Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений исследовать ассортимент ОАО Железногорский хлебозавод» и предложить варианты совершенствования ассортиментной политики исследуемого предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические особенности процесса формирования товарного ассортимента;
 изучить основные показатели ассортиментной политики предприятия;
 охарактеризовать процесс формирования ассортимента;
 проанализировать возможность использования различных методов и подходов к созданию оптимального ассортимента;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования 5
товарного ассортимента
1.1 Понятие товарного ассортимента предприятия 5
1.2 Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия 9
1.3 Интегрированный АВС-XYZ-анализ как предпочтительный 13
метод исследования ассортимента
2.Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Железногорский 19
хлебозавод»
2.1 Общие сведения о предприятии 19
2.2 Анализ основных экономических показателей 23
2.3 Первичный SWOT-анализ ОАО «Железногорский хлебозавод» 28
3. Совершенствование ассортиментной политики 33
ОАО «Железногорский хлебозавод»
3.1 Анализ формирования товарного ассортимента предприятия 33
3.2 Рекомендации по совершенствованию товарного ассортимента 39
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
по совершенствованию ассортимента 45
Заключение 50
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

готовчик.docx

— 148.71 Кб (Скачать документ)

      Оценивая  состояние торговли хлебом и хлебобулочными изделиями в магазинах, большинство  опрошенных покупателей 46,60% отметили его как хорошее; еще 19,0% считают, состояние торговли хлебом и хлебобулочными изделиями удовлетворительным, 2,20% считают его низким, 12,2% затруднились ответить и только 3,33% опрошенных считают состояние торговли хлебом и хлебобулочными изделиями в магазинах отличным, что представлено на рисунке 8.

      

      Рис. 8. Оценка потребителями состояния

        торговли хлебом в городе Курске. 

      Выбор места покупки хлеба и хлебобулочных  изделий объясняется потребителями  в основном близостью торгового  предприятия к месту проживания 63% опрошенных, работы 5%. Второй по значимости фактор, 24% - свежесть и ассортимент  хлеба и только 3% выбора места  потребления обусловлено уровнем цен.

      Таким образом, преобладающее значение имеет  время, затрачиваемое на приобретение хлеба. Следует отметить, что для части потребителей (5%) не имеет значения, где приобретать хлеб и хлебобулочные изделия, что представлено в таблице 10. 

Таблица 10 – Выбор места покупки хлеба и хлебобулочных

изделий потребителями  города Курска

  
Место покупки хлеба Удельный вес  покупателей в общем, числе опрошенных, %
В ближайшем к месту

 жительстве торговом

 предприятие 

63%
В ближайшем к работе

 торговом предприятие

5%
В зависимости  от ассортимента и свежести хлеба 24%
В зависимости  от цены 3%
Не  имеет значения 5%

Источник: собственная  разработка автора 

      Анализируя  частоту совершения покупок хлеба  и хлебобулочных изделий, необходимо отметить, что большая часть опрошенных потребителей делали покупки ежедневно (56%). Еще 29% один раз в два дня и только 11% - один раз в три дня и ещё реже хлеб и хлебобулочные изделия приобретают 2% опрошенных, а 2% отметили, что хлеб не покупают, так как не употребляют его в пищу.

      Предлагаемый  сегодня производителями развес хлеба и хлебобулочных изделий удовлетворяет только 48% опрошенных покупателей, для 23% вес не имеет значения, а 29% - он не удовлетворяет. Следовательно, производителям хлеба необходимо обратить внимание на выбор оптимального развеса хлеба в соответствии с запросами потребителей [23, с 56].

      Спрос горожан на хлебобулочные изделия (батоны, плетенки с маком, булочки) также существенно различается. Наибольшим спросом пользуются батоны (20%) и булочки (14%). 13% потребителей предпочитают все хлебобулочные изделия. Затруднились ответить 15%, но большая часть потребителей предпочитают хлеб (34%). Спрос на плетенку значительно ниже и составляет, соответственно, в целом по городу 4%.

      Проводя анкетирование, были опрошены дети, их мнение относительно хлебобулочных изделий, значительно различаются с родителями. Хлеб предпочитает 8% детей, булочки любят 31%, затруднились ответить 26%, все изделия любят 15%, 12% любят батоны, а 8% сдобу. Следует отметить, что на этот вопрос вместо детей отвечали их родители.

      В зависимости от дохода и социального  положения были получены следующие  ответы на вопрос: "Устраивает ли вас  цена на хлебобулочную продукцию?" и "Готовы ли вы платить более  высокую цену за лучшее качество продукции?".

      Затруднились  ответить совсем малое количество опрошенных. Вопросы не вызвали затруднений. Пенсионеров в большей степени устраивает цена, зато платить больше за лучшее качество они не готовы. Предпринимателей напротив цена не устраивает, а больше платить готовы. В общем, население не устраивает цена на хлебобулочную продукцию, но платить большую цену за лучшее качество оно готово.

      Чтобы узнать мнение потребителей в целом  о развитии рынка хлеба и хлебобулочной  продукции, была составлена диаграмма. Которая показала что, большая часть опрошенных, а именно 56% оценивают состояние рынка хлебобулочной продукции положительным (развит 19%, развивается 37%). По мнению 3% опрошенных, рынок необходимо расширять. 17% убеждены, что рынок не развивается вообще. Затруднились дать ответ 24% потребителей. При сложившейся, в целом, перспективной направленности в практике организации продажи хлеба и хлебобулочных изделий пока еще существуют проблемы, решение которых будет способствовать дальнейшему насыщению потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий города, улучшению состояния розничной торговли данными товарами.

 

Заключение

      Управление  ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который  включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

      Анализ  ассортимента дает наиболее точные данные только при использовании различных  методик анализа. Поэтому наряду с проведением операционного  анализа необходимо проводить ABC и XYZ анализ в комплексе.

      В настоящей работе проведено исследование управления ассортиментом на примере  предприятия ОАО «Железногорский хлебозавод». По результатам работы можно сделать следующие выводы.

      Анализ  ассортимента Железногорского хлебозавода показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия – рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на рынке хлебобулочных изделий в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм-производителей соседних с Курской областей и торговых посредников-супермаркетов.

      Снижение  рентабельности вызвало необходимость  снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем  не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.

      Наиболее  стабильными группами являются категория хлебов широкого потребления, которые наиболее рентабельны и весомы в объеме выручки. Относительная стабильность этой группы в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны большой группы потребителей на данную продукцию. Спрос на эту продукцию более значителен по объему, более чувствителен к качественным характеристикам продукции, поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции хлебозавода. Это наиболее весомая и прибыльная часть ассортимента, поэтому она должна подвергаться более тщательному контролю управления.

      Управлением ассортиментной политикой заняты отдел сбыта, включая руководителя данного отдела. Директор отдела сбыта полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента. Отдел по работе с клиентами в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела сбыта связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.

      Необходимо  отметить, что планирование ассортимента на Железногорском хлебозаводе требует совершенствования, так как при прогнозировании объемов продаж по ассортиментным группам используются упрощенные методы, не учитывающие множества факторов, в результате прогноз является излишне оптимистическим. Неточность прогнозирования сказывается на ухудшении управления товарными запасами и снижении эффективности их использования.

      В рамках координации ассортимента руководитель отдела по работе с клиентами ведет  стратегическое управление ассортиментными  группами, следит за сбалансированностью  ассортиментного портфеля на основе анализа состояния и развития существующих сегментов рынка и  финансовых изменений, происходящих внутри организации.

      Методы управления ассортиментом на ОАО «Железногорский хлебозавод» содержат недостатки и требуют совершенствования. Это касается в первую очередь финансового обоснования ассортимента. Традиционный подход, использующийся при обосновании ассортимента, основывается на принципе максимизации прибыли, Основные его недостатки заключаются в том что, при его использовании практически не учитываются рыночные факторы, а также различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Предложенный метод «директ-костинга» является более подходящим в этих условиях и исключает данные недостатки. Он учитывает цели бизнеса, его ресурсы и внешние условия. Для учета последних в методике «директ-костинга» используется показатель адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некому эталонному образцу, который соответствует наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.

      Предложенная  методика поможет сформировать такую  структуру ассортимента, при которой  предприятие будет функционировать  достаточно устойчиво. 

 

Список  использованной литературы

  1. Афанасьев С. В. Метод треугольника в АВС-анализе [Текст]/ С. В. Афанасьев // Маркетинг в России и зарубежом. -  2011. - №3.– С. 11-19.
  2. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности [Текст]: учебное пособие / А.В. Абрютина – М.: Финансы и статистика, 2010. – 416с.
  3. Алехина П. Е., Трухинин Г.Г. АВС-анализ в правлении товарными запасами [Электронный ресурс] / П. Е. Алехина, Г.Г Трухинин -  Режим доступа: http://www.simplesoft.ru/articles/abc.htm
  4. Арефьева Е.П. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли [Электронный ресурс] / Е.П. Арефьева - Режим доступа: http://marketing.spb.ru
  5. Бланк И.А. Управление торговым предприятием [Текст]: учебное пособие / И.А. Бланк - К: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007. – 501с.
  6. Бухгалтерский баланс ОАО «Железногорский хлебозавод» [Документ].
  7. Варламов А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных предприятиях [Текст]/ А.С Варламов // Известия Челябинского научного центра, вып.4, 2010 г. – С.123-127
  8. Виноградова В.А Некоторые вопросы ценообразования на основе спроса на рынке хлебобулочных изделий [Текст] / В.А Виноградова // Маркетинг в России и зарубежом, №5, 2011. – С. 71-85.
  9. Веретенникова А. А. Выдержать конкуренцию [Текст] / А. А. Веретенникова // Экономическая газета. - №15 от 15 мая – 2009. – С.12-13.
  10. Головина Т. А. Менеджмент интеграции зарубежных методик управленческого анализа для оценки эффективности ассортиментной политики [Текст] / Т. А. Головина // Менеджмент в России и зарубежом. – 2010. - №7. С. 54-61.
  11. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг [Электронный ресурс] / Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев - Режим доступа: http://www.aup.ru
  12. Горохов Б.А. Ресурсная модель стратегического менеджмента и ее инструментарий [Текст] / Б.А. Горохов // Реферативный журнал. Серия 2. Экономика. – 2009. - № 4. – С.34-37.
  13. Дородников В.Н. Коммерческо-посреднические фирмы: экономика и управление [Текст]: учебное пособие / В.Н. Дородников. – М: НГАЭиУ, 2007. – 128с.
  14. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления [Текст]: учебное пособие / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева– М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009. – 321с.
  15. Игнатова А.В. Анализ рентабельности продаж по видам товаров и торговли [Текст] / А.В. Игнатова // Маркетинг в России и зарубежом, №1, 2011. – С. 70-81.
  16. Ильин А.И. Планирование на предприятии [Текст]: Учебник / А.И. Ильин. – Мн.: Новое знание, 2008. – 258с.
  17. Итоги работы хлебозаводов Курской области в 2010 году [Электронный ресурс] // Новости и технологии торгового бизнеса - Режим доступа: http://www.kurskcity.ru
  18. Кейтина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решения [Текст] / М.Н. Кейтина // Финансовый менеджмент, №2, 2010. – С. 3-13.
  19. Комаха А. Ассортиментная политика [Электронный ресурс] / Комаха А. - Режим доступа : http://marketing.spb.ru
  20. Коммерческая деятельность и предпринимательство [Текст]: cб. науч. трудов / под ред. В.П. Попкова. – СПб.: СПбГИЭА, 2009. – 376с.
  21. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление [Текст]: учебное пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлев. – СПб.: Политехника, 2010. – 232с.
  22. Коммерция: теория и практика [Текст]: сб. статей – Челябинск: Челябинский филиал МКУ, 2006. – 78с.
  23. Лукичева Л.И. Управление организацией [Текст]: учебное пособие / Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2008. – 248с.
  24. Менеджмент [Текст]: учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 354с.
  25. Облаков П. О. К статье «Метод треугольника в АВС-анализе» [Текст] / П. О. Облаков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009.  - №7. – С. 36-39.
  26. Организация коммерческой деятельности [Текст]: справ. пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. – Минск: Высшая школа, 2008. – 278с.
  27. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст] / О.В. Памбухчиянц, Л.П. Дашков. – М.: Маркетинг, 2009. – 324с.
  28. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения [Текст]: учебник для вузов / Петров П.В., Соломатин А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 127с.
  29. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / Ф.П. Половцева Ф.П. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 348с.
  30. Попова Л.В., Маслова И.А., Ханенко М.Е. Аналитическая система материальных запасов на предприятиях промышленности [Текст] / Попова Л.В., Маслова И.А., Ханенко М.Е. // Финансовый менеджмент, №3, 2009. – С. 9-15.
  31. Радионова А.Р., Радионов Р.А. Управление запасами и оборотными средствами в условиях региональной экономики [Текст] / Радионова А.Р., Радионов Р.А. // Финансовый менеджмент, №5, 2010. – С. 66-76.
  32. Рзахлищева И.Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги с розничной торговой сети [Текст] / Рзахлищева И.Ш. // Маркетинг в России и зарубежом, №3, 2010. – С. 44-66.
  33. Смирнов В. Снижение затрат как элемент стратегии предприятия [Текст] / Смирнов В. // Экономическая газета. - №321 от 2 мая. – 2011. – С.14-15.
  34. Процесс управления хлепекарным производством [Текст] // Экономическая газета. – №122 от 15 ноября. – 2010. – С.22-23.
  35. Стоянова Е.С., Быкова Е.В. Практикум по финансовому менеджменту [Текст]: учебное пособие / Стоянова Е.С., Быкова Е.В. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  36. Торговое дело: экономика и организация [Текст]: под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. – М.: Инфра-М, 2007. – 344с.
  37. Щиборщ К.В. Управление запасами на промышленном предприятии [Текст] / Щиборщ К.В. // Финансовый менеджмент, №5, 2010. – С. 3-23.
  38. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля [Текст]: настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста / Щур Д.Л., Труханович Л.В. – 2-е изд., доп. – М.: Дело и Сервис, 2011. – 412с.

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики ОАО «Железногорский хлебозавод»