Формы и системы оплаты труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизмов организации оплаты труда в системе стимулирования работников современного предприятия, как инструмента повышения эффективности функционирования за счет привлечения, сохранения и более полной реализации трудового потенциала персонала. В рамках исследования этой проблемы решены следующие задачи: анализ сущности и структуры заработной платы в современных условиях; выявление основных особенностей государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации и государственных гарантий в сфере оплаты труда; обзор наиболее распространенных форм и систем оплаты труда, применяемых в практике российских компаний в совокупности с системами участия работников в прибылях и управлении организацией; иллюстрация проведенного исследования практическим на примере построения системы оценки и оплаты труда производственного предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Мотивация и система стимулирования работников современного предприятия 4
2 Материальное стимулирование персонала 9
2.1 Сущность и структура заработной платы 9
2.2 Государственное регулирование заработной платы в Российской Федерации 14
2.3 Формы и системы оплаты труда 18
2.3.1 Тарифные системы оплаты труда 18
2.3.2 Бестарифные и смешанные системы оплаты труда 31
2.4 Система участия работников в прибылях и партнерство 39
2.5 Социальный пакет 43
3 Пример построения системы заработной платы на производственном предприятии 48
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

ПЕЧАТЬ.doc

— 677.00 Кб (Скачать документ)

Наиболее распространенными на практике элементами социального пакета являются:

    1. Страхование:
  • добровольное медицинское страхование для работника и членов его семьи;
  • страхование от несчастного случая (используется преимущественно в качестве финансовой защиты от производственного и бытового травматизма);
  • страхование жизни по риску «смерть по любой причине» - серьёзная финансовая защита для семьи работника, обеспечивающая возможность адаптации при наступлении такого события (представляет большую ценность как для работника, в полной мере несущего ответственность за содержание своей семьи, так и для компании, желающей иметь имидж социально-ответственного работодателя);
  • страхование имущества;
  • накопительное пенсионное страхование.

Накопительное пенсионное страхование  на основе принципа отложенной зарплаты обеспечивает финансовую защиту сотрудника в будущем. К таким страховым  продуктам относятся: пожизненная пенсия, выплаты которой производятся при достижении государственных пенсионных оснований, и пенсия на срок, выплаты которой производятся с любого возраста либо единовременно, либо в течение определенного срока. Для ряда наиболее востребованных профессий очень привлекательной является страховая программа «На пенсию в 50 лет», по условиям которой выплаты производятся до наступления возраста государственных пенсионных оснований, поскольку, с точки зрения законодательства, стресс во многих профессиональных сферах не расценивается как вредный фактор20.

Страховые программы обеспечивают финансовую защиту работника и его семьи как в настоящем, так и в будущем, что делает их очень важным инструментом привлечения и долгосрочного удержания персонала, т.к. для получения страховых выплат необходимо выполнить ряд условий.

В западных странах основной стоимостной объем социального пакета – до 50% - приходится именно на различные виды страхования, в России же вследствие неразвитости института социального пакета доля страхования даже выше – до 75%, поскольку именно с этого и начинают многие предприятия21.

  1. Обучение (повышение квалификации, участие в профильных семинарах и тренингах, языковые курсы, зарубежные стажировки, содействие получению дополнительного образования).
  2. Предоставление ссуд сотрудникам (займы у предприятия).
  3. Предоставление лимитированных льготных потребительских кредитов на приобретение товаров (например, автомобилей).
  4. Предоставление и оплата жилья, участие в программе по обеспечению жильем (льготное кредитование за счет компании).
  5. Возможность открытия в банке депозитных и расчетных счетов на специальных условиях.
  6. Медицинское обслуживание, оплата посещения специализированных клиник, бассейнов, салонов красоты.
  7. Предоставление льготных туристических путевок, обеспечение санаторно-курортного лечения.
  8. Организация корпоративных праздников.
  9. Программы поддержки личных интересов — спорт, хобби, увлечения и др. (полностью или частично за счет компании).
  10. Оплата проезда к месту работы (служебный или общественный транспорт, возмещение расходов на бензин), охраняемой автостоянки.
  11. Организация и оплата питания на рабочем месте.
  12. Оплата доступа в Интернет, мобильной связи, специальные корпоративные тарифы.
  13. Единовременные выплаты в связи с рождением детей, поиск и оплата няни.
  14. Предоставление мест в детских садах и учебных заведениях детям или внукам работников, оплата образования.

Что же обычно входит в социальный пакет на предприятии? В таблице 5 приведены данные исследования Romir Monitoring (апрель, 2007):

Таблица 5 - «Из чего состоит социальный пакет вашей компании?»22

Услуга

%

Добровольное медицинское страхование

70

100% оплата больничного  листа и отпуска по беременности  и родам

63

Профессиональное обучение

39

Полная оплата декретного отпуска

38

Оплата мобильной связи

34

Оплата питания

25

Предоставление ссуд сотрудникам

23

Оплата транспорта

20

Добровольное медицинское  страхование для родственников  и детей сотрудников

10

Оплата туристических  путевок

9

Оплата охраняемой автостоянки

7


По данным январского исследования (2008 г.) компании Begin Group, 93% российских компаний имеют собственные социальные программы, при этом 49% собираются их расширять. Самой популярной статьей социального пакета сегодня остаются программы медицинского страхования, причем если в 2004 г. ими пользовалось лишь 38% опрошенных организаций, то в 2006 – 69% и еще 21% компаний рассматривали возможность внедрения страховых программ в ближайшие два года. Кроме того, 29% компаний собираются расширить свой пакет за счет введения льготного питания, 16% – программ корпоративного спорта, 13% – льготного кредитования и 7% – совершенствования собственных пенсионных программ23.

Что же касается работников, согласно общероссийскому онлайн-опросу, проведенному в конце апреля нынешнего года холдингом Romir Monitoring, специализирующимся на исследованиях различных рынков и сфер жизни общества, три четверти респондентов (более чем из тысячи) считают важным наличие социального пакета при устройстве на работу. При этом большинство респондентов (81%) заботит наличие программ медицинского страхования, 54% интересуются компенсацией оплаты питания и мобильной связи на работе, 51% – оплатой транспорта, 50% – предоставлением денежных ссуд, 27% – медицинским страхованием для членов семьи, 24% – скидками на абонементы в спортклубы, 20% – оплатой туристических путевок и 17% – оплатой охраняемой автостоянки. Согласно опросу, чаще других наличие социального пакета заботит квалифицированных специалистов с высшим образованием (78%), россиян с доходом от 10 000 до 25 000 руб. (74%)24.

В настоящее время HR-специалисты в вопросе наполнения социального пакета выделяют две основные стратегии: стандартизация и индивидуализация25. С одной стороны, эффективным социальный пакет становится тогда, когда он способствует унификации возможностей сотрудников, приводит к равенству возможностей роста и обучения – это минимизирует социальное неравенство внутри компании. Однако даже сторонники универсализации социального пакета склоняются к необходимости наличия в нём «гибких» и взаимозаменяемых по желанию сотрудника элементов (принцип «кафетерия»). Задача службы по управлению персоналом – разработать такую систему, которая позволит внедрить единый стандарт подхода к социальному пакету, поднять уровень предоставляемых персоналу услуг и одновременно адаптировать социальный пакет для каждого сотрудника (разные группы сотрудников имеют разные предпочтения: например, для молодежи важнее жилье и обучение, для лиц старшего возраста – пенсионные программы и медицинское страхование). Кроме того, часть элементов социального пакета может быть постоянной, а некоторые составляющие можно оценить в баллах, установить градации в зависимости от занимаемой должности и дать сотрудникам возможность выбрать необходимые элементы в пределах своего лимита баллов. Такие дополнительные опции социального пакета могут стать мощным мотивирующим средством в продвижении сотрудников по карьерной лестнице. Система компенсаций должна быть понятной и удобной, необходимо ознакомить весь персонал с ней и доступными для него возможностями, а после регулярно проводить опросы среди сотрудников, заниматься мониторингом их потребностей – при грамотном подходе социальный пакет способен помочь в привлечении и удержании квалифицированных кадров, обеспечении долгосрочной мотивации (тенденцию перехода от денежной мотивации к не денежным её видам вряд ли кто-то решится оспаривать), лояльности и повышении продуктивности работы персонала.

3 Пример построения системы заработной платы на производственном предприятии

В качестве примера системы заработной платы на предприятии мне хотелось бы рассмотреть возможный вариант  системы грейдов, поскольку она является ясной и прозрачной методикой, позволяющей определять взаимосвязь возможного уровня дохода работника на определенной должности с относительной ценностью данной позиции среди всех существующих в компании, учитывающей ситуацию на рынке труда и набирающей всё большую популярность в российской практике.

Пусть в компании в составе шести подразделений (производственный отдел, бухгалтерский отдел, юридический отдел, маркетинговый отдел, HR-отдел, администрация) работают 240 человек. При внедрении системы грейдов необходимо определить требования  к должностям и выявить основные факторы оценки:

Таблица 6 - Ключевые факторы оценки должностей

Уровни фактора

Описание фактора

Фактор 1. Управление сотрудниками

A

Отсутствуют подчиненные, т. е. нет необходимости управлять сотрудниками

B

Отсутствуют прямые подчиненные, периодическая координация работ  других сотрудников в рамках поставленной задачи

C

Координация действий рабочей  группы (2–3 человека)

D

Управление группой  подчиненных для регулярного выполнения функциональных задач

E

Управление подразделением: влияние, контроль, постановка задач, мотивация  и лидерство. Необходимость как  вертикальных, так и горизонтальных взаимодействий

F

Руководство группой  подразделений, преимущественно вертикальные властные взаимодействия

Фактор 2. Ответственность

A

Ответственность только за свою работу, ответственность за финансовый результат своей деятельности отсутствует

B

Ответственность за финансовые результаты отдельных действий под  контролем непосредственного руководителя

C

Ответственность за финансовые результаты регулярных действий в рамках функциональных обязанностей

D

Выработка решений, влияющих на финансовый результат рабочей  группы или подразделения, согласование решений с непосредственным руководителем

E

Полная ответственность  за финансовые результаты работы подразделения, за материальные ценности, организационные  расходы в рамках бюджета подразделения

F

Полная ответственность  за финансовые и иные результаты целого направления работ (группы подразделений)

Фактор 3. Самостоятельность в работе

A

Отсутствует необходимость  в принятии самостоятельных решений, следует определенным инструкциям, полномочия ограничены, имеется постоянный контроль

B

Принимаются стандартные  решения под контролем руководителя, нестандартные ситуации решаются начальником

C

Цели определены руководством, планирование и организация работы проводится самостоятельно, самостоятельная  подготовка решений, решения принимаются  руководством

D

Формулируются только общие  цели, работником проводится самостоятельная разработка методов и средств достижения целей (исходя из политики организации)

E

Работник находится  практически под самоконтролем, самостоятельно устанавливает цели и задачи, следуя стратегии организации

F

Разработка общей политики действий группы подразделений, участие в разработке стратегии компании

Фактор 4. Опыт работы

A

Опыт работы не требуется

B

Необходим опыт работы, не обязательно в данной области

C

Требуется специальный  опыт работы в данной области от 1 до 2-х лет

D

Требуется большой опыт работы в данной области (от 3-х лет)

E

Требуется серьезный  опыт работы не только в данной области, но и в смежных областях

F

Кроме профессионального  опыта, необходим значительный опыт практического управления большим  количеством сотрудников

Фактор 5. Уровень специальных знаний (квалификация)

A

Достаточно среднего образования, специальных знаний не требуется

B

Необходимо высшее образование, не обязательно профильное, наличие  базового уровня владения специальными методиками и технологиями

C

Высшее профильное образование  желательно, свободное владение специальными методиками и технологиями

D

Высшее профильное образование, требуются углубленные специальные  знания и базовые в смежных  областях

E

Высшее профильное образование, специальные знания в области разработок, необходимость ученой степени

F

Высшее профильное образование  и дополнительное в области управления организацией и персоналом

Фактор 6. Уровень контактов

Окончание таблицы 6

A

Общение на обычном уровне, практически отсутствуют контакты с клиентами и внешними организациями

B

Периодические контакты с клиентами и внешними организациями  под контролем непосредственного  руководителя

C

Регулярные внешние  и внутренние контакты, внешние контакты на уровне исполнителей входят в функциональные обязанности

D

Постоянные контакты с руководителями среднего уровня внешних  организаций

E

Внешние контакты на высоком  должностном уровне, требующие проведения сложных переговоров, видения стратегии  и политики организации. Требуются  высокопрофессиональные навыки делового общения

F

Контакты на уровне высших должностных лиц внешних организаций, наиболее важных и крупных клиентов или партнеров

Фактор 7. Сложность работы

A

Однообразная работа, постоянное выполнение единичных операций

B

Работа больше разнообразная, чем однообразная, выполнение нескольких функций, не требующих особых усилий

C

Разнообразная работа, требующая  использования элементов анализа, логических рассуждений и выбора путей решения поставленных задач

D

Работа требует детального анализа, выбора способов решения разных проблем, координации со смежными подразделениями

E

Работа, связанная с  творческим подходом к поиску и системному анализу информации, с вычленением, постановкой и формулировкой  проблем, разработкой путей решения проблем

F

Работа, связанная со стратегическим видением развития направления  работ, интеграция подходов к решению  проблем разных подразделений

Фактор 8. Цена ошибки

A

Ошибки влияют на собственную  работу и на работу сотрудников в  рамках рабочей группы

B

Ошибки приводят к  сбоям в работе сотрудников в  рамках всего подразделения

C

Ошибки могут привести к финансовым потерям в масштабе подразделения

D

Ошибки могут привести к финансовым потерям в достаточно крупных размерах

E

Ошибка может привести не только к крупным убыткам, но и нарушить работу ряда подразделений

F

Ошибки могут привести к финансовым потерям в масштабе всей компании


Затем необходимо оценить по выявленным факторам каждую должность и рассчитать количество баллов для каждой должности.

Таблица 7 - Расчет количества баллов для должности руководителя HR-отдела

Фактор оценки

Уровень соответствия фактору  оценки

Значимость фактора (по 5-балльной шкале)

Итоговый балл

 

A

B

C

D

E

F

   

1. Управление сотрудниками

         

6

5

30

2. Ответственность

       

5

 

5

25

3. Самостоятельность

       

5

 

3

15

4. Опыт работы

   

3

     

3

9

5. Уровень специальных  знаний

       

5

 

4

20

6. Уровень контактов

         

6

5

30

7. Сложность работы

     

4

   

3

12

8. Цена ошибки

       

5

 

5

25

Суммарный балл

166


Аналогично оцениваются другие должности, после чего они распределяются по уровням системы грейдов, и для каждой позиции с учетом внутрикорпоративной политики, финансового положения и потенциала компании, анализа среднерыночной заработной платы26 аналогичных работников устанавливается должностной оклад:

Таблица 8 - Таблица грейдов оценки должностей

№ грейда

Количество баллов

Подразделение

Должность

Категория персонала

Базовый оклад

Обычная премия (% к окладу)

Повышенная премия

(% к окладу)

Специальная премия (% от результата внедрения предложения)

1

8-25

Производство

Уборщик

Обслуживающий

3500

10

15

1,5

Охранник

5500

2

26-45

Администрация

Секретарь

Служащие

8000

15

20

1,5

3

46-65

Производство

Рабочий

Рабочие

11000

30

35

2

4

66-80

Бухгалтерия

Бухгалтер-экономист

Специалисты

13000

20

30

2

Окончание таблицы 8

   

Производство

Мастер

Рабочие

16000

35

40

2,5

5

81-100

HR-отдел

Менеджер по персоналу

Специалисты

17000

20

30

2,5

Юридический отдел

Юрист

Специалисты

17000

Маркетинговый отдел

Аналитик

Специалисты

19000

6

101-135

Производство

Главный инженер

Специалисты

20500

40

45

3

7

136-170

HR-отдел

Руководитель HR-отдела

Управленческий

21500

30

35

3,5

Бухгалтерия

Главный бухгалтер

Управленческий

24000

Маркетинговый отдел

Начальник маркетингового отдела

Управленческий

26000

40

8

171-190

Администрация

Директор по стратегическим проектам

Управленческий

31500

40

50

4

Финансовый директор

Управленческий

36000

9

191-240

Администрация

Генеральный директор

Управленческий

50000

40

50

4,5

Информация о работе Формы и системы оплаты труда на предприятии