Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений исследовать ассортимент ОАО Железногорский хлебозавод» и предложить варианты совершенствования ассортиментной политики исследуемого предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические особенности процесса формирования товарного ассортимента;
 изучить основные показатели ассортиментной политики предприятия;
 охарактеризовать процесс формирования ассортимента;
 проанализировать возможность использования различных методов и подходов к созданию оптимального ассортимента;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования 5
товарного ассортимента
1.1 Понятие товарного ассортимента предприятия 5
1.2 Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия 9
1.3 Интегрированный АВС-XYZ-анализ как предпочтительный 13
метод исследования ассортимента
2.Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Железногорский 19
хлебозавод»
2.1 Общие сведения о предприятии 19
2.2 Анализ основных экономических показателей 23
2.3 Первичный SWOT-анализ ОАО «Железногорский хлебозавод» 28
3. Совершенствование ассортиментной политики 33
ОАО «Железногорский хлебозавод»
3.1 Анализ формирования товарного ассортимента предприятия 33
3.2 Рекомендации по совершенствованию товарного ассортимента 39
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
по совершенствованию ассортимента 45
Заключение 50
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

готовчик.docx

— 148.71 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                 3

1. Теоретико-методологические  основы исследования         5

товарного ассортимента

1.1 Понятие товарного  ассортимента предприятия          5

1.2 Сущность и  содержание ассортиментной  политики  предприятия       9

1.3 Интегрированный  АВС-XYZ-анализ как предпочтительный      13

метод исследования ассортимента

2.Анализ хозяйственной  деятельности ОАО «Железногорский      19

хлебозавод»

2.1 Общие сведения  о предприятии           19

2.2 Анализ основных экономических показателей        23

2.3 Первичный SWOT-анализ ОАО  «Железногорский хлебозавод»     28

3. Совершенствование  ассортиментной политики        33

ОАО «Железногорский хлебозавод»

3.1 Анализ формирования  товарного ассортимента предприятия      33

3.2 Рекомендации  по совершенствованию товарного  ассортимента     39

3.3 Оценка эффективности  предложенных мероприятий 

по совершенствованию  ассортимента          45

Заключение              50

Список использованной литературы          53

 

Введение

      Рынок требует четкой взаимоувязки всех звеньев коммерческо-хозяйственной цепочки – от замысла создать конкретный товар до его использования субъектами рынка. В процессе движения от изготовления до потребления определенное количество товарной массы сосредотачивается на складах готовой продукции изготовителя, в пунктах отправления и назначения, транспортных средствах, на складах посреднических организаций и потребителей. Товар здесь располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».

      Товарный  ассортимент имеет огромное социально-экономическое  значение, поскольку от него зависят  полнота удовлетворения покупательского спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка. Оптимальный ассортимент обеспечивает значительное повышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых и материальных ресурсов. Поэтому изучение данной проблемы является наиболее актуальной в настоящее время.

      Цель  курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений исследовать ассортимент ОАО Железногорский хлебозавод» и предложить варианты совершенствования ассортиментной политики исследуемого предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

       рассмотреть теоретические особенности процесса формирования товарного ассортимента;

       изучить основные показатели ассортиментной политики предприятия;

       охарактеризовать процесс формирования ассортимента;

       проанализировать возможность использования различных методов и подходов к созданию оптимального ассортимента;

       разработать рекомендации по оптимизации  ассортимента на ОАО «Железногорский хлебозавод».

      Теоретической и методической основой курсовой работы являются труды отечественных  и зарубежных ученых в данной объектно-предметной области, фундаментальные исследования и прикладные работы в сфере внутрипроизводственного  планирования,  аналитические и практические исследования автора. Курсовая работа базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование системного и процессного подходов к решению проблем.

      Объектом  курсового исследования выступает  товарный ассортимент исследуемого предприятия. Предмет – ассортиментная политика, реализуемая ОАО «Железногорский хлебокомбинат».

      В первой главе курсового исследования рассмотрены теоретические основы и понятия ассортимента. Во второй главе произведен комплексный анализ хозяйственной деятельности исследуемого предприятия. В третьей главе представлен анализ проводимой предприятием ассортиментной политике, даны рекомендации по её совершенствованию, проведена оценка результатов внесенных изменений.

      Теоретико-методологическую базу исследования составили 4 группы источников. К первой относятся научные  работы, посвященные исследованию ассортимента  (Гусев Е. А., Рой А. В.). Ко второй отнесены учебная литература. К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике («Маркетинговые исследования», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинговые коммуникации»...). И к четвертой отнесены электронные источники информации известных профессиональных сообществ (,www.forecast.ru, www.investmentrussia.ru).

      Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа изложена на 38 страницах печатного текста, содержит 13 таблицы и 9 рисунков. 

1. Теоретико-методологические  основы 

исследования  товарного ассортимента

1.1 Понятие товарного ассортимента предприятия

      Стабильность  торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли [8, с. 201].

      Ассортимент товаров – совокупность видов  товаров, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному  признаку. Основными группировочными признаками являются: производственный, сырьевой и потребительский [8, с. 216].

      Торговый  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих продаже  в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых  многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные  и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединенные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).

      С учетом сложности ассортимента различают  товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различных признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

      Товарные  группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного  происхождения товары. Товарный ассортимент состоит из:

       товарных групп;

       товарных категорий;

       товарных линий;

       товарных единиц.

      Каждая  подгруппа складывается из товаров  различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения. Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам, т.е. подразделяться на разновидности, как представлено на рисунке 1.

      

      Рис.1. Состав товарного ассортимента

      С учетом деления на группы, подгруппы  и виды принято выделять групповой  и внутригрупповой (развернутый) ассортимент  товаров [3, с. 141]. Групповой ассортимент – это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. Широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина – количеством разновидностей товаров.

      Товары  классифицируют также и по таким  признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и  характер предъявляемого спроса.

      По  частоте спроса товары подразделяются на три группы:

                1. повседневного спроса;

                2. периодического спроса;

                3. редкого спроса.

      Товарный  ассортимент может быть классифицирован  по множеству признаков [3, с. 153].

      1. По степени важности для предприятия:

      Основной  ассортимент – включает товары, пользующиеся повышенным спросом. Продажа, в первую очередь, именно этих товаров, приносящих наибольшую прибыль, является целью деятельности предприятия. Необходимо обеспечить постоянное присутствие на складе основного ассортимента.

      Дополнительный  ассортимент – включает товары, придающие завершённость основному ассортименту. Это дополняющие товары, товары импульсной покупки, товары для особых случаев, отсутствующие в других торговых местах. Дополнительный ассортимент может не всегда присутствовать на складе, меняться по наименованиям, т.е. относится к категории переменного ассортимента.

      2. В зависимости от количества товарных групп в ассортименте:

      Широкий ассортимент – состоит из множества  товарных групп, в каждой из которых  представлено большое количество товаров. Наиболее широкий ассортимент представлен  в гипермаркетах (более 100 000 наименований), супермаркетах (до 100 000 наименований), торговых домах, крупных оптовых  компаниях.

      Узкий ассортимент – состоит из небольшого числа товаров нескольких товарных групп (3 - 5).

      Специализированный  ассортимент – состоит из 1 – 2 товарных групп. Специализированный ассортимент привлекает тех покупателей, которые хотят иметь широкий выбор товара и получить квалифицированное обслуживание и консультацию.

      3. В зависимости от количества похожих товаров

      Глубокий  ассортимент – представлено много  вариантов похожих или аналогичных  товаров (например, разная упаковка зубной пасты, гелей, эликсиров)

      Плоский ассортимент – представлено небольшое  число разновидностей товаров. Следует  тщательно подбирать товары, ориентируясь только на самые ходовые.

      4. В зависимости от степени дифференциации товара:

      Простой ассортимент – состоит из простых  недифференцированных товаров (металлопрокат, овощи, сахар, крупы и т.д.).

      Сложный ассортимент – состоит из основных, дополняющих, взаимозаменяемых товаров  или товаров, имеющих в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию  по различным признакам (обувь: фасоны, размеры, цвет, украшения и т. д.).

      Смешанный ассортимент – в нём представлены совершенно разные товарные группы: продукты питания, товары бытовой химии, товары для личной гигиены, газеты и т.д.

      Формирование  ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при  наличии свободы выбора сферы  и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов  рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами, а также множество иных показателей, часть которых представлена в таблице 1. 

Таблица 1 – Показатели, характеризующие ассортимент

      
Внутренние  показатели Рыночные показатели
Выручка от реализации, оборот, объём реализации Рыночная доля
Прибыльность (рентабельность продаж, рентабельность инвестиций, маржинальная прибыль, чистая прибыль) Уровень проникновения
Оборачиваемость оборотных средств Уровень интенсивности

 потребления

Издержки  на закупку, производство, сбыт и продвижение Уровень эксклюзивности
  Уровень дистрибьюции
  Коэффициент устойчивости (стабильности)
  Коэффициент обновления
  Уровень удовлетворённости
  Уровень мерчендайзинга

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»