Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений исследовать ассортимент ОАО Железногорский хлебозавод» и предложить варианты совершенствования ассортиментной политики исследуемого предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические особенности процесса формирования товарного ассортимента;
изучить основные показатели ассортиментной политики предприятия;
охарактеризовать процесс формирования ассортимента;
проанализировать возможность использования различных методов и подходов к созданию оптимального ассортимента;
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования 5
товарного ассортимента
1.1 Понятие товарного ассортимента предприятия 5
1.2 Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия 9
1.3 Интегрированный АВС-XYZ-анализ как предпочтительный 13
метод исследования ассортимента
2.Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Железногорский 19
хлебозавод»
2.1 Общие сведения о предприятии 19
2.2 Анализ основных экономических показателей 23
2.3 Первичный SWOT-анализ ОАО «Железногорский хлебозавод» 28
3. Совершенствование ассортиментной политики 33
ОАО «Железногорский хлебозавод»
3.1 Анализ формирования товарного ассортимента предприятия 33
3.2 Рекомендации по совершенствованию товарного ассортимента 39
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
по совершенствованию ассортимента 45
Заключение 50
Список использованной литературы 53
2. Растущие местные рынки
Местные рынки Курской, Орловской, Брянской областей активно развиваются, чему во многом способствует государственная программа развития регионов. Для хлебопекарных компаний это прекрасная возможность освоения новых географических рынков.
3. Рост благосостояния людей.
Появляется
возможность продвижения
4. Обострение конкуренции.
Обострение
конкуренции между
К угрозам ОАО «Железногорский хлебозавод» относятся:
1.
Образование новых сильных
Местные лидеры рынка могут объединиться в стратегический альянс, либо одна из них привлечет инвестиции путем выхода на IPO. Любой конкурент может наладить сотрудничество с какой-либо зарубежной компанией, либо начнет внедрять стратегию консолидации: например компания Каравай с 30% рынка Брянской области купит завод Арнаут с 10% рынка Орла.
2. Повышение цен на зерно.
Происходит постоянное повышение цен на зерно не только на российском, но и на мировом рынке, а так как зерно является основным сырьем для хлебопеков, это повлечет увеличение стоимости конечного продукта. Государство не может допустить повышения цен на хлеб, так как это социально значимый продукт, поэтому оно замораживает цены на основные сорта хлеба.
3. Сокращение потребления хлеба.
По статистической информации, доля хлеба в продовольственной корзине российских потребителей уменьшается каждый год на 3%, что обусловлено отчасти ростом благосостояния населения, а отчасти изменением потребительских предпочтений. Этот факт является серьезной угрозой для хлебопекарен, так как сокращение потребления означает для них потерю доли прибыли.
4.
Сильное воздействие
Так
как хлеб является социально значимым
продуктом, государство может
5.
Угроза со стороны мини-
Во
всех европейских городах большая
часть хлеба продается в мини-
6.
Появление товаров –
В связи с растущей популярностью потребления злаковых продуктов, таких как мюсли, каши, являющиеся товаро-заменителями хлеба, возможно сокращение потребления обычных сортов хлебобулочных изделий.
3. Совершенствование ассортиментной политики
ОАО «Железногорский хлебозавод»
3.1 Анализ формирования товарного ассортимента предприятия
Для
комплексного анализа ассортимента,
предлагаемого ОАО «
1.
Целью анализа ассортимента
2. Критерий ранжирования – объем продаж.
3. Период – месяц.
4.
Ранжирование продукции по
Таблица 6 – Ранжирование продукции по убыванию значения
объема продаж
Наименование продукции | Объем продаж, тыс. руб. | Xi | Накопленная сумма, тыс. руб. | Yi | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Батон «Нарезной» | 1639585,48 | 3,84615 | 1639585,48 | 33,13423 | ||
Батон «Сеймский» | 1076419,34 | 7,69231 | 2716004,82 | 54,88749 | ||
Хлеб «Донской» формовой | 862687,22 | 11,53846 | 3578692,04 | 72,32145 | ||
Хлеб «Донской» подовой | 294799,87 | 15,38462 | 3873491,91 | 78,27903 | ||
Хлеб «Отрубной» | 193556,57 | 19,23077 | 4067048,48 | 82,19060 | ||
Батон «Дорожный» | 161092,46 | 23,07692 | 4228140,94 | 85,44610 | ||
Батон «Колосок» | 126298,10 | 26,92308 | 4354439,04 | 87,99845 | ||
Булочка «К чаю» | 88290,66 | 30,76923 | 4442729,70 | 89,78271 | ||
Хлеб «Пшеничный» | 65997,27 | 34,61538 | 4508726,97 | 91,11644 | ||
Продолжение таблицы 6 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Батон «Горчичный» | 64638,42 | 38,46154 | 4573365,39 | 92,42271 | ||
Булочка «Для хот-дога», 3/100г | 61729,19 | 42,30769 | 4635094,58 | 93,67019 | ||
Слойка «С повидлом» | 50654,03 | 46,15385 | 4685748,61 | 94,69385 | ||
Хлебушек «Постный» | 50388,43 | 50,00000 | 4736137,04 | 95,71215 | ||
Хлеб «Дарницкий» | 39899,85 | 53,84615 | 4776036.89 | 96,51848 | ||
Плетенка «С маком» | 34395,35 | 57,69231 | 4810432,24 | 97,21357 | ||
Булочка «К чаю» мак., 2/100 г | 27093,71 | 61,53846 | 4837525.95 | 97,76111 | ||
Хлеб «Старорусский» | 24094,61 | 65,38462 | 4861620,56 | 98,24803 | ||
Слойка «Лакомка» с фр. нач., 3/67 г | 21251,77 | 69,23077 | 4882872.33 | 98, 67751 | ||
Булочка «К чаю» с нач. | 14751,98 | 73,07692 | 4897624.31 | 98,97563 | ||
Сдоба «Десертная» | 14663,88 | 76,92308 | 4912288.19 | 99,27197 | ||
Булочка «К обеду» 4/50 г | 14273,25 | 80,76923 | 4926561.44 | 99,56042 | ||
Булка «Молочная» | 9804,33 | 84,61538 | 4936365,77 | 99,75855 | ||
Сухари панировочные | 5448,60 | 88,46154 | 4941814,37 | 99,86866 | ||
Батон «Подмосковный» | 4363,80 | 92,30769 | 4946178,17 | 99,95685 | ||
Слойка «Талдомская» | 1484,64 | 96,15385 | 4947662,81 | 99,98685 | ||
Слойка «Лакомка» с нач., 3/67 г | 650,64 | 100 | 4948313,45 | 100 | ||
Итого | 4948313,45 |
Источник:
собственная разработка автора
Теперь
можно построить гистограмму
распределения данного
Рис. 6. Распределение товаров по объему продаж
5. Построим диаграмму Парето то точкам (Xi;Yi). По горизонтальной оси абсцисс откладывается процентная доля позиций, а по вертикальной оси ординат – суммарная доля объема продаж.
6.
Как видно из рисунка 7, точка
Парето имеет координаты (20;80). Поскольку
не видно четкой симметрии
относительно линии Парето, при
определении координат точек
разбиения будем использовать
комбинацию из 2 методов: категорию
С, в сторону которой смещена симметрия,
вычислим по формуле (5), а категорию А –
по формуле (4): xA = 20 – (400/80)
= 15%; (100 – xС) = (80 – 20) = 60%;
xВ = 100 – 15 – 60 = 25%.
Рис. 7. Линия
Парето и диаграмма Парето для
ассортимента
Таким образом, при делении ассортимента ОАО «Железногорский хлебозавод» при использовании 1-го подхода категория A определилась как 15% всех позиций ассортимента, категория В – 25%, а категория С – 60% ассортимента.
При этом категория А дает 60% продаж. При делении ассортимента по 2-му подходу категория А определилась как 8% всех позиций ассортимента, категория В – 30%, а категория С – 62% ассортимента. При этом категория А дает 55% объема продаж, категория В – 37%, а категория С – 8%.
Таким образом, к группе А можно отнести следующие виды продукции: батон «Нарезной», батон «Весенний», хлеб «Донской» формовой и хлеб «Донской» подовый; в группу В входят: хлебец «Отрубной», батон «Бутербродный», батон «Колосок», булочка «К чаю» с сахаром, хлеб «Пшеничный» и батон «Горчичный»; остальная продукция относится к группе С.
Теперь проведем анализ стабильности продаж по ассортименту.
1. Цель ZYZ-анализа ассортимента – дифференциация товаров в ассортименте по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Таким образом, объектом анализа является ассортимент.
2. Показатель, по которому проводится анализ, - объем продаж, руб.
3.
Период – полугодие с
4. Исходные данные для анализа и расчет коэффициентов вариации представлены в приложении 1 (таблица 1и 2).
5.
Результаты представлены в
1) хлеб «Донской» подовый, хлеб «Донской» формовой, батон «Бутербродный», батон «Колосок», батон «Нарезной», хлеб «Пшеничный», булка «Молочная», булочка «для хот-дога», хлебец «Отрубной» - продукция, относящаяся к категории X, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления;
2)
хлеб «Дарницкий», батон «Весенний», булочка
«К обеду», булочка «К чаю» с маком, булочка
«К чаю» с начинкой, плетенка «С маком»,
сдоба «Десертная», слойка «С повидлом»
- продукты, относящиеся к категории
Y: средняя степень надежности прогноза
вследствие нестабильности потребления;
Таблица 7 – Определение категорий X, Y, Z для ассортимента
Наименование продукции | Коэффициент вариации | Категория | ||
1 | 2 | 3 | ||
Хлеб "Дарницкий» | 10,14668011 | У | ||
Хлеб "Донской» подовой | 6,46281206 | X | ||
Хлеб «Донской» формовой | 4,20815913 | X | ||
Хлеб «Донской» формовой подов. | 187,08286930 | Z | ||
Батон «Бутербродный» | 4,22379079 | X | ||
Батон «Весенний» | 12,51460830 | Y | ||
Батон «Горчичный» | 26,60153188 | Z | ||
Батон «Колосок» | 9,04159560 | X | ||
Батон «Нарезной» | 4,33049069 | X | ||
Батон «Подмосковный» | 39,82324819 | Z | ||
Хлеб «Пшеничный» из муки 1 сорта | 9,49363813 | X | ||
Булка «Молочная» | 8.89376261 | X | ||
Булочка «Для хот-дога», 3/100 г | 9,38247683 | X | ||
Булочка «К обеду», 4/50 г | 18,25011175 | Y | ||
Булочка «К чаю» с сах. | 25,96064166 | Z | ||
Булочка «К чаю» с мак.. 2/100 г | 18,70935538 | Y | ||
Булочка «К чаю» с начин. | 17,07614022 | У | ||
Плетенка «С маком» | 10,67144426 | Y | ||
Сдоба «Десертная» | 24,85532569 | Y | ||
Хлеб «Старорусский" | 26,61007976 | Z | ||
Хлебец «Отрубной» | 7,73245512 | X | ||
Хлебушек «Постный» | 29,02515203 | Z | ||
Слойка «Лакомка» с фр. нач. 3/67 г | 196,47966870 | Z | ||
Слойка «С повидлом» | 223,60679770 | Z | ||
Слойка «С повидлом» | 10,13793735 | Y | ||
Слойка «Талдомская» | 44,09274956 | Z | ||
Кекс «Пасхальный», 0,45 | 223,60679770 | Z | ||
Кекс «Пасхальный» новый, пцфб 0.075 | 223.52021460 | Z | ||
Кекс «Пасхальный» новый, пцфб 0,24 | 223,55826830 | Z | ||
Кекс «Пасхальный» новый, пцфб 0,45 | 216,604177230 | Z | ||
Сухари панировочные в/с | 29,42718813 | Z |
Источник:
собственная разработка автора
3) хлеб «Донской» формовой подов., батон «Горчичный», батон «Подмосковный», булочка «К чаю» с сахаром, хлеб «Старорусский», хлебушек «Постный», слойка «Лакомка» с начинкой, слойка «Лакомка», слойка «Талдомская», все кексы и панировочные сухари - продукты, относящиеся к категории: низкая степень надежности вследствие стохастического потребления.
При этом стоит отметить, что все кексы попали в категорию Z вследствие сезонности спроса, поэтому их не стоит брать во внимание.
Теперь
построим матрицу интегрированного
АВС- и XYZ-анализа товарооборота предприятия,
что предложено в таблице 8.
Таблица 8 – Матрица интегрированного АВС-XYZ- анализа
АХ Батон «Нарезной», Хлеб "Донской» подовой, Хлеб «Донской» формовой – высокий вклад в сбыт, высокая степень надежного прогноза вследствие стабильного потребления | AY батон «Весенний» - высокий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления | AZ |
BX Хлеб "Донской» подовой, Хлебец «Отрубной», Батон «Бутербродный», Батон «Колосок», Хлеб «Пшеничный» из муки 1 сорта – средний вклад в сбыт, высокая степень надежности вследствие стабильности потребления | BY | BZ Булочка «К чаю» с сах., Батон «Горчичный» - средний вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления |
CX Булка «Молочная», Булочка «Для хот-дога» - низкий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления | CY» Слойка «С повидлом», Хлеб "Дарницкий», Плетенка «С маком», Сдоба «Десертная», Булочка «К обеду», Булочка «К чаю» с начин - низкий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильного потребления | CZ Хлебушек «Постный», Хлеб «Старорусский", Слойка «Лакомка», Сухари панировочные, Батон «Подмосковный», Слойка «Талдомская», Слойка «С повидлом» - низкий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления |
Источник:
собственная разработка автора
Учитывая финансовую значимость и предсказуемость группы AX в которую входят батон «Нарезной», хлеб «Донской» формовой и хлеб «Донской» подовой, необходимо уделять внимание прежде всего этим видам продукции. Для них должны устанавливаться жесткие нормативы, соблюдению которых нужно уделять особое внимание. Кроме того, данная категория должна обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками. Следует отметить, что товары группы А дают высокий вклад в сбыт (составляют 15% всех позиций ассортимента и 60% объема продаж), а товары группы АХ характеризуются высокой степенью надежности прогноза вследствие стабильности потребления (коэффициент вариации составляет от 0 до 10%).
Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»