Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы: проанализировать организацию коммерческой деятельности Борисовского райпо.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы коммерческой деятельности;
исследовать особенности коммерческой деятельности Борисовского райпо;
предложить направления активизации и совершенствования коммерческой деятельности Борисовского райпо.
Введение 4
1 Теоретические основы коммерческой деятельности 6
1.1 Понятие, сущность и особенности коммерческой деятельности торгового предприятия 6
1.2 Основные этапы и элементы содержание коммерческой деятельности торгового предприятия 9
2 Особенности коммерческой деятельности Борисовского райпо 14
2.1 Организационно–экономическая характеристика Борисовского райпо………………………………………………………………………………..14
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности Борисовского райпо 20
2.3 Swot–анализ эффективности коммерческой деятельности Борисовского райпо. 24
3 Активизация и совершенствование коммерческой деятельности Борисовского райпо 26
3.1 Активизация коммерческой деятельности Борисовского райпо в современных условиях 26
3.2 Оценка эффективности сделанных предложений 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 47
На протяжении анализируемого периода доли работников с общим средним образованием не изменилась, увеличилась доля работников со средним специальным и профессионально–техническим образованием, соответственно, на 5,3 и 5,2 п.п. Доля работников с высшим образованием на протяжении 2009–2011 гг. практически не изменилась.
Анализ динамики коэффициентов оборота по приему и выбытию работников, коэффициенту постоянства состава персонала представлен в следующей таблице 2.6. За 2011 г. повысили квалификацию 489 работников организации, в т.ч. 3 руководителя структурных подразделений, 3 специалиста, 6 работника кадров массовых профессий. Тенденция повышения профессионального уровня кадров является стабильной благодаря наличию ведомственных учебных заведений Белкоопсоюза и отработанной системе непрерывного профессионального обучения.
Таблица 2.6 – Анализ динамики коэффициентов оборота по приему и выбытию работников, коэффициенту постоянства состава персонала.
№ п/п |
Наименование показателя |
Годы | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
1. |
Среднесписочная численность работников за год, человек |
506 |
519 |
506 |
2. |
Принято на работу, человек |
301 |
230 |
250 |
3. |
Уволено работников, человек |
281 |
255 |
244 |
4. |
Коэффициент оборота по приему работников |
0,59 |
0,44 |
0,49 |
5. |
Коэффициент оборота по выбытию работников |
0,56 |
0,49 |
0,48 |
6. |
Коэффициент постоянства состава персонала организации |
0,44 |
0,56 |
0,51 |
С 2009 г. в институте повышения квалификации при Белорусском торгово–экономическим университете потребительской кооперации приняли участие в учебных семинарах, согласно утвержденным программам, 13 работников. Прием на работу, определение компетентности специалиста, повышение его квалификации, аттестация проводятся в соответствии с требованиями трудового законодательства Республики Беларусь, с учетом подходов менеджмента. Заочно обучаются в ВУЗах 15 специалистов райпо. По целевым направлениям на дневной форме обучения занимаются 5 студентов, 13 учащихся в торговых колледжах. Обеспеченность специалистами с высшим образованием составляет 73%. Сменяемость специалистов с высшим образованием за последние три года составляет 18%.
Все формы продажи, Борисовского райпо, можно разделить на магазинные и внемагазинные. Магазинная форма организации розничной торговли представлена объектами розничной торговли, осуществляющими продажу в стационарных магазинах. Внемагазинная продажа товаров дополняет торговлю в магазинах, позволяет создать комплексную систему размещения розничной торговой сети. К ней относят мелкорозничную продажу, передвижную торговлю. Кроме того, в Борисовском райпо используется и так называемые активные формы продажи: ярмарки, выставки–продажи, выездная торговля на рынках. Для более наглядного представления данных о формах объемах продаж рассмотрим таблицу 2.7.
Таблица 2.7 – Используемые формы розничной продажи товаров в Борисовском райпо за 2009 – 2011 гг.
Формы продажи |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Темп рост 2011 к 2010,% |
Отклоне–ние 2011 от 2009 (%) | |||
Сумма, млн. руб. |
Уд.вес,% |
Сумма, млн. руб. |
Уд.вес,% |
Сумма, млн. руб. |
Уд.вес,% | |||
Магазинная |
14788,4 |
86,3 |
17306,3 |
79,1 |
19506,9 |
77,2 |
131,9 |
–9,1 |
В том числе: Торговля в кредит |
– |
– |
109,4 |
0,5 |
227,4 |
0,9 |
– |
– |
Комиссион–ная продажа |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Сезонная продажа |
891,1 |
5,2 |
1356,5 |
6,2 |
1819,3 |
7,2 |
204,2 |
2,0 |
Продажа по подписке |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Внемагазин–ная |
1456,6 |
8,5 |
1991,0 |
9,1 |
2375,2 |
9,4 |
163,1 |
0,9 |
Продажа на ярмарках |
856,8 |
5,0 |
1137,7 |
5,2 |
1364,5 |
5,4 |
159,3 |
0,4 |
Продажа на выставках |
599,8 |
3,5 |
853,3 |
3,9 |
1010,7 |
4,0 |
168,5 |
0,5 |
Итого |
17136,0 |
100,0 |
21879,0 |
100,0 |
25268,0 |
100,0 |
147,5 |
– |
Анализируя данные таблицы 2.7 необходимо отметить тот факт, что магазинная форма торговли занимает в 2011 году 77,2% в общем объеме реализации. В 2011 году по сравнению с 2010 годом объем реализации товаров через магазинную форму продажи товаров увеличился на 31,9 %, то есть темп роста составил 131,9 %. Начиная с 2011 года Борисовское райпо реализует товары в кредит, в основном непродовольственные (в 2011 году объем реализации товаров в кредит составил 227,4 млн р.). Также за анализируемый период реализация товаров посредством внемагазинной формы продажи возросла на 63,1 %, в том числе продажа на выставках увеличилась на 68,5 %. Удельный вес внемагазинной формы продажи товаров в 2011 году составил 9,4 %, что по сравнению с 2010 годом больше на 0,9 %. В то же время, коммерческой службе Борисовского райпо необходимо большее внимание уделять внемагазинным формам продажи, т.к. они служат одним из источников увеличения розничного товарооборота. Наряду с формами следует рассмотреть и методы продажи товаров, для чего обратимся к таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Методы продажи, применяемые в Борисовском райпо за 2009 – 2011 гг.
Методы продажи |
Количество магазинов, ед. | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Традиционный |
3 |
3 |
3 |
Самообслуживание |
1 |
1 |
1 |
По образцам |
– |
– |
– |
Уд. вес магазинов самообслуживания в общем количестве магазинов, % |
25 |
25 |
25 |
Как видно из данных таблицы 2.8 в Борисовском райпо применяются и традиционный метод, и самообслуживание. В 2011 году удельный вес магазинов самообслуживания в общем количестве магазинов составил 25 %, что по сравнению с 2010 годом не изменился. Следует отметить недостатки традиционного метода продажи товаров: процесс обслуживания занимает много времени; невелика пропускная способности магазина; существенные затраты на персонал. В таблице 2.9 представлена информация об услугах оказываемых в розничной торговле Борисовского райпо за 2009–2011год.
Таблица 2.9 – Услуги оказываемые в розничной торговле Борисовского райпо за 2009–2011год
Вид услуги |
Год |
Отклоне–ние по уд. весу (+;–), % | |||||
2009г. |
2010г. |
2011г. | |||||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % | ||
Ксерокопирование |
133 |
42,9 |
161 |
42,4 |
199 |
35,5 |
+–7,4 |
Комплектование подарков |
177 |
57,1 |
219 |
57,6 |
361 |
64,5
|
+7,4 |
Всего |
310 |
100 |
380 |
100 |
560 |
100,0 |
– |
Из таблицы 2.9 видно, что Борисовское райпо оказывает только две платных услуги: ксерокопирование и комплектование подарков. Наибольшим спросом у покупателей пользуются такая услуга, как комплектование подарков (в 2011 году удельный вес составил 64,5 %, что по сравнению с 2010 годом выше на 7,4 %).
Важным элементом коммерческой деятельности является стимулирование продаж, которое представляет собой совокупность приемов, используемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении трех участников рынка (потребителя, оптового торговца, продавца) с целью краткосрочного повышения объема продаж, а также увеличения числа новых покупателей. Коммерческая работа Борисовского райпо ведется в целях увеличения числа покупателей; повышения количества товара, приобретаемого каждым покупателем; ускорения оборачиваемости товаров; избавления от излишних товарных запасов; извлечения выгоды от ежегодных событий (новогодние праздники, начало учебного года, осенние ярмарки).
В зависимости от назначения в Борисовском райпо используют ценовые и неценовые средства стимулирования продаж, данные об использовании которых представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Ценовые и неценовые средства стимулирования продаж, используемые в розничной торговле Борисовского райпо за 2010 – 2011 гг.
Неценовые средства стимулирования продаж |
Ценовые средства стимулирования продаж |
устные консультации и реклама продавца |
– прямое снижение цен по инициативе организации |
упаковка товаров | |
реклама на месте продажи | |
активные формы торговли и методы продажи | |
услуги и сервисное сопровождение продаж | |
гарантия возврата товаров |
Как указано в таблице 2.10 в качестве неценовых средств стимулирования продаж товаров в розничной торговой сети Борисовского райпо используются в основном услуги. Еще одним средством стимулирования продаж является проведение в конце августа школьных базаров, где можно приобрести все необходимые товары для школьников. Ежегодно в октябре проводятся городские, областные и республиканские сельскохозяйственные ярмарки, в которых Борисовское райпо принимает участие.
Реализация товаров в кредит так же стимулирует увеличение продаж. В Борисовском райпо применяется беспроцентный кредит с обязательной выплатой в течении трех месяцев.
В Борисовском райпо рекламной деятельностью занимаются товароведы, поскольку отсутствуют специально обученные квалифицированные специалисты, способные на высоком уровне выполнить поставленные задачи. Данная деятельность недостаточно развита, так как требует расширения штата работников с внедрением должности маркетолога и увеличения затрат на осуществление рекламно–информационной работы. Для того, чтобы достичь своей цели – коммерческого успеха Борисовского райпо использует почти весь спектр рекламных средств используемых рекламистами в настоящее время.
Выставки и ярмарки являются частью комплекса маркетинга Борисовского райпо и характеризуются непосредственной коммуникацией и “живым” контактом между Потребителями и непосредственно продукцией. Именно здесь Потребители получают возможность воочию оценить продукцию, получить консультацию по её использованию, сравнить её с продукцией других производителей, сэкономив при этом своё время.
Среди причин побуждающих Борисовское райпо принять участие в выставке можно назвать следующие:
Рекламно–информационное оформление стендов Борисовского райпо осуществляется по предварительно разработанному проекту. Осуществляя комплексное рекламно–информационное оформление предприятия, необходимо придерживаться принятого для него стиля рекламного оформления.
Для выявления сильных и слабых мест организации коммерческой деятельности Борисовского райпо проведем Swot–анализ.
В таблице 2.11 – Swot –анализ организации коммерческой деятельности проведена Swot –анализ организации коммерческой деятельности Борисовского райпо.
Таблица 2.11 – Swot –Анализ организации коммерческой деятельности Борисовского райпо.
Сильные стороны |
Слабые |
В коммерческой деятельности активно применяются методы рекламы |
Недостаточно эффективна рекламная деятельность |
Развита договорная работа с поставщиками и потребителями |
Не эффективно применяются методы стимулирования продаж |
Широко развита система продаж товаров |
Неэффективно используется выкладка товаров |
Райпо принимает
активно участие в выставках/ |
|
Рыночные возможности |
Рыночные угрозы |
Предприятие занимает лидирующее положение на своем рынке |
Отмечается постоянно растущий уровень конкуренции, особенно со стороны мелких участников |
Предприятие обладает известностью, и положительной репутацией среди поставщиков и клиентов |
Предприятие слишком громоздко, не успевает адекватно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры |