Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности на производственном предприятии. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и роль коммерческой деятельности производственных предприятий.
Изучить деятельность этих предприятий по закупке и сбыту, охарактеризовать рынок производимых товаров.
Изучить специфику коммерческой деятельности на производственном предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 4
1. 1 Содержание коммерческой деятельности производственного предприятия 4
1. 2 Закупочная и сбытовая деятельность на предприятии 8
1. 3 Особенности рынка хлебобулочных изделий 11
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ДЯТЬКОВО – ХЛЕБ» 15
2. 1 Организационно-правовые сведения об ОАО «Дятьково – хлеб» 15
2. 2 Финансово-экономическая характеристика 21
2. 3 Организация работы коммерческой службы предприятия 29
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ДЯТЬКОВО – ХЛЕБ» 36
3. 1 Технология закупочной деятельности 36
3. 2 Анализ сбытовой деятельности 40
3. 3 Совершенствование коммерческой работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Рассмотрим размер и структуру денежной выручки, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2
Размер и структура денежной выручки
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. в % к: | ||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
2009 г. |
2010 г. | |
Хлеб |
30478 |
35,6 |
29791 |
36,6 |
32850 |
36,4 |
107,8 |
110,3 |
Булочные изделия |
40865 |
47,7 |
36798 |
45,2 |
39630 |
44,0 |
97,0 |
107,7 |
Сухари |
5322 |
6,2 |
6285 |
7,7 |
6190 |
6,9 |
116,3 |
98,5 |
Кондитерские изделия |
9022 |
10,5 |
8586 |
10,5 |
11488 |
12,7 |
127,3 |
133,8 |
Всего |
85687 |
100,0 |
81460 |
100,0 |
90158 |
100,0 |
105,2 |
110,7 |
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что данное предприятие специализируется на производстве хлебобулочных изделий, так как от реализации именно этой продукции предприятие имеет наибольшую выручку.
Выручка с 2009 по 2011 годы увеличилась на 4471 тыс. руб. Наибольший удельный вес в структуре денежной выручки занимают булочные изделия – 44,0% и хлеб – 36,4%.
Выручка от реализации булочных изделий в динамике то сокращается, то растёт, так в 2011 году было выручено на 7,7% больше денег, чем в 2010 году, но на 3% меньше по сравнению с 2009 годом. Выручка от реализации хлеба также варьирует и к 2011 году составляла 36,4% в структуре товарооборота. Наименьшая доля в структуре денежной выручки приходится на сухари – 6,9%, а также на кондитерские изделия – 12,7%. Денежная выручка от реализации кондитерских изделий по сравнению с 2010 годом выросла на 33,8%.
Рассчитаем коэффициент
К хлеб = (32850/90158)*100% = 36,4% (1)
К бул. изделия = (39630/90158)*100% = 44,0% (2)
К сухари = (6190/90158)*100% = 6,9% (3)
Ккондит. изделия = (11488/90158)*100% = 12,7% (4)
Исходя из расчетов, можно сделать вывод, что деятельность предприятия специализируется преимущественно на производстве булочных изделий и хлеба.
Основными конкурентами ОАО «Дятьково – хлеб» на рынке хлебобулочных изделий города Дятьково и Дятьковского района являются ОАО «Бежицкий хлебокомбинат», ОАО «Хлебогор», ООО «Дема». Территориальный рынок хлебобулочных изделий на 60% представлен продукцией ОАО «Дятьково – хлеб».
В 2011 году произошло очередное снижение производства и реализации хлебобулочных изделий по следующим причинам: миграция трудоспособного населения в большие города (Брянск, Москва), стремительный рост сетевых магазинов на территории города и района с присутствием в них многочисленных производителей хлебобулочных изделий. В такой непростой ситуации предприятию необходимо постоянно следить за факторами, от которых напрямую зависит уровень реализации продукции: качество хлебобулочных изделий, ценовая политика, условия доставки хлебобулочных изделий. Предприятие вынуждено расширять свои рынки сбыта. Общее количество заказчиков на 1.01.2011 составляло 228, а на конец отчетного года 260.
Деятельность ОАО «Дятьково – хлеб» следует тенденциям развития отрасли и проявляется в расширение ассортимента продукции, адаптированного к нуждам потребителей, улучшения качества изделий, расширения рынков сбыта, увеличения рекламной активности.
Ассортимент выпускаемой продукции представлен следующими группами товаров, представленных на рисунке 2.
Рис. 2. Ассортимент выпускаемой продукции
Полный перечень реализуемой продукции на ОАО «Дятьково – хлеб» представлен в прайс-листе (прил. 6).
В течение 2011 года обновлялся ассортимент выпускаемой продукции до 10 единиц, и выпуск изделий составляет до 98 ассортиментных единиц. В целях оздоровления населения города и района, на предприятии продолжается выпуск продукции, обогащённой йодоказеином в количестве 559 тонн за 2011 год, что составило 21,0% от общего объёма выпуска хлебобулочных изделий.
Доход акционерного общества за финансовый 2011 год составил 1550 тыс. руб., после исчисления налога на прибыль и налоговых обязательств, чистый доход общества составил 1116,0 тыс. руб.
Дадим оценку финансовому состоянию анализируемого предприятия в табл. 3.
Как видно из таблицы в целом предприятие недостаточно обеспечено собственными источниками для финансирования текущей деятельности, причём наибольшего значения она достигала в 2011 г.
Предприятие испытывает небольшие проблем с погашением обязательств. Так, на конец 2011 г. у предприятия было в наличии 14% для погашения обязательств при норме 20%. При условии возврата дебиторской задолженности оно сможет погасить всю свою задолженность. А также продав все свои оборотные активы, может погасить свои долги.
За анализируемый период времени уровень деловой активности предприятия нестабилен. Так, ресурсоотдача к 2011 году увеличилась на 0,27 пункта, коэффициент оборачиваемости на 0,9, число оборотов на 0,354, в результате чего число дней сократилось на 0,667 пункта.
В целом деятельность предприятия рентабельна.
Таблица 3
Оценка финансового состояния предприятия
Показатели |
Норматив |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютный прирост 2011 г. к: | |
2009 г. |
2010 г. | |||||
Показатели финансовой устойчивости | ||||||
Коэффициент автономии |
0,4-0,6 |
0,782 |
0,792 |
0,787 |
+0,005 |
-0,005 |
Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага) |
≤1,5 |
1,345 |
1,197 |
0,271 |
-1,074 |
-0,926 |
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования |
≥0,5 |
0,000 |
0,492 |
0,493 |
+0,493 |
+0,001 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
≥0,6 |
0,872 |
0,861 |
0,837 |
-0,035 |
-0,024 |
Показатели платёжеспособности (ликвидности) | ||||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
≥0,2 |
0,85 |
0,19 |
0,14 |
-0,71 |
-0,05 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
≥0,7 |
2,12 |
1,45 |
1,36 |
-0,76 |
-0,09 |
Коэффициент текущей ликвидности |
≥2,0 |
3,40 |
2,96 |
2,57 |
-0,83 |
-0,39 |
Показатели деловой активности | ||||||
Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) |
3,625 |
3,364 |
3,632 |
+0,007 |
+0,268 | |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
8,318 |
7,950 |
8,853 |
+0,535 |
+0,903 | |
Оборачиваемость товарных запасов: -оборотов |
21,753 |
17,947 |
18,301 |
-3,452 |
+0,354 | |
-дней |
16,779 |
20,338 |
19,671 |
+2,892 |
-0,667 |
Таким образом, предприятие является финансово устойчивым; оно платёжеспособно, проблем с погашением обязательств практически нет. Деятельность предприятия рентабельна, однако уровень деловой активности снижается.
При изучении структуры управления
предприятия можно сделать
Высшим органом ОАО «Дятьково
– хлеб» является общее собрание
его акционеров. Совет директоров
является органом, осуществляющее общее
руководство деятельностью пред
Заместитель директора по хозяйственным
вопросам руководит материально-
Главный экономист руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов, улучшению организации производства, труда и заработной платы. Ему подчиняются плановый отдел, бухгалтерия, финансовый отдел и экономическая служба.
Плановый отдел разрабатывает годовые, квартальные планы предприятия и отдельных цехов, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует внутризаводское и внутрицеховое планирование, разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведёт оперативный статистический учёт, анализ показателей работы основных агрегатов, цехов и заводов, разрабатывает и представляет на утверждение проекты, цены на продукцию, изучает и внедряет передовой опыт в организации планово-экономической работы.
Состав Совета директоров ОАО «Дятьково – хлеб» состоит из пяти человек, в том числе: председатель Совета директоров Герман Т. П., члены – Ляхов В. В., Волчков В. И., Орлова О. В., Орлов В. И.
В первую очередь выполняется сбор и анализ информации о конъюнктуре рынка. Специалист по маркетингу анализирует спрос населения на хлебобулочные изделия, осуществляет поиск поставщиков сырья на более выгодных условиях. Затем производится расчет потребности в хлебобулочных изделиях. Исходя из предпочтений потребителей, составляется структура ассортимента производимой продукции. При выборе поставщиков сырья предприятие участвует во всевозможных выставках и ярмарках, изучает рекламные материалы. Отбор наиболее выгодных поставщиков осуществляется исходя из результатов их работы. После устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками – заключается договор поставки (приложение 7, 8). Неотъемлемой частью договора является накладная (спецификация), в которой указывается стоимость, ассортимент и количество товара (приложение 9). К каждой партии товара прикладываются все необходимые документы, подтверждающие качество товара. Товар отпускается по факту прихода денег на расчетный счет поставщика, самовывозом, при наличии доверенности и паспорта. Цена на товар является договорной. Днем оплаты считается день поступления денежных средств на счет или в кассу поставщика. Оплата за поставленный товар производится по безналичному расчету путем 100% предоплаты. Поставка товара осуществляется по заявке, направляемой предприятием поставщику по факсу и являющейся неотъемлемой частью договора. Фактом поставки является день получения товара на складе поставщика при условии само вывоза или день приемки товара на складе покупателя при условии доставки транспортной организацией. Срок отгрузки товара согласовывается по факсу на основании поданной заявки, но не позднее 10 дней с момента получения заявки. Ответственность за качество товара и соответствие его ГОСТам несет поставщик. Приемка товара по количеству осуществляется в момент получения товара. Приемка товара по качеству осуществляется в течение 1 дня с момента получения на складе покупателя.
Следующим этапом в коммерческой деятельности ОАО «Дятьково – хлеб» является деятельность по оптовой продаже товаров. Здесь осуществляется поиск потенциальных покупателей. ОАО «Дятьково – хлеб» сбыт своей продукции производит посредством 2 видов каналов товародвижения.
Если рассмотреть в целом заказчиков ОАО «Дятьково – хлеб», то можно выделить:
Процесс реализации продукции имеет документальное оформление – составляется договор на продажу товаров (приложение 10). Количество и ассортимент подлежащей поставке продукции определяется заказом покупателя и возможностью поставщика. Поставка продукции осуществляется отдельными партиями по заказам покупателя централизованно или само вывозом, по желанию покупателя. Заказ на продукцию поставщик принимает с 8-00 до 17-00 часов ежедневно. Отгрузка товара осуществляется в течение 1 дня с момента получения заказа от покупателя для хлебобулочных изделий и 2 дней для кондитерских изделий. Заявка подается по телефону в г. Дятьково. Разрешается написание заявки на обратной стороне товарно-транспортной накладной поставщика с обязательным указанием даты заявки, ответственного лица и подписи заявителя. Допускается отказ от раннее поданной заявки не позднее 17-00 дня, предшествующего дате заявки. При отсутствии заказа поставка не производится. Поставка продукции осуществляется по согласованному графику. Допустимое отклонение от времени поставки, указанном в графике, - не более 1 часа. Поставка продукции осуществляется в лотках поставщика. Лотки подлежат возврату транспортом, доставившим продукцию. Тара возвращается поставщику, освобожденной от посторонних предметов. Цена на продукцию определяется в соответствии с прейскурантом цен, утвержденным руководителем предприятия. Общая сумма договора составляет общую сумму товарно-транспортных накладных, оформленных сторонами во исполнение настоящего договора (приложение 11). Цена продукции указывается в накладной на каждую партию поставки. Оплату за поставленную продукцию покупатель производит в течение 3 банковских дней с момента получения продукции путем наличного расчета через кассу поставщика, либо по безналичному расчету через расчетный счет поставщика.
Информация о работе Совершенствование коммерческой деятельности на хлебозаводе