Организация управления малым (семейным) предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – исследование организации управления малым (семейным) предприятием. Задача курсовой работы – освоение теоретических основ менеджмента малого предприятия как системы управления, направленной на рациональное использование ресурсов предприятия для достижения поставленных целей и результатов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Организация управления малым (семейным) предприятием………..4
Роль менеджмента в малом бизнесе……………………………………4
Организация управления малым предприятием……………………....7
Глава 2. Рынок соляриев в России …………………………………………....14
2.1. Рейтинг производителей соляриев. Сравнительный анализ…………19
Глава 3. Разработка бизнес-плана создания солярий-студии……………….24
3.1. Резюме……………………………………………………………………24
3.2. Описание бизнеса………………………………………………………..26
3.3. Система управления……………………………………………………..29
3.4. План маркетинга…………………………………………………………32
3.5. Финансовый план………………………………………………………..37
3.6. Анализ рисков…………………………………………………………....46
Заключение……………………………………………………………………...47
Список использованной литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Данька курсовая.doc

— 502.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

       Введение………………………………………………………………………….3

       Глава 1. Организация управления малым (семейным) предприятием………..4

    1. Роль менеджмента в малом бизнесе……………………………………4
    2. Организация управления малым предприятием……………………....7

       Глава 2. Рынок соляриев в России …………………………………………....14

          2.1.  Рейтинг производителей соляриев. Сравнительный анализ…………19

       Глава 3. Разработка бизнес-плана  создания солярий-студии……………….24

          3.1. Резюме……………………………………………………………………24

          3.2. Описание бизнеса………………………………………………………..26

          3.3. Система управления……………………………………………………..29

          3.4. План маркетинга…………………………………………………………32

          3.5. Финансовый план………………………………………………………..37

          3.6. Анализ рисков…………………………………………………………....46

       Заключение……………………………………………………………………...47

       Список использованной литературы………………………………………….49 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Малое предпринимательство – важная составляющая рыночной экономики. Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые отдельным собственником.

       Для создания и управления малым предприятием необходимы знание и умение решать организационные проблемы, знание и умение вести бухгалтерский учет, знания в области юриспруденции, касающейся юридического сопровождения на этапах создания и функционирования малых предприятий, а также необходимы знания в области управления персоналом.

        Больше половины малых предприятий  не доживают до двух лет, а десятилетнего возраста достигает лишь одно из десяти. Причиной тому в большинстве случаев является неэффективное управление. Из этого следует, что менеджмент важную роль играет в предпринимательстве вообще и в малом бизнесе, в частности. При этом в малом бизнесе менеджмент имеет свои особенности, связанные с малым масштабом деятельности и вытекающим из этого несовершенством организационной структуры и отсутствием четкого разделения труда. При рассмотрении менеджмента в малом предпринимательстве надо иметь в виду гибкость и динамичность последнего, совмещение прав, обязанностей и ответственности собственника малого предприятия и нанятого им менеджера.

       Цель данной курсовой работы – исследование организации управления малым (семейным) предприятием. Задача курсовой работы – освоение теоретических основ менеджмента малого предприятия как системы управления, направленной на рациональное использование ресурсов предприятия для достижения поставленных целей и результатов.

       Предметом исследования является организация управления малым предприятием. Поскольку процесс управления информационный, то объект исследования в системе управления представлен информационными связями между руководством и структурными подразделениями (маркетинг, финансы, персонал, производство), а также между органом управления и окружающей средой.  

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ (СЕМЕЙНЫМ) ПРЕДПРИЯТИЕМ 

1.1. Роль менеджмента в малом бизнесе

       Управление – умение добиваться поставленных целей, направляя труд и интеллект работников и создавая мотивацию поведения людей, работающих в организации.

       Предпринимательская способность – это способность принятия решений и способность рисковать. Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск главные вопросы, заключающиеся в выборе сферы, направлений и методов деятельности, и принимают наиболее ответственные решения. Специфика успешного предпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть и вести свой бизнес и готового отвечать за результаты своей деятельности. Предприниматель (он же собственник) является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с учетом каждой из перечисленных ролей. Предприниматель, являясь собственником и представляя фирму в различных инстанциях, взаимодействует с различными элементами внешней среды, к которой относятся покупатели, поставщики, кредиторы, арбитражные суды, местные органы власти, др. Каждый из вышеперечисленных элементов внешней среды требует от предпринимателя выработки соответствующей тактики поведения (стратегического, тактического, оперативного), от которого будет зависеть как краткосрочный, так и долгосрочный успех фирмы.

       Новаторство является наиболее заметной чертой предпринимателя.   Предприниматели стремятся  решать новые задачи, изготавливают продукцию новыми способами, как бы вплетают старые идеи в новые узоры, чаще предлагают решения, нежели оправдывают неудачи. Личностные черты, обычно проявляющиеся у предпринимателей, которые добиваются больших успехов:

  • новаторство
  • обоснование рискованных действий
  • уверенность в себе
  • упорство
  • постановка целей
  • ответственность.

       Для малого бизнеса характерны такие же управленческие  процессы, как и для крупных предпринимательских объединений (структур). Однако, они имеют отличия, обусловленные размером предприятия и объемом производственных мощностей. При решении проблем управления объектом предприниматель (менеджер) должен, прежде всего, хорошо представлять основные функции управления и с этих позиций рассматривать объект управления, то есть проводить его анализ, планировать результаты, принимать решения по их достижению, организовывать эффективную деятельность структурных подразделений, контролировать ход выполнения плановых заданий, корректировать решения и стимулировать работников. 

      Малый бизнес весьма многообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов – размер предприятия, численность и состав работающих, форма собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции и услуг, организационная структура предприятия, особенности производства и предоставляемых услуг, товаров.

      На малых предприятиях с небольшой  численностью работающих (до 15 –  20 человек) зачастую отсутствует специальное управленческое подразделение, а само управление ведется на элементарном уровне и включает ведение бухгалтерского учета, контроль за рентабельностью хозяйственной деятельности, руководство работой. На предприятиях с численностью до 70 человек имеется специальное подразделение, способное организованно управлять хозяйством. Практикуется технология управления производством, сбытом, трудом и финансами. На предприятиях с численностью до 100 человек могут создаваться специализированные управленческие подразделения. Каждое из таких подразделений обладает более высокой технологией управления в своей области. 

       В таком делении предприятий  по уровню управления присутствует  своя логика. В небольшом магазине, кафе, парикмахерской и т.д. нет  необходимости иметь специалиста-менеджера,  да это и накладно. Обычно функции  управления малым предприятием берет на себя его владелец, то есть происходит совмещение должностей. В то же время указанные размеры предприятия по численности работающих не являются единственным обязательным критерием отнесения его к соответствующему уровню управления. Необходимость создания того или иного подразделения управления или привлечение специалиста-менеджера зависит от целого ряда других факторов, характеризующих условия деятельности конкретного предприятия: ассортимента продукции (услуг), состава работающих, отрасли деятельности и др.

       В небольших организациях, как  правило, функции управления берет  на себя руководитель, полагая,  что их лучше выполнять самому, чем перепоручать другим. Однако, отказ от делегирования полномочий (или их части) влечет за  собой дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на результатах работы предприятия. К тому же руководителю фирмы необходимо заниматься не только текущей работой фирмы, но и видеть перспективу ее деятельности. Поэтому целесообразно потратить время на обучение работника, способного выполнять определенные функции, и делегировать ему полномочия, чем постоянно выполнять эту работу. По мере роста масштабов деятельности предприятия появляется потребность в привлечении специалиста по управлению, т.е. менеджера, или даже в создании специальной управленческой группы.

       Целый ряд факторов оказывает  существенное влияние на способы,  стиль управления персоналом  малой фирмы. Задача менеджера  (руководителя фирмы) заключается  в том, чтобы с учетом всей совокупности специфических факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.    

    1. Организация управления малым  предприятием

       Управлять – означает вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняется сама фирма и ее среда.

       Современная система управления  малым предприятием должна быть  гибкой и простой. Ее главным  критерием является обеспечение  эффективности и конкурентоспособности  работы предприятия. Это особенно  важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.

Формирование  структуры малого (семейного) предприятия

       Ключевым аспектом организации управления является создание структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры предприятия являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры предприятия протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, - права и ответственность за их выполнение. Организационная структура предприятия есть средство для достижения поставленных целей и задач.

       Характерными признаками рациональной  структуры малого предприятия  являются небольшие подразделения  с квалифицированным персоналом, минимальное число уровней участия, ориентация режима работы на потребителей, оперативная реакция на изменения, высокая производительность и низкие издержки.

       Для малого (семейного) бизнеса  наиболее простой является структура  фирмы, находящейся в единоличном  владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя риск предпринимательства. Глава фирмы нередко сам занимается бухгалтерским учетом и финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое при этом зависит от его целеустремленности и работоспособности. По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению, часто выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов.

Организация эффективного управления

       При общей простоте организационно-упраленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается, по сути дела, на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. Однако, в современных условиях одного энтузиазма недостаточно. Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, - нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

Информация о работе Организация управления малым (семейным) предприятием