Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ООО «Хлеб-4»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:21, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – научиться практически применять методологию стратегического планирования.
Основные задачи курсовой работы:
1) Провести анализ степени разработанности проблемы в суще¬ствующей отечественной и зарубежной литературе и практике;
2) Дать аналитическую характеристику действующего положения объекта;

Работа состоит из  1 файл

Даник.docx

— 159.66 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки 

Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный  технический университет

им. И.И. Ползунова»

Кафедра экономики и производственного

 менеджмента

                                                                           Курсовая работа защищена

                                          с оценкой_________________

                                                       Руководитель -  старший преподаватель                           

                                                                      В.А. Любицкая ___________

ББК 65.50. 9(2)24

«Стратегическое планирование на предприятии (на примере  предприятия ООО «Хлеб-4»)»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Стратегическое управление предприятием»

КР. 080502.15. 000ПЗ

 

Курсовую работу выполнил

студент гр. ЭУП-72                                                                      Д.В. Галимов

 

 

Нормоконтролер:                                                                      В.А. Любицкая

 

 

2012

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Учебная дисциплина,  по которой  выполняется работа

Стратегическое управление предприятием

Студентка

Галимов Д.В.

Группа

ЭУП - 72

Факультет

ИЭиУ

Номер задания

10

Тема курсовой работы

Стратегическое планирование на предприятии (на примере ООО «Хлеб-4»)

Вопросы, подлежащие освещению  в работе

Понятие стратегического  планирования, сущность стратегического  планирования, особенности стратегического  планирования зерноперерабатывающих  предприятий, разработка и оценка выбранной  стратегии.  Диагностика предприятия  по всем  ресурсным (основные и оборотные  активы, технологии, персонал, инновационный  потенциал, финансы) составляющим и  основным процессам (видам функциональной деятельности – маркетинг и сбыт, снабжение, производство, персонал, финансы).

Действующая система управления и организационная структура. Определение  сильных и слабых сторон предприятия, его возможности и наличие  угроз, конкурентоспособность издержек и цен, конкурентная позиция предприятия, стратегические проблемы, стоящие перед  предприятием.

Таблично-графические материалы

Диаграммы объема выпускаемой продукции (в натуральном и стоимостном  выражении), объема продаж по видам продукции, потребительских сегментов в долевом соотношении,  структуры издержек предприятия. Оценка инновационной активности, анализ численности, организационная структура предприятия; таблицы оценки конкурентоспособности и т. д.

Срок выполнения  курсовой работы

С 1.09. 2011 г. по 22. 12. 2011 г.

Срок представления курсовой работы к защите

23. 12. 2011 г.

 

Руководитель – ФИО, должность, подпись

Любицкая В.А.

Дата выдачи задания

1.09. 2011 г.


 

 

Введение

Стратегическое  планирование - это одна из  функций управления,  которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, имеющих место  в процессе управления, таких как  оперативное, тактическое и долгосрочное (перспективное) планирование. Причем это отличие заключается не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта планирования, а, прежде всего, в направлении вектора  планирования. Традиционно вектор планирования направлен из прошлого в будущее. Стратегическое  планирование предполагает выстраивание вектора анализа и  принятия управленческих решений из будущего в настоящее.

Жесткая конкурентная борьба за потребителя, динамически меняющиеся условия рынка требуют особенно эффективного процесса управления предприятием, что невозможно без полноценного стратегического  планирования, анализа, контроля и регулирования деятельности.

Разработка и реализация стратегии становится особенно актуальной в рыночной экономической среде, характеризуемой многофакторностью  ее влияния на конкретный экономический  субъект, действующий на том или  ином рынке товаров и услуг. Стратегия  позволяет управлять деятельностью  фирмы в целом и отдельных ее бизнес структур в направлении роста, выбранном из большого числа альтернатив, возникающих под воздействием внешней среды.

Цель курсовой работы –  научиться практически применять  методологию стратегического планирования.

Основные задачи курсовой работы:

  1. Провести анализ степени разработанности проблемы в существующей отечественной и зарубежной литературе и практике;
  2. Дать аналитическую характеристику действующего положения объекта;
  3. Сформулировать рекомендации по улучшению системы, дать их экономическое обоснование.

В данной курсовой применялись  методы анализа предприятия: оценка конкурентоспособности, оценка финансового  состояния предприятия и другие.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Хлеб-4».

Предметом исследования являться внешняя и внутренняя среда предприятия. Диагностика предприятия проводится по всем  ресурсным (основные и оборотные  активы, технологии, персонал, инновационный  потенциал, финансы) составляющим и  основным процессам (видам функциональной деятельности – маркетинг и сбыт, снабжение, производство, персонал, финансы).  

  1. Эволюция  концепций стратегического менеджмента

        1. Сущность стратегического  планирования

 

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии  как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих  в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее  состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней  средой.

Стратегия - это генеральная  программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные  цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие  получает единое направление движения.

Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления  стратегических решений, центральным  звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении  собственного ресурсного потенциала предприятия  с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать  как основное связующее звено  между тем, что организация хочет  достичь ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

B самом общем виде стратегия  может быть определена как  эффективная деловая концепция  (концепция бизнеса), дополненная  набором реальных действий, который  способен привести эту деловую  концепцию к достижению реального  конкурентного преимущества, способного  сохраняться длительное время  . Разработка стратегии должна  основываться на глубоком понимании  рынка, оценке позиции предприятия  на рынке, осознании своих конкурентных  преимуществ.

Сущность стратегического  планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:

    • В каком положении предприятие находится в настоящее время?
    • В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
    • Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую  ситуацию, в которой находится  предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого  необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций. Второй вопрос отражает такую  важную особенность стратегического  планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического  планирования связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному  содержанию стратегическое планирование обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько  наличным ресурсам и процессам, сколько  возможностям наращивания стратегического  потенциала предприятия. В основе стратегического  планирования лежат стратегические решения.

Стратегические решения - это управленческие решения, которые:

1) ориентированы на будущее  и закладывают основу для принятия  оперативных управленческих решений;

2) сопряжены со значительной  неопределенностью, поскольку учитывают  неконтролируемые внешние факторы,  воздействующие на предприятие;

3) связаны с вовлечением  значительных ресурсов и могут  иметь чрезвычайно серьезные,  долгосрочные последствия для  предприятия.

К числу стратегических решений  можно отнести:

• реконструкцию предприятия;

• внедрение новшеств (новая  продукция; новые технологии);

• организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации  и оплаты труда, взаимодействия с  поставщиками и потребителями);

• выход на новые рынки  сбыта;

• приобретение, слияние  предприятий и т.д.

Стратегическое планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур.

По своему характеру их можно объединить в две группы: стратегический анализ (анализ внешней  среды, внутрифирменный анализ, анализ сильных и слабых сторон фирмы) и  стратегическое проектирование (определение  миссии, определение стратегического  положения, установление целей, планирование реализации стратегии). Следует отметить, что последовательность отдельных  процедур зависит от стадии жизненного цикла фирмы, от наличия предыдущего  стратегического плана, но, в конечном счете, все они в совокупности составляют замкнутый цикл стратегического  планирования.

 

        1. Предпосылки возникновения  современных концепций   стратегического  менеджмента

Появление систематического стратегического менеджмента совпало  по времени с зарождением информационного (постиндустриального) общества и может  рассматриваться как один из его  элементов. В соответствии с популярной концепцией известного американского социолога Элвина Тоффлера, мировое общественное развитие представляет собой последовательную смену “волн” цивилизации. Первая волна, или “сельскохозяйственная цивилизация”, охватывает приблизительно древний мир и средние века. Ее сменила вторая, “индустриальная цивилизация”. В середине нашего века стали появляться элементы “третьей волны”, ассоциируемой, прежде всего, со знаниями, информатизацией и творчеством. Постепенно изменения охватили все институты общества и не могли миновать фирму (тем более крупные корпорации). При всей своей радикальности происходящие изменения во многом переходны, поскольку соответствуют всего лишь начальной фазе новой цивилизации.

Столкновение “волн” сопровождается, по Тоффлеру, серьезными противоречиями и конфликтами. Эта идея может  послужить исходным пунктом для  объяснения как современной трансформации  фирмы, так и эволюции самого стратегического  менеджмента.

Фирма индустриальной эпохи  занималась, как хорошо известно, массовым производством и массовым сбытом стандартной продукции, обслуживая крупные однородные рынки. Она использовала специальное однооперационное оборудование, связывая его конвейерными технологиями, а в организационно-управленческом отношении строилась в разрезе  основных функций по известным административным правилам (строгая иерархия власти, решений и контроля, жесткая регламентация  работы, чисто исполнительская роль персонала и др.) Фирма постиндустриального  типа, напротив, имеет дело с чрезвычайно  разнообразным и динамичным спросом: растущие дифференциация и индивидуализация стилей жизни и запросов потребителей раскололи бывшие некогда однородными  и массовыми рынки и превратили их в наборы разнородных сегментов  и ниш. Генеральная тенденция  состоит в снижении роли стандартных  продуктов с длительными жизненными циклами и замене их имеющими короткий цикл дифференцированными товарами (разработанными и произведенными для  особых групп потребителей).

Подобная гибкость возможна только благодаря технологиям информационного  общества. Вместо специализированного  утвердилось гибкое многофункциональное  оборудование с программным управлением, которое легко переналаживается с одной операции на другую и позволяет  эффективно выпускать разнообразную  продукцию небольшими партиями. Другим основанием гибкости служит компьютерное проектирование продукции и технологии, обеспечившее новое производство адекватной ему инженерной подготовкой. Важным условием являются также системы  электронной связи, обеспечившие фирме  практически непрерывное наблюдение за движениями потребителя.

Гибкие технологии ведут  к радикальным и взаимосвязанным  изменениям практически всех аспектов деятельности фирмы, включая стратегические. Так, с точки зрения организации  производства существенно то, что  уменьшение размеров партий сокращает  производственные циклы и все виды запасов (включая внутрипроизводственные). Сокращение циклов, в свою очередь, способствует ускорению реакции фирмы на колебания спроса и уменьшению числа отложенных заказов.

Поэтому в общей стратегии  фирм все чаще делается акцент на ускорение  их деятельности (по всем направлениям, начиная с сокращения периода  разработки продукта и заканчивая ускорением доставки).

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ООО «Хлеб-4»