Повышение эффективности сбытовой деятельности предприятия на основе совершенствования планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке подхода к планированию условий реализации продукции для достижения максимальной эффективности функционирования предприятия в условиях переходной экономики.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть изменения условий хозяйствования, произошедшие в российской экономике за годы реформ и выявить их влияние на сбытовую деятельность предприятий;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Новые явления в сбытовой деятельности предприятий РФ при переходе к рыночной экономике 7
1.1. Изменение основного содержания сбытовой деятельности предприятий РФ 7
1.2. Кризис неплатежей в промышленности РФ 11
1.3. Распространение неденежных способов расчетов за продукцию 15
Глава 2. Управление процессом планирования реализации продукции на промышленном предприятии 26
2.1. Основные аспекты проблемы управления процессом реализации продукции 26
2.2. Разработка кредитной политики предприятия 31
2.3. Управление денежными и бартерными потоками по реализации продукции на предприятиях в современных условиях 42
Заключение 51
Список использованных источников 54

Работа состоит из  1 файл

1_Планирование сбытовой деятельности.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)
style="text-align:justify">              2) Моделирование неденежных расчетов.

              Данная область является наименее научно разработанной частью проблемы расчетов с покупателями продукции.

              Г. Ш. Цициашвили предложено решение задачи о бартерных обменах (кооперативное решение задачи о бартере) [99]. Автор рассматривает ситуацию, при которой существуют два объединения промышленных предприятий, причем продукция первого объединения может потребляться вторым объединением, и наоборот. Последнее условие делает данное решение неприменимым в промышленности, так как производственные связи обычно устанавливаются между предприятиями, выполняющими последовательные стадии производственного процесса.

Наиболее значимой (для целей практического применения) научной работой по этому направлению является монография А.Г. Бутрина (1997 г.)[23]. Основной идеей автора является широкое использование векселей в расчетах между предприятиями. Предполагается ускорение расчетов с покупателями и поставщиками путем обмена полученных векселей контрагентов на более ликвидные векселя. Очевидно, что в случае такого обмена предприятие будет нести потери, так как ценность векселей банка в большинстве случаев выше, чем промышленных предприятий. В связи с этим А.Г. Бутрин вводит новое понятие - «коэффициент конверсии векселей». Полученными от банка векселями предприятие может рассчитываться с кредиторами. Также предполагается возможность учета полученных от контрагентов векселей  в банке.

На наш взгляд, указанная схема обладает следующими недостатками:

- большинство полученных  предприятием векселей не может быть учтено или обменено на векселя банка без существенных потерь. Это связано с тем, что ликвидность долговых обязательств (как вексельных, так и не вексельных) большинства контрагентов (мелких и средних по размеру организаций) невелика, риски невыполнения ими своих обязательств слишком высоки, для того, чтобы банк был заинтересован во вложении в подобные обязательства.

- преобладание бартерных форм расчетов не позволяет контрагентам рассчитываться по своим обязательствам деньгами, что опять таки снижает  привлекательность векселей для учета банком.

3) Другие подходы.

              Предоставление долгосрочных (многомесячных) коммерческих кредитов исследовалось М.М. Ериховым, которым была предложена математическая модель расчета параметров процесса продажи в кредит с использованием теории импульсных систем [35, c. 62-64].

              Ю.М. Машковцевым предложена математическая модель [16, c. 57-59], позволяющая оптимизировать расчеты с покупателями продукции, в том случае, когда последние также являются и кредиторами предприятия. Данная ситуация является типичной для предприятий черной металлургии. Но, исходя из того, что предложенная модель носит принципиальный характер, она может быть использована и при преобладании давальческого сырья. В этом случае владельцы давальческого сырья рассматриваются как денежные кредиторы. Результатом использования данной модели является вариант отгрузок готовой продукции,  обеспечивающий равномерное погашение долгов всем кредиторам.

              В.А. Волконским, Е.Т. Гурвич, А.И. Кузовкиным, Е.Ф. Сабуровым предложены статические детерминированные математические модели:

- модель, позволяющая дать оценку потерь предприятий-поставщиков из-за  задержки оплаты продукции;

- модель для анализа и прогнозирования динамики задолженности.

Ю.Б. Карлашовым [40] в 1997 г была предложена методика определения рационального размера каждого элемента оборотных средств (в том числе и дебиторской задолженности).

              Так же автором была предложена статическая детерминированная модель, позволяющая регулировать сроки коммерческого кредита, предоставляемого покупателям и товарных кредитов, получаемых от  поставщиков. Модель предусматривает ряд факторов, влияющих на возможность предоставления коммерческих кредитов покупателям (сроки полученных кредитов поставщиков, сроки выплаты заработной платы персоналу, нормы добавленной стоимости).

Р.М. Эйдиновым предложены оптимизационные модели, позволяющие получить оптимальное распределение финансовых ресурсов предприятия как без привлечения заемных средств, так и привлечением заемных средств с учетом необходимости получения максимальной прибыли.

4) Исследования процесса расчетов с покупателями применительно к  промышленности.

Изменение условий хозяйственной деятельности в результате перехода к принципиально новой модели  хозяйствования привело к необходимости научных исследований математического моделирования процесса расчетов с покупателями в  промышленности. Одним из направлений подобных исследований являются работы Ф.Ф. Бездудного, Г.И. Иванова, Ю.П. Каплуна, И.В. Энтина [10, 11], в которых исследуется  влияние инфляции на эффективность сбыта. Авторами предложены статические модели, позволяющие оценивать зависимость «чистой фактической прибыли» (прибыли, учитывающей инфляционный рост себестоимости и вынужденное повышение цены продажи) от коэффициента инфляции и цены продажи  и себестоимости товара.

А.М. Салием [82] предложена статическая модель, позволяющая оценить срок, в течение которого   предприятие может кредитовать посреднические торговые организации без ущерба для своих интересов. В модели учитывается взаимосвязь сроков банковских кредитов для закупки сырья  и сроков кредитования покупателей.

В.В. Симоновым и А.А. Задорожней [85] выполнено изучение стоимости товарного кредита, получаемого предприятием от поставщиков и предоставляемого предприятием покупателям. Авторами сделан вывод о необходимости учета стоимости полученных и предоставленных товарных кредитов и соизмерение полученных величин при принятии решения о предоставлении кредита покупателям. Авторы считают, что «предприятиям выгоднее снижать цены, требуя предоплаты, вместо того, чтобы … предусматривать высокие цены … и последующую оплату». На наш взгляд, подобный вывод приемлем прежде всего в условиях высокой инфляции. В условиях низкой инфляции предоставление краткосрочных коммерческих кредитов служит инструментом увеличения объема сбыта продукции. Кроме этого, ряд потребителей, не имеющие собственных оборотных средств, но имеющий торговые площади (например, розничные магазины), не могут вносить предоплату за товар. В этих условиях предоставление коммерческих кредитов является необходимым условием для обеспечения сбыта продукции.

В развитие разработок отечественных ученых в период до 1991 г. Т.И. Волковой и А.Л. Немировым в 1994 г. предложена система оптимизационных экономико-математических моделей, на основе которой возможно комплексное планирование не только производственного процесса, но и сбыта [25]. Но следует заметить, что подобная модель не предусматривает ранжирование потребителей по степени финансового риска, возникающего при работе с ними. При использовании данной математической модели делается допущение о том, что все потребители имеют примерно равную и достаточно высокую платежеспособность (или продукция продается только по предоплате), поэтому основное внимание уделяется оптимизации выпускаемого ассортимента продукции. Тот факт, что модель не предусматривает потери средств из-за неплатежеспособности должника или из-за обесценения средств в результате инфляции, позволяет сделать вывод о возможных ограничениях использования данной модели в практической деятельности.

Научные работы зарубежных ученых.

Учитывая большое число работ по данной тематике за рубежом, мы рассмотрим только те работы, которые посвящены математическому моделированию процесса расчетов с покупателями, оставляя за границами рассмотрения другие многочисленные аспекты данной проблемы (применение факторинга, взаимосвязь управления дебиторской задолженностью с управлением запасами и т.д.)

Все разработанные западными учеными математические модели условно можно разделить на модели, основанные на понятии прибыльности или рентабельности и модели денежных потоков с использованием NPV (Net Present Value - чистой приведенной стоимости), как основного критерия принятия решения по предоставлению отсрочек платежа. Пример математической модели последнего типа описан в работе [59, c. 92]. В данной модели используются следующие параметры:

-              объем ежедневной продажи;

-              размер скидки за досрочную оплату, период действия скидки;

-              срок предоставляемой отсрочки платежа;

-              уровень кредитных расходов в процентах от объема продаж;

-              стоимость капитала.

Вычисляется чистая дисконтированная стоимость притока капитала, которая при оценке рентабельности инвестиций составит сумму ожидаемого в будущем дохода  минус процент на капитал как «компенсация на ожидание». Таким образом оцениваются различные варианты кредитной политики и выбирается наиболее выгодный из них.

              Среди зарубежных ученых, занимавшихся разработкой математических моделей, описывающих кредитную политику предприятия, следует отметить D. Mehta, которым были рассмотрены процессы принятия решения о предоставлении кредита контрагенту (на уровне отдельного контрагента) с последующей оценкой влияния данного решения на прибыль предприятия

Применение маржинального анализа для оценки различных вариантов кредитной политики предприятия было предложено M. Davis в работе [10]. В работах J. Atkins и Y. Kim доказывается ограниченность возможностей применения подхода, основанного на оценке прибыльности (рентабельности), и делается вывод о необходимости учета временной стоимости денег. Ю. Бригхэмом и Л. Гапенски предложена методика, позволяющая проводить анализ последствий применения различных вариантов кредитной политики организации на прибыль с использованием приростного анализа [18].

Следует отметить, что в последние годы внимание западных ученых  переместилось к исследованию применения факторинга, что, на наш взгляд, связано с произошедшими в экономике западных стран изменениями. Взыскание дебиторской задолженности с покупателей западные фирмы стараются переложить на специализированные факторинговые организации по схеме outsorcing, в целях экономии издержек сокращая собственные кредитные отделы, чему способствует четкое законодательство в области взыскания задолженности и банкротства.

Обновление ассортимента изделий в легкой промышленности происходит столь быстрыми темпами, что предприятиям отрасли выгоднее продать задолженность специализированной факторинговой организации, чем ожидать поступления средств от ее погашения. Следует отметить, что изначально факторинг получил развитие именно в  отрасли [20], об успешном использовании факторинга в  отрасли Великобритании сообщается в статье [15].

В связи с этим в западных научных журналах сокращается количество публикаций по математическому моделированию процесса предоставления кредита покупателям.

              По результатам рассмотрения научных работ западных ученых необходимо отметить, что, несмотря на значительные достижения в области математического моделирования, данные работы не применимы для использования в условиях бартерной экономики. В западной экономике бартер также имеет место, но масштабы его применения ограничиваются отраслями, производящими товары и услуги, которые  необходимо реализовать в течение короткого промежутка времени (авиаперевозки, продажа рекламных площадей).              Большая часть научных работ по данной теме на Западе носит теоретический характер (как, например, упомянутая нами модель R. Stanford) и не предназначены для практического использования на промышленных  предприятиях. Публикации по практическому использованию математических моделей в процессе планирования кредитной политики практически отсутствуют в открытых источниках.

              На основании проведенного анализа научных работ отечественных и зарубежных ученых нами был сделан вывод о том, что в настоящее время отсутствуют математические модели, позволяющие предприятию оценивать различные варианты реализации продукции в условиях преобладания бартерных расчетов.


2.3. Управление денежными и бартерными потоками по реализации продукции на  предприятиях в современных условиях

 

Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий, несовершенство нормативной и законодательной базы в области востребования задолженности привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочки взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей.

Исходя из опыта практической работы автора с и предприятиями РФ и стран  СНГ, необходимо отметить, что подобная ситуация усугубляется тем, что применение бартерных и взаимозачетных схем) заранее не планируется, а проводятся исходя из поступающих предложений контрагентов. Как правило, это приводит к излишней доле повторного бартера в расчетах, задержках в расчетах по времени и общему недостатку денежных средств. Ситуация осложняется еще и тем, что на обследованных нами  предприятиях практически полностью отсутствует финансовое планирование. Финансовые отделы либо полностью отсутствуют, либо занимаются решением проблем, связанных с получением банковских кредитов, проведением оперативных платежей и операций с ценными бумагами (векселями). Принятие решений по предоставлению отсрочек платежа  и способам расчетов осуществляется либо генеральным директором единолично, либо отделом (службой) сбыта (маркетинга). Такая ситуация связана с общей ориентацией предприятий на «выживание» (в отличие от ситуации, когда предприятие имеет четкие перспективы развития) и с недостаточным уровнем экономических знаний у персонала.

В ходе практической работы автора по проблеме управления процессом расчетов с покупателями продукции было выяснено следующее:

- поступление средств от покупателей продукции на  предприятиях  не планируется (в большинстве случаев);

- бартерные поставки контролируются отделами сбыта и снабжения, финансовые и планово-экономические отделы не проводят анализа эффективности таких контрактов;

-  не ведется раздельно учет «денежных» и «бартерных» должников;

- руководство предприятия не имеет достаточной информации о сроках поступления средств от дебиторов на предприятие и о эффективности представления отсрочек покупателям и применения  неденежных форм расчетов;

- руководство предприятия не считает сам факт отсутствия у предприятия денег (на счетах или в наличной форме) тревожным симптомом;

- долги дебиторов оцениваются как потенциальные денежные средства, которые   будут получены с очень высокой долей вероятности;

Информация о работе Повышение эффективности сбытовой деятельности предприятия на основе совершенствования планирования