Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений исследовать ассортимент ОАО Железногорский хлебозавод» и предложить варианты совершенствования ассортиментной политики исследуемого предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические особенности процесса формирования товарного ассортимента;
 изучить основные показатели ассортиментной политики предприятия;
 охарактеризовать процесс формирования ассортимента;
 проанализировать возможность использования различных методов и подходов к созданию оптимального ассортимента;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования 5
товарного ассортимента
1.1 Понятие товарного ассортимента предприятия 5
1.2 Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия 9
1.3 Интегрированный АВС-XYZ-анализ как предпочтительный 13
метод исследования ассортимента
2.Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Железногорский 19
хлебозавод»
2.1 Общие сведения о предприятии 19
2.2 Анализ основных экономических показателей 23
2.3 Первичный SWOT-анализ ОАО «Железногорский хлебозавод» 28
3. Совершенствование ассортиментной политики 33
ОАО «Железногорский хлебозавод»
3.1 Анализ формирования товарного ассортимента предприятия 33
3.2 Рекомендации по совершенствованию товарного ассортимента 39
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
по совершенствованию ассортимента 45
Заключение 50
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

готовчик.docx

— 148.71 Кб (Скачать документ)

      2. Растущие местные рынки

      Местные рынки Курской, Орловской, Брянской областей активно развиваются, чему во многом способствует государственная программа развития регионов. Для хлебопекарных компаний это прекрасная возможность   освоения новых географических рынков.

      3. Рост благосостояния людей.

      Появляется  возможность продвижения дорогих  высококачественных продуктов.

      4. Обострение конкуренции.

      Обострение  конкуренции между производителями  заставит их отойти от непосредственной конкуренции товаров и перейти к конкуренции услуг: уделять большее внимание обслуживанию клиентов, поставщиков и конечных потребителей.

      К угрозам ОАО «Железногорский хлебозавод» относятся:

      1. Образование новых сильных конкурентов.

      Местные лидеры рынка могут объединиться в стратегический альянс, либо одна из них привлечет инвестиции путем выхода на IPO. Любой конкурент может наладить сотрудничество с какой-либо зарубежной компанией, либо начнет внедрять стратегию консолидации: например компания Каравай с 30% рынка Брянской области купит завод Арнаут с 10% рынка Орла.

      2. Повышение цен на зерно.

      Происходит  постоянное повышение цен на зерно  не только на российском, но и на мировом рынке, а так как зерно является основным сырьем для хлебопеков,  это повлечет увеличение стоимости конечного продукта. Государство не может допустить повышения цен на хлеб, так как это социально значимый продукт, поэтому оно замораживает цены на основные сорта хлеба.

      3. Сокращение потребления хлеба.

      По  статистической информации, доля хлеба  в продовольственной корзине  российских потребителей уменьшается  каждый год на 3%, что обусловлено  отчасти ростом благосостояния населения, а отчасти изменением потребительских предпочтений. Этот факт является серьезной угрозой для хлебопекарен, так как сокращение потребления означает для них потерю доли прибыли.

      4. Сильное воздействие государства  на отрасль

      Так как хлеб является социально значимым продуктом, государство может контролировать деятельность фирм, производящих хлебобулочные  изделия и очевидно,   что  оно будет диктовать свои условия. К примеру, в 2007 году государство  среагировало на повышение зерновых цен на мировом рынке, установив потолок цен на социальные сорта хлеба.

      5. Угроза со стороны мини-пекарен.

      Во  всех европейских городах большая  часть хлеба продается в мини-пекарнях, возможно развитие такого сценария и  в России. Если же это произойдет, то мини-пекарни будут представлять значительную угрозу для крупных  производителей хлебобулочных изделий, так как они располагаются в непосредственной близости от потребителей и всегда готовы предложить свежий и горячий хлеб, что не может не привлекать немалое количество потребителей.

      6. Появление товаров – заменителей.

      В связи с растущей популярностью  потребления злаковых продуктов, таких как мюсли, каши, являющиеся товаро-заменителями хлеба, возможно сокращение потребления обычных сортов хлебобулочных изделий.

3. Совершенствование ассортиментной политики

  ОАО «Железногорский хлебозавод»

3.1 Анализ формирования  товарного ассортимента  предприятия

      Для комплексного анализа ассортимента, предлагаемого ОАО «Железногорский хлебозавод»,  нами применен интегрированный АВС-XYZ-анализ ассортиментной политики, который позволит выявить в процессе исследования положительные и отрицательные стороны работы отдела маркетинга и логистики предприятия.

      1. Целью анализа ассортимента Железногорского хлебозавода является выявление наиболее прибыльной продукции и выработка рекомендаций для более эффективной работы с различными категориями продукции.

      2. Критерий ранжирования – объем  продаж.

      3. Период – месяц.

      4. Ранжирование продукции по убыванию  значения объема продаж, приведена в таблице 6.

       

Таблица 6 – Ранжирование продукции по убыванию значения

объема  продаж

Наименование  продукции Объем продаж, тыс. руб. Xi Накопленная сумма, тыс. руб. Yi
1 2 3 4 5
Батон «Нарезной» 1639585,48 3,84615 1639585,48 33,13423
Батон «Сеймский» 1076419,34 7,69231 2716004,82 54,88749
Хлеб  «Донской» формовой 862687,22 11,53846 3578692,04 72,32145
Хлеб  «Донской» подовой 294799,87 15,38462 3873491,91 78,27903
Хлеб  «Отрубной» 193556,57 19,23077 4067048,48 82,19060
Батон «Дорожный» 161092,46 23,07692 4228140,94 85,44610
Батон «Колосок» 126298,10 26,92308 4354439,04 87,99845
Булочка «К чаю» 88290,66 30,76923 4442729,70 89,78271
Хлеб  «Пшеничный»  65997,27 34,61538 4508726,97 91,11644
 
Продолжение таблицы 6
1 2 3 4 5
Батон «Горчичный» 64638,42 38,46154 4573365,39 92,42271
Булочка «Для хот-дога», 3/100г 61729,19 42,30769 4635094,58 93,67019
Слойка  «С повидлом» 50654,03 46,15385 4685748,61 94,69385
Хлебушек  «Постный» 50388,43 50,00000 4736137,04 95,71215
Хлеб  «Дарницкий» 39899,85 53,84615 4776036.89 96,51848
Плетенка  «С маком» 34395,35 57,69231 4810432,24 97,21357
Булочка «К чаю» мак., 2/100 г 27093,71 61,53846 4837525.95 97,76111
Хлеб  «Старорусский» 24094,61 65,38462 4861620,56 98,24803
Слойка  «Лакомка»  с фр. нач.,  3/67 г 21251,77 69,23077 4882872.33 98, 67751
Булочка «К чаю» с нач. 14751,98 73,07692 4897624.31 98,97563
Сдоба «Десертная» 14663,88 76,92308 4912288.19 99,27197
Булочка «К обеду» 4/50 г 14273,25 80,76923 4926561.44 99,56042
Булка «Молочная» 9804,33    84,61538 4936365,77 99,75855
Сухари  панировочные 5448,60 88,46154 4941814,37 99,86866
Батон «Подмосковный» 4363,80 92,30769 4946178,17 99,95685
Слойка  «Талдомская»   1484,64 96,15385 4947662,81 99,98685
Слойка  «Лакомка» с нач., 3/67 г 650,64 100 4948313,45 100
Итого 4948313,45  

Источник: собственная разработка автора 

      Теперь  можно построить гистограмму  распределения данного параметра (рисунок 6). По представленному рисунку можно сделать вывод о том, 3 первых категории товарного ассортимента создают наибольший объем продаж компании, причем их суммарная доля составляет 72, 32% от общего объема реализации. Эти 3 позиции составляют группу товаров А. Они обеспечивают основной товарооборот компании, поэтому необходимо, чтобы они постоянно были в ассортиментной линии.

      

Рис. 6. Распределение  товаров по объему продаж

      5. Построим диаграмму Парето то  точкам (Xi;Yi). По горизонтальной оси абсцисс откладывается процентная доля позиций, а по вертикальной оси ординат – суммарная доля объема продаж.

      6. Как видно из рисунка 7, точка  Парето имеет координаты (20;80). Поскольку  не видно четкой симметрии  относительно линии Парето, при  определении координат точек  разбиения будем использовать  комбинацию из 2 методов: категорию С, в сторону которой смещена симметрия, вычислим по формуле (5), а категорию А – по формуле (4): xA = 20 – (400/80) = 15%; (100 – xС) = (80 – 20) = 60%; xВ = 100 – 15 – 60 = 25%. 

      

Рис. 7. Линия  Парето и диаграмма Парето для  ассортимента  

      Таким образом, при делении ассортимента ОАО «Железногорский хлебозавод» при использовании 1-го подхода категория A определилась как 15% всех позиций ассортимента, категория В – 25%, а категория С – 60% ассортимента.

      При этом категория А дает 60% продаж. При делении ассортимента по 2-му подходу категория А определилась как 8% всех позиций ассортимента, категория В – 30%, а категория С – 62% ассортимента. При этом категория А дает 55% объема продаж, категория В – 37%, а категория С – 8%.

      Таким образом, к группе А можно отнести следующие виды продукции: батон «Нарезной», батон «Весенний», хлеб «Донской» формовой и хлеб «Донской» подовый; в группу В входят: хлебец «Отрубной», батон «Бутербродный», батон «Колосок», булочка «К чаю» с сахаром, хлеб «Пшеничный» и батон «Горчичный»; остальная продукция относится к группе С.

      Теперь  проведем анализ стабильности продаж по ассортименту.

      1. Цель ZYZ-анализа ассортимента – дифференциация товаров в ассортименте по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Таким образом, объектом анализа является ассортимент.

      2. Показатель, по которому проводится  анализ, - объем продаж, руб.

      3. Период – полугодие с разбивкой  по месяцам.

      4. Исходные данные для анализа  и расчет  коэффициентов вариации  представлены в приложении 1 (таблица  1и 2).

      5. Результаты представлены в таблице  3.

      1) хлеб «Донской» подовый, хлеб  «Донской» формовой, батон «Бутербродный», батон «Колосок», батон «Нарезной», хлеб «Пшеничный», булка «Молочная», булочка «для хот-дога», хлебец «Отрубной» - продукция, относящаяся к категории X, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления;

      2) хлеб «Дарницкий», батон «Весенний», булочка «К обеду», булочка «К чаю» с маком, булочка «К чаю» с начинкой, плетенка «С маком», сдоба «Десертная», слойка «С повидлом» - продукты, относящиеся к категории Y: средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления; 

Таблица 7 – Определение категорий X, Y, Z для ассортимента

Наименование  продукции Коэффициент вариации Категория
1 2 3
Хлеб "Дарницкий» 10,14668011 У
Хлеб "Донской» подовой 6,46281206 X
Хлеб  «Донской» формовой 4,20815913 X
Хлеб  «Донской» формовой подов. 187,08286930 Z
Батон «Бутербродный» 4,22379079 X
Батон «Весенний» 12,51460830 Y
Батон «Горчичный» 26,60153188 Z
Батон «Колосок» 9,04159560 X
Батон «Нарезной» 4,33049069 X
Батон «Подмосковный» 39,82324819 Z
Хлеб  «Пшеничный» из муки 1 сорта 9,49363813 X
Булка «Молочная» 8.89376261 X
Булочка «Для хот-дога», 3/100 г 9,38247683 X
Булочка «К обеду», 4/50 г 18,25011175 Y
Булочка «К чаю» с сах. 25,96064166 Z
Булочка «К чаю» с мак.. 2/100 г 18,70935538 Y
Булочка «К чаю» с начин. 17,07614022 У
Плетенка  «С маком» 10,67144426 Y
Сдоба «Десертная» 24,85532569 Y
Хлеб  «Старорусский" 26,61007976 Z
Хлебец  «Отрубной» 7,73245512 X
Хлебушек  «Постный» 29,02515203 Z
Слойка  «Лакомка» с фр. нач. 3/67 г 196,47966870 Z
Слойка  «С повидлом» 223,60679770 Z
Слойка  «С повидлом»   10,13793735           Y
Слойка  «Талдомская» 44,09274956 Z
Кекс  «Пасхальный», 0,45 223,60679770 Z
Кекс  «Пасхальный» новый, пцфб 0.075 223.52021460 Z
Кекс  «Пасхальный» новый, пцфб 0,24 223,55826830 Z
Кекс  «Пасхальный» новый, пцфб 0,45 216,604177230 Z
Сухари  панировочные в/с 29,42718813 Z

Источник: собственная разработка автора 

      3) хлеб «Донской» формовой подов., батон «Горчичный», батон «Подмосковный», булочка «К чаю» с сахаром, хлеб «Старорусский», хлебушек «Постный», слойка «Лакомка» с начинкой, слойка «Лакомка», слойка «Талдомская», все кексы и панировочные сухари - продукты, относящиеся к категории: низкая степень надежности вследствие стохастического потребления.

      При этом стоит отметить, что все кексы  попали в категорию Z вследствие сезонности спроса, поэтому их не стоит брать во внимание.

      Теперь  построим матрицу интегрированного АВС- и XYZ-анализа товарооборота предприятия, что предложено в таблице 8. 

Таблица 8 – Матрица интегрированного АВС-XYZ- анализа

  
АХ Батон «Нарезной», Хлеб "Донской» подовой, Хлеб «Донской» формовой – высокий вклад в сбыт, высокая степень надежного прогноза вследствие стабильного потребления AY батон «Весенний» - высокий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления AZ
BX Хлеб "Донской» подовой, Хлебец «Отрубной», Батон «Бутербродный», Батон «Колосок»,  Хлеб «Пшеничный» из муки 1 сорта – средний вклад в сбыт, высокая степень надежности вследствие стабильности потребления BY BZ Булочка «К чаю» с сах., Батон «Горчичный» - средний вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления
CX Булка «Молочная», Булочка «Для хот-дога» - низкий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления CY» Слойка «С повидлом», Хлеб "Дарницкий», Плетенка «С маком», Сдоба «Десертная», Булочка «К обеду», Булочка «К чаю» с начин  - низкий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильного потребления CZ Хлебушек «Постный», Хлеб «Старорусский", Слойка «Лакомка», Сухари панировочные, Батон «Подмосковный»,  Слойка «Талдомская», Слойка «С повидлом» - низкий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления

Источник: собственная разработка автора 

      Учитывая  финансовую значимость и предсказуемость  группы AX в которую входят батон «Нарезной», хлеб «Донской» формовой и хлеб «Донской» подовой, необходимо уделять внимание прежде всего этим видам продукции. Для них должны устанавливаться жесткие нормативы, соблюдению которых нужно уделять особое внимание. Кроме того, данная категория должна обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками. Следует отметить, что товары группы А дают высокий вклад в сбыт (составляют 15% всех позиций ассортимента и 60% объема продаж), а товары группы АХ характеризуются высокой степенью надежности прогноза вследствие стабильности потребления (коэффициент вариации составляет от 0 до 10%).

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»