Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:43, курсовая работа
Производственный процесс, включает, как технологические, так и нетехнологические процессы.
По масштабам производства однородной продукции различают процессы:
массовые
серийные
индивидуальные
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Производство: ресурсы, факторы, тенденции………………………………………………..5
1.1. Ресурсы и факторы производства…………………………………………………5
1.2. Сущность производства……………………………………………………………7
1.3. Уровни производства. Разделение труда………………………………………….8
1.4. Типы, тенденции и общие проблемы производства……………………………...8
Глава 2. Экономическая организация производства………………………………………………….10
2.1 Экономическая организация производства и ограниченность ресурсов……...10
2.2 Оптимальный выбор……………………………………………………………...12
2.3 Анализ графика производственных возможностей…………………………….13
2.4 Проблемы альтернативных и предельных затрат………………………………15
Глава 3. Производство экономических благ…………………………………………………………18
3.1 Производство. Производственная функция……………………………………….18
3.2 Производство с одним переменным фактором. Предельная производительность факторов производства……………………………………………………………..20
3.3 Заменяемость факторов производства…………………………………………….22
3.4 Прямая равных издержек. Правило минимальных издержек……………………23
3.5 Производство с двумя переменными факторами. Правило максимизации прибыли……………………………………………………………………………..24
3.6 Влияние технического прогресса на выпуск фирмы……………………………..25
Глава 4. Издержки производства……………………………………………………………………...27
4.1. Определение издержек производства……………………………………………27
4.2. Виды издержек…………………………………………………………………….31
4.3. Отдача от масштаба и издержки производства…………………………………35
4.4. Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы………………………...37
4.5. Распределение прибыли…………………………………………………………..40
Список……………………………………………………………………………………………..41
С появлением отрицательного эффекта масштаба средние общие издержки начинают расти, что вызывает уменьшение экономической прибыли, если фирма ее получала, или появление убытков. Поэтому чрезвычайно важно определить объем производства, при котором издержки на единицу изделия минимальны. Чтобы обеспечить дальнейшее увеличение выпуска и снижение затрат, необходимо внедрять новейшие технологии и технику, организацию производства и управления.
4.4. Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы
Валовой доход фирмы представляет собой выручку от реализации произведенных продукции и услуг. Доход зависит от двух параметров: от объема продукции и уровня цен.
На рынке совершенной конкуренции фирма реализует любое количество продукции по цене, заданной рынком, поэтому валовой доход TR = QP. Если построить график валового дохода, то это будет прямая линия, восходящая из начала координат. Средний доход фирмы определяется на единицу продукции TRIQ. Но так как каждая единица продукции на рынке совершенной конкуренции продается по цене Р, то средний доход фирмы равен ее величине.
Рис. 2.5 Валовой доход совершенно конкурентной фирмы
Любую дополнительную единицу продукции на таком рынке фирма продает по одной и той же цене и предельный доход — доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции, равен цене товара. Если дополнительно производится Q изделий, то предельный доход также равен цене товара:
На рынке несовершенной конкуренции — чистой монополии, олигополии — в приведенные определения дохода необходимо внести уточнения. Так, чтобы реализовать больший объем продукции, чистый монополист вынужден снижать цену.
Цена становится переменной величиной, зависящей от объема продаж. Поэтому валовой доход TR = P(Q)Q. Если воспользоваться фактическими данными об объемах продаж и ценах на продукцию чистого монополиста, то можно построить кривую валового дохода типичного монополиста. Она выглядит так, как показано на рис. 2.6.
Рис. 2.6. Валовой доход чистой монополии
Обычно монополист увеличивает выпуск до объема Q*, т.е. до тех пор, пока с расширением производства растет валовой доход. Средний доход монополиста равен отношению валового дохода к величине выпуска TR/Q. Он, собственно, определяет среднюю цену, по которой реализуется продукция, так как, увеличивая объем продаж, монополист изменяет (снижает) цену, и она не является величиной постоянной.
Предельный доход монополиста представляет дополнительный доход, получаемый от продажи еще одной дополнительной единицы продукции. Нередко фирма увеличивает объем производства не на единицу продукции, а на некоторое ее количество Q. Тогда прирост дохода составит [P(Q)Q]. Предельный доход от производства дополнительной единицы продукции определяется суммой двух слагаемых. Первое равно цене изделия, по которой продают дополнительную единицу продукции. Но так как монополист вынужден снижать цену, чтобы продать больше продукции, то по этой более низкой цене приходится продавать не только дополнительную единицу продукции, но и все изделия. Отношение Р/Q характеризует среднее снижение цены, а уменьшение валового дохода на весь
объем производства за счет снижения цены равно Q---- . На эту величину уменьшается предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции. Поэтому величина предельного дохода составляет:
Отсюда следует важный вывод: для чистого монополиста предельный доход всегда меньше цены, по которой продается любая дополнительная единица продукции. Бели зависимость спроса от цены и предельного дохода от объема выпуска линейна, т.е. линии спроса и предельного дохода — прямые, то линия предельного дохода всегда располагается ниже линии спроса.
Приведенные определения дохода применимы для олигополистической фирмы, а также для монополистически конкурентной фирмы.
Одним из важных в рыночной экономике является понятие экономической, или чистой, прибыли. Экономическая прибыль представляет собой превышение валового дохода над валовыми издержками фирмы — внутренними и внешними. На единицу изделия экономическая прибыль равна разности цены и средних валовых издержек фирмы. Необходимо обратить внимание, что в повседневной практике с часто употребляемым термином «прибыль» обходятся вольно, вкладывая в него различный смысл.
При всей простоте определения экономической прибыли ее следует отличать от нормальной прибыли или предпринимательского дохода. В экономической теории нормальная прибыль, присваиваемая предпринимателем, поскольку его предпринимательские способности используются в данном предприятии, процент на капитал и экономическая рента, независимо от того, являются ли они внутренними или внешними платежами фирмы, представляют собой издержки производства. Согласно рыночной теории, все факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательские способности — создают новую стоимость, а ее конкретные формы: заработная плата, процент, рента, предпринимательский доход — представляют собой доходы собственников этих факторов.
В марксистской теории прибыль промышленного капиталиста, которая распадается на предпринимательский доход и ссудный процент, если последний в своей деятельности использовал заемные средства; торговая прибыль капиталиста, использующего свой капитал в торговле; ссудный процент, получаемый банкиром, а также рента, присваемая земельным собственником, не включаются в капиталистические издержки производства, представляют собой нетрудовые доходы, являющиеся результатом эксплуатации наемных работников. Термин «доход» здесь употребляется в ином, чем в современной рыночной экономике, смысле. Согласно трудовой теории стоимости К. Маркса, новая стоимость создается только трудом и источником предпринимательского дохода, процента, торговой прибыли, ренты является прибавочная стоимость, создаваемая трудом рабочих, крестьян, всех трудящихся.
Экономическую прибыль в рыночной экономике можно сравнить с таким понятием марксистской политической экономии, как избыточная прибыль. Но объясняется происхождение экономической прибыли в современной теории и избыточной прибыли в марксистской теории по-разному. Избыточная прибыль у К. Маркса представляет собой форму избыточной прибавочной стоимости, которую получает капиталист, внедряющий новую технику, технологии и т.п., что позволяет снизить затраты на производство единицы продукции. Они оказываются ниже общественно необходимых затрат, определяющих рыночную стоимость и цену товара. Реализуя товары по рыночным ценам при более низких, чем у других производителей, издержках, фирма получает избыточную прибыль. Но источником ее является труд наемных работников.
Происхождение экономической прибыли западные экономисты объясняют по-разному. Широко известна точка зрения
австрийского экономиста Иозефа Шумпетера, который считал, что прибыль появляется тогда, когда предприниматель внедряет новые технологии и технику, создает новые модели изделий, успешно внедряет в производство новые формы организации производства и стимулирования труда, обеспечивая возрастающие объемы продаж, снижение издержек и, как результат, получение экономической прибыли.
Американский экономист Фрэнк Найт происхождение экономической прибыли объясняет существованием риска и неопределенности в деятельности предпринимателей в рыночной экономике. Поскольку никто не может с уверенностью предсказать, как сложится спрос и предложение даже в ближайшей перспективе, например, на акции некоторой компании, то купив акции этой компании сегодня, вы можете хорошо заработать завтра, т.е. получить прибыль, когда курс акций начнет быстро расти. Или непредвиденный рост цен на пшеницу может увеличить ваши прибыли сегодня, если, конечно, вы не продали ее по более низкой цене вчера.
Следующая точка зрения определяет экономическую прибыль как монопольный доход. Она, как и другие объяснения происхождения экономической прибыли, имеет право на существование. Бели сравнить цену, устанавливаемую под влиянием факторов спроса и предложения на различных рынках — рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии, то, как будет показано в следующей лекции, самая высокая цена на продукт устанавливается на рынке чистой монополии и самая низкая — на рынке совершенной конкуренции. Во многих странах государство регулирует деятельность монополий, цены на продукцию и услуги, что уменьшает прибыли монополистов. Но сказанное не означает, что монополия всегда получает экономическую прибыль. Если средние валовые издержки окажутся выше цены монопольно произведенного продукта, то монополист несет убытки.
Получаемая монопольная прибыль может быть результатом установления относительно высокой цены вследствие существования искусственных ограничений в использовании ресурсов или естественной их ограниченности. В первом случае такими ограничениями служат патенты и лицензии, использование которых ограничивает доступ других лиц к новым технологиям и получению прибыли. Во втором случае хорошо известная ограниченность особо редких ресурсов может принести их владельцу высокую прибыль, ренту, процент и заработную плату.
4.5. Распределение прибыли
Предприятия в странах с рыночной экономикой классифицируются по трем основным правовым формам: единоличное владение, партнерства и корпорации. Единоличные владения и партнерства имеют, как правило, ограниченные возможности в прибыльном ведении дел. Здесь, если и получают прибыль, то платят налоги, часть прибыли используют на развитие производства, на уплату взносов по полученному ранее кредиту.
Прибыли корпораций используются по трем основным каналам. Во-первых, прибыли облагаются налогом, поступающим в государственный бюджет. Во-вторых, часть прибыли корпорации выплачивается акционерам в виде дивидендов. И наконец, остается часть прибыли, если остается вообще, которую называют нераспределенными прибылями корпораций. Они используются на покупку нового оборудования, внедрение новых технологий и т.п.
Успешно работающие компании выделяют часть прибыли для стимулирования высокопроизводительного труда. Известна так называемая система «участия в прибылях», в соответствии с которой работникам выплачиваются премии за рациональное использование материальных ресурсов, экономию энергии, повышение качества выполняемых операций и т.п.
Прибыль выполняет важную функцию в экономике — влияет на уровень использования ресурсов и на их распределение среди пользователей. В своем стремлении получить прибыль фирмы осуществляют нововведения, совершенствуют производство и тем самым обеспечивают экономический рост. Получение прибыли не только стимулирует расширение производства, но и позволяет фирме получить финансовые средства для увеличения производственных мощностей. Сказанное приводит к частичному перераспределению экономических ресурсов, используемых в масштабах общества. Присутствие монополии на рынке готовой продукции и ресурсов сдерживает свободное перемещение ресурсов между предприятиями и отраслями.
Список использованной литературы:
1. «Практический менеджмент предприятия» Веснин Р.В. Москва 1998 г.
2. «Управление персоналом» Базарова .Ю. Москва 1998 г.
3. «Основы менеджмента» Лебедев О.Т. Санкт-Петербург 1998 г.
4. «Менеджмент организации» Румянцева З.П. Москва 1995 г.
5. «Основы предпринимательского дела» Москва 1992 г.
6. « Современная экономика» Д.Э.Н. профессор Мамедов О.Ю. Ростов-на-Дону 2001г.
7. Интернет
- 3 -