Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:32, дипломная работа
Перед предприятиями, получившими широкую самостоятельность в новых условиях, стоит задача обеспечить обоснованную дифференциацию тарифных ставок и окладов в зависимости от сложности выполняемой работы, заинтересованность работников в максимальном использовании своего потенциала и достижении высоких результатов деятельности.
При этом система оплаты и стимулирования труда должна быть гибкой и постоянно приспосабливаемой к динамично меняющейся рыночной конъюнктуре, которая ставит перед предприятиями все новые и более сложные задачи.
Введение
1. Теоретическая глава. Организация и формы оплаты труда на коммерческих предприятиях
1.1. Влияние рынка труда на формирование оплаты труда
1.2. Сущность оплаты труда
1.3. Традиционная тарифная система оплаты труда
1.4. Структура, формы и системы оплаты труда
2. Практическая глава. Организация и формы оплаты труда на примере предприятия ООО «Максим»
2.1. Характеристика предприятия ООО «Максим»
2.2. Анализ формирования оплаты труда предприятия ООО «Максим»
2.3. Пути совершенствования оплаты труда предприятия ООО «Максим
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
В структуру фонда заработной платы ООО «Максим» входят следующие категории персонала:
- руководители и специалисты – директор, зам директора, главный бухгалтер, бухгалтер, экономист по труду - 21%;
- менеджеры – старшие менеджеры, менеджеры по закупкам и продажам, кассиры - 46%;
- вспомогательный персонал – кладовщик, уборщики производственных и служебных помещений, охранники, грузчики, водители – 33%.
Рис.2.3. Структура ФЗП ООО «Максим» по персоналу
3. Анализ структуры заработной платы, в том числе доли тарифа (оклада) и премий в общем заработке показал:
в премию входит доплаты, персональные надбавки, основная премия, размер увеличения премии, доплата за работу в выходные дни.
в тариф – тарифная ставка (оклад) умноженная на отработанное время.
Как показал анализ в структуре ФЗП постоянная часть заработной платы (61%) выше переменной (39%), это может говорить о стабильной и качественной работе предприятия.
2.3. Пути совершенствования оплаты труда на предприятии ООО «Максим»
Анализ теории и существующей практики организации оплаты труда на исследуемом предприятии показал, что:
1. На данном предприятии применяется повременная система оплаты труда. За фактически отработанное время, согласно системе оплаты труда, работника организации начисляется заработная плата. Различают основную и дополнительную заработную плату. К основной заработной плате относятся выплаты за фактически проработанное время. К дополнительной заработной плате относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством, такие как: ежегодный оплачиваемый отпуск, за время вынужденного прогула, перерывы в работе кормящих матерей, выполнение общественных обязанностей, пособие по временной нетрудоспособности и т.д. Плата за неотработанное время производится в размере среднего заработка работника за количество дней.
2. Расходы на оплату труда в ООО «Максим» отражаются на основании табельного учета. Данные рассчитываются в расчетной ведомости, а затем переносятся в платежную ведомость, по которой выдается заработная плата.
3. Пункт 21 и 22 статьи 270 НК РФ запрещают уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на любые виды вознаграждений работникам, за исключением тех выплат, которые выплачиваются на основании трудового договора. Следовательно, ООО «Максим» может выплачивать премии только за счет собственных средств организации.
4. На предприятии недостаточно стимулируют работников, т.к. премия не связана с качеством выполнения своих обязанностей, экономией затрат производства, увеличением объемов продаж, улучшением обслуживания покупателей.
5. Основную часть оплата труда составляют оклады и тарифы, т.е. постоянная часть заработной платы, что еще раз говорит о недостаточных средствах стимулирования труда.
6. В процессе управления в ООО «Максим» требуется рациональная организация документооборота. Необходимо определить организационно-технические аспекты организации бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
7. В бухгалтерии на каждого работника должны быть заведены карточки-справки, в которых отражались бы все данные работника и сведения о начисленной заработной плате. В связи с тем, что расчет заработной платы проводится в автоматизированном режиме, в карточке расчетные данные не отражаются. Выход из строя компьютерной техники или программного продукта может повлечь потерю информации о суммах начислений и удержаний по работникам предприятия, а данные сведения должны храниться 75 лет.
8. В 2002 году ООО «Максим» была приобретена автоматизированная программа «Центросоюз». Данная программа обеспечивает выполнение следующих функций: начисление повременной заработной платы; начисление заработной платы по окладу; расчет средней заработной платы; расчет удержаний алиментов, штрафов; расчет удержаний налогов и профсоюзных взносов; составление расчетно-платежных документов по заработной плате; составление расчетных листков; расчет сводных показателей по заработной плате. Несмотря на то, что учет ведется автоматически, сведения о начисленной заработной плате переносятся бухгалтером вручную. Эта работа очень трудоемкая и при разноске кодов возможны ошибки в бухгалтерских записях, что может повлечь за собой неправильное исчисление налогов, следовательно, при проверке налоговыми органами могут быть начислены штрафы, пени.
Таким образом, проанализировав организацию системы оплаты труда применяемую на предприятии ООО «Максим», можно сделать ряд выводов. Положительным моментом на данном предприятии является: своевременная выплата заработной платы, ежегодное ее повышение. К негативным моментам следует отнести совмещение профессий и отсутствие постоянных премий. Прямым следствием этого является отсутствие стимула к повышению производительности труда и заинтересованности качества обслуживания т.д. В целом применяемую систему оплаты труда на предприятии ООО «Максим» следует оценивать как удовлетворительную. Это обуславливает необходимость разработки мер по ее совершенствованию, что и будет предложено в следующих пунктах данной ВКР.
Для решения этих проблем было предложено:
1. В положении об оплате труда ввести пункт о компенсационных выплатах в зависимости от объема продаж, улучшения качества обслуживания. Ввести дополнительную премию за экономию производственных затрат.
2. Для улучшения трудовой дисциплины экономист по труду должна следить и вовремя фиксировать все нарушения трудовой дисциплины, применять к сотрудникам дисциплинарные взыскания. Для этого необходимо в Положение о заработной плате работников внести дополнения о размерах штрафов за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей. Предлагаются следующие меры:
- за одно нарушение – замечание;
- за два нарушения – выговор;
- за три нарушения – штраф.
3. Во избежание потери данных об оплате труда необходимо распечатывать и наклеивать расчетные листки на карточки-справки, чтобы в случае выхода из строя программы, данные о начислениях не могли быть потеряны.
4. Для облегчения, ускорения и более точного (т.е. уменьшения ошибок) табельного учета, а так же расчетов по оплате труда применять новую компьютерную программу Alfa-HRM. Данная программа обеспечивает выполнение следующих функций: автоматическое заполнение табеля учета рабочего времени (при создании любого приказа или распоряжения по личному составу и изменениям в заработной плате, все это автоматически откладывается в табеле), происходит автоматическое начисление повременной заработной платы по тарифу и окладу; автоматически закладываются доплаты и премии, а также автоматически ведется расчет: средней заработной платы; расчет удержаний алиментов, штрафов; расчет удержаний налогов и профсоюзных взносов; составление расчетно-платежных документов по заработной плате; составление расчетных листков; расчет сводных показателей по заработной плате.
Alfa-HRM - это программа массового назначения для комплексной автоматизации расчета заработной платы и реализации кадровой политики предприятий и организаций. Она успешно применяется в кадровых службах и бухгалтериях, а также в других подразделениях, в задачу которых входит организация эффективной работы персонала.
Alfa-HRM - это готовое к работе решение, в котором учтены требования законодательства, реальная практика работы предприятий и мировые тенденции развития методов мотивации и управления персоналом.
Прикладное решение Alfa-HRM автоматизирует решение следующих задач:
1) расчет заработной платы;
2) управление финансовой мотивацией персонала;
3) исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда;
4) отражение начисленной зарплаты и налогов в затратах предприятия;
5) управление денежными расчетами с персоналом, включая депонирование;
6) учет кадров и анализа кадрового состава;
7) автоматизация кадрового делопроизводства;
8) планирование потребностей в персонале;
9) обеспечение бизнеса кадрами;
10) управление компетенциями, обучением, аттестациями работников;
11) эффективное планирование занятости персонала.
Программа Alfa-HRM будет полезна всем без исключения работникам предприятия. Во-первых, руководство будет иметь полный контроль за происходящим, задавать структуру предприятия и составляющих его организаций, анализировать кадровый состав, принимать управленческие решения на основе полной и достоверной информации. Мощные аналитические отчеты предоставляют пользователю информацию в произвольных разрезах. Во-вторых, кадровая служба получит ценный инструмент автоматизации рутинных задач, в том числе анкетирования и подготовки отчетов о работниках с различными условиями отбора и сортировки. В-третьих, работники предприятия будут уверены в том, что в любой момент смогут быстро получить необходимые им справки, сведения о своем отпуске, данные персонифицированного учета в Пенсионном фонде и т.д.
Компенсирующим моментом в расходах предприятия по установке данной программы является то, что фирмы, которые занимаются сбытом и установкой данной программы предлагают бесплатно установить приложение к этой версии – это информационная программа Гарант, в которой содержится несколько тысяч нормативно-правовых документов, позволяющих руководителю предприятия оперативно получать информацию правового и налогового характера.
Для внедрения данной программы необходимо рассчитать экономический эффект (таблица 2). Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась на 404 тыс.руб., это произошло за счет значительного увеличения выручки в анализируемом периоде, что позволяет сделать вывод об увеличении объемов реализации на предприятии, что составило в отчетном 2008 году 4153 тыс. руб.
Таблица 2
Оценка экономической эффективности проекта | |||||
| Годы | ||||
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Инвестиционная деятельность | |||||
Оттоки средств: | 1 245 951 |
|
|
|
|
инвестиции в основной капитал, тыс.руб. | 1 155 066 |
|
|
|
|
инвестиции в оборотный капитал, тыс.руб. | 90 885 |
|
|
|
|
Притоки средств: | 186 893 |
|
|
|
|
плановые накопления | 186 893 |
|
|
|
|
Сальдо инвестиционной деятельности | 1 059 059 |
|
|
|
|
Операционная деятельность | |||||
Притоки средств: | - | 4 392 691 | 4 392 691 | 4 392 691 | 4 392 691 |
выручка от реализации продукции |
| 4 153 000 | 4 153 000 | 4 153 000 | 4 153 000 |
амортизация |
| 239 691 | 239 691 | 239 691 | 239 691 |
Оттоки средств: |
| 1 687 884 | 2 241 126 | 2 241 126 | 2 241 126 |
годовые затраты |
| 1 048 746 | 1 048 746 | 1 048 746 | 1 048 746 |
налоги относимые на финансовый результат в т.ч. |
| 639 138 | 1 192 380 | 1 192 380 | 1 192 380 |
налог на имущество |
| 18 237 | 18 237 | 18 237 | 18 237 |
налог на благоустройство |
| 50 | 50 | 50 | 50 |
налог на прибыль |
| 620 851 | 1 174 093 | 1 174 093 | 1 174 093 |
Сальдо операционной деятельности | - | 2 704 807 | 2 151 565 | 2 151 565 | 2 151 565 |
Сальдо от двух видов деятельности | 1 059 059 | 2 704 807 | 2 151 565 | 2 151 565 | 2 151 565 |
Коэффициент дисконтирования |
| 0.9091 | 0.8264 | 0.7513 | 0.6830 |
Текущий дисконтированный доход |
| 2 458 940 | 1 778 053 | 1 616 471 | 1 469 519 |
Чистый дисконтированный доход |
| 1 399 881 | 3 177 935 | 4 794 406 | 6 263 924 |
Срок окупаемости данного проекта 5 месяцев, ЧДД = 6264 тыс.руб. следовательно можно сказать, что данный проект можно считать эффективным.
Считаем, что все рассмотренные предложения помогут улучшить организацию оплаты труда на предприятии ООО «Максим».
Заключение
Изменения, происходящие в экономике страны, оказывают существенное влияние и на формирование систем оплат труда. Одним из условий успешной работы предприятия является такая организация заработной платы, при которой ее величина на прямую влияет на величину прибыли.
В данной ВКР рассмотрены вопросы организации оплаты труда на предприятии. При этом были решены задачи по изучению теории вопроса формирования и использования оплаты труда, рассмотрены существующие в России современные формы и системы оплаты труда, проведен анализ действующей системы оплаты труда на примере коммерческого предприятия ООО «Максим», предложены меры по усовершенствованию существующего Положения данного предприятия об оплаты труда.
Для решения поставленных задач использовались методы: аналитические, статистические, исторические, нормативные и обобщения.
Функционирование предприятий в условиях возрастающей конкуренции требует как эффективной, так и четкой, сбалансированной работы всех участников производства. Все это объясняет целесообразность более широкого использования повременной оплаты труда. Установление норм при повременной оплате труда оказывает стимулирующее воздействие на работника. В условиях реформирования экономики происходит расширение сферы применения повременной оплаты труда. Эта тенденция обусловлена не только изменением экономических и организационно-технических условий, но и тем, что с переходом к повременно-премиальной и сдельно-премиальной форме оплаты труда успешнее решается проблема установления технически обоснованных норм труда.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлась: организация и формы оплаты труда на коммерческом предприятии ООО «Максим» и разработка мероприятий по ее совершенствованию, которая была успешно решена с помощью поставленных задач.
Выполнены следующие задачи:
1. Используя теоретические и практические данные, изучены механизмы формирования оплаты труда;
2. Рассмотрены существующие формы и системы оплаты труда;
3. Проведен анализ действующей системы оплаты труда на коммерческом предприятии ООО «Максим»;