Организация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Производственный процесс, включает, как технологические, так и нетехнологические процессы.
По масштабам производства однородной продукции различают процессы:
 массовые
 серийные
 индивидуальные

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Производство: ресурсы, факторы, тенденции………………………………………………..5
1.1. Ресурсы и факторы производства…………………………………………………5
1.2. Сущность производства……………………………………………………………7
1.3. Уровни производства. Разделение труда………………………………………….8
1.4. Типы, тенденции и общие проблемы производства……………………………...8

Глава 2. Экономическая организация производства………………………………………………….10
2.1 Экономическая организация производства и ограни­ченность ресурсов……...10
2.2 Оптимальный выбор……………………………………………………………...12
2.3 Анализ графика производственных возможностей…………………………….13
2.4 Проблемы альтернативных и предельных затрат………………………………15

Глава 3. Производство экономических благ…………………………………………………………18
3.1 Производство. Производственная функция……………………………………….18
3.2 Производство с одним переменным фактором. Пре­дельная производительность факторов производства……………………………………………………………..20
3.3 Заменяемость факторов производства…………………………………………….22
3.4 Прямая равных издержек. Правило минимальных издержек……………………23
3.5 Производство с двумя переменными факторами. Правило максимизации прибыли……………………………………………………………………………..24
3.6 Влияние технического прогресса на выпуск фирмы……………………………..25

Глава 4. Издержки производства……………………………………………………………………...27
4.1. Определение издержек производства……………………………………………27
4.2. Виды издержек…………………………………………………………………….31
4.3. Отдача от масштаба и издержки производства…………………………………35
4.4. Экономическое содержание дохода и прибыли фир­мы………………………...37
4.5. Распределение прибыли…………………………………………………………..40

Список……………………………………………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

ekonomika.doc

— 536.50 Кб (Скачать документ)

С появлением отрицательного эффекта масштаба средние общие издержки начинают расти, что вызывает уменьшение экономической прибыли, если фирма ее получала, или появле­ние убытков. Поэтому чрезвычайно важно определить объем производства, при котором издержки на единицу изделия ми­нимальны. Чтобы обеспечить дальнейшее увеличение выпус­ка и снижение затрат, необходимо внедрять новейшие техно­логии и технику, организацию производства и управления.

 

4.4. Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы

 

Валовой доход фирмы представляет собой выручку от реа­лизации произведенных продукции и услуг. Доход зависит от двух параметров: от объема продукции и уровня цен.

На рынке совершенной конкуренции фирма реализует лю­бое количество продукции по цене, заданной рынком, поэтому валовой доход TR = QP. Если построить график валового дохо­да, то это будет прямая линия, восходящая из начала коорди­нат. Средний доход фирмы определяется на единицу продук­ции TRIQ. Но так как каждая единица продукции на рынке со­вершенной конкуренции продается по цене Р, то средний до­ход фирмы равен ее величине.

Рис. 2.5 Валовой доход совершенно конкурентной фирмы

 

Любую дополнительную единицу продукции на таком рынке фирма продает по одной и той же цене и предельный доход — доход, полученный от продажи дополнительной единицы про­дукции, равен цене товара. Если дополнительно производится Q  изделий, то предельный доход также равен цене товара:

 

                                                                  

                                                                 

На рынке несовершенной конкуренции — чистой монопо­лии, олигополии — в приведенные определения дохода необ­ходимо внести уточнения. Так, чтобы реализовать больший объем продукции, чистый монополист вынужден снижать цену.

Цена становится переменной величиной, зависящей от объема продаж. Поэтому валовой доход TR = P(Q)Q. Если воспользо­ваться фактическими данными об объемах продаж и ценах на продукцию чистого монополиста, то можно построить кривую валового дохода типичного монополиста. Она выглядит так, как показано на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Валовой доход чистой монополии

 

Обычно монополист увеличивает выпуск до объема Q*, т.е. до тех пор, пока с расширением производства растет ва­ловой доход. Средний доход монополиста равен отношению валового дохода к величине выпуска TR/Q. Он, собственно, определяет среднюю цену, по которой реализуется продукция, так как, увеличивая объем продаж, монополист изменяет (сни­жает) цену, и она не является величиной постоянной.

Предельный доход монополиста представляет дополнитель­ный доход, получаемый от продажи еще одной дополнитель­ной единицы продукции. Нередко фирма увеличивает объем производства не на единицу продукции, а на некоторое ее ко­личество Q. Тогда прирост дохода составит [P(Q)Q]. Пре­дельный доход от производства дополнительной единицы про­дукции определяется суммой двух слагаемых. Первое равно цене изделия, по которой продают дополнительную единицу про­дукции. Но так как монополист вынужден снижать цену, что­бы продать больше продукции, то по этой более низкой цене приходится продавать не только дополнительную единицу продукции, но и все изделия. Отношение  Р/Q характеризует сред­нее снижение цены, а уменьшение валового дохода на весь

объем производства за счет снижения цены равно Q---- . На эту величину уменьшается предельный доход от продажи до­полнительной единицы продукции. Поэтому величина предель­ного дохода составляет:

 

                                                                               

 

Отсюда следует важный вывод: для чистого монополиста предельный доход всегда меньше цены, по которой продает­ся любая дополнительная единица продукции. Бели зависи­мость спроса от цены и предельного дохода от объема выпус­ка линейна, т.е. линии спроса и предельного дохода — пря­мые, то линия предельного дохода всегда располагается ниже линии спроса.

Приведенные определения дохода применимы для олигополистической фирмы, а также для монополистически конку­рентной фирмы.

Одним из важных в рыночной экономике является поня­тие экономической, или чистой, прибыли. Экономическая при­быль представляет собой превышение валового дохода над ва­ловыми издержками фирмы — внутренними и внешними. На единицу изделия экономическая прибыль равна разности цены и средних валовых издержек фирмы. Необходимо обратить внимание, что в повседневной практике с часто употребляе­мым термином «прибыль» обходятся вольно, вкладывая в него различный смысл.

При всей простоте определения экономической прибыли ее следует отличать от нормальной прибыли или предприни­мательского дохода. В экономической теории нормальная при­быль, присваиваемая предпринимателем, поскольку его пред­принимательские способности используются в данном пред­приятии, процент на капитал и экономическая рента, незави­симо от того, являются ли они внутренними или внешними платежами фирмы, представляют собой издержки производ­ства. Согласно рыночной теории, все факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательские способности — создают новую стоимость, а ее конкретные формы: заработ­ная плата, процент, рента, предпринимательский доход — представляют собой доходы собственников этих факторов.

В марксистской теории прибыль промышленного капи­талиста, которая распадается на предпринимательский до­ход и ссудный процент, если последний в своей деятельнос­ти использовал заемные средства; торговая прибыль капи­талиста, использующего свой капитал в торговле; ссудный процент, получаемый банкиром, а также рента, присваемая земельным собственником, не включаются в капиталисти­ческие издержки производства, представляют собой нетру­довые доходы, являющиеся результатом эксплуатации на­емных работников. Термин «доход» здесь употребляется в ином, чем в современной рыночной экономике, смысле. Согласно трудовой теории стоимости К. Маркса, новая сто­имость создается только трудом и источником предприни­мательского дохода, процента, торговой прибыли, ренты является прибавочная стоимость, создаваемая трудом рабо­чих, крестьян, всех трудящихся.

Экономическую прибыль в рыночной экономике можно сравнить с таким понятием марксистской политической эко­номии, как избыточная прибыль. Но объясняется происхож­дение экономической прибыли в современной теории и избы­точной прибыли в марксистской теории по-разному. Избы­точная прибыль у К. Маркса представляет собой форму избы­точной прибавочной стоимости, которую получает капиталист, внедряющий новую технику, технологии и т.п., что позволя­ет снизить затраты на производство единицы продукции. Они оказываются ниже общественно необходимых затрат, опреде­ляющих рыночную стоимость и цену товара. Реализуя товары по рыночным ценам при более низких, чем у других произво­дителей, издержках, фирма получает избыточную прибыль. Но источником ее является труд наемных работников.

Происхождение экономической прибыли западные эконо­мисты объясняют по-разному. Широко известна точка зрения

австрийского экономиста Иозефа Шумпетера, который счи­тал, что прибыль появляется тогда, когда предприниматель внедряет новые технологии и технику, создает новые модели изделий, успешно внедряет в производство новые формы орга­низации производства и стимулирования труда, обеспечивая возрастающие объемы продаж, снижение издержек и, как ре­зультат, получение экономической прибыли.

Американский экономист Фрэнк Найт происхождение эко­номической прибыли объясняет существованием риска и нео­пределенности в деятельности предпринимателей в рыночной экономике. Поскольку никто не может с уверенностью пред­сказать, как сложится спрос и предложение даже в ближай­шей перспективе, например, на акции некоторой компании, то купив акции этой компании сегодня, вы можете хорошо заработать завтра, т.е. получить прибыль, когда курс акций начнет быстро расти. Или непредвиденный рост цен на пше­ницу может увеличить ваши прибыли сегодня, если, конеч­но, вы не продали ее по более низкой цене вчера.

Следующая точка зрения определяет экономическую при­быль как монопольный доход. Она, как и другие объяснения происхождения экономической прибыли, имеет право на су­ществование. Бели сравнить цену, устанавливаемую под вли­янием факторов спроса и предложения на различных рынках — рынке совершенной конкуренции, монополистической конку­ренции, олигополии и чистой монополии, то, как будет пока­зано в следующей лекции, самая высокая цена на продукт уста­навливается на рынке чистой монополии и самая низкая — на рынке совершенной конкуренции. Во многих странах государ­ство регулирует деятельность монополий, цены на продук­цию и услуги, что уменьшает прибыли монополистов. Но ска­занное не означает, что монополия всегда получает экономи­ческую прибыль. Если средние валовые издержки окажутся выше цены монопольно произведенного продукта, то моно­полист несет убытки.

Получаемая монопольная прибыль может быть результа­том установления относительно высокой цены вследствие су­ществования искусственных ограничений в использовании ре­сурсов или естественной их ограниченности. В первом случае такими ограничениями служат патенты и лицензии, исполь­зование которых ограничивает доступ других лиц к новым технологиям и получению прибыли. Во втором случае хоро­шо известная ограниченность особо редких ресурсов может принести их владельцу высокую прибыль, ренту, процент и заработную плату.

 

4.5. Распределение прибыли

 

Предприятия в странах с рыночной экономикой класси­фицируются по трем основным правовым формам: единолич­ное владение, партнерства и корпорации. Единоличные вла­дения и партнерства имеют, как правило, ограниченные воз­можности в прибыльном ведении дел. Здесь, если и получа­ют прибыль, то платят налоги, часть прибыли используют на развитие производства, на уплату взносов по полученному ранее кредиту.

Прибыли корпораций используются по трем основным ка­налам. Во-первых, прибыли облагаются налогом, поступаю­щим в государственный бюджет. Во-вторых, часть прибыли корпорации выплачивается акционерам в виде дивидендов. И наконец, остается часть прибыли, если остается вообще, ко­торую называют нераспределенными прибылями корпораций. Они используются на покупку нового оборудования, внедре­ние новых технологий и т.п.

Успешно работающие компании выделяют часть прибы­ли для стимулирования высокопроизводительного труда. Из­вестна так называемая система «участия в прибылях», в со­ответствии с которой работникам выплачиваются премии за рациональное использование материальных ресурсов, эконо­мию энергии, повышение качества выполняемых операций и т.п.

Прибыль выполняет важную функцию в экономике — влияет на уровень использования ресурсов и на их распределение среди пользователей. В своем стремлении получить прибыль фирмы осуществляют нововведения, совершенствуют произ­водство и тем самым обеспечивают экономический рост. Получение прибыли не только стимулирует расширение произ­водства, но и позволяет фирме получить финансовые сред­ства для увеличения производственных мощностей. Сказан­ное приводит к частичному перераспределению экономичес­ких ресурсов, используемых в масштабах общества. Присут­ствие монополии на рынке готовой продукции и ресурсов сдер­живает свободное перемещение ресурсов между предприяти­ями и отраслями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

1.          «Практический менеджмент предприятия» Веснин Р.В.    Москва 1998 г.

 

2.          «Управление персоналом»      Базарова .Ю.    Москва 1998 г.

 

3.          «Основы менеджмента»    Лебедев О.Т.   Санкт-Петербург 1998 г.

 

4.          «Менеджмент организации» Румянцева З.П.    Москва 1995 г.

 

5.          «Основы предпринимательского дела» Москва 1992 г.

 

6.          « Современная экономика» Д.Э.Н. профессор Мамедов О.Ю. Ростов-на-Дону 2001г.

 

7.             Интернет

- 3 -

 



Информация о работе Организация производства