Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные вопросы качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
В первой главе:
- определить понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1 глава. Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия………………….4
1.2 Конкурентоспособность продукции предприятия……………...…………..8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия………12
1.4 Политика предприятия в области качества и пути повышения конкурентоспособности……………………………………………………..…..20
2 глава. Качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях
2.1 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации………………………………………………………………………..25
2.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности в условиях рыночных отношений на российских предприятиях………………………….43
2.3 Возможные последствия вступления России в ВТО……………………….54
2.4 Зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии)…………60
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

1Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

    пн,б – полезный удельный эффект, приходящийся на единицу времени измерения производительности этого процесса в новом (оцениваемом) и базовом вариантах (ед. эф/ед. врем);

    к – показатель качества, которым является полезный относительный эффект использования продукции;

    з – уровень затрат на эксплуатацтю и использование продукции.

    Показатель  Y называется уровнем эффективности Yэ, конкурентности Yкс или технико-экономическим Yтэ в зависимости от цели и базы оценки.

        Целями  могут быть:

    • замена устаревшего (базового) образца продукции (Yэ);
    • реализация продукции на данном рынке (Yкс);
    • сертификация продукции, для которой базой служит стандартный или лучший в мире аналог (Yтэ).

    При оценке конкурентоспособности товара к расчету принимается цена его потребления, дополнительно включающая таможенные пошлины и сборы, стоимость транспортирования, и другие затраты, предусмотренные контрактом.

    Величина  Y обратна уровню удельных затрат (себестоимости): Y=1/Yс. При Y > 1 оцениваемый вариант эффективнее базового, а при Y < 1 убыточен. В последнем случае необходим анализ причин понижения уровня Y и разработка мер для его повышения. При Y=1 лучшим признается образец, имеющий лучшие значения показателей качества.

    Рассмотрим  общий (сложный) случай – оценку уровня конкурентоспособности техники  производственного назначения (технологические  машины и процессы), преобразующей  разнородные ресурсы в сферах производства машин и их эксплуатации. В этом случае наблюдается не только недостаток информации. Совокупные затраты сопоставляемых иностранных образцов продукции несопоставимы из-за разных национальных структур издержек производства. Например, в структуре издержек производства в России доля затрат на сырье меньше, чем в Японии, а в Китае доля затрат на оплату труда меньше, чем в Европе. Поэтому особенность международных сопоставлений кратко можно охарактеризовать несопоставимостью и резкой ограниченностью исходной информации.

    Многовариантная форма записи формулы (1) удобна для использования индексных методов оценки, к которым относятся стоимостной и параметрический. Эффект (числитель формулы) при этих методах определяется произведением общих показателей качества (главного и дополнительных), которые являются общими для разных видов техники (производительность, срок службы, надежность – Kт.и, точность работы оборудования, или выход продукции - Kт). Производительность является главным, а остальные – дополнительными параметрами. Частные показатели, отражающие частные свойства, специфичны для конкретных видов техники (например, вместимость кузова и скорость движения автомобиля,  грузоподъемность, размеры экрана кинескопа монитора компьютера и т.д.) и для ее составных частей. Для сопоставительной оценки экономичности и качества техники достаточно использовать общие показатели, которые в ряде случаев специалистами определяются с помощью частных показателей.

    Суммарный эффект эксплуатации или потребления  продукции за срок службы Т при  постоянном ежегодном эффекте П11kтkт.и отражается формулой:

        П=П1Т=Р1kтkт.иТ, (2)

    где Р1 – годовая производительность; результат эксплуатации или потребления продукции, определенный по ее главному параметру, например, производительности техники, количеству энергии, полученной от преобразователя (генератор, двигатель и т.п.) в год, калорийности энергоносителя или пищевой продукции, светового потока осветительных приборов и т.п.;

    kт – коэффициент учета точности работы или технологической эффективности техники;

    kт.и – коэффициент технического использования новой техники.20

    Для снятия неопределенности исходной информации с помощью индексных методов  удобно пользоваться относительным  показателем качества, которым является полезный относительный эффект использования техники:

        k=ptkp, (3)

    где p – уровень производительности оцениваемой техники относительно базовой, Рнб;

    t – уровень срока службы нового образца продукции по отношению к базовому, Тнб;

    k – уровень качества функционирования новой техники относительно базовой;

    p - уровень надежности или технического использования новой техники.

    В индексных методах возможны допущения, позволяющие определить уровень  качества при неизвестных дополнительных параметрах иностранного базового образца, например, срока службы, выхода годовой  продукции или надежности техники.21

        Таким образом, сделаем вывод о том, что конкурентоспособность исследуемого товара определяют в сравнении с  другим товаром и всегда конкретно, исходя из уровня удовлетворенности  потребностей потенциальных покупателей. И существуют следующие этапы  оценки конкурентоспособности товара:  1) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца как базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара; 2) определение перечня сравниваемых параметров (показателей) конкурентоспособности; 3) определение коэффициента значимости определенных показателей для потребителей; 4) расчет интегрального показателя относительной конкурентоспособности. 

1.4. Политика предприятия в области качества

    Совокупность  принципов управления качеством  составляет стратегию организации в сфере повышения качества.

    Управлению  качеством продукции во всех странах  уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался  новый подход, новая стратегия  в управлении качеством. Она характеризуется рядом моментов:

        -  обеспечение качества понимается  не как техническая функция,  реализуемая каким - то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

        - вопросы качества актуальны не  только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

        - качество должно быть ориентировано  на удовлетворение требований  потребителя, а не изготовителя;

        - повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизационным измерением в процессе контроля качества;

        - всеобъемлющее повышение качества  продукции достигается только заинтересованным участием всех работников.

        Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

        В условия острой конкурентной борьбы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время – одна из характерных черт мирового рынка.

        Системы разработки новой продукции должны содержать три основных положения:

        - качество рассматривается наравне со всеми техническим новшествами с самого начала разработки изделия;

        - планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;

        - ускорение разработки изделия  должно стать основным критерием  эффективности системы разработки. 22

    Пути  повышения конкурентоспособности.

    В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие решения по ее повышению:

    • изменение порядка проектирования продукции;
    • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;23
    • изменение технологии производства продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
    • изменение цен на продукцию, цен на услуги по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
    • изменение порядка реализации продукции на рынке;
    • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
    • изменение структуры объема кооперационных поставок при производстве продукции и цен комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.24

    Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве. Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно вязана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.25

    Таким образом, в данной главе были рассмотрены теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия:

      Качество – это совокупность  свойств продукции, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять  определенные потребности в соответствии  с ее назначением. Количественная  характеристика свойств продукции,  составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Их несколько: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономичности, технологичности, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

    Конкурентоспособность - это комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке. Показатели конкурентоспособности – критерии, определяющие уровень конкурентоспособности определенного товара на рынке. Выделяют единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности.

      Этапы оценки конкурентоспособности товара:  1) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца как базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара; 2) определение перечня сравниваемых параметров (показателей) конкурентоспособности; 3) определение коэффициента значимости определенных показателей для потребителей; 4) расчет интегрального показателя относительной конкурентоспособности.

    Обеспечение (управление) качества понимается как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы, который актуален в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания, где качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, и повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, всеобъемлющее повышение качества продукции достигается только заинтересованным участием всех работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 глава. Качество  и конкурентоспособность  продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях

        2.1 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации

    Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях  их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ и услуг. 26

    Результатом такой деятельности является стандарт - документ, в котором в целях  добровольного многократного использования  устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки или оказания услуг. Стандарт может содержать требования к терминалогии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

    Стандарт  – нормативный документ, разработанный  на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором  устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

    Виды  стандартов:

  • государственные стандарты;
  • международные стандарты;
  • отраслевой стандарт;
  • стандарты предприятий;
  • стандарты общественных объединений (научно-технические общества)
  • стандарты на новые продукции и услуги;

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии