Совершенствование комплексной системы управления качеством продукции на предприятии ( на примере РУП ГЗЛ «ЦЕНТРОЛИТ»).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание

Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда — качество товаров и услуг. Но чтобы повышать качество продукции, следует совершенствовать управление качеством. Поэтому проблема совершенствования комплексной системы управления качеством продукции на предприятии была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства.
Целью данной курсовой работы является раскрытие основной экономической проблемы: совершенствования комплексной системы управления качеством продукции на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Качество как экономическая категория и объект управления. 4
1.1.Понятие качества и управления качеством. 4
1.2.Основные принципы современных систем управления качеством продукции. 8
1.3.Сертификация продукции. Состояние и перспективы развития в Республике Беларусь. 11
1.4. Зарубежный опыт управления качеством продукции. 13
Глава 2.Анализ брака и действующей системы управления качеством на РУП ГЗЛ «Центролит». 17
2.1. Краткая характеристика РУП ГЗЛ «Центролит» и его основные технико-экономические показатели. 17
2.2. Структура и задачи служб технического контроля.
2.3 Анализ брака на РУП ГЗЛ «Центролит». 20
2.4.Стандарты и система менеджмента качества на РУП ГЗЛ «Центролит». 23

Глава 3. Пути повышения качества и управления качеством на РУП ГЗЛ «Центролит». 25
3.1. Мероприятия на РУП ГЗЛ « Центролит» по повышению качества. 25
3.2 Развитие и совершенствование системы менеджмента качества на РУП ГЗЛ «Центролит». 26
Заключение 28

Работа состоит из  1 файл

Готовый.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования 

«Гомельский государственный  технический университет

 имени П. О. Сухого»

 

 

Кафедра «Экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По курсу «Организация производства»

на тему «Совершенствование комплексной системы управления качеством продукции на предприятии»

( на примере РУП  ГЗЛ  «ЦЕНТРОЛИТ»).

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнила: 

студентка группы ОП-31

Острикова Ю.В.

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Концевой  Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                    3

Глава 1. Качество как экономическая  категория и объект управления.               4

1.1.Понятие качества  и управления качеством.                                                       4

1.2.Основные принципы современных  систем управления качеством  продукции.                                                                                                                           8

1.3.Сертификация продукции. Состояние  и перспективы развития в   Республике Беларусь.                                                                                                        11

1.4. Зарубежный опыт управления  качеством продукции.                                   13

 

Глава 2.Анализ брака и  действующей системы управления качеством на РУП ГЗЛ «Центролит».                                                                                                             17

2.1. Краткая характеристика РУП ГЗЛ «Центролит» и его основные технико-экономические показатели.                                                                                              17

2.2. Структура и задачи  служб технического контроля.

2.3 Анализ брака на  РУП ГЗЛ «Центролит».                                                         20

2.4.Стандарты и система  менеджмента качества на РУП  ГЗЛ «Центролит».    23

 

Глава 3. Пути повышения качества и управления качеством на РУП  ГЗЛ            «Центролит».                                                                                                                     25

3.1. Мероприятия на РУП ГЗЛ « Центролит» по повышению качества.            25

3.2 Развитие и совершенствование системы менеджмента качества на РУП   ГЗЛ «Центролит».                                                                                                             26

Заключение                                                                                                                28

Литература                                                                                                                 30

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

“Только более  совершенное управление может принести необходимые изменения”

  У. Эдвард  Деминг.

 

В жизни мы часто употребляем  понятие «качество»: деловые качества, качество продукции, услуг, труда, качество жизни и др.

Значительное влияние  на качество образа жизни оказывает  материальная среда — качество товаров и услуг. Но чтобы повышать качество продукции, следует совершенствовать управление качеством. Поэтому проблема совершенствования комплексной системы управления качеством продукции на предприятии была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства.

Целью данной курсовой работы является раскрытие основной экономической проблемы: совершенствования  комплексной системы управления качеством продукции на предприятии.

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них нет второстепенных элементов, которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом, современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов. Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений, планирующих органов.

В данной курсовой работе объектом исследования является Республиканское унитарное  предприятие «Гомельский литейный завод «Центролит», которое находится  в подчинении управления машиностроения и металлургии Министерства промышленности Республики Беларусь и является специализированным предприятием по производству чугунных отливок межотраслевого применения.

Для достижения поставленной цели рассмотрим следующие  вопросы:

В I главе опишем понятие качества и управления качеством, методы, с помощью которых происходит управление, основные принципы современных систем управления качеством продукции, сертификацию продукции, а также зарубежный опыт управления качеством продукции.

 Во II главе  проведем  анализ брака и действующей системы управления качеством на РУП ГЗЛ «Центролит».

 В III части предложим ряд  конкретных мероприятий по повышению качества и управления качеством на РУП ГЗЛ « Центролит».

 

 

 

Глава 1. Качество как  экономическая категория и объект управления

 

1.1. Понятие  качества и управления качеством

 

Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное — обществу в целом и его интересам. Товары, которые обладают соответствующей прибыльностью (разностью между продажной ценой и себестоимостью), должны находить постоянный сбыт. Необходимыми условиями, определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и его цена.

Качеством называют совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, и в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество».

 В среде специалистов  по проблемам качества существует  большое число определений   этой категории. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью категории качества. Большинство трактовок было обобщено Международной организацией по стандартизации (ИСО) в стандарте ИСО-8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь», определяющем качество как “совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности”. Под объектом  в этом определении понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т. е. товар, услуга, процесс; система, организация или отдельное лицо или любая комбинация перечисленного выше. Элементы, составляющие качество, называются показателями качества и определяются различными методами.

Основные элементы пригодности  товаров, определяемые технической характеристикой изделия, называют качеством конструкции. При усовершенствовании качества конструкции возрастает стоимость изделия.

Степень соответствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, заданным в конструкторской документации, называют степенью соответствия техническим требованиям. Однако добиться максимальной степени соответствия техническим требованиям удается не всегда. Степень соответствия техническим требованиям должна сопровождаться низким процентом дефектности.

Обычно на производстве общая сумма издержек складывается из основных издержек производства, расходов на контроль и потерь из-за дефектных изделий.

Чем основательней контроль, тем скорее снижаются потери, связанные  с дефектностью, однако при этом зачастую резко возрастают расходы  на контроль. Необходимо прилагать максимум усилий для повышения степени соответствия техническим требованиям, избегая вместе с тем увеличения расходов на контроль.

Обеспечение качества —  планируемые и систематически выполняемые организацией-товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям. Существуют две разновидности обеспечения качества: внутреннее и внешнее. Внутреннее обеспечение качества создаст уверенность в должном качестве продукции у руководства организации-товаропроизводителя, внешнее — у потребителей.

Рис 1.1.1.  Укрупненный процесс “создания качества”

Письменную гарантию соответствия продукции установленным  требованиям (стандартам) дает процедура, называемая сертификацией продукции.

В соответствии со схемой – “создания  качества” (рис. 1.1.1.) к действиям  по обеспечению качества относятся: анализ актуальных и потенциальных осознанных потребителями потребностей; при наличии на рынке товаров-аналогов – анализ уровня качества этих товаров; прогнозирование; проектирование качества в процессе разработки новой продукции; планирование качества; разработка стандартов; контроль качества сырья, материалов и комплектующих; контроль и процессе производства; контроль готовой продукции;  контроль реализации; послепродажный контроль (в условиях эксплуатации); обратная связь с потребителями (анализ отзывов, пожеланий и рекламаций).

При этом все перечисленные  выше действия являются сложными и  представляют собой совокупность множества  более простых операции, каждая из которых имеет собственную цель, критерии контроля и методы коррекции качества в случае несоответствия уровня качества  стандартам.

Анализ состава  элементов  схемы, изображенной на рис. 1.1.1, позволяет  сделать вывод о том, что понятие  качества можно распространить также  на категории деятельности и фирмы (организации-товаропроизводителя) в целом. Следовательно, сферу понятия «качество» в рамках фирмы можно существенно расширить. Вместе с этим коренным образом должны измениться и взгляды на участие в процессе управления качеством, и ответственность за качество. Раз в процессе «создания качества» принимает участие практически вся организация, в ней не может быть ответственным за качество какое-то одно специальное подразделение. Сказанное выше свидетельствует о необходимости построения специальной системы для управления качествам. Она называется системой качества (системой управления качеством) и представляет собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.

Из изложенного следует, что надо постоянно помнить как  о самой технике контроля, так  и о других методах управления качеством. Рассмотрим  подробнее  что же представляет собой управление. Как в повседневной жизни, так  и в условиях предприятия управление является круговым циклом: планирование — осуществление — контроль — управляющее воздействие. График управления приведен на рис. 1.1.2

 

Рис. 1.1.2Цикл управления

 

Управление качеством  на предприятии является одним из звеньев описанного выше цикла управления. Иначе говоря, это круговой цикл, который вверен группе предварительного контроля и анализа конструкций изделий и является основой в управлении качеством (рис. 1.1.3).

 

Рис. 1.1.3 Управление качеством на предприятии

 

Функция планирования, подразумевающая проектирование, заключается в использовании руководством предприятия стратегии и тактики при анализе и учете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальных затрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля, предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т. д. и предусматривает определение уровня качества изделий.

Функция осуществления — это воплощение запроектированного качества конструкции в готовую продукцию. Она предусматривает проектирование технологических процессов, определение вида используемого оборудования, машин, инструмента, а также методов работы и контроля. Все это в комплексе преследует цель — сохранить степень соответствия продукции техническим требованиям или по возможности улучшить эти показатели.

Информация о работе Совершенствование комплексной системы управления качеством продукции на предприятии ( на примере РУП ГЗЛ «ЦЕНТРОЛИТ»).