Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений исследовать ассортимент ОАО Железногорский хлебозавод» и предложить варианты совершенствования ассортиментной политики исследуемого предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические особенности процесса формирования товарного ассортимента;
 изучить основные показатели ассортиментной политики предприятия;
 охарактеризовать процесс формирования ассортимента;
 проанализировать возможность использования различных методов и подходов к созданию оптимального ассортимента;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования 5
товарного ассортимента
1.1 Понятие товарного ассортимента предприятия 5
1.2 Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия 9
1.3 Интегрированный АВС-XYZ-анализ как предпочтительный 13
метод исследования ассортимента
2.Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Железногорский 19
хлебозавод»
2.1 Общие сведения о предприятии 19
2.2 Анализ основных экономических показателей 23
2.3 Первичный SWOT-анализ ОАО «Железногорский хлебозавод» 28
3. Совершенствование ассортиментной политики 33
ОАО «Железногорский хлебозавод»
3.1 Анализ формирования товарного ассортимента предприятия 33
3.2 Рекомендации по совершенствованию товарного ассортимента 39
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
по совершенствованию ассортимента 45
Заключение 50
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

готовчик.docx

— 148.71 Кб (Скачать документ)

      Для совершенствования системы логистики  предприятия применяется такой инструмент, как XYZ-анализ. Он представляет собой анализ стабильности продаж отдельных товаров в ассортименте предприятия. Очень часто он используется вместе с АВС-анализом, что позволяет выделить ключевые для предприятия товары. Если АВС-анализ позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат, то XYZ- анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта. В категорию X включают товары со стабильной продажей, для группы Y допускаются более значительные отклонения, в категории Z оказываются товар, продажи которых точно прогнозировать невозможно.

      Используя XYZ-анализ, необходимо учитывать ряд ограничений:

        объем используемых данных должен быть достаточно большим.

      Чем их больше, тем надежнее окажутся полученные результаты;

       число исследуемых периодов должно быть не менее трех;

       не следует применять данный метод  в динамично меняющейся ситуации, например при выводе на рынок нового товара, так как он неизбежно попадает в «нестабильную» группу Z;

       существенное влияние на результат  расчетов может оказать сезонность спроса.

      Можно выделить следующие этапы в проведении XYZ-анализа:

      1. Выбор объекта управления и  формирование цели анализа.

      2. Определение показателя, по которому  будет проводиться анализ выбранного  объекта. Варианты: средний товарный  запас, объем продаж, доход, количество  продаваемых величин, количество  поступающих заказов и .т. п.

      3. Определение периода анализа.  Период анализа должен быть  не меньше, чем горизонт планирования, принятый на данном предприятии.  Анализ данных с периодом меньше  квартала не имеет смысла, так  как все товары попадают в  группу Z.

      4. Расчет коэффициента вариации  для каждого анализируемого объекта. Данный коэффициент показывает степень отклонения данных от среднего значения и определяется по следующей формуле[11, с. 17]:

      ,     (5)

где  – значение параметра по оцениваемому объекту за -период;

        –  среднее значение параметра по оцениваемому объекту;

      n  – число периодов.

      Сортировка  объектов анализа по возрастанию  значения коэффициента вариации и определение категорий X, Y, Z. Ассортиментные позиции со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в группу X, от 10 до 25%  – в группу Y, остальные – в группу Z.

        В соответствии с рассмотренными  методиками проведем интегрированный АВС- и XYZ-анализ ассортимента и клиентской базы предприятия.

 

2.Анализ хозяйственной деятельности

ОАО «Железногорский хлебозавод»

2.1 Общие сведения о предприятии

      ОАО «Железногорский хлебозавод» начал действовать с 1957 года. Предприятие годы представляло собой среднее предприятие. В 1974 г. было построено новое современное здание. Конец 1975г. ознаменовался открытием в новом здании кондитерского цеха. В1980г. старые хлебные печи были демонтированы и заменены на более современные. Позже, учитывая повышенный спрос на сдобные высокорецептурные изделия мелкого развеса, предприятие создало участок по выработке этих изделий. Все последующие годы на заводе велась и ведется неустанная кропотливая работа по расширению ассортимента, внедрению передовых технологий [18].

      Краткая характеристика исследуемого объекта ОАО «Железногорский хлебозавод»:

      Юридический адрес: Российская Федерация, Курская обл., г. Железногорск, Промплощадка-2, Хлебозавод [20, с. 1].

      ОАО «Железногорский хлебозавод» является специализированным предприятием хлебопекарной промышленности по выпечке хлебобулочной и бараночной продукции, кондитерских изделий, кроме того на предприятии производятся макаронные изделия.

      Уставной  капитал ОАО «Железногорский хлебозавод» в 2007 году составил 16422000 руб.

      Количество  акционеров - 384.

      Выпущено 32202 шт. обыкновенных акций стоимостью 500 рублей за единицу и 1642 привилегированных  акций стоимостью 500 рублей за единицу.

      Структура управления ОАО «Железногорский хлебозавод» приведена на рисунке 5.

      

Рис. 5. Организационная структура ОАО «Железногорский хлебозавод»

      Исходя  из данной схемы можно сделать вывод, что в управленческой структуре ОАО «Железногорский хлебозавод» используется принцип функциональной департаментизации [9, с.78], который применяется сейчас на большинстве производственных предприятий. При функциональной департаментизации специализированные работы группируются преимущественно вокруг ресурсов. Так учетно-финансовый отдел управляет таким ресурсом как деньги, коммерческий отдел - учетом и продвижением продукции на рынок сбыта, производственная служба занимается непосредственно вопросами производства продукции.

      Органами  управления общества являются:

  • Общее собрание акционеров;
  • Совет директоров;
  • Генеральный директор (единоличный исполнительный орган).

      В подчинении директора находится  главный инженер занимающийся вопросами производства продукции. Главному инженеру непосредственно подчиняются механическая, технологическая и производственная служба. Так же главному инженеру подчиняются начальники следующих цехов, входящих в производственную службу:

  • начальник кондитерского цеха;
  • начальник макаронного цеха;
  • начальник цеха хлебопечения.

      Вопросами бухгалтерского учета, финансового  планирования и прогнозирования занимается заместитель генерального директора по экономике в подчинение которого находится учетно-финансовый отдел[14, с. 19].

      ОАО «Железногорский хлебозавод» имеет 5 производственных линий, производительностью 30 тонн в сутки:

      Кондитерский  цех:

  • Тортовая линия;
  • Пряничная линия.

      Хлебный цех:

  • Хлебная линия;
  • Булочные штучные изделия;
  • Сухарно-бараночная линия.

      ОАО «Железногорский хлебозавод» снабжает своей продукцией жителей города Железногорска и близлежащих населенных пунктов.

      Среднесписочная численность персонала предприятия  по состоянию на 2010 г. в среднем составила 36 человек [21, с 34].

      На Железногорском хлебозаводе в 2007 г. и 2008 г. была проведена работа по техническому перевооружению. В 2008 г. проведена замена хлебопекарной линии с установкой печи ППЦ 12.38. В 2007-2008 г. внедрен международный стандарт качества ИСО 9001-2001 и разработана система безопасности продукции ХАССП в кондитерском цеху. Это позволило вытеснить хлебобулочную продукцию конкурентов с рынков Железногорска, а также дало возможность поставлять свою продукцию на рынки соседних районов Курской области. Сбыт продукции носит постоянный характер.

      За  2010 г. выработано новых видов продукции:

      - хлебобулочных изделий 64 наименований  в количестве 2011 тонн на сумму  2158 млн. руб.

      - кондитерских изделий 8 наименований  в количестве 8,6 тонн на сумму  32 млн. руб.

      Удельный  вес новых видов продукции  в общем объеме производства составляет 12,9%.

      Ежесуточно  вырабатывается около 40-45 наименований хлебобулочных изделий, 35-40 наименований кондитерских изделий.

      Использование производственных мощностей за 2009 г.

      - по хлебобулочным изделиям –  62,8%;

      - по кондитерским изделиям –  44,1%.

      В соответствии с производственной программой и стратегией, разработанной маркетингом, по ее реализации, производственные мощности планируется использовать в 2011 году на 64,9 % по хлебобулочным изделиям и 44,2% по кондитерским изделиям [21].

      Главной целью стратегического развития предприятия на 2012 г. является модернизация оборудования, внедрение энергосберегающих технологий, увеличение производства продукции, внедрение высокопроизводительного оборудования, получение максимальной прибыли.

      Для выполнения прогнозных социально-экономических  показателей разработаны мероприятия  по укреплению материально-технической  базы, где для увеличения выпуска  продукции в упакованном и  нарезанном, упакованном виде предусмотрена закупка оборудования для упаковки и нарезки продукции, планируется приобретение линии по производству хлебобулочных изделий на базе термомасленной печи.

 

2.2 Анализ основных экономических показателей

ОАО «Железногорский хлебозавод»

      Основные  технико-экономические показатели ОАО «Железногорский хлебозавод» представлены в таблице 2. 

Таблица 2 –  Обзор основных экономических показателей за 2008-2010 г.

Наименование  показателя 2008г. 2009 г. 2010 г.
план факт % план факт % план факт %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Объем выпускаемой пр-ции (млн. руб.) 3340 3380 101,2 3520 3678 104,5 3745 3984 106,4
Среднесписочная численность (чел.) 172 119 69,2 139 109 78,4 134 93 69,4
- служащие 35 33 94,2 25 25 100 28 29 103,6
- рабочие 137 86 161,9 114 84 172,9 106 64 159,2
Выработка на 1 работника (руб.) 141279 238445 168,8 241367 323303 133,9 391791 576258 147,1
Выработка   на 1 рабочего (руб.)                          181343 341867 188,5 302252 435061 143,9 495283 837375 169,1
Фонд  оплаты труда (тыс. руб.) 2916 4908,3 168,3 3355 2707,7 80,7 5250 4544,9 86,5
Среднемесячная  зар. плата (руб.)   343,7     207,0     407,2  
Среднегодовая стоимость основных фондов (тыс. руб.)   20503     22333     20817  
- основные    328     2192     2059  
- оборотные   70175     20141     18741  
Фондоотдача        (тыс. руб.)   471,2     20,25     35,14  
Оборачиваемость оборотных средств (дни)   177     165     94,5  
Себестоимость     (тыс. руб.)   137782     41674     71151  
Прибыль (тыс. руб.)   5405     2724     1218  

Источник: собственная разработка автора 

      План  производства в 2010 году перевыполнен по всем показателям, как в натуральном выражении, так и в стоимостном выражении, это объясняется в основном совершенствованием ассортимента и качества продукции.

      В результате проведенного анализа хозяйственной  деятельности предприятия, которая  работает в условиях самофинансирования можно сделать следующие выводы: Железногорский хлебозавод выполнил план по объему производства товарной продукции. В 2010 году план по объему производства выполнен на 106.4%, сверх плана, было выработано продукции на сумму 3984 тыс.руб. На перевыполнение плана производства продукции в основном оказал влияние рост производительности труда на 6.4%. В процессе производства продукции велика роль ОПФ. Их стоимость на хлебозаводе постоянно изменяется в связи с их совершенствованием и заменой старой техники новой. Техническое перевооружение – это постоянный процесс. Общая среднегодовая стоимость ОПФ постоянно возрастает и составила 2%, а фондоотдача по сравнению с планом выросла на 1%. Рассмотрим показатели по труду и заработной плате. На хлебозаводе численность работников составила 36 человек. Предприятия постоянно испытывают дефицит численности из-за тяжелых условий труда. Изменение численности сразу сказывается на уровне производительности труда и показателе фондовооруженности труда.

      На  протяжении нескольких лет проходит упорядочение оплаты труда работников хлебопекарной промышленности, поэтому общий фонд заработной платы и среднемесячная заработная плата работающего возросла.

      Общий фонд заработной платы по сравнению  с планом вырос. Это объясняется  тем, что фонд заработной платы увеличился в связи с постановлением о «переходе на новые сдельные расценки и тарифные ставки». На предприятии постоянно совершенствуется ассортимент продукции крупного развеса из муки первого и высшего сорта, увеличивается доля мелкоштучной продукции в общем объеме выпуска продукции. От этого зависит и изменение общих затрат на производство и реализацию продукции.

      Себестоимость товарной продукции в 2010 году повысилась по сравнению с планом на сумму 7922 тыс. руб. за счет увеличения объема производства [15, с. 30].

      Анализ  рентабельности производства показал, что рентабельность производства увеличилась  на 4,7%. Рентабельность производства изменилась в результате прибыли, изменения стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»