Реформирование и реструктуризация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Рассматривая наиболее острые проблемы промышленных предприятий в настоящее время, целесообразно выделить два типа проблем.
1. Функциональные проблемы - это проблемы, допускающие решение с помощью изменения образа действий персонала предприятия или других лиц.
2. Системные проблемы - проблемы, решение которых требует коренной реструктуризации предприятия с целью определения его нового места в хозяйственном механизме.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Реформирование и реструктуризация предприятий.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

Введение

    Не вызывает сомнения тот факт, что предприятие (компания) для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должно время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность (экономико-социальная система, в соответствии с системными принципами, адаптируется к меняющимся условиям внешней среды). Принципиально важный вопрос заключается в следующем: как предприятие может противостоять существенным изменениям внешней среды, которые возникают нерегулярно и непредсказуемо, а также с помощью каких действий сохранять свою жизнеспособность и достигать стратегических целей в рыночных условиях хозяйствования.

   Предприятие - это система, состоящая из связанных и управляемых элементов, производящая определенный продукт и потребляющая ресурсы. Тип этой системы - экономико-социальная, открытая, сложная система с разнообразными связями между элементами. Результатом работы системы является прибыль; управляющие связи системы осуществляет менеджмент. Цели предприятия как системы - выживание и развитие. Системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления и поиска критерия эффективности, который, как правило, выражается в виде конкретного показателя. Как правило, большинство предприятий являются многоцелевыми, что вытекает из особенностей их развития, фактического состояния в конкретный период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы). В исследовании сложных открытых систем важнейшую роль играет принцип учета их взаимодействия с внешней средой.

   Ключевыми отношениями, описывающими предприятие как систему, являются отношения поставщик - потребитель, где предприятие одновременно является потребителем ресурсов (на входе) и поставщиком товаров и услуг (на выходе).

   Управление (в системных терминах) - это взаимодействие управляющей и управляемой систем с целью трансформации управляемой системы в систему с заданными целевыми характеристиками. В более общем виде управление - это преодоление неопределенности.

   Современные экономико-социальные системы отличаются большим количеством элементов и связей между ними, высокой степенью динамичности, наличием нефункциональных связей между элементами, воздействием различных по своему характеру помех. Процессы,

проистекающие в этих системах, плохо формализуемы. Поэтому управление изменениями или управление реформированием - особо актуальная тема сегодняшнего дня для собственников и менеджеров компании. Изменения в стратегии, производственных процессах, культуре и,

соответственно, управлении предприятием могут осуществляться постепенно, в виде мелких шагов, или  радикально, скачкообразно.

Соответственно, говорят о революционной и  эволюционной моделях изменений, процессах  реформирования и регулирования.

    Рассматривая наиболее острые проблемы промышленных предприятий в настоящее время, целесообразно выделить два типа проблем.

1. Функциональные  проблемы - это проблемы, допускающие  решение с помощью изменения  образа действий персонала предприятия  или других лиц.

2. Системные проблемы - проблемы, решение которых требует коренной реструктуризации предприятия с целью определения его нового места в хозяйственном механизме.

К источникам системных проблем, как показывают результаты различных исследований и опубликованные аналитические данные, относятся:

- ориентация  на краткосрочные результаты  деятельности в ущерб средне- и долгосрочным целям, отсутствие  стратегического подхода к деятельности  предприятия;

- отсутствие  на предприятиях комплексных  средне- и долгосрочных рабочих планов, как следствие - невозможность подготовки производства и персонала к обновлению продукции, снижение уровня координации работы отдельных подсистем предприятия,

- недостаточное  знание текущего и прогнозного  состояния рынка, необходимость  высоких затрат усилий и ресурсов для ориентации на рынке, поиска платежеспособных покупателей и поставщиков недорогого сырья и материалов;

- неготовность  предприятия к изменениям спроса, появлению на рынке высокотехнологичной  и качественной конкурентной  продукции:

- снижение  квалификации персонала, старение  основных фондов и технологий, падение технологической дисциплины;

- неэффективность  использования имеющихся в распоряжении  ресурсов;

- высокая  степень расхождения оперативных  интересов менеджмента и коллектива  при возрастании объема власти руководства, преобладание личных интересов менеджеров, противостояние между руководством и коллективом;

- слабое  влияние общества на деятельность  предприятия, в частности слабость  влияния собственников на решения,  принимаемые на предприятии.

Перечисленные проблемы могут быть решены путем  реформирования

конкретного промышленного предприятия. В российской практике хозяйственной деятельности за последнее время широко использовались понятия "реформирование" и "реструктуризация".

В настоящее время потребность в проведении реструктуризации стала

возникать столь часто, что ее влияние на жизненный цикл предприятия уже  не рассматривается как исключительное явление. 
 
 

Глава 1

1.1. Реформирование предприятий — условие создания эффективных хозяйствующих субъектов рынка

    Реформирование государственной собственности и переход к различным организационно-правовым формам деятельности предприятий явилось важнейшим условием их вхождения в рыночную систему хозяйствования. Но вместе с тем изменение статуса предприятия важно, но недостаточно для его эффективного функционирования в условиях рынка. Это обусловливается рядом причин. Основными из них являются следующие:

  • приватизация государственной собственности не вызвала необходимый импульс к адаптации предприятий к рыночной системе хозяйствования, не привела к созданию форм и методов управления и организации производства, адекватного требованиям рынка (в большинстве случаев на предприятиях были введены изменения в виде организаций советов директоров, собрания акционеров и т.д., но эти изменения оказались не действенными);
  • недостаточное знание текущего и прогнозного состояния рынка, необходимость высоких затрат усилий и ресурсов для ориентации на рынке, поиска платежеспособных покупателей и поставщиков недорогого сырья и материалов;
  • неготовность предприятия к изменениям спроса, появлению на рынке высокотехнологичной и качественной конкурентной продукции;
  • снижение квалификации персонала, старение основных фондов и технологий, падение технологической дисциплины;
  • снижение трудовой мотивации работников, престижа рабочих и инженерно-технических профессий.

      При этом важно отметить, что на предприятиях наблюдается определенный симбиоз проблем, часть из которых унаследована от прошлой командно-плановой системы планирования, а часть возникла в период проведения реформ.

Все эти проблемы по признаку их назначения можно классифицируются на две группы: функциональные и системные.

Функциональные проблемы допускают решение с помощью изменения образа действий персонала предприятия или других лиц, а решение системных проблем требует коренного реформирования предприятия. К функциональным проблемам следует отнести:

  • нечеткое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, неразвитость механизмов корпоративного

управления, отсутствие механизма свободного перераспределения прав

  • участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном обеспечении инвестиционной привлекательности предприятия;
  • слабое обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • отсутствие эффективной системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
  • отсутствие прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
  • неумение предприятий использовать рыночные механизмы привлечения      

финансовых средств;

  • отсутствие повышения квалификации работников предприятия, как одного из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

Системные проблемы   связаны со следующими моментами:

1. Неэффективность существующей системы управления производством:

  • ориентация работы предприятий не на долгосрочные, а на краткосрочные результаты, отсутствие стратегического подхода к деятельности предприятия;
  • отсутствие на предприятиях комплексных средне- и долгосрочных планов развития и, как следствие, невозможность подготовки производства и персонала к обновлению продукции, снижение уровня координации работы отдельных подсистем предприятия;
  • неэффективность использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
  • высокая степень расхождения оперативных интересов менеджмента и коллектива при возрастании объема власти руководства, преобладание личных интересов менеджеров, противостояние между руководством и коллективом;
  • неэффективность финансового менеджмента и управления издержками производства.

    2.Слабость финансового менеджмента:

  • отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров, потенциальных инвесторов и кредиторов;
  • неумение привлечь финансовые средства, в особенности для пополнения оборотных средств, необходимых для успешного функционирования;
  1. Структурно-функциональная несбалансированность организации и

управления хозяйственной и производственной деятельности:

  • разрыв между имеющимся спросом на продукцию предприятий и неумением организовать ее реализацию;
  • диспропорция между интенсивностью производственных и воспроизводственных процессов (в течение ряда лет на предприятиях не осуществлялись процессы восстановления и обновления оборудования и других видов основных фондов, модернизации технологии производства, обновления персонала);
  • несоответствие внутренней структуры предприятий их целям и задачам и т.д.

    Для многих предприятий эти проблемы начинают приобретать трудноразрешимый характер и ставят под угрозу их существование. Поэтому если раньше основным направлением реформ было изменение среды функционирования предприятий, то сейчас настало время реформирования самих предприятий в соответствии с новыми требованиями среды.

    Под реформированием предприятий следует понимать проведение целой системы мероприятий, позволяющих создать, с одной стороны, эффективно функционирующую и постоянно развивающуюся структуру, постоянно адаптирующуюся к изменениям и требованиям рыночной среды.

  Это означает, что предприятие должно производить продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую ему получение прибыли в размерах, необходимых для его саморазвития и расширенного воспроизводства, обеспечения интересов всех участников производства (собственники, инвесторы, руководители, акционеры, работники предприятия).

    Цель процесса реформирования экономики в целом - создание оптимальной по составу сети предприятий, эффективно функционирующих,

развивающихся и успешно удовлетворяющих основные потребности народного хозяйства в условиях рыночной экономики.

     Цель программы реформирования отраслевых групп предприятий - создание системы инициации, стимулирования, поддержки и контроля мероприятий, направленных на радикальное повышение эффективности деятельности предприятий, оптимизацию их состава, внутренних и внешних условий функционирования.

Информация о работе Реформирование и реструктуризация предприятий