Стратегический анализ развития мясоперерабатывающего предприятия Республики Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 02:13, курсовая работа

Описание

Стратегический анализ зародился в конце 1960-х годов. В это время крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы современного стратегического анализа.
1.1. Место стратегического анализа в менеджменте.
1.2. Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа.
1.3. Основные разделы и методы стратегического анализа.
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды.
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов.
2.2. Краткая характеристика объекта исследования.
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ.
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера.
2.5. Ранжирование внешних стратегических задач. Матрица управления стратегическими неопределенностями внешней среды.
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды.
Анализ производственного потенциала.
Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. Анализ инвестиционных рисков.
Направления совершенствования системы управления.
Перспективы развития системы маркетинга.
Матрица сильных и слабых сторон развития.
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций.
Определение позиций предприятия матричным методом.
SWOT-анализ.
Обоснование сценариев развития.
Выводы и предложения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по стар.doc

— 543.00 Кб (Скачать документ)

 

Влияние угроз на организацию.

 

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

“Легкие ушибы”

Высокая вероятность

ПОЛЕ “ВР”

ПОЛЕ “ВК”

ПОЛЕ “ВТ”

ПОЛЕ “ВЛ”

Средняя вероятность

ПОЛЕ “СР”

ПОЛЕ “СК”

ПОЛЕ “СТ”

ПОЛЕ “СЛ”

Низкая  вероятность

ПОЛЕ “НР”

ПОЛЕ “НК”

ПОЛЕ “НТ”

ПОЛЕ “НЛ”


 

 

 

Рис.3 Матрица  угроз

Те угрозы, которые попадают на поля “ВР”, “ВК”, “СР” представляют очень большую угрозу для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля “ВТ”, “СК” и “НР”, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях “НК”, “СТ” и “ВЛ”, то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации, и должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. 

1. Анализ производственного потенциала.  

 

 

 Термин“потенциал” в своем  этимологическом значении происходит от латинского слова “potentia” и  означает “скрытые возможности”, которые в хозяйственной практике, благодаря работе могут перейти в реальность.

В отечественной экономической литературе, потенциал, в широком понимании можно трактовать как возможности, имеющиеся силы, запасы, средства, которые могут быть использованы, или уровень мощности в любом отношении, совокупность средств, необходимых для чего-нибудь. Короткий словарь иностранных слов также под этим сроком понимает “степень мощности (скрытые возможности) в каком-нибудь отношении...”.

Таким образом, сроки “потенциал”, “потенциальный” означают наличие у кого-нибудь ( будь-это отдельно взятый человек, первичный рабочий коллектив, общество в целом) скрытых возможностей, которые еще не проявились, или дарования к деятельности в соответствующих сферах.

Важными показателями, характеризующими финансовую устойчивость, являются:

Коэффициент финансовой автономии (независимости) или удельный вес собственного капитала в его общей сумме показывает, какая часть активов предприятия финансируется за счет собственного капитала. Должен быть не менее 50% и определяется как отношение собственного капитала к сумме активов баланса;

Коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала в общей  валюте баланса) показывает коэффициент  доли предприятия, должен быть не более 50% и определяется как отношение заемного капитала к сумме активов баланса;

Плечо финансового рычага или коэффициент  финансового риска (отношение заемного капитала к собственному) показывает отношение заемного капитала к собственному, т.е. сколько заемных средств привлечено предприятием на 1 рубль собственных активов. Нормативное значение этого коэффициента не более 1.

Чем выше уровень 1-го показателя и  ниже 2-го и 3-го, тем устойчивее финансовое состояние предприятия.

При анализе финансового состояния предприятия необходимо знать также запас его финансовой устойчивости или прочности (зону безубыточности).

Порог рентабельности – отношение  суммы постоянных затрат в составе  себестоимости реализованной продукции  к доле маржинального дохода в  выручке.

Маржинальный доход (МД) – прибыль  в сумме с постоянными затратами  предприятия.

Расчет порога рентабельности произведем при помощи таблицы 11.

 

Таблица 11 – 

Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости предприятия

Показатель 

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Изменение, +/-

Выручка от реализации продукции без НДС и пр., тыс.р.

18456219

23847294

+5391075

Прибыль, тыс.р.

3107734

2652440

-455294

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

15194266

20969402

+5775136

Сумма переменных затрат, тыс.р.

13982607

18122741

+4140134

Сумма постоянных затрат, тыс.р.

1211659

2846661

+1635002

Сумма маржинального дохода, тыс.р.

4319393

5499101

+1179708

Доля маржинального дохода в выручке, %

23,4

23,06

-0,34

Порог рентабельности, тыс.р.

5178030

12344584

+7166554

Запас финансовой устойчивости: - тыс.р.

- %.

13278189

71,94

11502710

48,23

-1775479

-23,71


 

Как видно из таблицы, в прошлом году нужно было реализовать продукцию на сумму 5178030 тыс.руб., чтобы покрыть все постоянные затраты. При такой выручке рентабельность будет равна нулю. Фактическая выручка составила 18456219 тыс.руб., что выше критический суммы на 13278189 тыс.руб., или на 71,94%. Это и есть запас финансовой устойчивости. В отчетном году запас финансовой устойчивости уменьшился на 1775479 тыс.руб., выручка может уменьшиться еще на 23,71%, и только тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка станет еще ниже, то предприятие будет убыточным и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять, насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия. Это очень важный показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия.

Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности. Для оценки платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитываются следующие показатели:

- коэффициент текущей ликвидности  – отношение всей суммы текущих  активов, включая запасы и незавершенное  производство, к общей сумме краткосрочных  обязательств (нормативное значение больше 2);

- коэффициент промежуточной ликвидности  – отношение ликвидных средств  (денежные средства + краткосрочные  финансовые вложения + краткосрочные  дебиторы) к общей сумме краткосрочных  обязательств (нормативное значение  не менее 1);

- коэффициент абсолютной ликвидности – отношение денежных средств к общей сумме краткосрочных обязательств (нормативное значение 0,2-0,5).

Результаты расчетов занесем в  таблицу 12.

 

Таблица 12 – Расчет показателей, характеризующих  финансовую устойчивость предприятия

Показатели 

Уровень показателей

 

На начало года

На конец года

Изменения, +/-

1) коэффициент текущей ликвидности

0,339

26,24

+25,90

2) коэффициент промежуточной ликвидности

0,06

0,61

+0,55

3) коэффициент абсолютной ликвидности

0,004

0,03

+0,026


 

Из таблицы видно, что наметилась тенденция к повышению данных коэффициентов, а именно:

коэффициент текущей ликвидности  повысился на 25,90 и он находится  в пределах нормы;

коэффициент промежуточной ликвидности – на 0,55 (на начало и конец отчетного периода коэффициент находится за пределами нормы);

коэффициент абсолютной ликвидности  – на 0,026 (на начало года и конец  года – за пределами нормы).

 

 

 

 

start="5"

 Матрица сильных и слабых сторон развития

В результате анализа внутренней среды выводятся данные стратегического потенциала в рамках поставленной цели; насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Мы проводим, таким образом, анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравниваем наше предприятие с главным конкурентом, если оцениваем свои конкурентные преимущества).

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

 

 

Таблица 2.2.2

 

Анализ внутренней среды ООО «Развитие села»

Бизнес функция

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Система распределения

1. Бесперебойное обеспечение материалами отделом материально – технического снабжения

2. Прямые  договоры с поставщиками

 

3. Использование оборудования на полную мощность

 

 

1. Неразвитая система сбыта продукции


 

 

 

Окончание табл. .2.2.2

Бизнес функция

Сильные стороны

Слабые стороны

 

2. Собственная технология

1. Наличие внутренней кооперации между подразделениями;

2. Эффективная система контроля качества продукции (соответствие высоким государственным стандартам);

1. Использование устаревших технологий производства и разведения КРС;

2. Неполное использование производственных мощностей;

3. Высокая степень износа основных фондов (более 65%).

3. Собственная продукция и имидж фирмы

1. Наличие преимуществ продукции по качеству и вкусу;

2. Наличие узнаваемой марки;

3. Отличие продукции наградами и дипломами (Номинация: Продовольственные товары

Лауреат 2006,  «100 лучших товаров»).

1. Короткий срок реализации товаров;

 

2. Ограниченность возможности расширения рынков сбыта.

4. Организация управления компанией (кадры)

1. Высокая квалификация персонала;

2. Постоянная обновляемость кадров (прием на работу молодых работников – средний возраст 28-37 лет);

3. Наличие социального пакета.

4. Эффективная система оплаты труда (высокий уровень заработной платы одного работника: 9100 руб. в 2007 г.);

5. Высокий уровень специализации работников управления, распределение обязанностей согласно должностной инструкции

6.  Демократический  стиль управления

1. Увеличение текучести кадров (с 15 % в 2006 г. до 17% в 2007 г.);

2. Борьба за ресурсы предприятия между отделами

3. Несоответствие норме управляемости

5.Собственные финансовые средства (эффективность деятельности )

1. Доля на рынке Республики Марий Эл около 18% (окопавшийся в рыночной нише)

1.Ухудшение кризисной ситуации с каждым годом

2.Рост долгов и неплатежеспособность предприятия

3.Отсутствие инвестиционных возможностей


 

 

Раздел 4. Обоснование стратегических позиций.

4.1 Определение позиций предприятия матричным методом.

Для диагностики совокупного экономического потенциала развития можно использовать как индикаторный, так и матричный методы.

В основу индикаторного метода заложена система индикаторов, с помощью которых дается оценка совокупного экономического потенциала развития предприятия. В условиях современной экономики особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного управления. В мировой практике большинство теоретических и методических положений индикативного управления остаются дискуссионными и недостаточно разработанными.

Совокупный экономический потенциал  развития предприятия - это потенциальный  объем производства продукции, потенциальные  возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров.

Повышение конкурентоспособности  предприятий, преодоление негативных ситуаций в экономическом развитии невозможно без оценки реальных возможностей, то есть его потенциала развития. Анализ и оценка потенциала развития предприятия позволяет выявить ключевые проблемы и наметить пути их решения.

Экономический потенциал развития предприятия не может иметь раз  и навсегда данную форму и содержание, поэтому управление экономическим потенциалом предприятия и его развитием не может быть сведено к достижению поставленных целей, и носить четко поставленные временные рамки. Механизм развития экономического потенциала предприятия четко и органично должен вписываться в системы управления предприятием, и конкретизироваться специально сформированной системой управления, располагающей собственными специфическими принципами функционирования, определенной структурой и набором составляющих элементов.

Диагностику потенциала развития предприятия следует проводить в форме комплексного, поэтапного и поэлементного исследования. При комплексной форме оценки потенциала исследуются все составляющие потенциала, которые интегрируются в единый показатель. Основные методы интегрирования показателей - экспертный или рейтинговый. При поэтапной оценке упор делается на главные критерии, которые определяют способность предприятия решать его основные задачи, достигать поставленной цели. В этом случае проблема сводится к детализации главных критериев, которые обеспечивают комплексную оценку уровня использования совокупного экономического потенциала промышленного предприятия.

Информация о работе Стратегический анализ развития мясоперерабатывающего предприятия Республики Мордовия