Стратегическое управление на ШТФ "Элод"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:20, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является исследование структуры стратегического управления ОАО ШТФ «Элод» на базе разработок отечественных и зарубежных специалистов в области научного управления, а также разработка мероприятий по повышению эффективности такой актуальной на сегодняшней день сферы менеджмента как стратегическое управление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....4
Общая характеристика стратегического управления………………………………………………………….…6
Сущность стратегического управления……………………………..6
Система стратегического управления……………………………..11
Анализ среды функционирования ОАО ШТФ «Элод»….38
Анализ внешней среды функционирования ОАО ШТФ «Элод»...38
Изучение внутренней среды функционирования ОАО ШТФ «Элод»……………………………………………………………..…46
Повышение эффективности стратегического управления………………………………………………………...….63
Заключение. ………………………………………………………….….68
Список использованных источников…………………….…..75

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое управление Элод.doc

— 607.00 Кб (Скачать документ)

     Внутренняя  среда организации – это та часть общей среды, которая находится  в рамках организации. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

     Анализ  внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия [1, с. 237].

     Внутренняя  среда анализируется по следующим направлениям:

  • маркетинг;
  • финансы фирмы;
  • организация управления;
  • производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;
  • кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы;
  • организационная культура.

     При анализе функций маркетинга выделяют семь важных элементов исследования.

    1. Доля рынка и конкурентоспособность.
    2. Разнообразие и качество ассортимента.
    3. Рыночная демография.
    4. Рыночные исследования и разработки.
    5. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов.
    6. Сбыт, реклама, продвижение товара.
    7. Прибыль.

     Финансовый  срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.

     Финансовое  состояние организации во многом определяет, какую стратегию выберет  руководство на будущее. Детальный  анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации. Как правило, анализ финансового состояния проводится методами финансовой ревизии. Это довольно трудоемкая работа, требующая много времени и отвлечения большого числа сотрудников фирмы. Нужно стремиться, чтобы проводимая финансовая ревизия не мешала нормальному функционированию организации в этот период.

     Организационный срез включает в себя:

  • коммуникационные процессы;
  • организационные структуры;
  • нормы, правила, процедуры;
  • распределение прав и ответственности;
  • иерархию подчинения.

     Производство. Методика анализа производственной функциональной зоны организации существенно отличается от широко известной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это отличие объясняется в первую очередь направленностью анализа на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. Постоянный анализ управления производством имеет очень большое значение для своевременной адаптации внутренней структуры организации к изменениям во внешнем окружении и ее выживания в конкурентной среде.

     Вот некоторые ключевые вопросы, на которые  необходимо получить ответ в ходе анализа сильных и слабых сторон производственной функциональной зоны:

  1. Может ли фирма производить свои товары и услуги с меньшими издержками по сравнению с конкурентами?
  2. Имеет ли организация доступ к новым материалам? Зависит ли она от единственного поставщика или у нее есть выбор?
  3. Каково оборудование фирмы? Является ли оно новым и хорошо ли обслуживается?
  4. Рассчитана ли система закупок на снижение материальных запасов и ускорение реализации продукции? Имеются ли на фирме механизмы контроля над входящими материалами, их движением в производстве и выходящими изделиями?
  5. Может ли организация обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать ее конкуренты?
  6. Обладает ли организация эффективной системой контроля качества продукции?
  7. Насколько хорошо организован и спланирован процесс производства? Можно ли его улучшить?

     Кадры фирмы. Решение многих проблем современной организации зависит от обеспеченности как производства, так и управления квалифицированными и энергичными специалистами. При анализе функции человеческих ресурсов рекомендуется ответить на ряд следующих вопросов:

  1. Как бы вы охарактеризовали тип сотрудников, работающих в настоящее время в организации и что от них потребуется в будущем?
  2. Какова компетентность и подготовка высшего руководства организации?
  3. Есть ли план преемственности руководящих должностей?
  4. Имеем ли мы эффективную и конкурентную систему вознаграждения?
  5. Эффективно ли мы используем подготовку и повышение квалификации руководящих кадров?
  6. Имелись ли случаи ухода из организации ведущих специалистов в последние годы и почему?
  7. Функционирует ли в организации система оценки работы персонала и когда такая оценка проводилась в последний раз?

     Глубокий  анализ каждого из этих вопросов в отдельности и комплексная оценка качества человеческих ресурсов позволит руководству выявить потенциально слабые места в данной функциональной зоне и предпринять адекватные меры [6, с. 215].

     Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

     Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит сове взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

     Информацию  об организационной культуре можно  получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Для организаций с сильной  организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

     Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они контактируют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах.

     Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существует ли в организации  устойчивые заповеди, неписанные нормы  поведения, ритуальные мероприятия, насколько  об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся в правилам, ритуалам и организационным символам, то можно предположить с высокой степенью соответствия действительности, что организация обладает сильной организационной культурой.

     Выявив  сильные и слабые стороны и  взвесив факторы по степени важности, руководство может определить функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства или могут подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.

     Для того, чтобы успешно выживать в  долгосрочной перспективе, организация  должна уметь прогнозировать то, какие  трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда [15, с. 276].

     Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможность противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

     Суммируя  вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

     Применяемый для анализа среды метод SWOT является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. SWOT – аббревиатура, составленная из первых букв английских слов:

     (S) Strengths – силы, сильные стороны организации;

     (W) Weaknesses – слабости, слабые стороны организации;

     (O) Opportunities – возможности организации во внешней среде;

     (T) Threats – угрозы внешней среды для организации.

     Применяя  метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

     Анализ  начинается с идентификации источников сил и конкурентных преимуществ  организации. Сила – это то, что организация делает хорошо, или характеристика, которая укрепляет ее конкурентоспособность. К числу сильных сторон организации, как правило, относят:

  • большие физические активы;
  • высококвалифицированный персонал;
  • хорошая организация и логистика производства;
  • альянс или кооперативные предприятия;
  • уникальные нематериальные активы;
  • ключевые компетенции или know-how;
  • существенные конкурентные преимущества;
  • другие атрибуты, которые обеспечивают организации преимущественно е положение на рынке.

     Нередко сильные стороны организации выделяют в результате проведения внутреннего стратегического анализа и оценки стратегического потенциала.

     Параллельно с выявлением сильных сторон организации  производится идентификация слабостей  и конкурентных недостатков. Слабость – это то, чего недостает организации, является ее недостатком или ухудшает ее положение относительно конкурентов. Источники слабости организации, как правило, связаны с:

  • отсутствием know-how или экспертных знаний и компетенций;
  • дефицитом материальных, организационных или нематериальных активов;
  • утратой потенциала в ключевых областях.

     Другим  аспектом SWOT-анализа является внешняя среда с точки зрения ее влияния на организацию. Поэтому при проведении анализа выявляются рыночные возможности компании. Возможности – это благоприятные для организации факторы внешней среды, способствующие усилению ее конкурентной позиции или ослабляющие положение основных конкурентов. Рыночные возможности нередко обеспечивают организации наилучшую перспективу для долгосрочного увеличения прибыли, стабильные конкурентные преимущества, хорошее сочетание с источниками финансовых и организационных преимуществ. Возможности организации возникают не только в области экономики, но могут быть связаны с политическими, правовыми, социальными и другими изменениями в регионе, стране и на глобальном уровне.

     Наряду  с возможностями во внешней среде  формируются факторы, негативно  влияющие на стратегическую позицию  организации. Эти факторы получили название внешних угроз. Они также  идентифицируются при проведении SWOT-анализа. К их числу, как правило, относят:

Информация о работе Стратегическое управление на ШТФ "Элод"