Повышение эффективности сбытовой деятельности предприятия на основе совершенствования планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке подхода к планированию условий реализации продукции для достижения максимальной эффективности функционирования предприятия в условиях переходной экономики.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть изменения условий хозяйствования, произошедшие в российской экономике за годы реформ и выявить их влияние на сбытовую деятельность предприятий;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Новые явления в сбытовой деятельности предприятий РФ при переходе к рыночной экономике 7
1.1. Изменение основного содержания сбытовой деятельности предприятий РФ 7
1.2. Кризис неплатежей в промышленности РФ 11
1.3. Распространение неденежных способов расчетов за продукцию 15
Глава 2. Управление процессом планирования реализации продукции на промышленном предприятии 26
2.1. Основные аспекты проблемы управления процессом реализации продукции 26
2.2. Разработка кредитной политики предприятия 31
2.3. Управление денежными и бартерными потоками по реализации продукции на предприятиях в современных условиях 42
Заключение 51
Список использованных источников 54

Работа состоит из  1 файл

1_Планирование сбытовой деятельности.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Повышение эффективности сбытовой деятельности предприятия на основе совершенствования планирования

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение              3

Глава 1. Новые явления в сбытовой деятельности  предприятий РФ при переходе к рыночной экономике              7

1.1. Изменение основного содержания сбытовой деятельности предприятий РФ              7

1.2. Кризис неплатежей в промышленности РФ              11

1.3. Распространение неденежных способов расчетов за продукцию              15

Глава 2. Управление процессом планирования реализации продукции на промышленном предприятии              26

2.1. Основные аспекты проблемы управления процессом реализации продукции              26

2.2. Разработка кредитной политики  предприятия              31

2.3. Управление денежными и бартерными потоками по реализации продукции на  предприятиях в современных условиях              42

Заключение              51

Список использованных источников              54

 


введение

 

В связи с коренным изменением условий хозяйствования в РФ при переходе к рыночной экономике промышленные предприятия столкнулись с необходимостью самостоятельно обеспечивать не только производство, но и сбыт своей продукции. В условиях сокращения платежеспособного спроса и возникшей конкуренции с импортными товарами проблема сбыта приобрела первоочередное значение.

              Важными являются проблемы поиска покупателей продукции, выбора оптимального ассортимента, построения сбытовой сети.

              Однако отгруженная продукция еще не является реализованной. В условиях переходной экономики предприятия столкнулись с отсутствовавшей ранее проблемой возникновения безнадежных долгов, которые являются прямыми убытками и уменьшают прибыль предприятия от производственной деятельности. В связи с резким ускорением инфляционных процессов задержки в поступлении платежей от покупателей продукции также приводят к финансовым потерям для предприятия.

              Годы реформ охарактеризовались кризисом неплатежей, в который оказались вовлечены предприятия практически всех отраслей, в том числе и  промышленности.

              Широкое распространение получили неденежные формы расчетов, в частности расчеты бартером и векселями, которые в ряде случаев (например, при использовании повторного бартера) фактически не являются расчетами, так как предприятие не получает от контрагента средств, позволяющих начать новый производственный цикл.

              Таким образом, сегодняшняя экономическая действительность такова, что без тщательного планирования процесса расчетов с покупателями и постоянного анализа ситуации с поступлением средств от них предприятие будет неизбежно нести финансовые потери.

У предприятий возникает необходимость оценивать разнообразные коммерческие предложения покупателей, предусматривающие оплату продукции с использованием неденежных способов расчетов. Традиционные методы оценки прибыльности операций не учитывают специфики неденежных расчетов (в условиях различных цен на одну и ту же продукцию при расчетах  бартером и денежными средствами прибыль, рассчитываемая традиционными методами, не отражает реального финансового результата предприятия).

              Опыт практической работы автора с и предприятиями РФ и стран СНГ свидетельствует о том, что на предприятиях данной проблеме уделяется недостаточное внимание.

              Так, например, на большинстве предприятий отсутствует систематическая аналитическая работа в данной области, решения по отгрузке продукции принимаются на интуитивной основе, без учета их влияния на финансовое состояние и прибыль предприятия.

Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке подхода к планированию условий реализации  продукции для достижения максимальной эффективности функционирования предприятия в условиях переходной экономики.

Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть изменения условий хозяйствования, произошедшие в российской экономике за годы реформ и выявить их влияние на сбытовую деятельность  предприятий;

- изучить масштабы применения коммерческого кредитования в отечественной промышленности в целом и  отрасли в частности;

- обобщить отечественный и зарубежный опыт управления процессом расчетов с покупателями продукции с использованием методов математического моделирования;

- описать процесс разработки кредитной политики промышленного предприятия;

- предложить методологию управления денежными и бартерными потоками на текстильном предприятии в условиях современной российской экономики, позволяющую оценивать одновременно эффективность денежных  и бартерных сделок;

- разработать математические модели, позволяющие производить процесс планирования условий реализации продукции, выбор оптимального плана отгрузок продукции потребителям и прогнозирование денежных потоков и бартерных поставок за отгруженную продукцию на научной основе;

Объектом исследования являются крупные и средние предприятия промышленности РФ.

В качестве предмета исследования в работе выступает процесс планирования условий реализации продукции на предприятии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Первая глава "Новые явления в сбытовой деятельности  предприятий РФ при переходе к рыночной экономике" посвящена анализу изменений, произошедших в сбытовой деятельности  предприятий РФ при переходе к рыночной экономике. Рассматриваются только те изменения в сбытовой деятельности, которые непосредственно связаны с процессом взаиморасчетов с покупателями продукции.

Рассмотрены и классифицированы различные формы неденежных расчетов, выполнена оценка масштабов их применения в российской экономике в целом и в легкой промышленности в частности.

Проанализированы особенности проявления кризиса неплатежей в  отрасли.

Рассмотрен вопрос о влиянии способов обеспечения предприятия хлопком на специфику его сбытовой деятельности и процесс расчетов с покупателями продукции.

Во второй главе "Управление процессом планирования реализации продукции на промышленном предприятии" рассмотрен процесс расчетов с покупателями продукции, определено его место в сбытовой политике предприятия и взаимосвязь с другими элементами сбытовой политики.

Проанализированы масштабы применения коммерческого кредита в сбыте промышленной продукции, сделан вывод о существенном увеличении доли коммерческого кредита при переходе от плановой экономики к рыночной, что вызывает необходимость разработки данной проблемы.

              Рассмотрены работы отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, сделан вывод о недостаточной разработанности анализируемого направления, отсутствии комплексных методик и математических моделей, позволяющих предприятиям планировать процесс поступления оплаты от покупателей, а также о неприменимости западных методик в российских условиях.

              Рассмотрен процесс разработки кредитной политики промышленного предприятия, предложена методология, позволяющая эффективно управлять денежными и бартерными потоками по реализации продукции в условиях преобладания бартера в расчетах.

В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются основные выводы, даются практические рекомендации.

 


Глава 1. Новые явления в сбытовой деятельности  предприятий РФ при переходе к рыночной экономике.

 

1.1. Изменение основного содержания сбытовой деятельности предприятий РФ

 

В связи с переходом от плановой экономики к рыночному хозяйству в РФ произошли коренные изменения в сбытовой деятельности промышленных предприятий.

Наиболее важными изменениями, на наш взгляд, являются следующие:

1)          Разрушение механизма гарантированного сбыта продукции;

2)          Изменение круга потребителей  продукции за счет появления новых хозяйственных структур;

3)          Существенное расширение свободы выбора предприятиями своих контрагентов;

4)          Отсутствие твердых гарантий  получения оплаты за отгруженную продукцию;

5)          Изменение применяемых форм расчетов, появление неденежных способов расчета.

Усиление роли сбытовой деятельности в функционировании предприятий  промышленности РФ.

Основной проблемой сбыта  продукции мы считаем сужение спроса на  продукцию. Среди причин такого положения многие исследователи отмечают снижение жизненного уровня населения, неконтролируемый ввоз  товаров по неофициальному импорту, отсутствие развитой товаропроводящей сети. Данная ситуация привела к необходимости уделять вопросам сбыта значительно большее внимание, чем ранее.

Широко распространенным в  отрасли является мнение, что одним из важных факторов кризиса сбыта  продукции было разрушение системы оптовой торговли. На наш взгляд, правомернее говорить о коренном изменении принципов сбытовой деятельности  предприятий,  в рамках которого сложилась ситуация, при которой роль оптовой торговли в сбыте  продукции в настоящее время невелика. Отсутствие в экономике СССР такого явления, как конкуренция между производителями товаров, позволяет нам утверждать, что сбытовые процессы в СССР имели исключительно распределительный характер.

Процесс производства  продукции и ее сбыта формально происходил с применением денег, но последние выполняли лишь учетные функции внутри гигантской вертикально-интегрированной структуры.

Переход от плановой экономике к рыночной в 1989-1992 гг. привел к тому, что, несмотря на формальное вхождение многих  предприятий в различные концерны и ассоциации, предприятия оказались вынуждены самостоятельно реализовывать функции снабжения и сбыта.

Ключевой особенностью этих организаций является практическая необходимость осуществления ими самостоятельной сбытовой политики, в рамках которой планирование движения денежных и бартерных потоков по реализации продукции имеет первоочередное значение.

Изменения в составе потребителей  продукции.

Существует следующая классификация потребителей  продукции:

1) Оптовая торговля – производит крупные закупки  продукции для последующей перепродажи ее другим группам потребителей.

2) «Внерыночные» потребители – государство (в лице министерств и ведомств – например, Министерство обороны РФ, Госкомсевер РФ и т.д.). В роли «внерыночных» покупателей могут выступать и местные власти.

3) Розничные торговые предприятия – предприятия, реализующие продукцию непосредственно населению. В составе этой группы потребителей может выступать и своя собственная розничная сеть (собственные магазины и торговые точки).

4) Предприятия промпереработки – наиболее многочисленная, по мнению авторов, группа потребителей, в которую входят предприятия швейной промышленности, дома моделей, ателье, предприятия автомобильной промышленности и других отраслей, применяющих ткани.

              После начала рыночных реформ структура потребителей  продукции существенно изменилась.

Изменения в структуре хозяйственных связей.

Важной особенностью переходной экономики РФ является высокая доля прямых хозяйственных связей в процессе сбыта  продукции и недостаточное развитие системы оптовой торговли.

А. Яковлев и Ф. Глисин отмечают, что по результатам опроса 269 предприятий легкой промышленности в 2005 г. было установлено, что основными каналами сбыта продукции в легкой промышленности являются:

- прямые связи с потребителями – 76,7%

- бывшие государственные оптово-посреднические организации 7,7%

- частные посреднические организации – 14,5%

- дочерние снабженческо-сбытовые организации – 1,1%

Обращает на себя внимание недостаточное развитие системы оптовой торговли в  промышленности. Большинство руководителей  предприятий отмечает фактически полное отсутствие приемлемых партнеров из числа предприятий оптовой торговли.

Основной проблемой является тот факт, что оптовые фирмы претендуют на  достаточно высокий процент за свои услуги (средняя торговая наценка в течение 2002 – 2004 гг. увеличилась с 7-9% до 25%), при этом, не обеспечивая достаточного качества услуг.

Предприятия оптовой торговли  продукции РФ в настоящее время – это в основном небольшие фирмы. Ограниченность финансовых ресурсов у оптовых фирм не позволяет им закупать большие партии  продукции, в чем заинтересованы промышленные предприятия.

Отсутствие возможности сбывать свою продукцию крупными партиями немногочисленным партнерам-оптовикам приводит к необходимости работать с потребителями напрямую, что уменьшает средний размер отгружаемой партии  продукции. Число покупателей  в данной ситуации существенно увеличивается (по сравнению с вариантом, когда система оптовой торговли является более развитой). Поэтому, в настоящее время проблема планирования условий реализации продукции является весьма важной.

Впрочем, в экономике развитых капиталистических стран промышленная продукция производственного использования (промежуточная) сбывается преимущественно по прямым связям (60-65%). На оптовую торговлю приходится 15-18%, на реализацию отдается 10-15%.

Информация о работе Повышение эффективности сбытовой деятельности предприятия на основе совершенствования планирования