Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 02:13, курсовая работа
Стратегический анализ зародился в конце 1960-х годов. В это время крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий.
Введение
Раздел 1. Теоретические основы современного стратегического анализа.
1.1. Место стратегического анализа в менеджменте.
1.2. Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа.
1.3. Основные разделы и методы стратегического анализа.
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды.
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов.
2.2. Краткая характеристика объекта исследования.
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ.
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера.
2.5. Ранжирование внешних стратегических задач. Матрица управления стратегическими неопределенностями внешней среды.
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды.
Анализ производственного потенциала.
Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. Анализ инвестиционных рисков.
Направления совершенствования системы управления.
Перспективы развития системы маркетинга.
Матрица сильных и слабых сторон развития.
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций.
Определение позиций предприятия матричным методом.
SWOT-анализ.
Обоснование сценариев развития.
Выводы и предложения.
При проведении операций предприятие вынуждено в первую очередь учитывать требования внешней среды прямого воздействия. Так, продавая свою продукцию на рынке, предприятие должно учитывать покупательский спрос на нее, а также позицию конкурентов. Предприятие, конечно же, стремится продать подороже как можно больше продукции, но будет ли эта продукция куплена, если цены будут неприемлемыми для потребителя или значительно выше цен на продукцию конкурентов? Аналогично сталкиваются интересы при покупке необходимых материальных ресурсов у поставщиков, при получении кредитов в банках, определении уровня заработной платы и условий труда, а также при выплате различных налогов в бюджет и т. д.
Но, кроме факторов прямого воздействия, руководитель должен учитывать также внешнюю среду косвенного воздействия. Среда косвенного воздействия не оказывает прямого влияния на операции фирмы, так как при этом не сталкиваются интересы двух сторон, нет выбора альтернативы. Среда косвенного воздействия не влияет на состояние фирмы в настоящее время. В то же время такие факторы, как новые технологии, экономический спад, инфляция, политические изменения в соседнем государстве, отношение прессы к данному бизнесу или бизнесмену, сказываются на деятельности предприятия в будущем и могут даже оказаться решающими. Влияние факторов косвенного воздействия опосредовано через изменение факторов среды прямого воздействия. Например, экономический спад приведет к сокращению числа рабочих мест, а следовательно, к уменьшению доходов населения и спроса на продукцию. Или, например, применение новой технологии конкурентами даст им выигрыш в качестве продукции, а следовательно, укрепит их позиции на рынке. Поэтому менеджер обязан предусматривать влияние факторов среды косвенного воздействия, реагировать на них вовремя.
Следовательно, реакция предприятия на факторы прямого и косвенного воздействия различна. В случае изменения в факторах прямого воздействия предприятие может реагировать двояко: оно может перестроить внутреннюю среду и начать как политику активного приспособления, так и политику противодействия. К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои внутренние переменные — цели, задачи, структуру, технологию, персонал и др.
2.2. Краткая характеристика объекта
Унитарное предприятие ООО «Развитие села
На предприятии функционируют следующие цеха: кулинарный цех, цех полуфабрикатов, цех горячего и холодного копчения, цех фасовки, механический цех, цех варки, цех аммиачно-холодильных установок и колбасный цех, который и будет выступать объектом анализа. Выбор колбасного цеха был не случайным. Во-первых, данный цех является самым большим цехом на предприятии. Во-вторых, сумма затрат и прибыли колбасного цеха, намного превышает затраты и прибыль других цехов. Это связано с большим запасом времени производства сырокопчёной колбасы, так как срок ее производства составляет 35 дней, и это позволяет производить большое количество, а затем реализовать ее в течение полугода. А срок годности, например, кулинарной продукции (пельменей) составляет всего 72 часа (в условиях глубокой заморозки), что ограничивает их реализацию.
Пищекомбинат производит из поставляемого хозяйствами скота свыше 40 видов колбасных изделий и копченостей, кроме этого вырабатываются хлебные изделия. Объем реализованной продукции составил 132,3 млн. рублей.
ГУП "Развитие села" является партнером ОАО "Росагролизинг" при поставках в Республику Мордовия племенной продукции, сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования на условиях федерального лизинга. За время сотрудничества мордовским аграриям передано в лизинг 13 394 головы племенного КРС, создано и модернизировано 8 000 скотомест, а также поставлено перерабатывающее оборудование на сумму свыше 24,8 млн. рублей.
2.2.1. Экономические показатели хозяй
Основные показатели работы перерабатывающего
предприятия приведены в
Таблица 2
Основные показатели работы перерабатывающего предприятия
Показатели |
2011 г. |
Перспектива |
Товарная продукция в действующих ценах, руб. |
421 030 119 |
506 052 741 |
Среднегодовая производственная мощность, кг |
2 630 748 |
3 162 000 |
Коммерческая себестоимость все |
388 176 767 |
466 564 999 |
Прибыль от реализации продукции, руб. |
32 853 352 |
39 487 742 |
Использование мощностей, % |
70,7 |
85,0 |
Таблица 3
Финансовые результаты деятельности
Показатели |
2010 |
2011 |
2011 к 2010, % |
Выручка от реализации основной продукции, руб. |
369 375 682 |
421 030 119 |
113,98 |
Затраты на производство и реализацию продукции, руб. |
331 115 909 |
388 176 767 |
117,23 |
Налоги, отчисленные за счет прибыли, руб. |
7 651 955 |
6 570 670 |
85,87 |
Балансовая прибыль, руб. |
38 259 773 |
32 853 352 |
85,87 |
Чистая прибыль, руб. |
30 607 818 |
26 282 682 |
85,87 |
Рентабельность, % |
11,55 |
8,46 |
- 3,09 п.п. |
Анализ таблицы 8 показывает, что выручка от реализации основной продукции в 2011 году увеличилась на 13,9% по сравнению с предыдущим годом. Но при этом затраты на производство и реализацию продукции увеличились на 17,23%. Рентабельность хозяйственной деятельности снизилась на 3,09 процентных пункта.
Таблица 4
Основные показатели работы
Показатели |
2010 |
2011 |
2011 к 2010, % |
Товарная продукция в действующ |
369 375 682 |
421 030 119 |
113,98 |
Среднегодовая производственная мощность, кг в год |
2 278 842 |
2 630 748 |
115,44 |
Использование мощностей, % |
61,3 |
70,7 |
+9,4 п.п. |
Из таблицы 9 следует, что среднегодовая производстве
Таблица 5
Производство различных видов
Наименование |
2010 |
2011 | ||||
Количество, кг |
Выручка, руб. |
Доля в выручке, % |
Количество, кг |
Выручка, руб. |
Доля в выручке, % | |
Вареные колбасы |
433 519 |
57 659 996 |
16 |
307 658 |
43 836 682 |
10 |
Ветчины |
130 700 |
21 280 001 |
6 |
170 951 |
28 678 215 |
7 |
Деликатесы и копчености |
350 215 |
79 052 689 |
21 |
549 755 |
108 915 161 |
26 |
Изделия копчено-вареные из мяса птицы |
136 479 |
19 994 086 |
5 |
127 860 |
19 054 374 |
5 |
Колбасы варено-копченые |
143 919 |
33 260 941 |
9 |
162 058 |
35 834 769 |
9 |
Колбасы полукопченые |
224 510 |
32 909 455 |
9 |
281 410 |
42 864 989 |
10 |
Колбасы сырокопченые |
46 533 |
23 174 624 |
6 |
40 952 |
20 270 488 |
5 |
Ливерная продукция |
182 650 |
14 570 625 |
4 |
255 989 |
21 297 851 |
5 |
Мясные полуфабрикаты |
119 121 |
10 292 904 |
3 |
140 309 |
13 334 316 |
3 |
Пельмени |
48 865 |
4 752 532 |
1 |
48 473 |
4 475 426 |
1 |
Сосиски, сардельки, шпикачки |
402 939 |
65 013 562 |
18 |
427 365 |
65 630 805 |
16 |
Шашлык |
27 961 |
4 548 320 |
1 |
81 158 |
13 606 492 |
3 |
Субпродукты |
31 431 |
2 865 947 |
1 |
36 810 |
3 230 551 |
1 |
ИТОГО |
2 278 842 |
369 375 682 |
2 630 748 |
421 030 119 |
Из таблицы 10 можно сделать вывод, что в 2011 году по сравнению с 2010 увеличился объем производства деликатесов, ветчин, колбас варено-копченых, колбас полукопченых, ливерной продукции, шашлыка, мясных полуфабрикатов. Объем производства сырокопченых колбас, вареных колбас, Изделий копчено-вареные из мяса птицы уменьшился. Основная выручка поступает от реализации деликатесов и копченостей (21 % выручки в 2010 и 26% в 2011 году), сосисок, сарделек (18% и 16%) и вареных колбас (16% и 10%).
Таблица 6
Анализ структуры затрат (себестоимости)
Показатели |
2010 г. |
2011 г. | ||
руб. |
% |
руб. |
% | |
Затраты всего, в том числе: |
331 115 909 |
100 |
388 176 767 |
100 |
-сырье и основные материалы |
223 362 823 |
67,46 |
257 315 243 |
66,29 |
-вспомогательные материалы |
46 320 653 |
13,99 |
48 636 786 |
12,53 |
-ТЭР |
9 145 946 |
2,76 |
10 027 231 |
2,58 |
-Зарплата |
27 316 510 |
8,25 |
31 444 222 |
8,10 |
-Отчисления (соцстрах) |
7 102 293 |
2,14 |
8 175 498 |
2,11 |
-Амортизация |
391 695 |
0,12 |
18 549 450 |
4,78 |
Прочие расходы |
17 475 989 |
5,28 |
14 028 337 |
3,61 |
Из таблицы 11 видно, что основные затраты приходятся на сырье и основные материалы (67,46% в 2010 году и 66,29% в 2011 году). В 2011 году существенно увеличились расходы на амортизацию с 0,12% в 2010 году до 4,78%.
Таблица 6
Показатели результативности сбытовой деятельности предприятия
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. к 2010 г., % |
Фактический объем реализованной продукции, кг |
2 278 842 |
2 630 748 |
115,4 |
Количество заключенных контрак |
705 |
908 |
128,8 |
Средняя стоимость выполненного контракта, руб. |
523 937 |
463 690 |
88,5 |
Оборачиваемость запасов готовой продукции, раз за год |
145 |
151 |
104,1 |
Объем реализованной продукции в расч |
42 201 |
48 718 |
115,4 |
Объем реализованной продукции на 1 руб. затрат на рекламу товаров, руб. |
317,82 |
800, 21 |
251,8 |