Стратегический анализ развития мясоперерабатывающего предприятия Республики Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 02:13, курсовая работа

Описание

Стратегический анализ зародился в конце 1960-х годов. В это время крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы современного стратегического анализа.
1.1. Место стратегического анализа в менеджменте.
1.2. Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа.
1.3. Основные разделы и методы стратегического анализа.
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды.
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов.
2.2. Краткая характеристика объекта исследования.
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ.
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера.
2.5. Ранжирование внешних стратегических задач. Матрица управления стратегическими неопределенностями внешней среды.
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды.
Анализ производственного потенциала.
Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. Анализ инвестиционных рисков.
Направления совершенствования системы управления.
Перспективы развития системы маркетинга.
Матрица сильных и слабых сторон развития.
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций.
Определение позиций предприятия матричным методом.
SWOT-анализ.
Обоснование сценариев развития.
Выводы и предложения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по стар.doc

— 543.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Из таблицы 12 следует, что фактический объем реализованной продукции в 2011 году увеличился на 15,4%; количество заключенных контрактов возросло на 28,8%, но средняя стоимость выполненного контракта уменьшилась на 11,5%.

Из представленного выше материала  можно сделать вывод, что предприятие за 2010 и 2011 годы сработало рентабельно.

Характеристика внешней среды  предприятия представлена в таблице 3:

Таблица 3

Характеристика внешней среды 

Фактор внешней среды

Содержание фактора

Влияние на систему

Фактор внешней среды прямого воздействия

Потребители

Все группы потребителей, их спрос  на производимую продукцию

Ассортимент производимой продукции, цена по которой её можно продать

Поставщики

Поставщики материальных ресурсов

Стабильность и непрерывность  работы предприятия, качество изготовляемой продукции

 

Трудовые ресурсы

Качество и количество произведённой  продукции,

 

Поставщики финансовых ресурсов

Устойчивость, рост и процветание  предприятия

Государственные институты

Законы и государственные органы

Нормативная база создания и функционирования предприятий, Фискальная политика

Конкуренты

Конкуренты, производящие аналогичные  товары

Доля рынка, занимаемая предприятием, объемы реализации

 

Конкуренты, производящие товары-субституты

 

Фактор внешней среды косвенного воздействия

Рынок трудовых ресурсов

Численность трудовых ресурсов

Организация, уровень оплаты труда, бюджет предприятия.

Научно-технический прогресс

Уровень развития науки и техники

Технология производства, его качественные и количественные характеристики

Международные и политические события

Политическая обстановка

Благоприятный фон для деятельности предприятия

 

Международное сотрудничество

Наличие и характер дипломатических  отношений с иностранными государствами

Социально-экономические факторы

Экономическая конъюнктура

Спрос, предложение и цена производимых товаров, возможность получения  предприятием внутренних и внешних  займов

 

Социокультурные условия, ценности, традиции, стереотипы

Практика деятельности предприятия, поведения её руководителей и  персонала, потребителей продукции


 

 

 

2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ.

Макросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества. Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями.

В состав макросреды входят: демографическая  среда (структура населения, уровень  рождаемости и смертности и т.д.), научно-техническая среда (темпы НТП, ускорение которых приводит к повышению затрат на инновационную деятельность), социально–экономическая среда (уровень доходов населения, уровень инфляции), политико-правовая среда (законодательные акты и нормы, регулирующие деятельность рыночной системы), природная среда (наличие ресурсов, загрязнение среды, экологический налог), культурная среда     (традиции, нормы и правила поведения в обществе, влияющие на приобретение товара или услуги).

На работу мясного завода влияет деятельность государства. Государство устанавливает правила для работников. Каждый работник в обязательном порядке должен иметь санитарную книжку, так как контактирует с продуктами. Государство также следит за охраной труда на предприятии. Невозможно приступить к работе в состоянии алкогольного опьянения, за этим следят особенно тщательно, так как пищевое оборудование - источник повышенной опасности. Люди работают с паром, вакуумным оборудованием. Иногда приходят чиновники с проверками, могут оштрафовать в случае выявления каких-либо нарушений. Но так как на заводе высочайшие внутренние стандарты качества, то таких случаев пока что не было.

СТЭП-анализ определяет факторы внешней  среды, оказывающие влияние на состояние  предприятия.

СТЭП - анализ определяет следующие факторы:

    • С – социальные факторы;
    • Т – технологические факторы;
    • Э – экономические факторы;
    • П – политические факторы;
    • Р – рынок;
    • К - конкуренты.

Качественные оценки для анализа внешней среды получают экспертным опросом и выводится оценочная шкала:

1 – влияние очень слабое;

3 – влияние слабое;

5 – влияние существенное;

7 – влияние значительное;

9 – влияние сильное.

Проведем детальный анализ факторов внешней среды ООО «Развитие  села»  (таблица 6).

Таблица 6

СТЭП – анализ внешней среды ООО «Развитие села»

Факторы

Знак влияния, + -

Качественная оценка

Бальная оценка bi

Вес фактора  wj

Важность фактора,

wj bi

Критический синтез

  1. Социальные

увеличение численности трудоспособного населения (Х1)

 

 

+

 

 

Значительное

 

 

8

 

 

0,02

 

 

+0,16

 

Проведение маркетинговых и статистических исследований  рынка

уровень образования населения; (X2)

+

Существенное

6

0,02

+0,12

 

 

 уровень жизни населения; (X3)

+

Сильное

8

0,04

+0,32

 

уровень рождаемости; (X4)

+

Существенное

5

0,01

+0,05

 

2.Технологические

моральный износ технологического оборудования, новизна технологий (X5)

 

-

 

Сильное

 

9

 

0,15

 

+1,35

-Введение обязательного мониторинга рынка технологий и лицензий;

-пополнение резервного фонда для профилактического и капитального ремонтов оборудования;

-финансирование собственных программ по разработке новых технологий производства реализуемой продукции.

3.Экономические

Рост уровня инфляции; (X6)

 

-

 

Существенное

 

5

 

0,05

 

-0,25

 

Изучение  рынка труда, активная политика функций службы сбыта;

заключение договора страхования кредита

Рост величины банковского процента; (X7)

-

Существенное

6

0,02

-0,12

Прожиточный уровень трудоспособного населения (Х8)

-

Значительное

8

0,03

-0,24

Физический объем продаж  продукции предприятия; (Х9)

+

Сильное

8

0,14

+1,12

4. Политические

Льготное налогообложение (X10)

+

Значительное

7

0,05

+0,35

 

 

5. Рынок

Рынок  продукции из мяса - рынок  «покупателя» (Х11);

-

Значительное

7

0,1

-0,7

- Улучшение качества  обслуживания и  качества мясной продукции;

- своевременная реакция  на поступающие из маркетинговой среды ООО «Развитие села»  сигналы, поддержание высокого качества мясной продукции

Рынок производителей свинины Республики Мордрвии относится к разряду развитых; (X12)

+

Значительное

7

0,08

+0,56


 

 

 

Окончание табл.11

Факторы

Знак влияния, + -

Качественная оценка

Бальная оценка bi

Вес фактора wj

Важность фактора,

wj bi

Критический синтез

Наличие сезонных колебаний спроса на продукцию из свинины;  (Х13)

-

Слабое

4

0,03

-0,12

 

6. Конкуренты

тип конкуренции  - монополистическая конкуренция (Х14)

+

Существенное

6

0,06

+0,36

 

ООО «Развитие села»  мясокомбинат» является лидером на региональном рынке производителей мясопродуктов (Х15)

+

Сильное

9

0,2

+1,8

Использование свободных денежных средств на разработку индивидуальной эксклюзивной продукции

Итого

     

1

   

По полученным оценкам важности  факторов внешней среды ООО «Развитие села» построим профиль внешней среды предприятия (рис. 11).

Рис. 11.  Профиль внешней среды  ООО «Развитие села» 

Таким образом, наибольшую опасность  представляют такие факторы внешней  среды,  как: моральный износ технологического оборудования, новизна технологий, рост  уровня инфляции,  рост уровня безработицы, прожиточный  уровень  трудоспособного населения и рост величины  банковского процента, а также рынок  продукции из свинины – рынок «покупателя», наличие сезонных колебаний спроса на мясную продукцию. Поскольку в  данном  анализе рассматривались  факторы внешней среды,  то  в  качестве  мероприятий,  компенсирующих  отрицательное  влияние  ООО «Развитие села»  мясокомбинат»,  могут  быть  предложены:  изучение рынка труда, активная маркетинговая политика, заключение договора страхования кредита, улучшение качества продукции из мяса и внедрение ресурсосберегающих технологий.

 

 

2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера.

 

Микросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.

К микросреде относятся следующие  элементы:

  1. организация (предприятие);
  2. поставщики;
  3. маркетинговые посредники;
  4. клиентура;
  5. конкуренты;
  6. контактные аудитории.

Рисунок 2.Основные силы, действующие в микросреде фирмы

 

Влияние поставщиков велико. Мясоперерабатывающий завод платит высокую арендную плату за землю, платит за электроэнергию. Также очень важно качество товаров, которыми снабжает поставщик. На заводе используется только качественное мясо для изготовления продукции. Продукты низкого качества, принеся небольшую экономию, нанесут непоправимый вред репутации завода, чего не хотело бы его руководство. Особенно важно качество для приготовления элитных сортов колбас, дорогих мясопродуктов. Доставкой продукции завода занимается несколько десятков экспедиторов. На заводе имеются специально оборудованные рифрежираторы для перевозки мяса и колбас. Важно поддерживать режим хранения замороженных продуктов, и это тоже дополнительные затраты. Любое нарушение температурного режима может привести к порче мяса или мясопродуктов.

Завод ООО «Развитие села» давно  известен на рынке. Конкуренция по данному  направлению деятельности высокая. Главный конкурент завода является Атяшевский мясокомбинат(МК).

Данный мясокомбинат определен, как основной конкурент по следующим критериям:

  1. Имеет самые большие объемы продаж .
  2. Имеют широкую сеть распространения, на предполагаемой стратегической зоне распространения продукции БМК (дистрибьюция до 80 %).

3) Имеют развитую современную структуру продаж на данной территории (включающую в себя, как прямые продажи, так и продажи через дистрибьюторов).

4) Имеют хорошую историю продаж  на тактической территории распространения  продукции БМК (узнаваемость бренда; хороший потребительский спрос;  лояльность потребителя).

Анализ конкурентов делается с  помощью сравнительной матрицой.

Таблица

Сравнение с колбасой другого комбината

Сильные стороны колбасы ООО «Развитие села»

Сильные стороны колбасы Атяшевского мясокомбината(МК)

Качественная по составу

Питательность

Наличие продукции высшего и 1 сорта

Дизайн упаковки

Питательность

Легко купить

Вкусная (специальные рецепты)

Известность бренда

Качественная упаковка

Низкие цены

Низкие цены

Качественная упаковка

Слабые стороны 

Слабые стороны 

Неизвестность бренда

Низкое качество

Информация о работе Стратегический анализ развития мясоперерабатывающего предприятия Республики Мордовия