Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизмов организации оплаты труда в системе стимулирования работников современного предприятия, как инструмента повышения эффективности функционирования за счет привлечения, сохранения и более полной реализации трудового потенциала персонала. В рамках исследования этой проблемы решены следующие задачи: анализ сущности и структуры заработной платы в современных условиях; выявление основных особенностей государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации и государственных гарантий в сфере оплаты труда; обзор наиболее распространенных форм и систем оплаты труда, применяемых в практике российских компаний в совокупности с системами участия работников в прибылях и управлении организацией; иллюстрация проведенного исследования практическим на примере построения системы оценки и оплаты труда производственного предприятия.
Введение 3
1 Мотивация и система стимулирования работников современного предприятия 4
2 Материальное стимулирование персонала 9
2.1 Сущность и структура заработной платы 9
2.2 Государственное регулирование заработной платы в Российской Федерации 14
2.3 Формы и системы оплаты труда 18
2.3.1 Тарифные системы оплаты труда 18
2.3.2 Бестарифные и смешанные системы оплаты труда 31
2.4 Система участия работников в прибылях и партнерство 39
2.5 Социальный пакет 43
3 Пример построения системы заработной платы на производственном предприятии 48
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Наиболее распространенными на практике элементами социального пакета являются:
Накопительное пенсионное страхование на основе принципа отложенной зарплаты обеспечивает финансовую защиту сотрудника в будущем. К таким страховым продуктам относятся: пожизненная пенсия, выплаты которой производятся при достижении государственных пенсионных оснований, и пенсия на срок, выплаты которой производятся с любого возраста либо единовременно, либо в течение определенного срока. Для ряда наиболее востребованных профессий очень привлекательной является страховая программа «На пенсию в 50 лет», по условиям которой выплаты производятся до наступления возраста государственных пенсионных оснований, поскольку, с точки зрения законодательства, стресс во многих профессиональных сферах не расценивается как вредный фактор20.
Страховые программы обеспечивают финансовую защиту работника и его семьи как в настоящем, так и в будущем, что делает их очень важным инструментом привлечения и долгосрочного удержания персонала, т.к. для получения страховых выплат необходимо выполнить ряд условий.
В западных странах основной стоимостной объем социального пакета – до 50% - приходится именно на различные виды страхования, в России же вследствие неразвитости института социального пакета доля страхования даже выше – до 75%, поскольку именно с этого и начинают многие предприятия21.
Что же обычно входит в социальный пакет на предприятии? В таблице 5 приведены данные исследования Romir Monitoring (апрель, 2007):
Таблица 5 - «Из чего состоит социальный пакет вашей компании?»22
Услуга |
% |
Добровольное медицинское страхование |
70 |
100% оплата больничного
листа и отпуска по |
63 |
Профессиональное обучение |
39 |
Полная оплата декретного отпуска |
38 |
Оплата мобильной связи |
34 |
Оплата питания |
25 |
Предоставление ссуд сотрудникам |
23 |
Оплата транспорта |
20 |
Добровольное медицинское страхование для родственников и детей сотрудников |
10 |
Оплата туристических путевок |
9 |
Оплата охраняемой автостоянки |
7 |
По данным январского исследования (2008 г.) компании Begin Group, 93% российских компаний имеют собственные социальные программы, при этом 49% собираются их расширять. Самой популярной статьей социального пакета сегодня остаются программы медицинского страхования, причем если в 2004 г. ими пользовалось лишь 38% опрошенных организаций, то в 2006 – 69% и еще 21% компаний рассматривали возможность внедрения страховых программ в ближайшие два года. Кроме того, 29% компаний собираются расширить свой пакет за счет введения льготного питания, 16% – программ корпоративного спорта, 13% – льготного кредитования и 7% – совершенствования собственных пенсионных программ23.
Что же касается работников, согласно общероссийскому онлайн-опросу, проведенному в конце апреля нынешнего года холдингом Romir Monitoring, специализирующимся на исследованиях различных рынков и сфер жизни общества, три четверти респондентов (более чем из тысячи) считают важным наличие социального пакета при устройстве на работу. При этом большинство респондентов (81%) заботит наличие программ медицинского страхования, 54% интересуются компенсацией оплаты питания и мобильной связи на работе, 51% – оплатой транспорта, 50% – предоставлением денежных ссуд, 27% – медицинским страхованием для членов семьи, 24% – скидками на абонементы в спортклубы, 20% – оплатой туристических путевок и 17% – оплатой охраняемой автостоянки. Согласно опросу, чаще других наличие социального пакета заботит квалифицированных специалистов с высшим образованием (78%), россиян с доходом от 10 000 до 25 000 руб. (74%)24.
В настоящее время HR-специалисты в вопросе наполнения социального пакета выделяют две основные стратегии: стандартизация и индивидуализация25. С одной стороны, эффективным социальный пакет становится тогда, когда он способствует унификации возможностей сотрудников, приводит к равенству возможностей роста и обучения – это минимизирует социальное неравенство внутри компании. Однако даже сторонники универсализации социального пакета склоняются к необходимости наличия в нём «гибких» и взаимозаменяемых по желанию сотрудника элементов (принцип «кафетерия»). Задача службы по управлению персоналом – разработать такую систему, которая позволит внедрить единый стандарт подхода к социальному пакету, поднять уровень предоставляемых персоналу услуг и одновременно адаптировать социальный пакет для каждого сотрудника (разные группы сотрудников имеют разные предпочтения: например, для молодежи важнее жилье и обучение, для лиц старшего возраста – пенсионные программы и медицинское страхование). Кроме того, часть элементов социального пакета может быть постоянной, а некоторые составляющие можно оценить в баллах, установить градации в зависимости от занимаемой должности и дать сотрудникам возможность выбрать необходимые элементы в пределах своего лимита баллов. Такие дополнительные опции социального пакета могут стать мощным мотивирующим средством в продвижении сотрудников по карьерной лестнице. Система компенсаций должна быть понятной и удобной, необходимо ознакомить весь персонал с ней и доступными для него возможностями, а после регулярно проводить опросы среди сотрудников, заниматься мониторингом их потребностей – при грамотном подходе социальный пакет способен помочь в привлечении и удержании квалифицированных кадров, обеспечении долгосрочной мотивации (тенденцию перехода от денежной мотивации к не денежным её видам вряд ли кто-то решится оспаривать), лояльности и повышении продуктивности работы персонала.
3 Пример построения системы заработной платы на производственном предприятии
В качестве примера системы заработной платы на предприятии мне хотелось бы рассмотреть возможный вариант системы грейдов, поскольку она является ясной и прозрачной методикой, позволяющей определять взаимосвязь возможного уровня дохода работника на определенной должности с относительной ценностью данной позиции среди всех существующих в компании, учитывающей ситуацию на рынке труда и набирающей всё большую популярность в российской практике.
Пусть в компании в составе шести подразделений (производственный отдел, бухгалтерский отдел, юридический отдел, маркетинговый отдел, HR-отдел, администрация) работают 240 человек. При внедрении системы грейдов необходимо определить требования к должностям и выявить основные факторы оценки:
Таблица 6 - Ключевые факторы оценки должностей
Уровни фактора |
Описание фактора |
Фактор 1. Управление сотрудниками | |
A |
Отсутствуют подчиненные, т. е. нет необходимости управлять сотрудниками |
B |
Отсутствуют прямые подчиненные,
периодическая координация |
C |
Координация действий рабочей группы (2–3 человека) |
D |
Управление группой подчиненных для регулярного выполнения функциональных задач |
E |
Управление подразделением: влияние, контроль, постановка задач, мотивация и лидерство. Необходимость как вертикальных, так и горизонтальных взаимодействий |
F |
Руководство группой подразделений, преимущественно вертикальные властные взаимодействия |
Фактор 2. Ответственность | |
A |
Ответственность только за свою работу, ответственность за финансовый результат своей деятельности отсутствует |
B |
Ответственность за финансовые результаты отдельных действий под контролем непосредственного руководителя |
C |
Ответственность за финансовые результаты регулярных действий в рамках функциональных обязанностей |
D |
Выработка решений, влияющих на финансовый результат рабочей группы или подразделения, согласование решений с непосредственным руководителем |
E |
Полная ответственность за финансовые результаты работы подразделения, за материальные ценности, организационные расходы в рамках бюджета подразделения |
F |
Полная ответственность за финансовые и иные результаты целого направления работ (группы подразделений) |
Фактор 3. Самостоятельность в работе | |
A |
Отсутствует необходимость в принятии самостоятельных решений, следует определенным инструкциям, полномочия ограничены, имеется постоянный контроль |
B |
Принимаются стандартные
решения под контролем руководи |
C |
Цели определены руководством, планирование и организация работы проводится самостоятельно, самостоятельная подготовка решений, решения принимаются руководством |
D |
Формулируются только общие цели, работником проводится самостоятельная разработка методов и средств достижения целей (исходя из политики организации) |
E |
Работник находится практически под самоконтролем, самостоятельно устанавливает цели и задачи, следуя стратегии организации |
F |
Разработка общей политики действий группы подразделений, участие в разработке стратегии компании |
Фактор 4. Опыт работы | |
A |
Опыт работы не требуется |
B |
Необходим опыт работы, не обязательно в данной области |
C |
Требуется специальный опыт работы в данной области от 1 до 2-х лет |
D |
Требуется большой опыт работы в данной области (от 3-х лет) |
E |
Требуется серьезный опыт работы не только в данной области, но и в смежных областях |
F |
Кроме профессионального опыта, необходим значительный опыт практического управления большим количеством сотрудников |
Фактор 5. Уровень специальных знаний (квалификация) | |
A |
Достаточно среднего образования, специальных знаний не требуется |
B |
Необходимо высшее образование, не обязательно профильное, наличие базового уровня владения специальными методиками и технологиями |
C |
Высшее профильное образование желательно, свободное владение специальными методиками и технологиями |
D |
Высшее профильное образование,
требуются углубленные |
E |
Высшее профильное образование, специальные знания в области разработок, необходимость ученой степени |
F |
Высшее профильное образование и дополнительное в области управления организацией и персоналом |
Фактор 6. Уровень контактов | |
Окончание таблицы 6 | |
A |
Общение на обычном уровне, практически отсутствуют контакты с клиентами и внешними организациями |
B |
Периодические контакты
с клиентами и внешними организациями
под контролем |
C |
Регулярные внешние и внутренние контакты, внешние контакты на уровне исполнителей входят в функциональные обязанности |
D |
Постоянные контакты с руководителями среднего уровня внешних организаций |
E |
Внешние контакты на высоком должностном уровне, требующие проведения сложных переговоров, видения стратегии и политики организации. Требуются высокопрофессиональные навыки делового общения |
F |
Контакты на уровне высших
должностных лиц внешних |
Фактор 7. Сложность работы | |
A |
Однообразная работа, постоянное выполнение единичных операций |
B |
Работа больше разнообразная, чем однообразная, выполнение нескольких функций, не требующих особых усилий |
C |
Разнообразная работа, требующая
использования элементов |
D |
Работа требует детального анализа, выбора способов решения разных проблем, координации со смежными подразделениями |
E |
Работа, связанная с творческим подходом к поиску и системному анализу информации, с вычленением, постановкой и формулировкой проблем, разработкой путей решения проблем |
F |
Работа, связанная со стратегическим видением развития направления работ, интеграция подходов к решению проблем разных подразделений |
Фактор 8. Цена ошибки | |
A |
Ошибки влияют на собственную работу и на работу сотрудников в рамках рабочей группы |
B |
Ошибки приводят к сбоям в работе сотрудников в рамках всего подразделения |
C |
Ошибки могут привести к финансовым потерям в масштабе подразделения |
D |
Ошибки могут привести к финансовым потерям в достаточно крупных размерах |
E |
Ошибка может привести не только к крупным убыткам, но и нарушить работу ряда подразделений |
F |
Ошибки могут привести к финансовым потерям в масштабе всей компании |
Затем необходимо оценить по выявленным факторам каждую должность и рассчитать количество баллов для каждой должности.
Таблица 7 - Расчет количества баллов для должности руководителя HR-отдела
Фактор оценки |
Уровень соответствия фактору оценки |
Значимость фактора (по 5-балльной шкале) |
Итоговый балл | |||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
|||
1. Управление сотрудниками |
6 |
5 |
30 | |||||
2. Ответственность |
5 |
5 |
25 | |||||
3. Самостоятельность |
5 |
3 |
15 | |||||
4. Опыт работы |
3 |
3 |
9 | |||||
5. Уровень специальных знаний |
5 |
4 |
20 | |||||
6. Уровень контактов |
6 |
5 |
30 | |||||
7. Сложность работы |
4 |
3 |
12 | |||||
8. Цена ошибки |
5 |
5 |
25 | |||||
Суммарный балл |
166 |
Аналогично оцениваются другие должности, после чего они распределяются по уровням системы грейдов, и для каждой позиции с учетом внутрикорпоративной политики, финансового положения и потенциала компании, анализа среднерыночной заработной платы26 аналогичных работников устанавливается должностной оклад:
Таблица 8 - Таблица грейдов оценки должностей
№ грейда |
Количество баллов |
Подразделение |
Должность |
Категория персонала |
Базовый оклад |
Обычная премия (% к окладу) |
Повышенная премия (% к окладу) |
Специальная премия (% от результата внедрения предложения) |
1 |
8-25 |
Производство |
Уборщик |
Обслуживающий |
3500 |
10 |
15 |
1,5 |
Охранник |
5500 | |||||||
2 |
26-45 |
Администрация |
Секретарь |
Служащие |
8000 |
15 |
20 |
1,5 |
3 |
46-65 |
Производство |
Рабочий |
Рабочие |
11000 |
30 |
35 |
2 |
4 |
66-80 |
Бухгалтерия |
Бухгалтер-экономист |
Специалисты |
13000 |
20 |
30 |
2 |
Окончание таблицы 8 | ||||||||
Производство |
Мастер |
Рабочие |
16000 |
35 |
40 |
2,5 | ||
5 |
81-100 |
HR-отдел |
Менеджер по персоналу |
Специалисты |
17000 |
20 |
30 |
2,5 |
Юридический отдел |
Юрист |
Специалисты |
17000 | |||||
Маркетинговый отдел |
Аналитик |
Специалисты |
19000 | |||||
6 |
101-135 |
Производство |
Главный инженер |
Специалисты |
20500 |
40 |
45 |
3 |
7 |
136-170 |
HR-отдел |
Руководитель HR-отдела |
Управленческий |
21500 |
30 |
35 |
3,5 |
Бухгалтерия |
Главный бухгалтер |
Управленческий |
24000 | |||||
Маркетинговый отдел |
Начальник маркетингового отдела |
Управленческий |
26000 |
40 | ||||
8 |
171-190 |
Администрация |
Директор по стратегическим проектам |
Управленческий |
31500 |
40 |
50 |
4 |
Финансовый директор |
Управленческий |
36000 | ||||||
9 |
191-240 |
Администрация |
Генеральный директор |
Управленческий |
50000 |
40 |
50 |
4,5 |
Информация о работе Формы и системы оплаты труда на предприятии