Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 02:13, курсовая работа
Стратегический анализ зародился в конце 1960-х годов. В это время крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий.
Введение
Раздел 1. Теоретические основы современного стратегического анализа.
1.1. Место стратегического анализа в менеджменте.
1.2. Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа.
1.3. Основные разделы и методы стратегического анализа.
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды.
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов.
2.2. Краткая характеристика объекта исследования.
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ.
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера.
2.5. Ранжирование внешних стратегических задач. Матрица управления стратегическими неопределенностями внешней среды.
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды.
Анализ производственного потенциала.
Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. Анализ инвестиционных рисков.
Направления совершенствования системы управления.
Перспективы развития системы маркетинга.
Матрица сильных и слабых сторон развития.
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций.
Определение позиций предприятия матричным методом.
SWOT-анализ.
Обоснование сценариев развития.
Выводы и предложения.
Влияние угроз на организацию.
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
“Легкие ушибы” | |
Высокая вероятность |
ПОЛЕ “ВР” |
ПОЛЕ “ВК” |
ПОЛЕ “ВТ” |
ПОЛЕ “ВЛ” |
Средняя вероятность |
ПОЛЕ “СР” |
ПОЛЕ “СК” |
ПОЛЕ “СТ” |
ПОЛЕ “СЛ” |
Низкая вероятность |
ПОЛЕ “НР” |
ПОЛЕ “НК” |
ПОЛЕ “НТ” |
ПОЛЕ “НЛ” |
Рис.3 Матрица угроз
Те угрозы, которые попадают на поля “ВР”, “ВК”, “СР” представляют очень большую угрозу для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля “ВТ”, “СК” и “НР”, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях “НК”, “СТ” и “ВЛ”, то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации, и должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
1. Анализ производственного потенциала.
Термин“потенциал” в своем этимологическом значении происходит от латинского слова “potentia” и означает “скрытые возможности”, которые в хозяйственной практике, благодаря работе могут перейти в реальность.
В отечественной экономической ли
Таким образом, сроки “потенциал”, “потенциальный” означают наличие у кого-нибудь ( будь-это отдельно взятый человек, первичный рабочий коллектив, общество в целом) скрытых возможностей, которые еще не проявились, или дарования к деятельности в соответствующих сферах.
Важными показателями, характеризующими финансовую устойчивость, являются:
Коэффициент финансовой автономии (независимости) или удельный вес собственного капитала в его общей сумме показывает, какая часть активов предприяти
Коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала в общей валюте баланса) показывает коэффициент доли предприятия, должен быть не более 50% и определяется как отношение заемного капитала к сумме активов баланса;
Плечо финансового рычага или коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному) показывает отношение заемного капитала к собственному, т.е. сколько заемных средств привлечено предприятием на 1 рубль собственных активов. Нормативное значение этого коэффициента не более 1.
Чем выше уровень 1-го показателя и ниже 2-го и 3-го, тем устойчивее финансовое состояние предприятия.
При анализе финансового состояния предприятия необходимо знать также запас его финансовой устойчивости или прочности (зону безубыточности).
Порог рентабельности – отношение
суммы постоянных затрат в составе
себестоимости реализованной
Маржинальный доход (МД) – прибыль
в сумме с постоянными
Расчет порога рентабельности произведем при помощи таблицы 11.
Таблица 11 –
Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости предприятия
Показатель |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
Изменение, +/- |
Выручка от реализации продукции без НДС и пр., тыс.р. |
18456219 |
23847294 |
+5391075 |
Прибыль, тыс.р. |
3107734 |
2652440 |
-455294 |
Полная себестоимость реализова |
15194266 |
20969402 |
+5775136 |
Сумма переменных затрат, тыс.р. |
13982607 |
18122741 |
+4140134 |
Сумма постоянных затрат, тыс.р. |
1211659 |
2846661 |
+1635002 |
Сумма маржинального дохода, тыс.р. |
4319393 |
5499101 |
+1179708 |
Доля маржинального дохода в выручке, % |
23,4 |
23,06 |
-0,34 |
Порог рентабельности, тыс.р. |
5178030 |
12344584 |
+7166554 |
Запас финансовой устойчивости: - тыс.р. - %. |
13278189 71,94 |
11502710 48,23 |
-1775479 -23,71 |
Как видно из таблицы, в прошлом году нужно было реализовать продукцию на сумму 5178030 тыс.руб., чтобы покрыть все постоянные затраты. При такой выручке рентабельность будет равна нулю. Фактическая выручка составила 18456219 тыс.руб., что выше критический суммы на 13278189 тыс.руб., или на 71,94%. Это и есть запас финансовой устойчивости. В отчетном году запас финансовой устойчивости уменьшился на 1775479 тыс.руб., выручка может уменьшиться еще на 23,71%, и только тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка станет еще ниже, то предприятие будет убыточным и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять, насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия. Это очень важный показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия.
Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.
Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности. Для оценки платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитываются следующие показатели:
- коэффициент текущей
- коэффициент промежуточной
- коэффициент абсолютной ликвидности – отношение денежных средств к общей сумме краткосрочных обязательств (нормативное значение 0,2-0,5).
Результаты расчетов занесем в таблицу 12.
Таблица 12 – Расчет показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия
Показатели |
Уровень показателей | ||
На начало года |
На конец года |
Изменения, +/- | |
1) коэффициент текущей ликвидност |
0,339 |
26,24 |
+25,90 |
2) коэффициент промежуточной ликв |
0,06 |
0,61 |
+0,55 |
3) коэффициент абсолютной ликвидн |
0,004 |
0,03 |
+0,026 |
Из таблицы видно, что наметилась тенденция к повышению данных коэффициентов, а именно:
коэффициент текущей ликвидности повысился на 25,90 и он находится в пределах нормы;
коэффициент промежуточной ликвидности – на 0,55 (на начало и конец отчетного периода коэффициент находится за пределами нормы);
коэффициент абсолютной ликвидности – на 0,026 (на начало года и конец года – за пределами нормы).
start="5"
Матрица сильных и слабых сторон развития
В результате анализа внутренней среды выводятся данные стратегического потенциала в рамках поставленной цели; насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Мы проводим, таким образом, анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравниваем наше предприятие с главным конкурентом, если оцениваем свои конкурентные преимущества).
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представ
Таблица 2.2.2
Анализ внутренней среды ООО «Развитие села»
Бизнес функция |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Система распределения |
1. Бесперебойное обеспечение мате 2. Прямые договоры с поставщиками
3. Использование оборудования на полную мощность |
1. Неразвитая система сбыта продукции |
Окончание табл. .2.2.2
Бизнес функция |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
2. Собственная технология |
1. Наличие внутренней кооперации между подразделениями; 2. Эффективная система контроля качества продукции (соответствие высоким государственным стандартам); |
1. Использование устаревших технологий производства и разведения КРС; 2. Неполное использование произво 3. Высокая степень износа основны |
3. Собственная продукция и имидж фирмы |
1. Наличие преимуществ продукции по качеству и вкусу; 2. Наличие узнаваемой марки; 3. Отличие продукции наградами и Лауреат 2006, «100 лучших товаров»). |
1. Короткий срок реализации товаров;
2. Ограниченность возможности рас |
4. Организация управления компани |
1. Высокая квалификация персонала; 2. Постоянная обновляемость кадров (прием на работу молодых работников – средний возраст 28-37 лет); 3. Наличие социального пакета. 4. Эффективная система оплаты труда (высокий уровень заработной платы одного работника: 9100 руб. в 2007 г.); 5. Высокий уровень специализации 6. Демократический стиль управления |
1. Увеличение текучести кадров (с 15 % в 2006 г. до 17% в 2007 г.); 2. Борьба за ресурсы предприятия между отделами 3. Несоответствие норме управляем |
5.Собственные финансовые средс |
1. Доля на рынке Республики Марий Эл около 18% (окопавшийся в рыночной нише) |
1.Ухудшение кризисной ситуации с каждым годом 2.Рост долгов и неплатежеспособность предприятия 3.Отсутствие инвестиционных возможностей |
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций.
4.1 Определение позиций предприяти
Для диагностики совокупного эконом
В основу индикаторного метода заложена система индикаторов, с помощью которых дается оценка совокупного экономического потенциала развития предприятия. В условиях современной экономики особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного управления. В мировой практике большинство теоретических и методических положений индикативного управления остаются дискуссионными и недостаточно разработанными.
Совокупный экономический
Повышение конкурентоспособности предприятий, преодоление негативных ситуаций в экономическом развитии невозможно без оценки реальных возможностей, то есть его потенциала развития. Анализ и оценка потенциала развития предприятия позволяет выявить ключевые проблемы и наметить пути их решения.
Экономический потенциал развития предприятия не может иметь раз и навсегда данную форму и содержание, поэтому управление экономическим потенциалом предприятия и его развитием не может быть сведено к достижению поставленных целей, и носить четко поставленные временные рамки. Механизм развития экономического потенциала предприятия четко и органично должен вписываться в системы управления предприятием, и конкретизироваться специально сформированной системой управления, располагающей собственными специфическими принципами функционирования, определенной структурой и набором составляющих элементов.
Диагностику потенциала развития предприятия следует проводить