Повышение эффективности сбытовой деятельности предприятия на основе совершенствования планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке подхода к планированию условий реализации продукции для достижения максимальной эффективности функционирования предприятия в условиях переходной экономики.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть изменения условий хозяйствования, произошедшие в российской экономике за годы реформ и выявить их влияние на сбытовую деятельность предприятий;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Новые явления в сбытовой деятельности предприятий РФ при переходе к рыночной экономике 7
1.1. Изменение основного содержания сбытовой деятельности предприятий РФ 7
1.2. Кризис неплатежей в промышленности РФ 11
1.3. Распространение неденежных способов расчетов за продукцию 15
Глава 2. Управление процессом планирования реализации продукции на промышленном предприятии 26
2.1. Основные аспекты проблемы управления процессом реализации продукции 26
2.2. Разработка кредитной политики предприятия 31
2.3. Управление денежными и бартерными потоками по реализации продукции на предприятиях в современных условиях 42
Заключение 51
Список использованных источников 54

Работа состоит из  1 файл

1_Планирование сбытовой деятельности.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

Для предприятий увеличение количества контрагентов произошло и в результате изменения структуры рынка сбыта в разрезе  различных групп потребителей.

Неплатежеспособность большинства бывших государственных швейных предприятий привела к необходимости увеличить круг контрагентов за счет многочисленных, но некрупных частных швейных фирм.


1.2. Кризис неплатежей в промышленности РФ.

 

Кризис неплатежей стал одним из наиболее значительных явлений в экономике РФ в 1992-1999 гг. Исследованию данного явления посвящены многочисленные статьи, монографии и работы отечественных ученых.

Для нас наиболее важными являются вопросы об особенностях кризиса неплатежей в  отрасли, а также о влиянии неплатежей на состояние расчетов с покупателями продукции на предприятиях  промышленности. Рассмотрение проблемы неплатежей должно производиться по двум основным направлениям – исследование неплатежей дебиторов предприятия и исследование неплатежей самого предприятия своим кредиторам. Мы не отрицаем существования устойчивой связи между двумя этими явлениями, но существенность этой связи сильно зависит от отраслевой специфики.

Этапы развития кризиса неплатежей.

Выделяют три основных этапа развития кризиса неплатежей.

Первый этап кризиса неплатежей начался после либерализации цен в 1992 г. Мгновенное обесценение  оборотных средств предприятий, резкий рост цен и разрушение прежнего механизма льготного банковского кредитования привели к тому, что предприятия стали наращивать объемы неплатежей друг другу. Несмотря на быстрый рост неплатежей предприятия продолжали практику отгрузки продукции в долг. Причинами такой ситуации были:

-     боязнь лишиться устойчивого рынка сбыта;

-     невозможность в принципе найти другого потребителя в силу узкой   специализации и монопольного характера производства;

-     понимание того, что неплатежи – это следствие объективных обстоятельств.

Многие  предприятия оказались перед дилеммой: работать на склад или отгружать продукцию на условиях оплаты в будущем. Нежелание останавливать производство было основной причиной продолжении отгрузок продукции в долг и нарастания неплатежей. Также сохранялись ожидания финансовой поддержки со стороны государства.

«К середине 1992 г. предприятия накопили взаимные долги по картотеке N 2 в размере 3,2 трлн. рублей. Это составило 33% ВВП шести предыдущих месяцев». После этого государством были проведены централизованные взаимозачеты, итогом которых стал резкий рост инфляции.

Второй этап кризиса неплатежей (1993-1999 гг.) был связан с тем, что предприятия осознали невозможность продолжения производственного процесса при условии неоплаты отгруженной продукции. В расчетах стала широко использоваться предоплата, контрагенты с плохим финансовым положением и неясными перспективами перестали получать «автоматическую» поддержку со стороны других предприятий.

Неплатежи в этот период генерировались в основном убыточными и простаивающими предприятиями.

Третий этап кризиса неплатежей (с 1999 г. - по настоящее время) был вызван дифференциацией отраслей по финансовому положению и проявлялся по-разному в различных отраслях.

Выделились три группы отраслей, в которых неплатежи выполняли принципиально разные функции:

1)                      В депрессивных отраслях, где спад производства достиг максимальных величин (в том числе и  промышленности) неплатежи выполняли роль компенсатора недостающих доходов. То есть фактически, убытки предприятий покрывались неплатежами кредиторам.

2)                      Ряд более благополучных отраслей (например, нефтяная отрасль) использовал неплатежи своим кредиторам для компенсации неплатежей своих потребителей.

3)                      В особом положении оказались газовая промышленность и электроэнергетика. Энергетики, имеющие широкий рынок сбыта, столкнулись с массовыми неплатежами потребителей (особенно бюджетных потребителей и предприятий депрессивных отраслей). Массовые отключения электроэнергии были невозможны по внеэкономическим причинам, поэтому электроэнергетика превратилась в хронического должника газовой промышленности.

Механизм образования кредиторской задолженности в  отрасли таков: предприятия компенсируют убыточность своей деятельности ростом своих долгов, прежде всего бюджету.  В 1996-1999 гг. убыточными являлись, соответственно, 60,5% и 61,3% от общего числа предприятий легкой промышленности РФ (источник - Финансы России, М., Госкомстат РФ, 2000, с. 78).

А.Н. Клепач определяет это явление как «дефицит самофинансирования» – «разрыв между доходами предприятий, сокращающихся по мере углубления промышленного спада и относительно неэластичными расходами на поддержание накопленного избыточного производственного потенциала, социальной инфраструктуры предприятий и избыточной занятости».

На наш взгляд, было бы не совсем верно связывать кризис неплатежей в  отрасли только с неплатежами государства (силовых ведомств) за поставленную продукцию (эту причину часто приводят специалисты в отраслевых журналах, например, генеральный директор Объединенного оптового склада швейных материалов и фурнитуры С.Н. Лукьянов [16]). Как следует из приведенной таблицы, данный фактор в  отрасли не играет заметной роли. Это связано с тем, что конечным кредитором государства по этим операциям являются предприятия швейной промышленности, поставляющие силовым ведомствам готовую продукцию (спецодежду). Предприятия  отрасли могут участвовать в этом процессе, только если они имеют свое собственное швейное производство или же через задолженность своих покупателей – швейных предприятий, занимающихся поставками для государственных нужд. Но даже если предположить, что конечным кредитором задолженности по госзаказу в  швейной промышленности являются предприятия  промышленности (272 млн. рублей), то суммы этой задолженности не будут оказывать решающее влияние на рост неплатежей предприятий  промышленности своим кредиторам.

Взаимосвязь масштабов применения неденежных расчетов на предприятии и срока расчета по обязательствам.

Исследования в данной области проводились П. Карповым, который установил, что существует прямая зависимость  между масштабом применения неденежных расчетов и средним сроком расчета по обязательствам [41]. Чем большую долю составляет денежный компонент в выручке, тем быстрее предприятие может рассчитываться  по своим обязательствам. Такая взаимосвязь имеет весьма простое объяснение – при неденежных расчетах средства оборачиваются значительно медленнее, чем при денежных (например, при повторном бартере или перепродаже бартерного товара до выхода на «живые деньги» может пройти весьма существенное время). Поэтому, чем большая доля неденежных расчетов в выручке предприятия, тем больше времени занимает расчет с кредиторами, так как далеко не все кредиторы принимают в погашение долгов любые имеющиеся у предприятия денежные суррогаты и товарно-материальные ценности.

Массовое применении промышленными предприятиями длительных задержек по расчетам с контрагентами (и отсутствие при этом массовых банкротств неплательщиков) позволяет изменить точку зрения на роль ликвидности предприятия в современной российской экономике.

Неплатежи покупателей  предприятиям.

Очевидно, что в условиях кризиса неплатежей, задержки поступления средств от покупателей становятся обычным явлением, но, как было показано выше, в  промышленности неплатежеспособность покупателей не является основной причиной образования просроченной задолженности поставщикам.


1.3. Распространение неденежных способов расчетов за продукцию

 

В период 1991-1999 гг. в российской экономике широкое распространение получили неденежные способы  расчета за поставленную продукцию. При классификации способов  расчета на денежные и неденежные за основу классификации мы принимаем виды применяемых платежных средств. Мнения исследователей о причинах этого явления существенно расходятся. Наиболее распространенной точкой зрения является ссылка на недостаточную монетизацию российской экономики. Д.Кувалин считает неденежные расчеты «формой адаптации российских предприятий к экономическому кризису» [50].

К. Гедди и Б. Икес считают, что большая часть российских предприятий не создает стоимость, а потребляет ее, а «бартер, задолженности по налогам и другие неденежные формы оплаты оказываются основным механизмом, используемым для поддержания этих иллюзий» [29] (под иллюзиями здесь понимается представление о том, что предприятия создают стоимость).

Для нас наиболее важным представляется не вопрос о причинах использования в расчетах денежных суррогатов и бартера, а  количественные оценки этого явления применительно к  промышленности  и механизм осуществления данных расчетов.

Классификация неденежных способов расчета за поставленную продукцию.

Под неденежными способами расчета понимаются  те виды расчетных операций, при выполнении которых роль стоимостного эквивалента  выполняют либо товарно-материальные ценности, либо денежные суррогаты.

П.А. Карпов отмечает принципиальное отличие неденежных способов расчета от денежных так – «[неденежные способы расчета]  представляют собой взаимозамещение товаров или взаимный обмен товарами как бы в предвкушении или ожидании их последующей переработки и реализации. При этом стадия переработки может быть опущена, но в конечном счете вымененный товар пойдет в том или ином виде на вторичную, уже денежную реализацию. Таким образом, натуральный товарообмен – как бы подготовительная стадия к получению настоящей денежной выручки» [42].

Большинство исследователей российской экономики выделяют следующие виды применяемых неденежных расчетов:

1)                      Расчеты бартером

2)                      Расчеты векселями и прочими ценными бумагами

3)                      Расчеты посредством взаимозачета

Однако существуют и альтернативные мнения по поводу видов неденежных расчетов, например, изложенные в работе [26]. Авторы данной работы приравнивают к расчетам денежными средствами взаимозачеты по бюджетным и коммунальным платежам (электроэнергия, газ, водоснабжение), а также выделяют в качестве еще одного вида расчетов прирост дебиторской задолженности (неплатежей). Последнее представляется нам неприемлемым, так как, очевидно, что неплатежи  нельзя относить к способам расчетов (продукция остается неоплаченной).

Количественные оценки распространения неденежных способов расчета за поставленную продукцию.

Необходимо констатировать, что в Госкомстате РФ до 2000 г. не велось специального статистического наблюдения за неденежными способами расчета в промышленности.

Нами предлагается косвенный способ оценки доли неденежных расчетов в отраслях промышленности, основанный на использовании двух форм официальной отчетности Госкомстата РФ. В форме 3.65 «Объем отгруженной и оплаченной продукции на предприятиях промышленности» (раздел «Основные  экономические показатели промышленности» справочника «Промышленность России» [с. 178]) приводятся данные по стоимостным объемам отгруженной и оплаченной продукции в отраслях промышленности, то есть выручка предприятий соответственно «по отгрузке» и «по оплате».  В форме 3.27 «Денежные поступления в отраслях промышленности» (источник – «Промышленность России», М., Госкомстат РФ, 1997, с. 162) приводится информация об общем  поступлении денежных средств и доле выручки от реализации продукции в общем объеме поступления денежных средств, то есть денежной/

Госкомстат РФ не публикует отдельно данные по  промышленности (и тем более, по хлопчатобумажной промышленности), поэтому оценки доли неденежных способов расчета в выручке получены по легкой промышленности в целом.

Ряд оценок доли неденежных расчетов был получен путем выборочных обследований групп предприятий или опросов представителей предприятий.

Например, исследование, проведенное Высшей школой экономики в конце 1995 г. имело своей целью определить долю неденежных расчетов в ряде В легкой промышленности было обследовано 236 предприятий, что составляло 13% от общего количества предприятий легкой промышленности по выборке Госкомстата РФ за 1994 год. Результаты исследования, опубликованные в статье А. Яковлева и Ф. Глисина [21], свидетельствуют о том, что в  легкой промышленности в 1995 г. 42% составляли неденежные формы расчетов (бартер – 33%, векселя и прочие финансовые инструменты – 9%). Распространение неденежных способов расчетов в легкой промышленности находится на среднем уровне по сравнению с другими отраслями (большая доля неденежных расчетов наблюдается в черной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроении, меньшая доля – в пищевой, полиграфической и комбикормовой промышленности). По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что доля неденежных расчетов уменьшается в отраслях, ориентированных на конечный спрос со стороны населения. Этой же точки зрения придерживается А. Рикошинский, оценивающий долю одного из видов неденежных расчетов – бартера - в легкой промышленности в 1997 г. – 40%, по сравнению с 70% в машиностроении и 85%  черной металлургии [25].

Оценки доли неденежных расчетов в российской экономике в 1996-1997 гг. приводятся в отчете Межведомственной балансовой комиссии [42]. В ходе обследования  210 предприятий, представляющих различные отрасли промышленности и транспорта и являющихся крупнейшими неплательщиками  бюджету было установлено, что доля неденежных способов расчета в выручке этих предприятий составляла – 73%. По нашему мнению, большая доля неденежных расчетов в промышленности по сравнению с нашими оценками (63-64%) вызвана тем, что в отчете комиссии рассматривались только крупные предприятия, которые используют такие формы расчетов существенно чаще, чем средние и мелкие предприятия, что отмечается, например, в статье А. Алексеева и И. Герцога [2] и в ряде других источников.

Неденежные расчеты в настоящее время получили столь широкое распространение практически во всех отраслях народного хозяйства, что невозможно игнорировать это явление при планировании условий реализации  продукции.

Бартер.

Наиболее общее определение бартера предложено В. Макаровым и Г.Клейнером – «под бартером следует понимать такой вид обмена каких-либо прав собственности на товары или прав на получение услуги (выполнение работы), при котором взаимная передача таких прав является необходимой частью обмена, независимо от того, оплачивается ли их передача деньгами или нет» [7].

Информация о работе Повышение эффективности сбытовой деятельности предприятия на основе совершенствования планирования