Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные вопросы качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
В первой главе:
- определить понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1 глава. Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия………………….4
1.2 Конкурентоспособность продукции предприятия……………...…………..8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия………12
1.4 Политика предприятия в области качества и пути повышения конкурентоспособности……………………………………………………..…..20
2 глава. Качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях
2.1 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации………………………………………………………………………..25
2.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности в условиях рыночных отношений на российских предприятиях………………………….43
2.3 Возможные последствия вступления России в ВТО……………………….54
2.4 Зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии)…………60
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

1Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

1 глава. Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия

1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия………………….4

1.2 Конкурентоспособность  продукции предприятия……………...…………..8

1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия………12

1.4 Политика предприятия в области качества и пути повышения конкурентоспособности……………………………………………………..…..20

2 глава. Качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях

2.1 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации………………………………………………………………………..25

2.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности в условиях рыночных отношений на российских предприятиях………………………….43

2.3 Возможные  последствия вступления России  в ВТО……………………….54

2.4 Зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии)…………60

Заключение…………………………………………………………………………67

Список  литературы……………………………………………………………......69 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Тема  данной курсовой работы является крайне актуальной в современных условиях обострения конкуренции, превращения  ее в глобальную основу выживания и успеха предприятия; тема является основой устойчивого положения предприятия на рынке. При этом конкурентоспособность любого предприятия, независимо от размеров, формы собственности и других особенностей, зависит в первую очередь от качества продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т.е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя.

    Эти обстоятельства приводят к закономерному  росту роли системы качества предприятия  как универсального инструмента  повышения конкурентоспособности  предприятия, позволяющего достичь  цели снижения себестоимости производимой продукции при абсолютном удовлетворении требований потребителя, т.е. добиться такого уровня качества и себестоимости, который делает продукцию конкурентоспособной в мире.

    Объектом  работы является продукция предприятий, а предметом – качество и конкурентоспособность этой продукции.

    Цель курсовой работы – рассмотреть основные вопросы качества и конкурентоспособности продукции предприятия.

    Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

    В первой главе:

    - определить понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

    - рассмотреть основные методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия;

    - выделить основные направления политики предприятия в области качества и проанализировать пути повышения конкурентоспособности.

    Во  второй главе:

     - будут рассмотрены основные понятия стандартов и стандартизации, система стандартов в Российской Федерации;

     - проблемы поддержания качества и конкурентоспособности на российских предприятиях.

    В заключении следует рассмотреть зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии).

    Различные аспекты проблемы управления качеством  и конкурентоспособностью продукции  предприятия нашли свое отражение  в трудах ученых-экономистов: Прокопенко Н.Ф., Минько Э.В., Кричевский М.Л., Магамедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е., Кочетов В., Горбашко Е.А.

    Так же над этим вопросом работало множество  зарубежных ученых-эконистов: Клайзберг  Г.Э., Сейфи Т.Ф., Мафед А.В. и многие другие.

    Для достижения цели работы определим проблему исследования; изучим литературу; соберем информацию по теме и обработаем данные; интерпретируем данные и формулируем выводы.

    Структура работы состоит из теоретической  главы (первой) и аналитической главы (второй). 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия 

        1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия

    Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к  качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

    Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

    Качество  – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.1

    Качество  может быть только относительным, оно  фиксируется на конкретный период времени  и изменяется при появлении более  прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества».2

    Основное  место в оценке качества продукции  или услуг в рыночной экономике  отводится потребителю, а стандарты (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

    Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономичности, технологичности, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

    Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.

    Показатели  надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени  в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

    Безотказность – это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является основным показателем качества.

    Долговечность – свойство изделия сохранять  работоспособность до разрушения или  другого предельного состояния.

    Ремонтоспособность  – это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к  проведению операций технического облуживания  и ремонта.

    Сохранность – это способность объекта сохранять свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

    Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается  массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

    Показатели  стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а так же уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.

    Эргономические  показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура влажность, шум, вибрация, излучение и т.д.

    Эстетические  показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и  т.д.

    Показатели  транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

    Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции, и является существенным фактором при  определении конкурентоспособности.

    Экологические показатели отражают степень влияния  вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при  хранении, эксплуатации и потреблении  продукции, например, содержание вредных  примесей, вероятность выброса вредных  частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

    Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивает безопасность при монтаже, облуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.3

    Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетичным, радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для  которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

    Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, что можно определить следующей формулой: 

        Копт=Q/C 

        где Q - качество изделия;

               C – Затраты на приобретение эксплуатацию изделия.4

      Определить знаменатель формулы  несложно, поскольку он включает  продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации и изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука – квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.5

    Таким образом, можно сделать выводы о  том, что качество продукции относится  к числу важнейших показателей  деятельности предприятия. Повышение  качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и  успех предприятия в условиях рынка.

    Качество  – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономичности, технологичности, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

    Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетичным, радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. 

1.2 Понятие и показатели  конкурентоспособности предприятия

    Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.6

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии