный коэффициент i-го разряда.

Тарифная ставка 1-го разряда может быть часовой, дневной и месячной. Часовая и дневная тарифные ставки 1-го разряда устанавливаются, как правило, для рабочих-сдельщиков и повременщиков. Месячная тарифная ставка 1-го разряда устанавливается в настоящее время в Единой тарифной системе оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (ETC). Предприятия сами определяют тарифные ставки 1-го разряда и должностные оклады руководителей, специалистов и служащих. Месячная тарифная ставка 1-го разряда в соответствии с принципами разработки ETC не может быть ниже МРОТ, устанавливаемого в законодательном порядке.

Доплаты к тарифным ставкам и надбавки за отклонения от нормальных условий труда включают оплату за работу в сверхурочное время, праздничные дни, ночное время и т. п. На предприятиях применяют надбавки за высокое профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы на срок ее проведения, персональные надбавки, устанавливаемые по решению руководителя, и др. Размер стимулирующих доплат и надбавок определяется предприятием самостоятельно и включается в себестоимость продукции по статье «Затраты на оплату труда».

На предприятиях всех организационно-правовых форм могут использоваться любые элементы тарифной системы в произвольном порядке, кроме обязательных в соответствии с законодательством.

Основными формами тарифной системы  оплаты труда являются повременная и сдельная. Основным различием между повременной и сдельной формами оплаты труда является лежащий в их основе способ учета затрат труда:

  • при повременной — учет проработанного времени;
  • при сдельной — учет количества произведенной работником продукции надлежащего качества, либо учет количества выполненных работником операций.

При повременной оплате труда заработная плата работника определяется в соответствии с его квалификацией и количеством отработанного рабочего времени. Такая оплата труда применяется, как правило, в тех случаях, когда труд работника невозможно нормировать или выполняемые работы не поддаются обоснованному учету. Повременно оплачивается труд руководящего и административно-хозяйственного персонала, дежурного персонала (слесари, сантехники, электрики), рабочих на ремонте и обслуживании машин и т.д. Работникам, труд которых оплачивается повременно, устанавливается:

Информация о работе Формы и системы оплаты труда на предприятии