Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основные вопросы качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
В первой главе:
- определить понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции предприятия;
Введение…………………………………………………………………………..2
1 глава. Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия………………….4
1.2 Конкурентоспособность продукции предприятия……………...…………..8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия………12
1.4 Политика предприятия в области качества и пути повышения конкурентоспособности……………………………………………………..…..20
2 глава. Качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях
2.1 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации………………………………………………………………………..25
2.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности в условиях рыночных отношений на российских предприятиях………………………….43
2.3 Возможные последствия вступления России в ВТО……………………….54
2.4 Зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии)…………60
Заключение……………………………………
пн,б – полезный удельный эффект, приходящийся на единицу времени измерения производительности этого процесса в новом (оцениваемом) и базовом вариантах (ед. эф/ед. врем);
к – показатель качества, которым является полезный относительный эффект использования продукции;
з – уровень затрат на эксплуатацтю и использование продукции.
Показатель Y называется уровнем эффективности Yэ, конкурентности Yкс или технико-экономическим Yтэ в зависимости от цели и базы оценки.
Целями могут быть:
При оценке конкурентоспособности товара к расчету принимается цена его потребления, дополнительно включающая таможенные пошлины и сборы, стоимость транспортирования, и другие затраты, предусмотренные контрактом.
Величина Y обратна уровню удельных затрат (себестоимости): Y=1/Yс. При Y > 1 оцениваемый вариант эффективнее базового, а при Y < 1 убыточен. В последнем случае необходим анализ причин понижения уровня Y и разработка мер для его повышения. При Y=1 лучшим признается образец, имеющий лучшие значения показателей качества.
Рассмотрим общий (сложный) случай – оценку уровня конкурентоспособности техники производственного назначения (технологические машины и процессы), преобразующей разнородные ресурсы в сферах производства машин и их эксплуатации. В этом случае наблюдается не только недостаток информации. Совокупные затраты сопоставляемых иностранных образцов продукции несопоставимы из-за разных национальных структур издержек производства. Например, в структуре издержек производства в России доля затрат на сырье меньше, чем в Японии, а в Китае доля затрат на оплату труда меньше, чем в Европе. Поэтому особенность международных сопоставлений кратко можно охарактеризовать несопоставимостью и резкой ограниченностью исходной информации.
Многовариантная форма записи формулы (1) удобна для использования индексных методов оценки, к которым относятся стоимостной и параметрический. Эффект (числитель формулы) при этих методах определяется произведением общих показателей качества (главного и дополнительных), которые являются общими для разных видов техники (производительность, срок службы, надежность – Kт.и, точность работы оборудования, или выход продукции - Kт). Производительность является главным, а остальные – дополнительными параметрами. Частные показатели, отражающие частные свойства, специфичны для конкретных видов техники (например, вместимость кузова и скорость движения автомобиля, грузоподъемность, размеры экрана кинескопа монитора компьютера и т.д.) и для ее составных частей. Для сопоставительной оценки экономичности и качества техники достаточно использовать общие показатели, которые в ряде случаев специалистами определяются с помощью частных показателей.
Суммарный эффект эксплуатации или потребления продукции за срок службы Т при постоянном ежегодном эффекте П1=Р1kтkт.и отражается формулой:
П=П1Т=Р1kтkт.иТ, (2)
где Р1 – годовая производительность; результат эксплуатации или потребления продукции, определенный по ее главному параметру, например, производительности техники, количеству энергии, полученной от преобразователя (генератор, двигатель и т.п.) в год, калорийности энергоносителя или пищевой продукции, светового потока осветительных приборов и т.п.;
kт – коэффициент учета точности работы или технологической эффективности техники;
kт.и – коэффициент технического использования новой техники.20
Для снятия неопределенности исходной информации с помощью индексных методов удобно пользоваться относительным показателем качества, которым является полезный относительный эффект использования техники:
k=ptkp, (3)
где p – уровень производительности оцениваемой техники относительно базовой, Рн/Рб;
t – уровень срока службы нового образца продукции по отношению к базовому, Тн/Тб;
k – уровень качества функционирования новой техники относительно базовой;
p - уровень надежности или технического использования новой техники.
В индексных методах возможны допущения, позволяющие определить уровень качества при неизвестных дополнительных параметрах иностранного базового образца, например, срока службы, выхода годовой продукции или надежности техники.21
Таким
образом, сделаем вывод о том,
что конкурентоспособность
1.4. Политика предприятия в области качества
Совокупность принципов управления качеством составляет стратегию организации в сфере повышения качества.
Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется рядом моментов:
-
обеспечение качества
-
вопросы качества актуальны не
только в рамках
-
качество должно быть
- повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизационным измерением в процессе контроля качества;
-
всеобъемлющее повышение
Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
В условия острой конкурентной борьбы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время – одна из характерных черт мирового рынка.
Системы разработки новой продукции должны содержать три основных положения:
- качество рассматривается наравне со всеми техническим новшествами с самого начала разработки изделия;
- планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;
-
ускорение разработки изделия
должно стать основным
Пути
повышения
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения по ее повышению:
Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве. Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно вязана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.25
Таким образом, в данной главе были рассмотрены теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия:
Качество – это совокупность
свойств продукции,
Конкурентоспособность - это комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке. Показатели конкурентоспособности – критерии, определяющие уровень конкурентоспособности определенного товара на рынке. Выделяют единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности.
Этапы оценки конкурентоспособности товара: 1) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца как базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара; 2) определение перечня сравниваемых параметров (показателей) конкурентоспособности; 3) определение коэффициента значимости определенных показателей для потребителей; 4) расчет интегрального показателя относительной конкурентоспособности.
Обеспечение
(управление) качества понимается как
систематический процесс, пронизывающий
всю организационную структуру фирмы,
который актуален в процессе разработок,
конструирования, маркетинга и послепродажного
обслуживания, где качество должно быть
ориентировано на удовлетворение требований
потребителя, и повышение качества продукции
требует применения новой технологии
производства, всеобъемлющее повышение
качества продукции достигается только
заинтересованным участием всех работников.
2 глава. Качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях
2.1 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации
Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ и услуг. 26
Результатом
такой деятельности является стандарт
- документ, в котором в целях
добровольного многократного
Стандарт
– нормативный документ, разработанный
на основе соглашения большинства заинтересованных
сторон и утвержденный признанным органом
(или предприятием), в котором
устанавливаются общие
Виды стандартов:
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии