Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные вопросы качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
В первой главе:
- определить понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1 глава. Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия………………….4
1.2 Конкурентоспособность продукции предприятия……………...…………..8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия………12
1.4 Политика предприятия в области качества и пути повышения конкурентоспособности……………………………………………………..…..20
2 глава. Качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях
2.1 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации………………………………………………………………………..25
2.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности в условиях рыночных отношений на российских предприятиях………………………….43
2.3 Возможные последствия вступления России в ВТО……………………….54
2.4 Зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии)…………60
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

1Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

    Объектом  стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу  многократного воспроизведения  и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования  к выпускаемой продукции, соблюдение которых  позволяет считать эту продукцию качественной.27

    Показателями  стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с помощью  условных единиц, обозначений или  понятий. Показатели могут быть даны в виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных качеств, экономичности, надежности, долговечности.

    В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая  регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.

    Нормативные документы по стандартизации делятся  на следующие разновидности:

  • государственные стандарты России (ГОСТ)
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • стандарты научно-технических и инженерных объединений;
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий.

    Государственные стандарты России содержат обязательные и рекомендационные требования. К  обязательным относятся:

  • требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;
  • требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
  • метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
  • положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.
  • Рекомендационные требования государственных стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:
  • это предусмотрено соответствующими законодательными актами;
  • эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
  • изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.28

    Обязательные  требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами –  субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.

    Отраслевые  стандарты разрабатываются на продукцию  при отсутствии государственных  стандартов России или в случае необходимости  установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.

    Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в  случае необходимости расширения результатов  фундаментальных исследований в  сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.

    Технические условия и стандарты предприятий  содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции.

    Можно выделить семь актуальных задач, нашедших свое воплощение в основополагающих стандартах ГСС или в ее исходной концепции:

    1. Гармонизация отечественной нормативно - технической документации с  международной, зарубежной, национальной  и региональной нормативной документацией.

    2. Минимизация ограничивающих инициативу (изготовителей и потребителей) запретов и предписаний, ориентация на добровольность применения и возможность выбора документов того или иного вида при заключении  договоров и контрактов.

    3. Освоение, адаптация, совершенствование  процедур сертификации продукции в сочетании с разработкой документов по сертификации систем качества, аккредитации испытательных подразделений различного уровня для проведения сертификационных испытаний продукции и услуг.

    4. Сопровождение тенденции отказа  от ужесточения входного контроля, выходных испытаний и приемки, переход на пооперационный производственный контроль в технологическом цикле.

    5.Оптимизация  количественного состава и структуры  технической документации на  продукцию, процессы и услуги, обеспечение информативности и  коммуникативности документов.

    6. Совершенствование методологии  разработки документации.

    7. Обеспечение влияния нормативных  документов на повышение технико-экономической  эффективности производств.29

    Государственное управление стандартизацией в России, включая координацию деятельности государственных органов управления и органов исполнительной власти на местах, осуществляет Госстандарт России, который формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор  за  соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации.

      Создание  в России системы  стандартов, соответствующих требованиям  рыночной экономики, позволяет:

  • значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;
  • превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;
  • стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;
  • превратить стандарты в продукт демократического согласования заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;
  • создать необходимые условия конкурентоспособности и успешной работы на рынке.30

    Международные стандарты и системы качества.

    Мировой опыт управления качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г.

    К сегодняшнему дню объекты стандартизации этой серии международных стандартов значительно расширились и охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов-аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, перерабатываемых материалов, программного обеспечения. Значительная работа проделана в методическом аспекте: принят ряд руководящих указаний, разъясняющих содержание отдельных составляющих системы обеспечения качества.

    В этой связи международные стандарты  по обеспечению качества теперь называют "семейством" стандартов ИСО серии 9000 .

    Международный стандарт ИСО 9000 имеет три варианта: ИСО 9000-1 - руководящие указания по выбору и применению конкретных стандартов; ИСО 9000-2 - общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003; ИСО 9000-3 - руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 для программного обеспечения при его разработке, поставке и обслуживании.

    Стандарт  ИСО 9000-4 представляет собой руководство  по управлению программой надежности.

    Методический  стандарт ИСО 9004 также дифференцирован: ИСО 9004-1 - это описание элементов  системы обеспечения качества, ИСО 9004-2 - руководящие указания по системам качества услуг-, ИСО 9004-3 включает руководящие указания по системам качества перерабатываемых материалов, ИСО 9004-4 - руководящие указания по улучшению качества.

    Таким образом, усилена методическая часть "семейства" стандартов ИСО серии 9000.

    К этому добавились методические стандарты с шифром 10000, некоторые из них пока еще проекты.

    Нормативные стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 остаются основными моделями систем обеспечения качества на различных  стадиях производственного процесса.

    В ИСО 9000-1 подчеркивается, что внутри фирмы или предприятия обеспечение качества - предмет общего руководства. Но если речь идет о заключении контракта, то состояние системы обеспечения качества у экспортера служит мерой доверия к нему со стороны контрагента, мерой уверенности в надежности партнера. В связи с этим в контракте может быть предусмотрена оценка системы обеспечения качества у экспортера на соответствие одному из стандартов ИСО 9001- 9003 до заключения контракта. Оценку может проводить либо сам импортер, либо нейтральная организация по договоренности сторон. Оценка не понадобится, если система сертифицирована и контрагент признает сертификат соответствия. В обновленной версии стандарта ИСО 9000-1 определены четыре ключевых аспекта качества, обусловленного:

    • определением спроса на продукцию;
    • проектированием продукции;
    • соответствием
    • поддержанием параметров продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.31

    Усиленная методическая часть, дополняющая требования нормативных стандартов, направлена на выполнение требований по всем четырем аспектам качества, причем основной акцент сделан на предотвращение несоответствия, а не на контроль готового продукта.

    Практика  конкурентоспособных зарубежных фирм показала, что качественный товар, соответствующий  запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка, и этот опыт воплощен в стандарте: "петля качества" начинается с маркетинга и заканчивается маркетингом.

        Система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии петли качества. Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы. Модель петли качества:

    

        1. Маркетинг. Поиски и изучение  рынка

        2. Проектирование и разработка технических требований к продукции

        3. Материально-техническое снабжение

        4. Подготовка и разработка производственных  процессов

        5. Производство продукции

        6. Контроль и испытания

        7. Упаковка и хранение

        8. Реализация и распределение

        9. Монтаж и эксплуатация

        10. Техническая помощь в обслуживании

        11. Утилизация после использования32

    Роль  функции маркетинга в системе  управления качеством заключается  в поисках и выборе целевого рынка, установлении требований к качеству продукции, определении потребности в товаре (услуге), емкости рынка, в составлении подробной характеристики потребителей данного рыночного сегмента. Эта информация необходима для выпуска нужного количества товара, полностью соответствующего особенностям спроса покупателей по качеству, цене, срокам поставки товара (услуги).33

    Сегмент рынка, на котором работает фирма, цикл жизни товаров постоянно изучаются  для своевременного выявления изменений  в спросе, тенденций развития спроса и принятия соответствующих управленческих решений для обеспечения должного уровня качества продукции. Маркетинговая служба предоставляет фирме информацию о требованиях рынка к товарам, в том числе об эксплуатационных характеристиках и надежности изделий, уровне дизайна, цвете, упаковке, о действующих стандартах и технических регламентах, о методах проверки качества и т.п. Эти сведения становятся основой для последующих работ по проектированию новых изделий или модификации выпускаемых товаров.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии