Себестоимость продукции: понятие, структура, состав и классификация затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание

В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности; места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала; организационно-правовой формы хозяйствования; инвестиционной, финансовой и учетной политики; а также установленными законодательно правилами и принципами поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах.

Содержание

1 Введение
2 Глава 1. Понятие о себестоимости продукции, ее структура и состав.
1.1 Понятие о себестоимости продукции
1.2 Показатели себестоимости продукции

Работа состоит из  1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.docx

— 51.31 Кб (Скачать документ)

Российский Государственный Социальный Университет

Социальный колледж

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Экономика организаций (предприятий)»

На тему: «Себестоимость продукции: понятие, структура,

состав и классификация  затрат»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

группы «2 Экон»

специальности «Экономика и

бухгалтерский учёт»

Белякова Е.Ю.

Руководитель:

к.э.н., доцент

Потехина Е.В.

 

 

Москва 2011

Содержание.

1

Введение

3

2

Глава 1. Понятие о себестоимости  продукции, ее структура и состав.

4

 

1.1 Понятие о себестоимости  продукции

4

 

           1.2 Показатели себестоимости продукции

 
     
     
     
     

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В процессе предпринимательской  деятельности предприятие несет  денежные затраты. Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности; места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала; организационно-правовой формы хозяйствования; инвестиционной, финансовой и учетной политики; а также установленными законодательно правилами и принципами поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах.

   Таким образом,  актуальность освещаемой темы, обусловлена  тем, что в результате своей  деятельности каждое предприятие  стремится получить максимальную  прибыль при минимальных затратах, найти оптимальный вариант для  достижения данной цели пытается  каждое предприятие и решения  очень индивидуальны. Каждое предприятие  само решает за счет сокращения  каких  расходов ему будет  выгоднее продолжать свою деятельность, поэтому проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний.

Основными задачами учета  себестоимости продукции (работ, услуг) являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов; соответствием осуществленных затрат нормативам; организация контроля за выполнением планов; выявление фактических затрат, связанных с производством и реализацией продукции; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных запасов.

Целью данной работы является изучение экономической категории себестоимости, ее значение и роль на предприятии, а также анализ современных подходов к расчету себестоимости продукции. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. рассмотрены теоретические  основы формирования себестоимости;

2. охарактеризована сущность  и структура издержек производства;

      3. проведен анализ современных подходов к калькулированию себестоимости продукции.

Таким образом, объектом данного  исследования является себестоимость  продукции, предметом - современные  подходы к ее калькулированию.

Структура курсовой работы представлена в виде введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

Глава 1. Понятие  о себестоимости продукции, ее структура  и состав.

1.1 Понятие о себестоимости  продукции, её виды и состав.

 

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.

Виды себестоимости:

1)     цеховая себестоимость (С цех.) - включает  затраты на производство  продукции в  пределах цеха.

2)     производственная себестоимость (С произв.)  включает  С цех.  и   общепроизводственные  расходы (ОПР).

С произв = С цех + ОПР 

ОПР - это расходы на  управление предприятием , на содержание вспомогательного  и обслуживающих производств.

3)     полная  себестоимость (С полн)

С полн = С произв + ВПР, где ВПР - внепроизводственные расходы, расходы, связанные с реализацией продукции.

Различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость.

Нормативная - это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда.

Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии нормы расхода живого и овеществленного труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии составления проекта.

Фактическая себестоимость - та, которая сложилась в отчетном периоде.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой выраженную в денежной форме совокупность потребленных в процессе производства и реализации природных и топливно-энергетических ресурсов, материалов и покупных полуфабрикатов, а также затрат на оплату труда, амортизацию  основных средств и др. расходов.

Состав затрат предприятия  разнообразен. Это не только затраты  на сырье и материалы, на заработную плату, амортизацию, но и затраты  предприятия, связанные с уплатой  налогов, штрафов, содержанием жилья  на балансе предприятия, оплатой  путевок для работников предприятия, строительством новых объектов основных фондов и т. д.

Как экономическая категория  себестоимость продукции:

– выполняет функцию учета  и контроля за уровнем затрат по выпуску и реализации продукции;

– служит базой для формирования оптовой цены на продукцию предприятия  и определения на этой основе прибыли  и рентабельности;

– выступает в качестве экономического обоснования любых  управленческих и инвестиционных решений  предприятия;

– может отражать эффективность  использования ресурсов, результатов  внедрения новой техники и  технологии, совершенствования системы  организации и управления производством.

Факторы, влияющие на себестоимость  продукции, можно классифицировать по нескольким признакам:

1. По содержанию выделяют  технические и технологические  факторы. К техническим можно отнести, например, внедрение новой прогрессивной техники, механизация и автоматизация производства, научно-технические достижения, улучшение использования основных фондов, техническая и энергетическая вооруженность труда. К технологическим - изменение ассортимента продукции; продолжительность производственного цикла; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве; совершенствование технологии продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости.

2. По времени возникновения  выделяют планируемые и внезапные  факторы. Предприятие может планировать  следующие мероприятия - ввод  и освоение новых цехов; подготовка  и освоение новых видов продукции  и новых технологических процессов;  оптимальное размещение отдельных  видов продукции по предприятию.  К внезапным (не планируемым)  факторам относятся производственные  потери; изменение состава и качества  сырья; изменение природных условий;  отклонения от установленных  норм выработки продукции и  другие.

3. По месту возникновения  факторы делятся на внешние (независящие от предприятия) и внутренние (зависящие от предприятия). На себестоимость продукции независимо от предприятия может повлиять экономическая обстановка в стране, инфляция; природно-климатические условия; технический и технологический прогресс; изменение налогового законодательства и другие факторы. К внутренним можно отнести производственную структуру предприятия; структуру управления; уровень концентрации и специализации производства; продолжительность производственного цикла.

4. По назначению выделяют  основные и второстепенные факторы.  Данная группа факторов зависит  от специализации предприятия.

 

 

 

 

1.2 Показатели себестоимости  продукции.

Различают следующие показатели себестоимости продукции (работ, услуг): полная производственная себестоимость, неполная (сокращенная) производственная себестоимость, полная себестоимость  реализованной продукции, неполная себестоимость реализованной продукции.

Полная производственная себестоимость продукции (работ, услуг) включает все расходы на производство продукции, включая общехозяйственные  расходы (сырье и материалы, покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций и др.).

Неполная (сокращенная) производственная себестоимость исчисляется без  учета общехозяйственных расходов.

Полная себестоимость  реализованной продукции (работ, услуг) состоит из полной производственной и себестоимости продукции и  расходов на продажу.

Неполная себестоимость  реализованной продукции (работ, услуг) включает в себя неполную производственную себестоимость продукции и расходы  на продажу.

Себестоимость является тем  звеном, в котором производственно-хозяйственная  деятельность предприятия увязывается  в неразрывное целое. Она характеризует  степень использования производственных ресурсов, является критерием оценки эффективности производственного  процесса. Роль показателя себестоимости  для оценки экономической эффективности  работы предприятий определяется тем, что сама экономическая эффективность  есть величина, получаемая при сопоставлении  результатов производственно-хозяйственной, организационно-управленческой и других видов деятельности с затратами  на осуществление этой деятельности

 

 

 

Гава 2. Производственные затраты как основа формирования себестоимости продукции

2.1 Сущность и значение  производственных затрат

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в современной учебной, справочной и нормативной литературе понимание  таких важнейших с точки зрения экономической деятельности предприятия  понятий как «затраты», «издержки  производство», «расходы», а также  «затраты на производство» употребляются  в множестве различных значений.

Так, распространено мнение, что понятия «затраты» и «расходы»  являются различными и отражающими  различные экономические понятия. В этом смысле под затратами понимают те осуществленные расходы, которые относятся в бухгалтерской и других видах отчетности на отчетный период. В этом случае под расходами понимают использование различных ресурсов, которое не связано с определенным периодом времени. В этом смысле затраты понимаются как расходы, связанные с ведением предпринимательской деятельности, поэтому именно они важны для формирования себестоимости произведенной (реализованной) продукции

По мнению других авторов, понятия «затрат» и «расходов» являются синонимичными.

Под издержками производства принято понимать общие (или совокупные) затраты, понесенные предприятием в  связи с ведением производственной деятельности и процесса реализации в течение определенного периода  времени, который является отчетным. При этом не имеет значения, понесенные затраты связаны с производством  уже законченного производственного  цикла (выпуском готовой продукции) или на незавершенное производство. В связи с этим многим авторам  представляется, что понятия «издержки  производства» и «затраты на производство»  очень близки между собой и  несут одно и то же экономическое  содержание. Однако нужно отметить, что понятие «издержки производства»  принято применять к затратам по статьям калькуляции, а понятие  «затраты на производство» чаще всего  ассоциируют с понесенными предприятием затратами по экономическим элементам.

Понятие "затрат " не встречается  ни в одном нормативном документе, ровно как и понятие "издержек". Как следствие всего этого, различные  авторы приводят различные трактовки  затрат и издержек, считают синонимами расходы организации, издержки и  затраты. Некоторые авторы не использует понятие затрат, полностью заменяя  его на издержки.

Так, например, с точки  зрения дисциплины «Экономика промышленного  предприятия» все затраты предприятия  приравниваются к его издержкам, последние из которых делятся  на две группы: издержки обращения  и издержки производства.

В «Бухгалтерском учете», например, затраты и издержки рассматриваются  с точки зрения производства, а  понятие расходов употребляется  с точки зрения общих расходов предприятия, то есть не только производственных.

Приведем, наиболее корректные определения этих понятий:

Издержки производства - затраты труда, включающие в себя затраты прошлого труда, овеществленные в средствах и предметах труда, и затраты живого труда.

Затраты на производство - потребленная в процессе производства часть материальных, трудовых финансовых ресурсов организации за определенный период времени. Мы видим, что в самом понятии издержек производство включается понятие затрат на производство, как составная их часть.

Поэтому понятие издержек производства шире понятия затрат на производство. К тому же данные понятия  отличаются с точки зрения момента  времени. Затраты на производство рассматриваются  с позиции текущего производственного  этапа, они представляют собой затраты  определенного периода, а вот  посчитать издержки производства за определенный период времени (производственный цикл) не представляется возможным.

Информация о работе Себестоимость продукции: понятие, структура, состав и классификация затрат