Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:08, курсовая работа
Рассматривая наиболее острые проблемы промышленных предприятий в настоящее время, целесообразно выделить два типа проблем.
1. Функциональные проблемы - это проблемы, допускающие решение с помощью изменения образа действий персонала предприятия или других лиц.
2. Системные проблемы - проблемы, решение которых требует коренной реструктуризации предприятия с целью определения его нового места в хозяйственном механизме.
Цель реформирования конкретного предприятия - создание внутренних (и, по возможности, внешних) условий для обеспечения стабильного функционирования и развития предприятия в гармоничном эволюционном
взаимодействии с социально-экономической, технологической и природной средой.
Соответственно, критерии результативности процесса реформирования должны отражать:
1. Степень оптимальности сети функционирующих предприятий (в том числе по таким признакам, как доля предприятий - производителей не пользующейся спросом продукции; наличие предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом или кредиторами; наличие излишних посреднических звеньев между предприятиями - производителями и потребителями продукции; доступность информации о производителях, поставщиках и потребителях продукции и др.);
2. Эффективность функционирования предприятий, в том числе положение предприятий на товарных, финансовых и фондовых рынках и его динамику, степень результативности использования ресурсов;
3. Потенциал развития предприятий, в том числе инновационный и предпринимательский потенциал;
4. Степень удовлетворения потребностей экономики за счет товаров и услуг отечественных производителей.
Состав, объем и последовательность преобразований
определяются в соответствии с результатами
анализа состояния дел на каждом предприятии.
Но все же имеются несколько общих для
большинства предприятий промышленности
проблем, которые придется решать почти
всем. Это относится прежде всего к внедрению
стратегического планирования на предприятиях,
повышению эффективности корпоративного
управления, перестройке организационно-
Достичь такого состояния предприятий возможно только на основе создания эффективного менеджмента на них. Конкретная программа по реформированию предприятия принимается его собственником (для государственных унитарных предприятий — уполномоченным органом исполнительной власти, для коммерческих организаций — общим собранием их учредителей). Набор мероприятий для реформирования составляется с учетом как наличия правовых актов по деятельности предприятий различных видов (к примеру, это можно сказать о передаче независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ; о проведении реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и др.), так и с учетом особенностей их функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов его менеджмента.
В условиях преимущественного развития корпоративной организации предприятий (акционерные общества различных видов, холдинги, концерны, финансово-промышленные группы и т.д.) речь идет, прежде всего, о приведении в соответствие корпоративных интересов и менеджмента.
Реформирование должно предусматривать следующее:
Во-первых, более четкое перераспределение ответственности и полномочий между учредителями и руководителями предприятия.
Во-вторых, установление ответственности руководителей за:
Достижение этого возможно как за счет уточнения соответствующих положений в контрактах, заключаемых с руководителями предприятий, так и в уставах предприятий.
В-третьих, система менеджмента включает исполнение следующих функций:
Успешность в достижении соответствия между корпоративными интересами (собственники, акционеры, работники) и менеджментом (руководители), как показывает зарубежная практика, также зависит от развитости правовой базы корпоративного управления. В связи с этим важно, чтобы государство обеспечило:
Говоря об усилении трудовой мотивации работников предприятий на основе владения акциями, следует заметить, что на практике это никак не сказывается в силу получения малых дивидендов и правовой необеспеченности прав акционеров.
Вместе с тем реформирование менеджмента предприятия должно увязываться с созданием такого механизма хозяйствования предприятия, который обеспечивал бы его саморазвитие. Опыт успешно функционирующих предприятий свидетельствует о том, что механизм хозяйствования должен состоять из элементов, позволяющих:
базы;
Итогом реформирования предприятия должно стать установление его миссии, т.е. что и в каких количествах оно производит, и определение его основных целей и направлений развития. Это делается на основе разработки стратегии развития предприятия. Стратегия также включает в себя:
В целом направленность реформирования
можно представить в виде схемы (см. схему
1). Из изложенного следует, что превращение
предприятия в ходе его реформирования
в эффективного хозяйствующего субъекта
по существу означает его превращение
в жизнеспособную, саморазвивающуюся
промышленную структуру. При этом реформирование
предприятий должно происходить с учетом
имеющейся внутриотраслевой конкуренции.
Это означает, что необходимо определить,
какую модель развития выбирает предприятие
по отношению к своим конкурентам — пассивную
или активную, принадлежит к группе развивающихся
или кризисных предприятий. Результаты
реформирования предприятия следует оценивать
с позиции полученного уровня адаптации
предприятия к сложившимся и развивающимся
экономическим условиям. В то же время
этого не произойдет, если реформирование
не будет увязываться с повышением эффективности
внутреннего потенциала предприятия путем
ликвидации неэффективных производств,
подразделений, внедрения прогрессивных
и ресурсосберегающих технологий и т.д.
Это достигается путем реструктуризации
предприятия, которая представляет собой
частный случай его реформирования (схема
1).
Предприятие |
Проведение анализа финансово-экономического состояния и рыночной деятельности предприятия в соответствии с изложенными принципами |
Разработка и согласование с заинтересованными участниками стратегии развития предприятия и роста конкурентоспособности продукции и предприятия |
Выбор
перспективных направлений Эффективности производства |
Приведение в соответствие корпоративных интересов и менеджмента | Перераспределение ответственности и полномочий |
Создание
соответствующей системы |
|
Создание механизма хозяйствования для саморазвития |
Учет доходов и расходов |
Обеспечение увязки производственной и хозяйственной деятельности, обеспечивающее получение прибыли |
Целенаправленное развитие производственной базы |
Стимулирование
к высокопроизводительному |
Повышение рыночной стоимости активов предприятия |
Реструктуризация предприятия |
Схема 1.
Общая схема проведения
работ по реформированию
промышленных предприятий
Оценка эффективности реформирования предприятия
Реформирование предприятий представляет собой необходимое условие эффективного их вхождения в рыночную систему хозяйствования и, следовательно, требует соответствующей оценки успешности его проведения. В силу того что оно затрагивает многие аспекты деятельности предприятий, то его оценка должна происходить на основе ряда критериев и показателей. Исходя из обобщения опыта преуспевающих отечественных и зарубежных предприятий, предлагается оценку эффективности реформирования проводить по четырем группам критериев, характеризующих наиболее существенные стороны деятельности
предприятия. Ими являются: первая группа критериев — по оценке производственной и воспроизводственной активности предприятий, вторая группа — по оценке их финансового состояния, третья группа — по оценке
социального развития и четвертая группа критериев касается оценки
организации системы управления и учета на предприятии.
Каждая из этих групп состоит из показателей, характеризующих с количественной стороны результаты отдельных аспектов деятельности предприятия (табл. 1).
Информация о работе Реформирование и реструктуризация предприятий