Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений исследовать ассортимент ОАО Железногорский хлебозавод» и предложить варианты совершенствования ассортиментной политики исследуемого предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические особенности процесса формирования товарного ассортимента;
изучить основные показатели ассортиментной политики предприятия;
охарактеризовать процесс формирования ассортимента;
проанализировать возможность использования различных методов и подходов к созданию оптимального ассортимента;
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования 5
товарного ассортимента
1.1 Понятие товарного ассортимента предприятия 5
1.2 Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия 9
1.3 Интегрированный АВС-XYZ-анализ как предпочтительный 13
метод исследования ассортимента
2.Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Железногорский 19
хлебозавод»
2.1 Общие сведения о предприятии 19
2.2 Анализ основных экономических показателей 23
2.3 Первичный SWOT-анализ ОАО «Железногорский хлебозавод» 28
3. Совершенствование ассортиментной политики 33
ОАО «Железногорский хлебозавод»
3.1 Анализ формирования товарного ассортимента предприятия 33
3.2 Рекомендации по совершенствованию товарного ассортимента 39
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
по совершенствованию ассортимента 45
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Оценивая состояние торговли хлебом и хлебобулочными изделиями в магазинах, большинство опрошенных покупателей 46,60% отметили его как хорошее; еще 19,0% считают, состояние торговли хлебом и хлебобулочными изделиями удовлетворительным, 2,20% считают его низким, 12,2% затруднились ответить и только 3,33% опрошенных считают состояние торговли хлебом и хлебобулочными изделиями в магазинах отличным, что представлено на рисунке 8.
Рис. 8. Оценка потребителями состояния
торговли хлебом в городе
Выбор
места покупки хлеба и
Таким
образом, преобладающее значение имеет
время, затрачиваемое на приобретение
хлеба. Следует отметить, что для части
потребителей (5%) не имеет значения, где
приобретать хлеб и хлебобулочные изделия,
что представлено в таблице 10.
Таблица 10 – Выбор места покупки хлеба и хлебобулочных
изделий потребителями города Курска
Место покупки хлеба | Удельный вес покупателей в общем, числе опрошенных, % |
В ближайшем
к месту
жительстве торговом предприятие |
63% |
В ближайшем
к работе
торговом предприятие |
5% |
В зависимости от ассортимента и свежести хлеба | 24% |
В зависимости от цены | 3% |
Не имеет значения | 5% |
Источник: собственная
разработка автора
Анализируя частоту совершения покупок хлеба и хлебобулочных изделий, необходимо отметить, что большая часть опрошенных потребителей делали покупки ежедневно (56%). Еще 29% один раз в два дня и только 11% - один раз в три дня и ещё реже хлеб и хлебобулочные изделия приобретают 2% опрошенных, а 2% отметили, что хлеб не покупают, так как не употребляют его в пищу.
Предлагаемый сегодня производителями развес хлеба и хлебобулочных изделий удовлетворяет только 48% опрошенных покупателей, для 23% вес не имеет значения, а 29% - он не удовлетворяет. Следовательно, производителям хлеба необходимо обратить внимание на выбор оптимального развеса хлеба в соответствии с запросами потребителей [23, с 56].
Спрос горожан на хлебобулочные изделия (батоны, плетенки с маком, булочки) также существенно различается. Наибольшим спросом пользуются батоны (20%) и булочки (14%). 13% потребителей предпочитают все хлебобулочные изделия. Затруднились ответить 15%, но большая часть потребителей предпочитают хлеб (34%). Спрос на плетенку значительно ниже и составляет, соответственно, в целом по городу 4%.
Проводя анкетирование, были опрошены дети, их мнение относительно хлебобулочных изделий, значительно различаются с родителями. Хлеб предпочитает 8% детей, булочки любят 31%, затруднились ответить 26%, все изделия любят 15%, 12% любят батоны, а 8% сдобу. Следует отметить, что на этот вопрос вместо детей отвечали их родители.
В зависимости от дохода и социального положения были получены следующие ответы на вопрос: "Устраивает ли вас цена на хлебобулочную продукцию?" и "Готовы ли вы платить более высокую цену за лучшее качество продукции?".
Затруднились ответить совсем малое количество опрошенных. Вопросы не вызвали затруднений. Пенсионеров в большей степени устраивает цена, зато платить больше за лучшее качество они не готовы. Предпринимателей напротив цена не устраивает, а больше платить готовы. В общем, население не устраивает цена на хлебобулочную продукцию, но платить большую цену за лучшее качество оно готово.
Чтобы узнать мнение потребителей в целом о развитии рынка хлеба и хлебобулочной продукции, была составлена диаграмма. Которая показала что, большая часть опрошенных, а именно 56% оценивают состояние рынка хлебобулочной продукции положительным (развит 19%, развивается 37%). По мнению 3% опрошенных, рынок необходимо расширять. 17% убеждены, что рынок не развивается вообще. Затруднились дать ответ 24% потребителей. При сложившейся, в целом, перспективной направленности в практике организации продажи хлеба и хлебобулочных изделий пока еще существуют проблемы, решение которых будет способствовать дальнейшему насыщению потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий города, улучшению состояния розничной торговли данными товарами.
Заключение
Управление
ассортиментом предприятия
Анализ ассортимента дает наиболее точные данные только при использовании различных методик анализа. Поэтому наряду с проведением операционного анализа необходимо проводить ABC и XYZ анализ в комплексе.
В настоящей работе проведено исследование управления ассортиментом на примере предприятия ОАО «Железногорский хлебозавод». По результатам работы можно сделать следующие выводы.
Анализ ассортимента Железногорского хлебозавода показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия – рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на рынке хлебобулочных изделий в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм-производителей соседних с Курской областей и торговых посредников-супермаркетов.
Снижение рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.
Наиболее стабильными группами являются категория хлебов широкого потребления, которые наиболее рентабельны и весомы в объеме выручки. Относительная стабильность этой группы в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны большой группы потребителей на данную продукцию. Спрос на эту продукцию более значителен по объему, более чувствителен к качественным характеристикам продукции, поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции хлебозавода. Это наиболее весомая и прибыльная часть ассортимента, поэтому она должна подвергаться более тщательному контролю управления.
Управлением ассортиментной политикой заняты отдел сбыта, включая руководителя данного отдела. Директор отдела сбыта полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента. Отдел по работе с клиентами в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела сбыта связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.
Необходимо отметить, что планирование ассортимента на Железногорском хлебозаводе требует совершенствования, так как при прогнозировании объемов продаж по ассортиментным группам используются упрощенные методы, не учитывающие множества факторов, в результате прогноз является излишне оптимистическим. Неточность прогнозирования сказывается на ухудшении управления товарными запасами и снижении эффективности их использования.
В рамках координации ассортимента руководитель отдела по работе с клиентами ведет стратегическое управление ассортиментными группами, следит за сбалансированностью ассортиментного портфеля на основе анализа состояния и развития существующих сегментов рынка и финансовых изменений, происходящих внутри организации.
Методы управления ассортиментом на ОАО «Железногорский хлебозавод» содержат недостатки и требуют совершенствования. Это касается в первую очередь финансового обоснования ассортимента. Традиционный подход, использующийся при обосновании ассортимента, основывается на принципе максимизации прибыли, Основные его недостатки заключаются в том что, при его использовании практически не учитываются рыночные факторы, а также различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Предложенный метод «директ-костинга» является более подходящим в этих условиях и исключает данные недостатки. Он учитывает цели бизнеса, его ресурсы и внешние условия. Для учета последних в методике «директ-костинга» используется показатель адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некому эталонному образцу, который соответствует наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.
Предложенная
методика поможет сформировать такую
структуру ассортимента, при которой
предприятие будет
Список использованной литературы
Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»