Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике организации".
Примеры характеристик трудового потенциала
|
^ Объекты анализа и соответствующие им показатели | ||
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал».
Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма.
Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.
Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.
Во всем мире пришли
к признанию, что главной производительной
силой является человек. Каждый работник,
отдельные группы и общество в
целом располагают
Термин «потенциал» был введен в научный оборот 10–15 лет назад. Трактовка данного термина означает наличие у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.
Таким образом, компоненты трудового потенциала должны характеризовать:
1)психофизиологические
возможности участия в
2)возможности нормальных социальных контактов;
3)способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;
4)рациональность поведения;
5)наличие знаний
и навыков, необходимых для
выполнения определенных
6)предложение на рынке труда.
Приведенным аспектам
соответствуют следующие
Показатели, характеризующие
эти компоненты, могут относиться
как к отдельному человеку, так
и к различным коллективам, в
том числе к персоналу
Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политических и др.) определяются качествами человека, как:
• специфического (трудового) ресурса и основы производства (качествами индивида как части населения);
• главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качествами индивида как работника — носителя способности к труду, создателя материальных и духовных благ);
• члена общества (качества индивида как социально-формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами).
В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
первый уровень, отражающий прошлое, т. е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обуславливающих ее возможность функционирования и развития;
второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;
третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки.
Трудовой потенциал работника
Трудовой потенциал
личности формируется под воздействием
таких качеств, как умение и желание
трудиться, инициативность в труде
и хозяйственная
Таким образом, можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду.
Исходной структурообразующей
единицей трудового потенциала является
трудовой потенциал работника (личности),
составляющий основу формирования трудовых
потенциалов более высоких
Трудовой потенциал
работника не является величиной
постоянной, он непрерывно изменяется.
Трудоспособность человека и накапливаемые
в процессе трудовой деятельности созидательные
способности работника
Трудовой потенциал работника включает:
• психофизиологический потенциал – способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т. п.;
• квалификационный потенциал – объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;
• личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.
Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.
Трудовой потенциал предприятия
Применительно к
предприятию трудовой потенциал
представляет собой предельную величину
возможного участия работников в
производстве с учетом их психофизиологических
особенностей, уровня профессиональных
знаний, накопленного опыта при наличии
необходимых организационно-
Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше суммы составляющих ее частей – индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. Уже само объединение работников в единый и планомерно организованный процесс труда порождает эффект коллективного труда, который превосходит сумму сил работников, действующих индивидуально.
Таким образом, если совокупность физических и духовных способностей человека является основой трудового потенциала личности, то производительная сила, возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потенциала коллектива предприятия. При этом необходимо учитывать, что трудовые коллективы обладают разными потенциалами в зависимости от территориального расположения предприятия, отраслевой принадлежности, размеров производства, половозрастной структуры и др. Кроме того, каждое предприятие имеет свои особенности формирования коллектива, трудовые традиции, взаимоотношения между работниками.
Структура
трудового потенциала предприят
В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный.
Кадровая составляющая включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный потенциал (познавательные способности).
Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда под влиянием НТП, который обусловливает появление новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых операций.
Квалификационная структура определяется качественными изменениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и отражает, прежде всего, изменения в его личностной составляющей.
Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя свое выражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и высокой степени удовлетворенности работников своим трудом.
Организационная составляющая трудового потенциала во многом опре-деляет эффективность функционирования трудового коллектива как системы в целом и каждого работника в отдельности и с этих позиций непосредственно связана с эффективным использованием трудового потенциала.
Примеры характеристик трудового потенциала
Компоненты трудового
|
Объекты анализа и соответствующие им показатели |
|||
человек |
предприятие |
общество |
||
Здоровье |
Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за болезней |
Потери рабочего време-ни из-за болезнен и травм. Затраты на обес-печение здоровья персо-нала |
Средняя продолжитель-ность жизни. Затраты на здравоохранение. Смертность по возрас-ту. |
|
Нравственность |
Отношение к окружа-ющим. |
Взаимоотношения меж-ду сотрудниками. Потери от конфликтов. Мошенничество |
Отношение к инвали-дам, детям, престаре-лым. Преступность, со-циальная напряжен-ность. |
|
Творческий потенциал |
Творческие способнос-ти |
Количество изобретений, патентов, рационализа-торских предложений, новых изделий на одно-го работающего. Пред-приимчивость
|
Доходы от авторских прав. Количество па-тентов и международ-ных премий на одного жителя страны. Темпы технического прогресса |
|
Активность |
Стремление к реализа-ции способностей. Предприимчивость |
|||
Организованно-сть и ассертив-ность |
Аккуратность, рациона-льность, дисциплини-рованность, обязатель-ность, порядочность, доброжелательность |
Потери от нарушений дисциплины. Чистота. Исполнительность. Эф-фективное сотрудниче-ство |
Качество законодатель-ства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение договоров и законов |
|
Образование |
Знания. Количество лет учебы в школе и вузе |
Доля специалистов с высшим и средним обра-зованием в общей чис-ленности работающих. Затраты на повышение квалификации персонала |
Среднее количество лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в госбю-джете |
|
Профессиона-лизм |
Умения. Уровень квалификации |
Качество продукции. Потери от брака |
Доходы от экспорта. Потери от аварий |
|
Ресурсы рабоче-го времени |
Время занятости в течение года |
Количество сотрудников. Количество часов рабо-ты за год одного сотруд-ника |
Трудоспособное насе-ление. Количество за-нятых. Уровень безра-ботицы. Количество часов занятости за год |