Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа
Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда — качество товаров и услуг. Но чтобы повышать качество продукции, следует совершенствовать управление качеством. Поэтому проблема совершенствования комплексной системы управления качеством продукции на предприятии была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства.
Целью данной курсовой работы является раскрытие основной экономической проблемы: совершенствования комплексной системы управления качеством продукции на предприятии.
Введение 3
Глава 1. Качество как экономическая категория и объект управления. 4
1.1.Понятие качества и управления качеством. 4
1.2.Основные принципы современных систем управления качеством продукции. 8
1.3.Сертификация продукции. Состояние и перспективы развития в Республике Беларусь. 11
1.4. Зарубежный опыт управления качеством продукции. 13
Глава 2.Анализ брака и действующей системы управления качеством на РУП ГЗЛ «Центролит». 17
2.1. Краткая характеристика РУП ГЗЛ «Центролит» и его основные технико-экономические показатели. 17
2.2. Структура и задачи служб технического контроля.
2.3 Анализ брака на РУП ГЗЛ «Центролит». 20
2.4.Стандарты и система менеджмента качества на РУП ГЗЛ «Центролит». 23
Глава 3. Пути повышения качества и управления качеством на РУП ГЗЛ «Центролит». 25
3.1. Мероприятия на РУП ГЗЛ « Центролит» по повышению качества. 25
3.2 Развитие и совершенствование системы менеджмента качества на РУП ГЗЛ «Центролит». 26
Заключение 28
Функция контроля осуществляется как на стадии изготовления продукции, так и путем выявления истинных достоинств товара после поступления его на рынок. Иными словами, пригодность товара подтверждается посредством сбыта.
Функция управляющего воздействия подразумевает меры по реализации продукции и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом, проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в случае, когда реализованный товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включает сбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявление возможностей улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товара для внесения необходимых изменений в процессе производства.
Для четкого управления перечисленными функциями планирования — осуществления — контроля — управляющего воздействия необходимо, чтобы все службы и отделы предприятия (проектный, производственный, контроля, материально-технического снабжения, сбыта и т. д.), владея техникой управления и контроля, специальной технологией, а также статистическими методами и располагая представлениями о важном значении качества, с ответственностью за его уровень выполняли возложенные на них обязанности.
Таким образом, можно утверждать, что управление качеством на предприятии — это «такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей»[, 14].
В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории: Объект управления – качество продукции. Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Средства управления – все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством. Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие типы методов: 1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции; 2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции, а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее некачественности; 3) организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. 4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса. Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания – один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.
1.2. Основные принципы современных систем управления качеством продукции
Низкое (неконкурентоспособное) качество продукции — не абстрактная категория, а вполне конкретная причина нежизнеспособности предприятий. Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая проблема. Способность предприятия достигать своих целей, обеспечивая конкурентоспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на нем системой организации и управления — системой управления качеством.
Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество.
Современная концепция управления деятельностью организации— это концепция управления качеством продукции, процессов и систем, получившая в англоязычной литературе название Total Quality Management (TQM) — всеобщее управление качеством. Такая концепция управления включает ряд принципов, основные из которых следующие:
1. Ориентация на
потребителя как
2. Роль и ответственность руководства в формировании политики организации, в реализации всех принципов системного управления качеством.
3. Вовлечение всех работников организации в деятельность по управлению качеством.
4. Процессный подход, рассматривающий производство товаров и предоставление услуг как совокупность взаимосвязанных предпроизводственных, производственных и послепроизводственных процессов.
5. Системный подход к управлению, с помощью которого управление организацией рассматривается как система, как иерархическая организационная структура, каждый из элементов которой вносит свой вклад в качество продукции.
6. Постоянное улучшение продукции, процессов, системы как главная цель организации должно быть приоритетным направлением ее деятельности.
7. Обоснованность принятия решений на базе анализа информации, расчетов с учетом предпринимательского риска, без волевых решений.
Все принципы направлены на повышение качества продукции, процессов и самой системы. Данная концепция управления качеством является концепцией управления любым целенаправленным видом деятельности, направленным на достижение успеха.Система качества предусматривает: разработку мероприятий, направленных на предотвращение ошибок на всех этапах проектирования; анализ всех компонентов проекта и соответствие его исходным требованиям; контроль за изменениями проекта. Предприятие отвечает за качество конечной продукции в целом независимо от качества закупленных им материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.
Для обеспечения качества поставок система качества включает: разработку требований к покупным материалам, полуфабрикатам, комплектующим деталям и узлам; процедуры, методы и формы работы с поставщиками; входной контроль; регистрацию данных о качестве покупной продукции, оценку и выбор поставщиков; процедуры и положения решения спорных вопросов но качеству и ведению претензионной работы. Производственная система должна быть управляемой и контролируемой. Поэтому система управления качеством на предприятии должна иметь контуры прямого управления и обратной связи, позволяющей корректировать управляющее воздействие. Обязательными элементами системы качества должны быть контроль процесса производства и готовой продукции, в том числе статистические методы контроля. Система качества на послепроизводственных этапах должна обеспечивать качество продукции при упаковке, хранении, погрузке, разгрузке, транспортировке, монтаже, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и утилизации.Все эти этапы должны быть обеспечены документами и контрольными мероприятиями, направленными на повышение качества изделия. Это могут быть процессы (упаковки), методики (проверок, испытаний), инструкции.
Создание систем
качества осуществлялось в
1. Система обеспечения
качества продукции производств
2. Система обеспечения качества продукции всеми работниками предприятия. Это «Система бездефектного труда» (г. Львов), основана была на оценке качества труда всех рабочих и работников, участвующих в создании продукции, и экономическом воздействии на них с целью в обеспечения требуемого уровня качества. Основой оценки качества труда были нормативно-техническая документация предприятия и методика расчета коэффициента качества труда с учетом упущений и достижений работников за определенный период времени.
Обе системы не выходили за рамки такого этапа жизненного цикла продукции, как производство. Однако на этапе проектирования изделия качество закладывается, при производстве — обеспечивается, при эксплуатации — реализуется и дает информацию процессу проектирования новой модели изделия. Таким образом, система качества должна охватывать все этапы жизненного цикла изделия.
3. Система управления
качеством продукции,
Недостатком этих систем
было отсутствие комплекта нормативно-
4. Система управления
качеством продукции,
КС УКП — совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством на уровне организации. Система создавалась для обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции на всех стадиях жизненного цикла.
Основным регламентирующим элементом системы, ее методической, организационно-технической и правовой основой были стандарты предприятия (СТП). Они регламентировали проведение всех мероприятий, направленных на повышение качества продукции, устанавливали порядок действия и ответственность каждого исполнителя. Срок действия СТП—год. Затем они должны были пересматриваться.
Развитием комплексной системы управления качеством промышленной продукции стала система управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Она является универсальной системой, которая направлена на обеспечение полного соответствия выпускаемой продукции требованиям соответствующих организационных, методических и технических стандартов. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 — обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок — просто отсутствует.
Несмотря на то, что
система не решает всех задач, необходимых
для обеспечения
Для ряда отраслей, где высоки требования к качеству, безопасности, экологичности, требования стандартов ИСО 9000 уже недостаточны. Это прежде всего касается автомобильной индустрии, как правило, являющейся «локомотивом» для промышленности своих стран. В связи с этим автомобильная индустрия строит свою собственную промышленную политику. В настоящее время такая промышленная политика сконцентрирована в стандарте 03-9000 и в связанных с ним документах.
Стандарт QS-9000 разработан знаменитой детройтской «большой тройкой»: «Крайслер», «Форд», «Дженерал Моторс», к которым присоединились пять крупнейших производителей грузовиков: «Фрайт-Лайнер», «Мэк-Тракс», «Нэвистар интернейшнл», «Паккар», «Вольво», «Джи Эм Хеви Трак». Базируясь на требованиях ИСО 9000, эти компании дополнили требования указанного стандарта как общеотраслевыми требованиями, так и специальными требованиями каждой компании.
1.3. Сертификация продукции.
Состояние и перспективы
Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно.
Cертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Сертификация может быть:
Обязательной – для параметров качества продукции, регламентирующих охрану окружающей среды, безопасность пользователя продукции;
Факультативной - для параметров, которые могут улучшить климат доверия между поставщиками и потребителями продукции, повысить её конкурентоспособность.
Работы по сертификации
основаны на следующих
- выборе критериев, по которым можно судить, продукция отвечает интересам потребителей, требованиям законам страны импортера, возможностям изготовителей;
- выборе системы сертификации, зависящей от авторитета органа по сертификации, который, в свою очередь, зависит от беспристрастности, компетентности персонала, проводящего сертификацию, и надежности оборудования;
- стабильности технологического процесса производства продукции, использовании системы управления качеством продукции, оценки и контроле за её действием;
- независимости результатов испытаний и проведения работ по сертификации;