Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные вопросы качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
В первой главе:
- определить понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1 глава. Теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.1 Понятие и показатели качества продукции предприятия………………….4
1.2 Конкурентоспособность продукции предприятия……………...…………..8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия………12
1.4 Политика предприятия в области качества и пути повышения конкурентоспособности……………………………………………………..…..20
2 глава. Качество и конкурентоспособность продукции в условиях рыночных отношений на российских предприятиях
2.1 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации………………………………………………………………………..25
2.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности в условиях рыночных отношений на российских предприятиях………………………….43
2.3 Возможные последствия вступления России в ВТО……………………….54
2.4 Зарубежный опыт управления качеством (на примере Японии)…………60
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

1Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

    В системе обеспечения качества предусмотрена  такая форма обратной связи, как  надзор самого производителя за качеством  продукции. С этой целью создается механизм раннего обнаружения отклонений от качества, позволяющий получать данные об отказах и возврате продукции и своевременно принимать меры корректирующего воздействия. Обратная связь должна существовать на протяжении всего срока службы изделия, что дает возможность постоянно контролировать степень удовлетворения потребностей покупателя качеством товара или услуги.

    На  сегодняшний день стандарты ИСО  серии 9000 признаны практически всеми  странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм.38

    Таким образом, стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик  в целях их добровольного и  многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в  сферах производства и обращения  продукции, работ и услуг.

    Стандарт  – нормативный документ, разработанный  на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором  устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

      В настоящее время сформировалась  государственная система стандартизации  Российской Федерации (ГСС), которая  регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.

    Нормативные документы по стандартизации делятся  на следующие разновидности: государственные  стандарты России (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСТ); стандарты научно-технических и инженерных объединений; технические условия (ТУ); стандарты предприятий. 
 

2.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности в условиях рыночных отношений на российских предприятиях

    Для того, чтобы составить как можно более подробное представление о том, на каком же этапе сейчас находится управление качеством в российских компаниях и какие проблемы препятствуют более успешному развитию предприятий в этом направлении, Ассоциацией менеджеров было проведено специальное исследование, в котором приняли участие 160 руководителей и директоров по качеству крупнейших российских компаний.

    Исследование  открывалось вопросом о том, существует ли в организации формализованный документ, отражающий стратегию управления качеством. В основе данного вопроса лежит широко распространенная практика (не только российских, но и зарубежных компаний) более или менее строгой формализации тех аспектов деятельности компании, которым руководство придает определенный уровень значимости. При этом совершенно не обязательно, чтобы данный документ носил какой-либо официальный статус; вопрос лишь требовал наличие какого-либо внутреннего документа компании, статус которого не уточнялся.

    Вместе  с тем, в формулировке вопроса  присутствовал термин "стратегия". Но речь шла не о формализованной стратегии развития компании как таковой, а о документе, через который этот аспект управления всего лишь был бы четко понятен. Поэтому вполне допускались ответы "да" в случаях, когда качеству уделяется достаточное внимание в каких-либо других документах (например, связанных с разработкой новой продукции или отношениями с клиентами). Естественно, такой широкой формулировке полностью удовлетворяли и отдельные документы, специально посвященные контролю за качеством и управлению им.

    По  результатам обработки ответов  на данный вопрос оказалось, что более 86% опрошенных имеют в своих организациях подобные документы, чуть менее 10% (если точнее, 9.7%) дали отрицательный ответ, и еще 1.5% затруднились с ответом  на этот вопрос. Именно такая низкая доля затруднившихся ответить, на наш взгляд, и отражает удачную широту формулировки вопроса. На этом основании можно сделать самый первый вывод о том, что вопросы управления качеством не являются актуальными только для каждой десятой российской компании. Хотя эта цифра кажется небольшой, в развитых странах этот показатель был бы вообще близок к нулю.

    Тот факт, что 10% компаний не отражают своей  позиции по качеству в своих документах, доказывает, что российский рынок  остается недостаточно конкурентным. Ведь в обратном случае именно качество продукции или услуг было бы одним из наиболее важных факторов делового успеха и - в конечном счете - выживания фирмы на рынке. В российском случае технологические особенности (производственная структура экономики) таковы, что во многих отраслях сохраняется высокая степень монополизации. Соответственно качество продукции (товаров, услуг) не является решающим фактором при определении того, какую долю рыночного спроса удается получить компании. Поэтому и в документах компании качеству уделяется недостаточное место.

    Если  такие рассуждения адекватно  отражают положение дел в этих 10% компаний, то до серьезных структурных  реформ в экономике (когда в отраслях "естественных монополий" будет  введен больший элемент конкурентности) изменений в пропорциях компаний, имеющих и не имеющих документы по управлению качеством, рассчитывать сложно.

    С другой стороны, если проанализировать региональный разброс ответов, можно  посмотреть на ту же проблему под другим углом зрения. В Москве и Санкт-Петербурге доля компаний, в документах которых отражена их позиция по управлению качеством, является максимальной и составляет 100%. Этот результат является вполне прогнозируемым (в отношении определенного превосходства над другими регионами), но удивляет своей абсолютной цифрой - 100%. Можно выдвинуть такое предположение: менеджеры Москвы и Петербурга могут быть просто чуть лучше осведомлены о том, насколько большую роль придают их партнеры (особенно зарубежные) вопросам качества, и поэтому эффект большей осведомленности приводит к небольшому искажению ответов.

    Но  тогда не совсем понятно, в силу чего на последнем месте оказался Дальний  Восток (всего 2/3 компаний ответили утвердительно), ведь традиционные связи этого региона  с Японией, Кореей и Китаем, где качеству уделяется одно из первостепенных мест, общеизвестны, как и роль внешнеторгового сотрудничества в жизни этого региона. Вероятно, в данном случае проявляется отраслевая специфика региона: в его производственной структуре отрасли с высокой ролью технологического качества невелика. Такая же ситуация имеет место и в Южном федеральном округе. Наоборот, в Сибирском федеральном округе, где сосредоточены многие предприятия военной и наукоемкой промышленности, ситуация обратная (он в общем рейтинге регионов идет сразу за столичными городами).

Наличие формализованного документа в организации.

 Таблица  1.

Региональный  срез
 Москва     100%
 Санкт-Петербург     100%
 Сибирский фед.окр.     91,10%
 Центральный фед.окр.     90,30%
 Северо-Западный фед.окр.     90,00%
 Уральский фед.окр.     85,90%
 Южный фед.окр.     75,00%
 Дальневосточный фед.окр.     65,00%

 
 
Отраслевой  срез
    Металлургия     100%
    Топливный комплекс     100%
    Пищевая промышленность     100,00%
    Машиностроение     99,80%
    Химическая  промышленность     82,50%
    Телекоммуникация     80,00%
    Лесная  промышленность     78,50%
    Легкая  промышленность     78,00%
    Строительство     69,50%
    Транспорт     50,00%
    Финансовый  сектор     -
    Профессиональные  услуги     -
    Торговля     -

 

    В отношении отраслевого распределения  ответов показательно, что наибольшее распространение документы по управлению качеством и, следовательно, забота о качестве продукции получило в таких отраслях, как пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс, металлургия. Перечень этих отраслей в целом совпадает с традиционным представлением о "лидерах капиталистического соревнования" в России и не противоречит закономерностям относительно связи конкуренции и заботе о качестве, отмеченным выше.39

    Так, именно нефтяные компании и фирмы  пищевой отрасли быстрее всех продвигаются на пути повышения внимания к качеству продукции как к средству конкурентной борьбы, это же верно и в отношении металлургических предприятий. Низкая роль управления качеством на транспорте обусловлена все той же технологической монополизацией соответствующей отрасли, но в данном случае не на общенациональном, а на региональном и местном уровне.

    Даже  в отношении авиакомпаний, которые, казалось бы, среди всех транспортных предприятий в наибольшей степени  должны уделять внимание качеству сервиса, остается прежним локальный монополизм (на отдельных маршрутах или в отдельных регионах), и количество направлений, на которых конкуренция действительно высока, остается минимальным. Стоит отметить на первый взгляд парадоксальный результат в отношении предприятий профессиональных услуг, торговли и банковского дела - все опрошенные руководители соответствующих компаний указали, что в их организациях таких документов нет.

    В отношении профессиональных услуг, скорее всего, документы по качеству действительно являются излишними: ведь в услуге, в отличие от товара, отсутствует материальная форма, и поэтому фактически вся услуга сводится к качеству ее предоставления. Услуга может быть только качественной, в отличие от товара, который допускает гораздо больше вариаций по качеству, оставаясь при этом товаром. В торговле ситуация примерно схожая, если речь идет об ориентированных на современные стандарты обслуживания розничные сети, и ровно противоположная, если речь идет о локальных магазинах с фиксированным кругом покупателей, не имеющих возможности "переключения" на другого поставщика товаров.

    В целом результаты первого вопроса  показывают приемлемую степень заинтересованности руководителей российских компаний в поддержании высоких стандартов качества и его улучшении. Однако насколько далеко, помимо общих деклараций, компании продвинулись в вопросе управления качеством? В качестве примерного индикатора состояния дел в этой области можно использовать долю сертифицированной продукции в общем объеме производимых в стране товаров и услуг.

    Сертифицированная продукция компании.

    Таблица 2.

Региональный  срез
    Регион     Да, вся продукция.     Только  некоторые виды продукции.     Нет, не является.
    Москва     82%     18%     -
    Санкт-Петербург     80,00%     10%     10%
    Центральный фед.окр.     50,00%     77%     23%
    Уральский фед.окр.     40,00%     57%     43%
    Южный фед.окр.     39,00%     24%     37%
    Северо-Западный фед.окр.     30,00%     40%     30%
    Сибирский фед.окр.     30,00%     50%     20%
                       

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии