Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – научиться практически применять методологию стратегического планирования.
Основные задачи курсовой работы:
1) Провести анализ степени разработанности проблемы в суще¬ствующей отечественной и зарубежной литературе и практике;
2) Дать аналитическую характеристику действующего положения объекта;
Самыми популярными видами на рынке хлеба и хлебобулочных изделий являются хлеб ржаной, хлеб из пшеничной муки первого сорта, булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта и хлеб пшеничный из муки высшего сорта, на которые приходится около 80% совокупного объема данного рынка.
Анализ динамики розничных продаж хлеба и хлебобулочных изделий показал, что, во-первых, ни экономический кризис, ни погодные условия и засушливое лето 2010 года не привели к сокращению объема розничных продаж и, во-вторых, – как и в предыдущие годы, наибольшие продажи приходились на четвертый квартал года (приложение 11).
В структуре розничной цены на хлеб наибольшую долю занимали расходы на производство, сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов, побочной и сопутствующей продукции, а также затраты на оборот сферы обращения.
в связи с отменой обязательной сертификации продуктов питания и обусловленными этим обстоятельством ожиданиями потребителей о появлении на продовольственном рынке некачественных продуктов, платежеспособный спрос населения будет постепенно смещаться в сторону покупок привычных сортов хлеба и хлебобулочных изделий.
В 2011 году возрастает государственное
регулирование рынка хлеба и
хлебобулочных изделий
Дальнейшая динамика цен на хлеб и хлебобулочные изделия зависит от величины объема предложения сырья из зерна урожая 2011 года. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий находится в ожидании роста предложения урожая 2011 года.
В последние несколько лет ситуация в хлебопекарной отрасли Алтайского края значительно усугубилась. По мнению хлебопеков, рост цен на все слагаемые себестоимости производимого продукта существенно повлиял на рентабельность предприятий. На сегодняшний момент доходность на основных сортах хлеба отрицательная. Причина тому — резкий подъем стоимости сырьевых составляющих, прежде всего муки. В себестоимости хлеба она занимает 50–52%. По данным на 1 декабря 2010 года, цена на муку первого сорта за семь месяцев увеличилась на 85%. Если проанализировать более свежую статистику, то мы увидим, что удорожание муки превышает 100%. Кроме того, выросли в цене дрожжи, маргарин, растительное масло.
В производстве кондитерской продукции так же произошел существенный рост цен на сырье. Так, за последние полгода сахар подорожал в два раза. В себестоимости "кондитерки" он занимает от 50 до 90%.
В хлебобулочном производстве
существует серьезная кадровая проблема.
В хлебопекарной отрасли
Статистика показывает, что в 2010 году пищевая и перерабатывающая отрасль Алтайского края демонстрировала стабильный рост. Эта отрасль была одной из наиболее привлекательных для инвесторов. В итоге объем инвестиций в основной капитал предприятий за истекший период вырос на 13% и составил 2 млрд. рублей. Однако, в хлебопекарной отрасли наблюдается инвестиционное затишье. Она по-прежнему остается самой немодернизированной. Крайне низкая рентабельность таких предприятий не позволяет им проводить существенное обновление оборудования. Причина в том, производители хлеба работают с самой минимальной доходностью. Алтайские и сибирские хлебозаводы по уровню модернизации уже серьезно отстали от аналогичных предприятий в европейской части страны. Там хлебу не придается статус социально значимого продукта. Рост цен происходит планомерно с увеличением стоимости сырьевых составляющих.
На сегодняшний день разработана
программа поддержки
С 1 января 2012 года от налога
на имущество будут освобождены
объекты, имеющие высокую энергетическую
эффективность или высокий
Анализ политических факторов.
Стабильность политической
ситуации, что дает возможность предприятиям
прогнозировать изменения, а также
значительно уменьшает
Изменения в законодательстве
затрагивают, прежде всего, сферу налогообложения
и обязательного страхования. В
настоящее время можно
Государственное регулирование деятельности предприятий отрасли происходит в форме установления верхнего предела цен на так называемые социальные сорта хлеба.
Анализ экономических факторов.
Общее повышение цен на продукцию отрасли, вызванное неблагоприятными погодными условиями лета 2010 года и последующим снижением урожая как в Алтайском крае, так и во многих субъектах Российской федерации.
Нестабильность курсов иностранных валют влияет на всю производственную цепочку, конечным продуктом которой являются хлебобулочные и кондитерские изделия.
Анализ социальных факторов.
Стабилизация и рост благосостояния
общества. На сегодняшний день общество
восстанавливается после
Улучшение демографической ситуации в стране также способствует увеличению (перспективному) потребления хлеба.
В то же время в некоторых группах потребителей (среди женщин, молодежи) можно отметить снижение потребления хлеба классических сортов и переориентацию на диетические сорта хлеба.
Анализ технологических факторов.
Ускорение темпов научно-технического
прогресса способствует появлению
современных технологий производства,
повышению эффективности
PEST-анализ позволяет сделать
вывод преимущественно
Наибольшую угрозу для ООО «Хлеб-4» представляют экономические факторы, таким образом, основные усилия предприятию следует направить на преодоление угрозы со стороны данной группы факторов.
Таким образом, технологические, политические и социальные факторы дают предприятию возможности, которые оно в силах реализовать, если использует свои возможности и сильные стороны.
К силам, характеризующим прямую угрозу положению предприятия, относятся существующие конкуренты, оценка положения которых основана на анализе нескольких факторов.
Размер и количество компаний в отрасли. В настоящее время в Барнауле существует несколько крупных хлебозаводов, на долю которых из общего объёма выпускаемого хлеба приходится 98%, доля мини-пекарен составляет 2% общего объёма производства. Конкуренция на рынке является очень высокой из-за особенностей выпускаемой продукции и широте охвата существующих потребителей.
Дифференциация товара в отрасли - ООО «Хлеб-4» выпускает продукцию, которая идентична продукции других компаний отрасли, а также усовершенствованные, менее стандартные товары. Все же дифференциация продукции является низкой, что способствует усилению конкуренции среди компаний.
Темпы роста отрасли оцениваются как низкие, что вызвано насыщением рынка производителями, новые крупные компании на рынке почти не появляются.
Перейдем к оценке угрозы
со стороны потенциальных
Сила реакции существующей
компании на вхождение нового конкурента
характеризуется ответными
Рассмотрим силы, образующие косвенную угрозу положению предприятия в отрасли .
Угроза со стороны товаров-заменителей. Исходя из истории хлебопечения в нашей стране, а также менталитета граждан, можно сказать, что как таковые товары-заменители практически отсутствуют. Таким образом, данная угроза оценивается как низкая.
Угроза со стороны поставщиков характеризуется количеством и размером поставщиков в отрасли. В данном случае рассматриваются поставщики сырья (муки, сахара, дрожжей и так далее) и материалов, необходимых для упаковки продукции.
Угроза оценивается как средняя, так как, несмотря на большое количество поставщиков, их деятельность подвержена зачастую неконтролируемому воздействию природных условий.
Дифференциация товара поставщика - можно сказать, что некоторые виды сырья компании поставляют на рынок хлебобулочных изделий в ассортименте. Следовательно, возможен достаточно широкий выбор, угроза оценивается как низкая.
Важность организации для поставщика оценивается как высокая, в силу ее крупного размера и небольшого количества таких крупных компаний на рынке. Таким образом, угроза оценивается как низкая
Угроза со стороны потребителей определяется, в основном, количеством и размером потребителей в отрасли. Угроза оценивается как низкая, так как круг потребителей очень широк и охватывает все социальные слои общества.
Дифференциация товара для
потребителя - потребителям продукции
предложен широкий выбор
Важность организации для потребителя зависит от положения компании на рынке по сравнению с другими. Угроза оценивается как средняя в силу того, что, несмотря на большое количество участников рынка, продукция ООО «Хлеб-4» зарекомендовала себя с положительной стороны, и предприятие завоевало положительную репутацию у населения.
Таким образом, в результате конкурентного анализа можно сделать вывод о том, что наибольшую угрозу деятельности предприятия представляют существующие конкуренты.
Проведенный анализ внешней среды позволяет сделать выводы о том, что предприятие должно разработать и внедрить управленческие решения, направленные на стабилизацию его деятельности в условиях внешней среды.
Рис. 1. Распределение долей
рынка конкурирующих
В хлебопекарной отрасли
г. Барнаула ярко выражена концентрация
производственных мощностей у двух
крупных производителей («Русский хлеб»,
ООО «Хлебозавод № 4»). Также присутствует
наличие большого количества малых
предприятий различных форм собственности.
Производство хлебобулочных изделий
сосредоточено прежде всего на хлебозаводах
(более 90% объема). В последние годы
повсеместно ускоренными
Можно подчеркнуть и то,
что у потребителей отсутствуют
предпочтения конкретного производителя.
Заводы не имеют возможности по-
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ООО «Хлеб-4»