Совершенствование коммерческой деятельности на хлебозаводе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности на производственном предприятии. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и роль коммерческой деятельности производственных предприятий.
Изучить деятельность этих предприятий по закупке и сбыту, охарактеризовать рынок производимых товаров.
Изучить специфику коммерческой деятельности на производственном предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 4
1. 1 Содержание коммерческой деятельности производственного предприятия 4
1. 2 Закупочная и сбытовая деятельность на предприятии 8
1. 3 Особенности рынка хлебобулочных изделий 11
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ДЯТЬКОВО – ХЛЕБ» 15
2. 1 Организационно-правовые сведения об ОАО «Дятьково – хлеб» 15
2. 2 Финансово-экономическая характеристика 21
2. 3 Организация работы коммерческой службы предприятия 29
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ДЯТЬКОВО – ХЛЕБ» 36
3. 1 Технология закупочной деятельности 36
3. 2 Анализ сбытовой деятельности 40
3. 3 Совершенствование коммерческой работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Работа состоит из  1 файл

курсовая (организация ком деят) совер-ие ком деят.doc

— 326.00 Кб (Скачать документ)

Сбыту товаров, изготовленных на промышленном предприятии, должны предшествовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка, разработку товара, его цены, планирование ассортимента, каналов продвижения товаров на рынок и методов стимулирования сбыта. Ориентация коммерческой деятельности по сбыту товаров на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта. Производитель товаров должен быть не только поставщиком, он обязан постоянно проводить анализ эффективности сбытовой деятельности, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта.

Важнейшими сбытовыми функциями  являются: установление коммерческих взаимоотношений с покупателями, завершающихся заключением договоров  купли-продажи; разработка сбытовой программы; составление графиков поставки продукции  и отгрузка ее покупателям; ведение расчетов за проданную продукцию; контроль за расчетами с покупателями и платежеспособностью последних. Те промышленные предприятия, которые имеют в собственности фирменные магазины, выполняют, кроме рассмотренных функций, коммерческую работу по розничной продаже товаров и используют специфические методы розничной продажи. [18]

Сбыт готовой продукции - только один аспект коммерческой деятельности промышленного предприятия. Другим аспектом является материально-техническое  обеспечение, которое в условиях рынка представляет собой закупку материально-технических ресурсов. Правомерность его отнесения к коммерческой деятельности обусловлена и тем, что сбыт продукции и материально-техническое обеспечение - две фазы товарного обращения. В последние годы при переходе к рыночным отношениям содержание материального обеспечения предприятий существенно изменилось: вместо так называемой "реализации выделенных фондов", являющейся составной частью централизованного распределения материальных ресурсов, предприятия свободно закупают их у поставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях при закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика. [25]

При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, знать динамику цен на этом рынке, расходы на доставку, возможности эффективной замены одних материалов на другие. [8]

Закупка материальных ресурсов, так  же как и сбыт готовой продукции, должна базироваться на маркетинговых исследованиях.  Поэтому закупочная коммерческая деятельность на предприятиях складывается из следующих этапов:

  • исследование рынка сырья и материалов и организация коммерческих связей с поставщиками;
  • составление плана закупок материальных ресурсов;
  • организация закупок материальных ресурсов;
  • ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;
  • стоимостный анализ заготовительной сферы.

Под стоимостным анализом подразумевается  метод системного исследования функций  каждого материала, который направлен на минимизацию затрат на всех стадиях производства продукции при высоком ее качестве.

К коммерческим службам промышленного  предприятия относятся, служба сбыта, маркетинга и материально-технического обеспечения. [21]

Организация закупок материально-технических ресурсов оказывает влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции, производительность труда, себестоимость продукции и прибыль. В условиях рыночных отношений потребности в материально-технических ресурсах служба снабжения должна определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. Только производственные подразделения могут знать, что, где и к какому времени требуется. Однако служба материально-технического обеспечения должна проверять заказы производственных подразделений с точки зрения соответствия заказанных материалов техническим условиям и, кроме того, с учетом имеющихся материальных запасов. Служба материально-технического обеспечения изучает рынок сырья и материалов с целью возможности закупок более дешевых материально-технических ресурсов, она может накапливать заказы производственных подразделений для того, чтобы закупать материалы экономически обоснованными партиями и получать скидки при покупке больших партий. [22]

1. 3 Особенности рынка хлебобулочных изделий

 

Хлеб всегда занимал особое место  в культуре питания россиян. И  на сегодняшний день он по-прежнему самый главный продукт на любом  столе. В некоторых регионах хлеб является преобладающим продуктом  суточного рациона питания. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий представляет собой систему экономических отношений, включающих в себя производство, обращение и распределение данной продукции. В организационном отношении он является сложной структурой, в состав которой входят производители сырья и конечной продукции, предприятия сферы обслуживания (транспорт, хранилища, торговля и пр.), а также потребители. Особенности рынка хлеба и хлебобулочных изделий определяются в первую очередь спецификой самого продукта. Среди них выделяются незаменимость данного продукта в потреблении людей, короткие сроки реализации, сравнительно устойчивый ассортимент продукции, высокая социальная значимость продукта. [27]

Хлеб имеет характерные закономерности спроса и предложения. Он относится  к неэластичным видам продовольствия по цене и доходу. Однако такая оценка правильна только при «усредненном» подходе. Если рассматривать эластичность по доходу, то на отдельные сорта при увеличении доходов расходы сокращаются – эластичность спроса по доходам отрицательна. Эти товарные позиции характеризуются как продукты низкого качества. С ростом доходов население предпочитает другие сорта хлеба или вообще сокращает потребление этого продукта. [16]

Однако для «дорогих» сортов хлеба нет такой отрицательной  эластичности. До определенной степени увеличение доходов может привести к увеличению расходов на эти сорта. Таким образом, эластичность на дорогие сорта хлеба специфична. Они, как правило, более эластичны. Что касается эластичности спроса по цене, то она отрицательна, как и для подавляющего большинства продуктов питания.

Важной особенностью рынка хлеба  и хлебобулочных изделий является то, что предложение этой продукции  сильно зависит от таких факторов сельскохозяйственного производства как сезонность и климатические условия. Это ведет к колебаниям цен на муку и на хлеб. Для нивелирования этого фактора нужно принимать особые меры. Помимо всего прочего, предложение на рынке хлеба подвластно ожиданиям на рынке муки и зерна. В итоге следует констатировать, что стоимость хлеба отражает сезонные колебания цен на рынке муки и зерна. Хотя как конечный продукт, он может «смягчать», демпфировать эти колебания. [26]

Рынок хлеба и хлебобулочных  изделий можно классифицировать по принципу территориального охвата (в рамках государства, региона, определенной местности, мегаполиса), степени развитости экспортно-импортных связей, уровня дохода потребителей, степени свободы входа на рынок и выхода с рынка, типу экономического роста, составу участников рынка, степени насыщенности рынка и т.д. Эти и другие особенности зависят от специфики экономики страны, региона, местности, степени развития экономики, уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности, климатических и географических условий и пр.

В современных условиях важное значение в развитии рынка имеет система сбыта. Производители хлеба и хлебобулочных изделий могут реализовать свою продукцию по разным каналам: посредством розничной торговли, в том числе собственных торговых точек, тендерных торгов (госзаказа), через оптовых посредников. [8]

Один из важных элементов сбытовой системы – оптовые посредники. Их состав формируется в зависимости от местной ситуации. Чаще в их роли выступают мелко - и крупнооптовые продовольственные рынки. Однако такой канал реализации не полностью подходит рынку хлеба и хлебобулочных изделий, так как формирование запасов хлеба невозможно в связи с его коротким сроком реализации (72 часа).

Кроме того, оптовая торговля может  осуществляться посредством различных  компаний, закупающих хлеб за наличный расчет у хлебозаводов, а затем перепродающих субъектам розничной торговли. Некоторые из них работают только с гипермаркетами, другие специализируются не только на хлебе, но и на других продовольственных товарах, третьи обеспечивают хлебом мелкорозничные субъекты торговли. Но эта форма часто превращается в элемент спекуляции. [10]

На рынке хлеба и хлебобулочных  изделий существует также система  госзаказа (поставка продукции для  нужд социальных учреждений, воинских частей и т.д.). Системе госзаказа (тендерных торгов) свойственно стремление производителя к созданию портфеля контрактов, обеспечивающего определенную стабильность сбыта и прибыли. Такая форма отношений является специфичной и может использоваться только для ограниченного круга потребителей.

Конечным звеном сбыта хлеба и хлебобулочных изделий является система розничной торговли. Она выполняет ряд функций: осуществляет отбор товаров, формируя торговый ассортимент; предоставляет потребителям информацию о реализуемых продуктах; проводит различные операции по хранению товара и установлению цен. [17]

Последние годы отмечены тенденцией сокращения объема российского рынка  хлеба и хлебобулочных изделий. За 4 года, в период с 2008 по 2011 гг. в  Центральном ФО производство хлебобулочных  изделий сократилось на 5%, в Приволжском – на 8%. По 10% потеряли Сибирский и Уральский округа. Больше четверти российского производства хлеба и хлебобулочных изделий сосредоточено в 6-ти регионах страны. Крупнейшим из них является Москва. [29]

В настоящее время рынок хлебобулочных  изделий характеризуется высокой насыщенностью, при этом с развитием и формированием рыночной экономики появились новые тенденции развития рынка хлебобулочных изделий. Изменяется структура потребления хлеба – большим спросом стали пользоваться более дорогие хлебобулочные изделия, расширяется ассортимент продукции, растёт спрос на свежевыпеченный горячий хлеб, на хлеб с добавками злаков, диетический и диабетический. Одновременно повышаются требования к качеству, разнообразию и дизайну упаковки изделий, что заставляет производителей к постоянному развитию. [24]

По данным статистического сборника Брянской области за последние три  года наблюдается снижение такого показателя, как индекс физического объёма хлебобулочных  изделий. С 2009 по 2011 годы этот показатель сократился на 2%. А вот по кондитерским изделиям, напротив, наблюдается тенденция к росту индекса объёма на 4%. [11]

По данным 2010 г. переписи населения, численность Брянской области  составила 1278,1 тыс. чел. В 2010 году в Брянской области потребление хлеба на душу населения составило 112 кг в год, и по отношению к предыдущим годам этот показатель сократился. [16]

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ДЯТЬКОВО – ХЛЕБ»

2. 1 Организационно-правовые сведения  об ОАО «Дятьково – хлеб»

 

ОАО «Дятьково – хлеб» является Открытым акционерным обществом. Порядок внутреннего функционирования и организации производства определяется Уставом открытого акционерного общества, утверждённым общим собранием акционеров 16 апреля 2002 года и зарегистрированным постановлением администрации г. Дятьково и Дятьковского района №487 от 30 мая 2002 года. Предприятие создано путём преобразования государственного предприятия «Дятьково-хлеб», является его правопреемником, несёт права и обязанности, возникшие у указанного предприятия до момента его преобразования в акционерное общество (прил. 1).

Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой  разделён на определённое число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Только акционерным обществам разрешён выпуск акций.

Срок  деятельности предприятия не ограничен. Деятельность общества прекращается по решению общего собрания  акционеров, либо по основаниям, предусмотренным ГК и законами Российской Федерации.

ОАО «Дятьково – хлеб» является юридическим  лицом. Оно имеет самостоятельный  баланс, расчётные счета в банках, печать со своим наименованием, штамп, бланки, логотип. Общество действует на основе хозяйственного расчёта и самофинансирования.

Полное  фирменное наименование общества: Открытое акционерное общество «Дятьково-хлеб». Юридический и фактический адрес: г. Дятьково, Брянской обл., ул. Крупской 4.

Общество  является коммерческой организацией и преследует в качестве  основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Основными видами его деятельности являются: производство, реализация хлебобулочных и кондитерских изделий, торгово-закупочная деятельность.

Предприятие является акционером с 24. 01. 1997г. Уставный капитал общества составляет 2629 руб. и разделён на 2629 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль. Держателями акций ОАО «Дятьково-хлеб» в основном являются рабочие данного предприятия (доля в уставном капитале данного предприятия составляет 49%), однако, контрольный пакет акций (51%) принадлежит Комитету по имуществу г. Брянск. Количество акционеров, зарегистрированных в Реестре акционерного общества, по состоянию на 26. 03. 2012 года составляет: физических лиц 183 и одно юридическое лицо.

Предприятие от своего имени приобретает имущественные  и личные неимущественные права  и несёт обязанности, выступает  истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством. Общество несёт ответственность  за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, поставщика, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами.

Информация о работе Совершенствование коммерческой деятельности на хлебозаводе