Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основные вопросы качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
В первой главе:
- определить понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции предприятия;
Введение…………………………………………………………………………..2
1 глава. Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия………………….4
1.2 Конкурентоспособность продукции предприятия……………...…………..8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия………12
1.4 Политика предприятия в области качества и пути повышения конкурентоспособности……………………………………………………..…..20
2 глава. Качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях
2.1 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации………………………………………………………………………..25
2.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности в условиях рыночных отношений на российских предприятиях………………………….43
2.3 Возможные последствия вступления России в ВТО……………………….54
2.4 Зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии)…………60
Заключение……………………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 глава. Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия………………….4
1.2 Конкурентоспособность продукции предприятия……………...…………..8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия………12
1.4 Политика
предприятия в области качества и пути
повышения конкурентоспособности………………………
2 глава. Качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях
2.1 Понятие
стандартов и стандартизации. Система
стандартов в Российской Федерации………………………………………………………
2.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности в условиях рыночных отношений на российских предприятиях………………………….43
2.3 Возможные последствия вступления России в ВТО……………………….54
2.4 Зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии)…………60
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Тема данной курсовой работы является крайне актуальной в современных условиях обострения конкуренции, превращения ее в глобальную основу выживания и успеха предприятия; тема является основой устойчивого положения предприятия на рынке. При этом конкурентоспособность любого предприятия, независимо от размеров, формы собственности и других особенностей, зависит в первую очередь от качества продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т.е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя.
Эти
обстоятельства приводят к закономерному
росту роли системы качества предприятия
как универсального инструмента
повышения
Объектом работы является продукция предприятий, а предметом – качество и конкурентоспособность этой продукции.
Цель курсовой работы – рассмотреть основные вопросы качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
В первой главе:
- определить понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции предприятия;
- рассмотреть основные методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия;
- выделить основные направления политики предприятия в области качества и проанализировать пути повышения конкурентоспособности.
Во второй главе:
- будут рассмотрены основные понятия стандартов и стандартизации, система стандартов в Российской Федерации;
- проблемы поддержания качества и конкурентоспособности на российских предприятиях.
В заключении следует рассмотреть зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии).
Различные аспекты проблемы управления качеством и конкурентоспособностью продукции предприятия нашли свое отражение в трудах ученых-экономистов: Прокопенко Н.Ф., Минько Э.В., Кричевский М.Л., Магамедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е., Кочетов В., Горбашко Е.А.
Так же над этим вопросом работало множество зарубежных ученых-эконистов: Клайзберг Г.Э., Сейфи Т.Ф., Мафед А.В. и многие другие.
Для достижения цели работы определим проблему исследования; изучим литературу; соберем информацию по теме и обработаем данные; интерпретируем данные и формулируем выводы.
Структура
работы состоит из теоретической
главы (первой) и аналитической главы
(второй).
Глава
1. Теоретические основы
качества и конкурентоспособности
продукции предприятия
1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.1
Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества».2
Основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономичности, технологичности, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.
Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.
Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.
Безотказность – это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является основным показателем качества.
Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния.
Ремонтоспособность – это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического облуживания и ремонта.
Сохранность – это способность объекта сохранять свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.
Показатели
технологичности характеризуют
эффективность конструкторско-
Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а так же уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.
Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура влажность, шум, вибрация, излучение и т.д.
Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и т.д.
Показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.
Патентно-правовые
показатели характеризуют патентную
защиту и патентную чистоту продукции,
и является существенным фактором при
определении
Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации и потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивает безопасность при монтаже, облуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.3
Совокупность
перечисленных показателей
Под
экономически оптимальным качеством
понимается соотношение качества и затрат,
что можно определить следующей формулой:
Копт=Q/C
где Q - качество изделия;
C – Затраты на приобретение эксплуатацию изделия.4
Определить знаменатель
Таким образом, можно сделать выводы о том, что качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка.
Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономичности, технологичности, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.
Совокупность
перечисленных показателей
1.2 Понятие и показатели конкурентоспособности предприятия
Проблема
качества и конкурентоспособности
продукции носит в современном
мире универсальный характер. От того,
насколько успешно она
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии