Стратегический анализ развития мясоперерабатывающего предприятия Республики Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 02:13, курсовая работа

Описание

Стратегический анализ зародился в конце 1960-х годов. В это время крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы современного стратегического анализа.
1.1. Место стратегического анализа в менеджменте.
1.2. Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа.
1.3. Основные разделы и методы стратегического анализа.
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды.
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов.
2.2. Краткая характеристика объекта исследования.
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ.
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера.
2.5. Ранжирование внешних стратегических задач. Матрица управления стратегическими неопределенностями внешней среды.
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды.
Анализ производственного потенциала.
Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. Анализ инвестиционных рисков.
Направления совершенствования системы управления.
Перспективы развития системы маркетинга.
Матрица сильных и слабых сторон развития.
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций.
Определение позиций предприятия матричным методом.
SWOT-анализ.
Обоснование сценариев развития.
Выводы и предложения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по стар.doc

— 543.00 Кб (Скачать документ)

При проведении операций предприятие вынуждено в первую очередь учитывать требования внешней среды прямого воздействия. Так, продавая свою продукцию на рынке, предприятие должно учитывать покупательский спрос на нее, а также позицию конкурентов. Предприятие, конечно же, стремится продать подороже как можно больше продукции, но будет ли эта продукция куплена, если цены будут неприемлемыми для потребителя или значительно выше цен на продукцию конкурентов? Аналогично сталкиваются интересы при покупке необходимых материальных ресурсов у поставщиков, при получении кредитов в банках, определении уровня заработной платы и условий труда, а также при выплате различных налогов в бюджет и т. д.

Но, кроме факторов прямого воздействия, руководитель должен учитывать также  внешнюю среду косвенного воздействия. Среда косвенного воздействия не оказывает прямого влияния на операции фирмы, так как при этом не сталкиваются интересы двух сторон, нет выбора альтернативы. Среда косвенного воздействия не влияет на состояние фирмы в настоящее время. В то же время такие факторы, как новые технологии, экономический спад, инфляция, политические изменения в соседнем государстве, отношение прессы к данному бизнесу или бизнесмену, сказываются на деятельности предприятия в будущем и могут даже оказаться решающими. Влияние факторов косвенного воздействия опосредовано через изменение факторов среды прямого воздействия. Например, экономический спад приведет к сокращению числа рабочих мест, а следовательно, к уменьшению доходов населения и спроса на продукцию. Или, например, применение новой технологии конкурентами даст им выигрыш в качестве продукции, а следовательно, укрепит их позиции на рынке. Поэтому менеджер обязан предусматривать влияние факторов среды косвенного воздействия, реагировать на них вовремя.

Следовательно, реакция предприятия  на факторы прямого и косвенного воздействия различна. В случае изменения  в факторах прямого воздействия  предприятие может реагировать  двояко: оно может перестроить  внутреннюю среду и начать как  политику активного приспособления, так и политику противодействия. К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои внутренние переменные — цели, задачи, структуру, технологию, персонал и др.

 

2.2. Краткая характеристика объекта исследования.

 

Унитарное предприятие ООО «Развитие села» было создано в 1996 году на базе мясокомбината «Саранский». В 2004 году предприятие вошло в состав агропромышленного холдинга «Талина» и функционирует по сегодняшний день. Комплекс имеет склад основного сырья, два здания административно-бытовых корпусов, здания блока цехов, столовую, ремонтно-строительный участок, складские помещения, очистные сооружения. Территория предприятия (около 2 гектаров) имеет собственный подъездной железнодорожный путь. Численность работающих 800 человек. Основное направление деятельности - выпуск различных сортов колбасы (варёной, сырокопчёной, полукопчёной) и прочей продукции. Комплекс способен перерабатывать до 12 тысяч тонн в год мясы говядины и свинины. На территории ООО «Развитие села»  располагается Автотранспортное предприятие , которое в свою очередь и осуществляет доставку готовой продукции комплекса.

На предприятии функционируют  следующие цеха: кулинарный цех, цех  полуфабрикатов, цех горячего и холодного  копчения, цех фасовки, механический цех, цех варки, цех аммиачно-холодильных установок и колбасный цех, который и будет выступать объектом анализа. Выбор колбасного цеха был не случайным. Во-первых, данный цех является самым большим цехом на предприятии. Во-вторых, сумма затрат и прибыли колбасного цеха, намного превышает затраты и прибыль других цехов. Это связано с большим запасом времени производства сырокопчёной колбасы, так как срок ее производства составляет 35 дней, и это позволяет производить большое количество, а затем реализовать ее в течение полугода. А срок годности, например, кулинарной продукции (пельменей) составляет всего 72 часа (в условиях глубокой заморозки), что ограничивает их реализацию.

Пищекомбинат производит из поставляемого  хозяйствами скота свыше 40 видов колбасных изделий и копченостей, кроме этого вырабатываются хлебные изделия. Объем реализованной продукции составил 132,3 млн. рублей.  

ГУП "Развитие села" является партнером ОАО "Росагролизинг" при поставках в Республику Мордовия племенной продукции, сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования на условиях федерального лизинга. За время сотрудничества мордовским аграриям передано в лизинг 13 394 головы племенного КРС, создано и модернизировано 8 000 скотомест, а также поставлено перерабатывающее оборудование на сумму свыше 24,8 млн. рублей.

2.2.1. Экономические показатели хозяйственной деятельности

Основные показатели работы перерабатывающего  предприятия приведены в таблице 7. Планируется увеличить среднегодовую  производственную мощность на 531 252 кг; прибыль от реализации продукции поднять на 20,2% и увеличить процент использования мощностей на 14,3 процентных пункта.

Таблица 2

Основные показатели работы перерабатывающего предприятия

Показатели

2011 г.

Перспектива

Товарная продукция в действующих ценах, руб.

421 030 119

506 052 741

Среднегодовая производственная мощность, кг

2 630 748

3 162 000

Коммерческая себестоимость всего, руб.

388 176 767

466 564 999

Прибыль от реализации продукции, руб.

32 853 352

39 487 742

Использование мощностей, %

70,7

85,0


 

 

Таблица 3

Финансовые результаты деятельности

Показатели

2010

2011

2011 к 2010, %

Выручка от реализации основной продукции, руб.

369 375 682

421 030 119

113,98

Затраты на производство и реализацию продукции, руб.

331 115 909

388 176 767

117,23

Налоги, отчисленные за счет прибыли, руб.

7 651 955

6 570 670

85,87

Балансовая прибыль, руб.

38 259 773

32 853 352

85,87

Чистая прибыль, руб.

30 607 818

26 282 682

85,87

Рентабельность, %

11,55

8,46

- 3,09 п.п.


 

 

Анализ таблицы 8 показывает, что выручка от реализации основной продукции в 2011 году увеличилась на 13,9% по сравнению с предыдущим годом. Но при этом затраты на производство и реализацию продукции увеличились на 17,23%. Рентабельность хозяйственной деятельности снизилась на 3,09 процентных пункта.

Таблица 4

 Основные показатели работы

Показатели

2010

2011

2011 к 2010, %

Товарная продукция в действующих ценах, руб.

369 375 682

421 030 119

113,98

Среднегодовая производственная мощность, кг в год

2 278 842

2 630 748

115,44

Использование мощностей, %

61,3

70,7

+9,4 п.п.


 

 

Из таблицы 9 следует, что среднегодовая производственная мощность в 2011 году увеличилась на 15,44%. Увеличение использования мощностей составило 9,4 процентных пункта.

Таблица 5

 Производство различных видов продукции

Наименование

2010

2011

 

Количество, кг

Выручка,

руб.

Доля в выручке, %

Количество, кг

Выручка,

руб.

Доля в выручке, %

Вареные колбасы

433 519

57 659 996

16

307 658

43 836 682

10

Ветчины

130 700

21 280 001

6

170 951

28 678 215

7

Деликатесы и копчености

350 215

79 052 689

21

549 755

108 915 161

26

Изделия копчено-вареные из мяса птицы

136 479

19 994 086

5

127 860

19 054 374

5

Колбасы варено-копченые

143 919

33 260 941

9

162 058

35 834 769

9

Колбасы полукопченые

224 510

32 909 455

9

281 410

42 864 989

10

Колбасы сырокопченые

46 533

23 174 624

6

40 952

20 270 488

5

Ливерная продукция

182 650

14 570 625

4

255 989

21 297 851

5

Мясные полуфабрикаты

119 121

10 292 904

3

140 309

13 334 316

3

Пельмени

48 865

4 752 532

1

48 473

4 475 426

1

Сосиски, сардельки, шпикачки

402 939

65 013 562

18

427 365

65 630 805

16

Шашлык

27 961

4 548 320

1

81 158

13 606 492

3

Субпродукты

31 431

2 865 947

1

36 810

3 230 551

1

ИТОГО

2 278 842

369 375 682

 

2 630 748

421 030 119

 

 

 

Из таблицы 10 можно сделать вывод, что в 2011 году по сравнению с 2010 увеличился объем производства деликатесов, ветчин, колбас варено-копченых, колбас полукопченых, ливерной продукции, шашлыка, мясных полуфабрикатов. Объем производства сырокопченых колбас, вареных колбас, Изделий копчено-вареные из мяса птицы уменьшился. Основная выручка поступает от реализации деликатесов и копченостей (21 % выручки в 2010 и 26% в 2011 году), сосисок, сарделек (18% и 16%) и вареных колбас (16% и 10%).

Таблица 6

 Анализ структуры затрат (себестоимости)

Показатели

2010 г.

2011 г.

 

руб.

%

руб.

%

Затраты всего, в том числе:

331 115 909

100

388 176 767

100

-сырье и основные материалы

223 362 823

67,46

257 315 243

66,29

-вспомогательные материалы

46 320 653

13,99

48 636 786

12,53

-ТЭР

9 145 946

2,76

10 027 231

2,58

-Зарплата

27 316 510

8,25

31 444 222

8,10

-Отчисления (соцстрах)

7 102 293

2,14

8 175 498

2,11

-Амортизация

391 695

0,12

18 549 450

4,78

Прочие расходы

17 475 989

5,28

14 028 337

3,61


 

 

Из таблицы 11 видно, что основные затраты приходятся на сырье и основные материалы (67,46% в 2010 году и 66,29% в 2011 году). В 2011 году существенно увеличились расходы на амортизацию с 0,12% в 2010 году до 4,78%.

Таблица 6

Показатели результативности сбытовой деятельности предприятия

Показатели

2010 г.

2011 г.

2011 г. к

2010 г., %

Фактический объем реализованной продукции, кг

2 278 842

2 630 748

115,4

Количество заключенных контрактов с покупателями, шт.

705

908

128,8

Средняя стоимость выполненного контракта, руб.

523 937

463 690

88,5

Оборачиваемость запасов готовой продукции, раз за год

145

151

104,1

Объем реализованной продукции в расчете на одного сотрудника службы сбыта, кг

42 201

48 718

115,4

Объем реализованной продукции на 1 руб. затрат на рекламу товаров, руб.

317,82

800, 21

251,8

Информация о работе Стратегический анализ развития мясоперерабатывающего предприятия Республики Мордовия