Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные вопросы качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
В первой главе:
- определить понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1 глава. Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия………………….4
1.2 Конкурентоспособность продукции предприятия……………...…………..8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия………12
1.4 Политика предприятия в области качества и пути повышения конкурентоспособности……………………………………………………..…..20
2 глава. Качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях
2.1 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации………………………………………………………………………..25
2.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности в условиях рыночных отношений на российских предприятиях………………………….43
2.3 Возможные последствия вступления России в ВТО……………………….54
2.4 Зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии)…………60
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

1Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

    У обучения есть очень важный побочный полезный эффект: изменение в лучшую сторону личного отношения людей  к работе по качеству. Считают, что качество на 90% определяется воспитанием, сознательностью и только на 10% знаниями. Учебные программы могут дать лишь эти 10 процентов, но зато они сообщают импульс изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем надо поддерживать постоянными усилиями.

    Большое внимание уделяется кружкам качества. Формирование кружков - добровольное.

    Кружки  качества призваны решать одновременно две задачи:

  • массовое обучение работников предприятия конкретным методам и приемам повышения качества продукции
  • использовать творческие способности людей для решения проблем производства

      Исследования показали, что имеется  прямая зависимость посещаемости  кружков и активности на заседаниях  от степени добровольности, самостоятельности  в выборе тем, автономии в  решении внутренних вопросов кружка. Заседание кружков - единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные. Если кружки собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время. Лозунги кружков качества: "Качество определяет судьбу предприятия"; "Что сегодня кажется прекрасным, завтра устареет"; "Думай о качестве ежеминутно".

    На  японских предприятиях для персонала  разработана программа участия  в обеспечении качества, получившая название "пять нулей". Она сформулирована в виде коротких правил - заповедей:

  • не создавать условия для появления дефектов
  • не передавать дефектную продукцию на следующую стадию
  • не принимать дефектную продукцию с предыдущей стадии
  • не изменять технологические режимы
  • не повторять ошибок

    Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого  работника.

    Таким образом, можно выделить главное  в отношении к качеству в Японии:

    широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии; высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством; максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала.43

    Таким образом, в данной главе были рассмотрены качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях:

    стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях  их добровольного и многократного  использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ  и услуг.

    Стандарт  – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

      В настоящее время сформировалась  государственная система стандартизации  Российской Федерации (ГСС), которая  регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.

    Нормативные документы по стандартизации делятся  на следующие разновидности: государственные  стандарты России (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСТ); стандарты научно-технических  и инженерных объединений; технические условия (ТУ); стандарты предприятий.

    При вступлении России в ВТО главной  гарантией отсутствия серьезных  негативных последствий либерализации  доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики, прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО. 
 
 
 
 

    Заключение

    Результаты  исследования, представленные выше, позволяют  сделать ряд предварительных  выводов относительно состояния  и перспектив управления качеством  на российских компаниях:

  • Подавляющим большинством директоров задача повышения качества осознана достаточно глубоко. При этом ключевая связка между качеством продукции и результатами деятельности лежит через более полное удовлетворение запросов покупателей и - таким образом - повышение привлекательности своей продукции и усиление конкурентной позиции. Практически общепризнанной в российской деловой среде можно считать тот факт, что управление качеством не может эффективно осуществляться как "побочный продукт" реализации других управленческих задач (функций менеджмента), а требует создания отдельно выделенного направления управления.
  • В то же время участники исследования пока еще рассматривают управление качеством как отдельный процесс небольших изменений, концентрирующихся в первую очередь на собственно технологическом качестве производимой продукции, без пересмотра всего механизма функционирования компаний. В этом смысле российские менеджеры пока еще не готовы реализовывать идеологию Total Quality Management, требующую полного пересмотра способов функционирования компании на основе повышения качества всех реализуемых процессов.
  • Исследование выявило серьезные региональные и отраслевые различия в подходах к проблеме управления качеством. Наиболее важным фактором, определяющим эти различия, является степень конкуренции на соответствующих отраслевых или региональных рынках, которая, в свою очередь, в значительной степени остается "наследником" той производственно-технологической структуры, которая сложилась еще во время плановой экономики.
  • "Центром заинтересованности" в вопросах качества в большинстве компаний является вся управленческая команда в целом. Ее члены также разделяют ответственность за этот процесс. Внешняя помощь, в которой они в наибольшей степени нуждаются - это специализированное консультирование.
 
 
 

    Список  используемой литературы.

1. Аристов А.И. Метрология, стандартизация и сертификация. 2007.

2. Багудина  Е.Г., Буздалов И.Н., Большакова А.К.  Экономический словарь. 2009. С. 486.

3. Вавилова Т.П., Васильева Н.А, Неганова Л.М. Большая Экономическая Энциклопедия. 2007. С. 297.

4. Веденя А.К. Организация производства и управление качеством. Учебное пособие. 2004. С. 284.

5. Горбашко Е.А. Управление качеством. 2008. С. 56.

6. Грибов  В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. 2007 . С. 144 – 158.

7. Карпей Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства. 2004.

8. Кочетов В. Методы оценки конкурентоспособности продукции производства//Стандарты и качество. – 2006. №6. С. 62 – 64.

9. Кочетов В. Методы оценки конкурентоспособности продукции производства//Стандарты и качество. – 2006. №7. С. 88 – 91.

10. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качества. 1998.

11. Магамедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е. Конкурентоспособность товаров:           теория, оценка//Методы менеджмента качества. – 2005. №9. С. 30 – 33.

12. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. 2004.  13. Назаренко В. Оценка конкурентоспособности как основа планирования//Стандарты и качество. – 2006. №8. С. 72 – 77.

14. Новицкий Н.И., Олексюк В.И. Управление качеством продукции. 2004.

15. Ребрин Ю.И. Управление качеством. 2004. С. 25 – 28.

16. Селезнева А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукции//Экономист. – 2000. №2. С. 9 – 24.

17. Титов  В.И. Экономика предприятия. 2007. С.143. 

18. Фасхиев Х.А. Качество товара. Как его измерить//Вестник машиностроения. – 2006. №8. С. 135.

19. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. 2008.

20. Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. 2004.

21. www.amr.ru Ассоциация менеджеров.

22. www.wikipedia.ru. Электронный словарь.

23. www.gaap.ru Теория и практика финансового и управленческого учета.

24. http://www.wto.ru 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии