Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:08, курсовая работа
Розничная продажа товаров является важнейшей составной частью коммерческой деятельности, оказывающей непосредственное влияние на конечный результат работы торгового предприятия. Она должна быть направлена на рост товарооборота и прибыли. Коммерческая деятельность по организации розничной продажи товаров должна обеспечить активное воздействие на этот процесс путем формирования и стимулирования спроса на товары в целях увеличения объема продажи и обеспечения прибыльности торговых предприятий.
Введение 3
1. Классификация и характеристика прогрессивных методов розничной продажи товаров 5
2 Анализ организации коммерческой деятельности на розничном торговом предприятии «Тагилхлеб» 20
2.1. Характеристика предприятия 20
2.2. Анализ организации процесса продажи товаров магазина «Тагилхлеб» 20
2.3. Анализ эффективности процесса продажи товаров в магазине «Тагилхлеб» 33
3 Мероприятия по повышению эффективности организации процесса продажи товаров в магазине «Тагилхлеб» 40
Заключение 44
Развитие индустрии досуга вызвало появление продаж-зрелищ, развитие нравов и систем ценностей - парадоксальной продажи. Последняя представляет продажу как подготовленный спектакль, где продавец играет роль хозяйки или ведущей. Данный метод продажи строится на выслушивании, проявлении человеческой теплоты, привязанности, существующей в отношениях в тесном кругу, разделении общих точек зрения на поставленную проблему.
Интерактивная электронная торговля представляет собой электронную систему, позволяющую покупателям общаться с продавцом посредством телевизора и телефона или компьютера. Потребители с помощью компьютера и модема соединяются с базой данных розничного торговца. За пользование системой они вносят ежемесячную плату.
Таким образом, продажа принимает все более утонченные и разнообразные формы и ее все труднее рассматривать как цепочку логически построенных операций. Высокий уровень конкуренции приводит к появлению новых способов реализации товаров, и здесь особую роль играют новейшие компьютерные и коммуникационные технологии.
Развитие методов продаж не протекает беспроблемно. По мнению некоторых западных ученых, методы продажи, используемые в странах с развитой рыночной экономикой, в условиях перенасыщения рынка становятся все менее результативными, по мере того как развивается движение защиты потребителей. Потенциальные покупатели благодаря обилию информации не только все лучше и лучше знают свои права, но и детально знакомятся с методами и приемами продажи, объектом которых они являются. Все труднее становится привлечь их при помощи телефона, даже заранее подготовленные презентации не дают ожидаемого результата.
Свой негативный вклад зачастую вносят и продавцы, занимающие данные должности в условиях отрицательного выбора. Высокая текучесть кадров при невысокой оплате труда не способствует росту профессионализма кадров. Поэтому необходимо кардинально пересмотреть подход к продаже и ее методам и признать эти вопросы крайне важными в организации современной розничной торговли.
Таким
образом, насыщение рынка
Общество с ограниченной ответственностью «Тагилхлеб» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ. ООО «Тагилхлеб» зарегистрировано 13.07.2001 г. Участниками общества являются граждане РФ.
В составе ООО «Тагилхлеб» в настоящее время находится 22 магазина, расположенных в различных частях города Нижний Тагил.
Один из магазинов расположен по адресу г. Н.Тагил, Ленинградский проспект, 104.
Основными целями деятельности магазина являются:
Магазин предназначен для обслуживания населения близлежащих домов. Магазин «Тагилхлеб» обеспечивает население товарами повседневного спроса.
По ценовым уровням реализуемых товаров магазин можно отнести к магазинам среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массового числа покупателей и имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей.
По размеру торговой площади данный магазин является средним магазином. Торговая площадь магазина составляет 104,8 кв.м. Так же в магазине имеются складские и подсобные помещения.
Магазин представляет из себя встроенное помещение, занимающее весь цокольный этаж пятиэтажного жилого дома, имеет зону для паркинга индивидуального транспорта. Для подъезда автомашин с товарами и их маневрирования создана хозяйственная зона. Интерьер торгового зала имеет простую отделку, соответствует санитарно-гигиеническим правилам и нормам. Весь товарный ассортимент размещен на витринах, прилавках, стойках, что способствует быстрому, удобному и полному знакомству и выбору товара.
Предлагаемый в магазине ассортимент товаров включает в себя практически все продовольственные товарные группы и построен таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности покупателей на эти товары.
По специализации он является универсальным, т.е. в продаже имеются все группы продовольственных товаров: хлебобулочные, молочные, плодоовощные, рыбные, мясные, бакалейные, кондитерские, ликеро-водочные изделия, различные виды консервов и др.
Реализация товаров осуществляется через прилавок обслуживания. Режим работы магазина с 8 до 20 часов без перерыва и без выходных дней.
Общая численность работников магазина - 20 человек: 1 директор, 1 бухгалтер, 14 продавцов, 2 грузчика и 2 уборщицы. Продавцы работают в 2 смены – понедельно с 8 до 20 часов, что обуславливает наличие двух бригад продавцов. Режим работы директора, товароведа, бухгалтера, грузчика и уборщицы – 5 дней в неделю, с 8 до 16 часов.
Деятельность магазина «Тагилхлеб» в 2009-2011 гг. характеризуется данными, приведенными в таблице 5.
Анализ основных показателей деятельности магазина «Тагилхлеб» показывает, что объем товарооборота в течение трех лет имел устойчивую тенденцию роста. Так, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. объем товарооборота увеличился на 2223,20 тыс. руб.. а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – на 15658,50 тыс. руб.
Значительный
рост товарооборота в 2011 г. по
сравнению с 2010 г. обусловлен
тем, что в конце 2010 г. в магазине
была проведена перестановка
оборудования, в результате чего
вместо трех отделов было создано
4 отдела: хлеб и хлебобулочный,
кондитерский отдел, штучный отдел,
колбасный отдел. В конечном
итоге это дало возможность
увеличить размер выставочных площадей
и сократить очереди в магазине.
Сокращение времени покупок в
магазине сделало его более
привлекательным для покупателей,
что в конечном итоге положительно
сказалось на динамике товарооборота
и остальных показателях.
Таблица 5 - Основные показатели работы магазина «Тагилхлеб» за 2009-2011 гг.
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Отклонение | Темп роста, % | ||
2010 г. от 2009 г. | 2011 г. от
2010 г |
2010 г. к
2009 г. |
2011 г. к
2010 г. | ||||
Товарооборот, тыс. р. | 78970,17 | 81193,37 | 96851,87 | 2223,20 | 15658,50 | 102,82 | 119,29 |
Валовой доход, тыс. р. | 11261,15 | 11618,77 | 13995,10 | 357,63 | 2376,32 | 103,18 | 120,45 |
в % к товарообороту | 14,26 | 14,31 | 14,45 | 0,05 | 0,14 | 100,35 | 100,98 |
Издержки обращения, тыс. р | 8062,85 | 8143,70 | 9656,13 | 80,84 | 1512,44 | 101,00 | 118,57 |
в % к товарообороту | 10,21 | 10,03 | 9,97 | -0,18 | -0,06 | 98,24 | 99,40 |
Прибыль от реализации, тыс. р. | 3198,29 | 3475,08 | 4338,96 | 276,78 | 863,89 | 108,65 | 124,86 |
в % к товарообороту | 4,05 | 4,28 | 4,48 | 0,23 | 0,20 | 105,68 | 104,67 |
Прочие доходы, тыс. р. | 12,31 | 7,22 | 8,14 | -5,09 | 0,92 | 58,65 | 112,74 |
Прочие расходы, тыс. р. | 10,23 | 10,78 | 10,42 | 0,55 | -0,36 | 105,38 | 96,66 |
Прибыль до налогообложения, тыс.р. | 3200,37 | 3471,52 | 4336,68 | 271,14 | 865,17 | 108,47 | 124,92 |
в % к товарообороту | 4,05 | 4,28 | 4,48 | 0,22 | 0,20 | 105,50 | 104,73 |
Численность работников, чел. | 17,00 | 21,00 | 20,00 | 4,00 | -1,00 | 123,53 | 95,24 |
Товарооборот на 1 работника, тыс. р. | 4645,30 | 3866,35 | 4842,59 | -778,95 | 976,24 | 83,23 | 125,25 |
Торговая площадь, м2 | 104,90 | 104,90 | 104,90 | 0,00 | 0,00 | 100,00 | 100,00 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. р. | 752,81 | 774,01 | 923,28 | 21,19 | 149,27 | 102,82 | 119,29 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р. | 1892,52 | 1903,59 | 1979,76 | 11,07 | 76,17 | 100,58 | 104,00 |
Фондоотдача, руб | 41,73 | 42,65 | 48,92 | 0,93 | 6,27 | 102,22 | 114,70 |
Сумма валового дохода, полученного от реализации товаров, также имела устойчивую тенденцию роста, что выражается в увеличении суммы валового дохода в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 357,63 тыс. руб., а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – на 2376,32 тыс. руб. При этом анализ уровня валового дохода по отношению к товарообороту дает возможность отметить его стабильное увеличение в течение трех лет на 0,05% в 2010 г. по сравнению с 2009 г. и на 0,14% в 2011 г. по сравнению с 2010 г.
Это дает возможность говорить о том, что причинами увеличения суммы доходов предприятия являются как рост товарооборота, так и увеличение размера торговых надбавок.
Увеличение объема реализации товаров также привело к росту суммы издержек обращения на 80,84 тыс. руб. в 2010 г. по сравнению с 2009 г. и на 1512,44 тыс. р. в 2011 г. по сравнению с 2010 г. В то же самое время положительным моментом является снижение среднего уровня издержек обращения по отношению к товарообороту на 0,18% и 0,06% соответственно, что ведет к относительной экономии затрат предприятия.
Рост суммы валового дохода и суммы издержек обращения привели к тому, что сумма прибыли от реализации товаров увеличилась на 276,78 тыс. руб. в 2010 г. по сравнению с 2009 г. и на 863,89 тыс. р. в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Однако увеличение среднего уровня валового дохода и снижение уровня издержек обращения привели к росту уровня прибыли от реализации товаров по отношению к товарообороту соответственно на 0,23% и 0,20%, что говорит о повышении эффективности процесса реализации товаров в магазине.
Также в 2010 г. по сравнению с 2009 г. отмечается снижение суммы прочих доходов на 5,09 тыс. р. и увеличение размера прочих расходов на 0,55 тыс. р. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. при росте суммы прочих доходов на 0,92 тыс. р. величина прочих расходов снизилась на 0,36 тыс. р. В целом сумма прибыли магазина до налогообложения увеличилась на 271,14 тыс. руб. в 2010 г. по сравнению с 2009 г. и на 865,17 тыс. р. в 2011 г. по сравнению с 2010 г., а ее уровень к товарообороту в действующих ценах повысился на 0,22%. и 0,20% соответственно.
Среднесписочная численность работников магазина в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 4 человека, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. снизилась на 1 человека. При этом производительность труда 1 среднесписочного работника в 20010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась на 778,95 тыс. р., а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 976,24 тыс. р.
Размер торговой площади в течение анализируемого периода не изменился, поэтому рост товарооборота в действующих ценах привел к росту эффективности их использования на 21,19 тыс. р. в 2010 г. по сравнению с 2009 г. и на 149,27 тыс. р. в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Рост суммы основных средств составил 11,07 тыс. р. и 76,17 тыс. руб. соответственно, а эффективность их использования повысилась на 0,93 р. и 6,27р.
Оптимальным соотношением динамики изменения показателей являются следующее:
Тп > Тт > Тио > Ts. > Тч
где: Тп - темп роста прибыли;
Тт- темп роста товарооборота;
Тио- темп роста издержек обращения;
Ts- темп роста торговой площади;
Тч- темп роста численности.
По данным за 2010 г. соотношение показателей составляет
108,47 >102,82 > 101,00 > 100,00 < 123,53
По данным за 2011 г. соотношение этих показателей составляет:
124,86 > 119,29> 118,57 > 100,00 > 95,24
Таким образом, соотношение динамики этих показателей соответствует необходимым пропорциям, как в 2010 г. по сравнению с 2009 г., так и в 2011 г. по сравнению с 2010 г., что говорит об успешной деятельности предприятия, существовании положительного потенциала его развития.
Целями создания и последующей деятельности предприятия является: насыщение рынка и удовлетворение спроса населения товарами народного потребления; оказание информационных услуг населению и предприятиям; создание и расширение торговой сети; получение прибыли.
Говоря о стратегии предприятия, необходимо отметить, что как таковая она не обозначена.
Предметом деятельности является: осуществление розничной торговли товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю, иная торговая и снабженческая деятельность; коммерческая и посредническая деятельность, деятельность в области маркетинговых исследований; осуществление научно-технической, исследовательской, производственной, финансовой, инновационной деятельности; осуществление в установленном порядке необходимых мероприятий по рекламе своих услуг, участие в выставках и организация их.
В
таблице 6 представлен SWOT- анализ деятельности
магазина.