Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений исследовать ассортимент ОАО Железногорский хлебозавод» и предложить варианты совершенствования ассортиментной политики исследуемого предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические особенности процесса формирования товарного ассортимента;
 изучить основные показатели ассортиментной политики предприятия;
 охарактеризовать процесс формирования ассортимента;
 проанализировать возможность использования различных методов и подходов к созданию оптимального ассортимента;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования 5
товарного ассортимента
1.1 Понятие товарного ассортимента предприятия 5
1.2 Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия 9
1.3 Интегрированный АВС-XYZ-анализ как предпочтительный 13
метод исследования ассортимента
2.Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Железногорский 19
хлебозавод»
2.1 Общие сведения о предприятии 19
2.2 Анализ основных экономических показателей 23
2.3 Первичный SWOT-анализ ОАО «Железногорский хлебозавод» 28
3. Совершенствование ассортиментной политики 33
ОАО «Железногорский хлебозавод»
3.1 Анализ формирования товарного ассортимента предприятия 33
3.2 Рекомендации по совершенствованию товарного ассортимента 39
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
по совершенствованию ассортимента 45
Заключение 50
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

готовчик.docx

— 148.71 Кб (Скачать документ)

      В качестве рынка сбыта продукции  Железногорского хлебозавода выступают розничные торговые организации г. Железногорска и Железногорского района, предприниматели малого и среднего бизнеса г. Курска и районов области.

      При прогнозировании объемов продаж учитываются следующие факторы  сегментации  рынка товаров:

      1.Типы  потребителя по виду деятельности;

      1.1 розничные торговые предприятия  г. Железногорска;

      1.2 кооперативные торговые предприятия  Железногорского района;

      1.3 предприниматели малого и среднего бизнеса;

      1.4 предприниматели малого и среднего  бизнеса других районов;

      1.5 прочие (бюджетные организации, организации  агросервиса и сельскохозяйственные предприятия).

      2. Уровень доходности покупателя.

      2.1.относительно  высокий;

      2.2 средний;

      2.3 относительно низкий;

      3. Географическое положение;

      3.1. г.Железногорск и Железногорский район;

      3.2. г.Дмитриев, г. Фатеж, Дмитриевский и Фатежский район;

      3.3. г.Поныри и Поныровский район;

      3.4. г. Конышевка и Конышевский район 

Таблица 3 – Выбор целевых сегментов рынка

Виды  продукции Признаки  сегментации
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 3.4
Хлеба формовые + + + + + + + + + + + +
Хлеба подовые + + + + - + + - + + + +
Хлеба 1 сорта + + + + + + + + + + + +
Хлеба в/сорта + + + + - + + + + + + +
Булочные  изделия в/сорта + + + + + + + + + + + +
Булочные  изделия 1 сорта + + + + + + + + + + + +
Сдобные булочные изделия + + + + + + + + + + + +
в т.ч. батоны + + + + + + + + + + + +
диета + + + + + + + + + + + +
диабет + + - - - + + + + - - -
хлеба упак. + + + + - + + + + + + +

Источник: собственная разработка автора 

            Конкуренция на рынке  хлеба очень жесткая. Все предприятия  понимают, что без модернизации и  технического перевооружения основного производства повысить качество продукции, изменить структуру вырабатываемых хлебобулочных изделий и освоить современные технологии выработки новых видов продукции невозможно. Принятие Курчатовским хлебозаводом дополнительных мер по комплексному перевооружению и совершенствованию всех сторон деятельности предприятия является одной из причин уменьшения реализации продукции исследуемого предприятия в соседних районах Курской области. Хочется отметить положительные сдвиги в сторону увеличения на 34% по г.Конышевке и Конышевскому району, а также на 115,9% по г.Фатежу и Фатежскому району [17, с. 45]. В рекламных целях в 2010 году предприятием было израсходовано 900 тыс. рублей, за динамикой расходов на рекламу можно судить по таблице 4. В 2011 году планируется увеличение этой статьи расходов за счет активной рекламы выпускаемой продукции в местных СМИ, делая при этом акцент на новые виды продукции. Предполагается также участие в выставках, ярмарках, где можно непосредственно контактировать с потенциальными потребителями представляемой продукции. При этом есть возможность оценить свою продукцию, выслушать пожелание потребителя, клиента непосредственно общаясь с ним. Для этих целей планируется прибрести выставочное оборудование, чтобы можно было представлять свою продукцию. В магазинах постоянно проводятся тематические  выставки-дегустации. 

Таблица 4 – Затраты на рекламу по Железногорскому хлебозаводу

 млн. руб.

Реклама

2008 2009 +

---

Затраты всего: 1.1 6.7 +5.6
в т.ч.

печатная

0.6 2.6 +2.0
телерадиореклама ----- 1.6 +1.6
Выставки-дегустации 0.5 1.1 +1.4
Приобретение

фирменных горок

---- 1.4 +1.4

Источник: собственная разработка автора 

      По  результатам производственной деятельности работу предприятия можно охарактеризовать как удовлетворительную, поскольку  по большинству показателей плановые выполнены, но по сравнению с прошлым годом по ряду показателей наблюдается отрицательная динамика.

      План  по численности работников недовыполнен, имеется экономия фонда заработной платы, рост производительности труда  опережает рост средней зарплаты, но сохраняется высокая текучесть  кадров. Необходимо продумать кадровую политику организации, систему оплаты и стимулирования труда для снижения текучести кадров и закреплению квалифицированных специалистов.

      Следует улучшить организацию труда, исключить  необоснованные потери рабочего времени, улучшать качество  выпускаемой  продукции, для снижения себестоимости  изыскивать возможность использования  новых, более дешевых материалов.

2.3 Первичный SWOT-анализ ОАО «Железногорский хлебозавод»

      Первые  две составляющие SWOT-анализа: сильные  и слабые стороны, понимаются как позитивные и негативные внутренние характеристики, как виды деятельности, в которых компания превосходит своих конкурентов или, соответственно, отстает от них. Проведенный SWOT-анализ представлен в таблице 5. 

Таблица 5 – SWOT-анализ предприятия

Сильные стороны Слабые стороны
Хорошая репутация

Наличие мощного стратегического партнера

Быстрая реакция на изменение благосостояния потребителей

Лояльность  потребителей

Лидерство на местном рынке

Развитая  сеть сбыта

Лидирующие  позиции лишь на местном уровне

Внутренние  разногласия в стратегическом планировании

Недостаточно  эффективное использование инструментов рекламы

Плохая  работа службы найма персонала

Возможности Угрозы
Возникновение новых потребностей у потребителей

Растущие  соседние рынки

Рост  благосостояния людей

Обострение  конкуренции

Образование новых  сильных конкурентов

Повышение цен на зерно

Сокращение  потребления хлеба

Сильное воздействие государства на отрасль

Угроза  со стороны мини-пекарен

Появление товаров-заменителей


Источник: собственная разработка автора 

      1. Хорошая репутация. Железногорский хлебозавод, в течение многих лет оперируя на рынке, заслужил хорошую репутацию среди поставщиков, ритейлерских сетей и потребителей, обеспечивая доставку в правильное время, постоянное высокое качество продукции и прозрачность выполнения операций.

      2. Наличие мощного стратегического  партнера.

      Железногорский хлебозавод имеет возможность использовать опыт, технические, производственные и маркетинговые разработки своего главного акционера ОАО «Курскхлеб». В связи с этим Железногорский хлебозавод экономит время и деньги на обучении персонала, освоении навыков использования нового оборудования. Наличие такого стратегического партнера позволяет отправлять работников на обучение в компанию ОАО «Курскхлеб», а также использовать продукты   хлебопекарного подразделения компании Курскхлеб для разработки новых сортов хлеба или других изделий. Также ОАО «Курскхлеб» имеет сильный аналитический отдел, изучающий и предсказывающий развитие рынка и спроса на хлеб, что позволяет Железногорскому хлебозаводу эффективно выстраивать свою стратегию, затрачивая меньше средств.

      3. Быстрая реакция на изменение  благосостояния потребителей

      Ежегодно  потребление хлеба снижается  примерно на 10% – это объясняется тем, что с постоянным увеличением доходов население может себе позволить удовлетворять не только базовые потребности (в простых сортах хлеба), поэтому повышается спрос на более дорогие виды хлеба. Железногорский хлебозавод быстро реагирует на изменение структуры спроса на рынке, выпуская множество новых востребованных продуктов.

      4. Опытные технологи.

      Внутри  компании существует лаборатория и  персонал, а точнее, технологи, которые отвечают за рецептуру продуктов.

      5. Лояльность потребителей хлебобулочных изделий.

      Грамотный маркетинг внутри компании, а также  грамотное управление ассортиментом благоприятствуют приверженности потребителей именно к этой торговой марке. Лояльность торговой марке среди потребителей составляет 31% [13, с .39].

      6. Лидерство на местном рынке.

      Железногорский хлебозавод занимает первое место на рынке хлебобулочных изделий в Железногорском и соседних районах Курской области.

      7. Развитая сеть сбыта.

      По  сравнению с конкурентами, Железногорский хлебозавод  имеет преимущество: ими был разработан специальный лоток для своих изделий, создана логистическая служба с собственным автопарком. Это позволило доставлять товар в магазины точно в срок, что немаловажно для компании, выпускающей быстропортящийся продукт.

      К слабым сторонам отнесем следующие:

      1. Лидирующие позиции лишь на местном рынке.

      Железногорский хлебозавод занимает лидирующие позиции лишь в Санкт-Петербурге, в то время как его основные конкуренты, например, «Каравай», доминирует в Курской, Белгородской, Воронежской областях;  компания «Черемушки» является лидером белгородского рынка хлебопекарных изделий, при этом обеспечивая и серьезное присутствие на рынке Курска.

      2. Внутренние разногласия в стратегическом  планировании.

      Наличие стратегического партнера порождает  конфликты в управлении, так как интересы ОАО «Курскхлеб» и Железногорского хлебозавода могут не совпадать, что затрудняет стратегическое планирование и работу предприятия в целом.

      3. Недостаточно эффективное использование  инструментов рекламы.

      Маркетинговый отдел  Железногорского хлебозавода использует ограниченный набор инструментов рекламы для продвижения большого и разнообразного ассортимента товаров.

      4. Слабая работа службы найма  персонала.

      Здесь отметим недостаточный приток молодых  специалистов, дефицит сильного мужского руководства. Через несколько лет компания может столкнуться с кризисом недостатка квалифицированных рабочих для осуществления деятельности непосредственно на производстве.

      Теперь  раскроем две оставшиеся составляющие SWOT-анализа: О – возможности и  Т – угрозы.  Несомненно, у ОАО «Железногорский хлебозавод», как и у любой другой организации,   существуют определённые возможности, которыми она могла бы воспользоваться.  Это и получение большей прибыли, завоевание нового сегмента рынка, повышение конкурентоспособности. А так же угрозы, исходящие из внешних элементов – политика, общество и экономика в целом. К возможностям отнесем:

      1. Возникновение новых потребностей  у населения.

      Вкусы и предпочтения потребителей находятся  в постоянном изменении, что в дальнейшем будет оказывать влияние на деятельность предприятия, отчасти определять ее ассортимент.

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»