Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа
Современный коммерческий банк в России представляет собой сложную систему, которая должна обеспечить оптимальное сочетание интересов своих акционеров, заключающихся в максимальной отдаче вложенного капитала, своих клиентов, предъявляющих спрос на качественные, разнообразные и недорогие услуги банка, а также всего общества, заинтересованного в стабилизации экономики в целом и денежно-кредитной системы в частности.
Введение
1. Общая характеристика Банка
1.1. Общая характеристика Удмуртского отделения Сбербанка. Организационная структура и управление
1.2. Характеристика оказываемых услуг
1.3. Экономический анализ деятельности банка
1.4.Сущность активных операций банка
2. Анализ эффективности управления активными операциями банка за 2-3 года
2.1. Анализ управления активными операциями банка
2.2. Стратегия управления активными операциями банка
3. Раздел АСОИ
3.1. Автоматизированная система в банковской деятельности
3.2. Организационно-экономическая сущность задачи
3.3. Инновации в информационной системе банка
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Высшее руководство банка определяет основные направления активных операций банка - кредитование предприятий и организаций, инвестиции в ценные бумаги, развитие кредитования частных лиц, отраслевое распределение кредитов (промышленности, торговля, сельское хозяйство, транспорт, недвижимость и т.д.), лимиты кредитования одного заемщика. При этом, осуществление операций в суммах, превышающих полномочия менеджмента (среднего звена банковского руководства), и на сроки или на условиях, отличающихся от обычных, также, как правило, выносится на обсуждение правления, за которым сохраняется право принятия окончательного решения о возможности и целесообразности проведения таких операций. Кроме того, правление обладает правом последующего контроля, в соответствии с которым менеджмент регулярно докладывает ему о принятых к кредитованию операциях, по которым ему было делегировано право принятия решения с последующим, отчетом перед, правлением.
Одной из важнейших функций высшего руководства банка является установление системы принятия решений по вопросам активных операций, т.е. разграничение полномочий по самостоятельному решению вопросов о принятии к кредитованию той или иной операции на уровне менеджмента (или кредитного комитета) либо отдельными руководящими работниками. Подобные решения правления (регламент или выписка из протокола соответствующего заседания) являются по существу тем нормативным документом, который позволяет определить уровень, на котором должно и может приниматься решение по той или иной операции или сделке. Поэтому нередки случаи, когда банки запрашивают подтверждение того, что лицо или лица, заключающие с ними сделку от имени данного банка, должным образом на это уполномочены, и что заключаемая сделка будет иметь для представляемого ими банка силу юридического обязательства.
Другими словами, правление банка является органом, осуществляющим его политику в сфере активных операций и принимающим решения об их структуре, ориентации и размерах.
Для решения проблемы сочетания прибыльности и надежности необходимо формирование механизма управления ликвидностью и доходностью банка, существо которого заключается в сочетании противоположных требований: максимизации прибыли от активных операций и обеспечении ликвидности активов. Это возможно только при диверсификации направлений деятельности в сфере размещения собственных и привлеченных средств банка. Учитывая особенности, возникающие при проведении активных операций, практика банковского дела выработала два основных подхода к управлению активами. Основной прием первого метода - "общего фонда средств" заключается в объединении имеющихся ресурсов для дальнейшего централизованного распределения по направлениям их вложений.
В модели общего фонда средств для осуществления каждой отдельно взятой активной операции не имеет значения, из какого источника поступили средства. Главное здесь - достижение общебанковских ориентиров доходности и критериев ликвидности (т.е. дифференцированные требования к ликвидности различных видов активов не учитываются).
Стратегия выработки структуры размещения средств методом "общего фонда средств" разбивается на несколько этапов.
- Первое - установление доли первичных резервов (кассовая наличность, остатки на счетах в Центральном банке, средства на корреспондентских счетах в других коммерческих банках, а также чеки и другие платежные средства в процессе инкассирования).
- Второе - определение объема вторичных резервов (векселя, краткосрочные облигации, ссуды до востребования, кредиты первоклассным заемщикам) как источника пополнения первичных резервов. Решение этого вопроса, в первую очередь, зависит от динамики активных и пассивных операций. Если данная динамика, т. е. предложение вкладов и спрос на ссуды нестабильна, то банку требуется большая доля вторичных резервов. Если же говорить о применении усредненных показателей к установлению объема вторичных резервов, то одним из них может быть коэффициент, показывающий отношение вложений в государственные долговые обязательства к общей сумме активов.
- Третье - формирование кредитного портфеля. Обеспечив необходимую ликвидность посредством определения необходимой доли первичных и вторичных резервов в общей сумме активов, банк может приступить к реализации второй составляющей формулы успешной банковской деятельности "ликвидность - доходность", ведь именно ссуды являются самой прибыльной активной операцией.
- Четвертое - формирование "портфеля ценных бумаг". Задачей успешного управления инвестиционным портфелем помимо извлечения прибыли является пополнение вторичных резервов в результате погашения ценных бумаг.
Преимуществом метода "общего фонда средств" служит возможность размещения активов практически по всему спектру финансового рынка. Недостатком является нестабильный уровень ликвидности вследствие отсутствия ограничений на вложение средств относительно категорий активов.
Второй распространенный подход к управлению активами - размещение ресурсов в строгой зависимости от структуры привлеченных средств. Этот метод получил название "банки внутри банка". Иными словами, определяются несколько фондов пассивов, средства из которых направляются на проведение соответствующих активных операций, исходя, прежде всего, из соображений их дифференцированной ликвидности.
Согласно этому методу, например, основная часть вкладов до востребования размещается в первичные и вторичные резервы, меньшая в краткосрочные кредиты. Средства, попадающие в распоряжение банка в результате привлечения срочных и сберегательных вкладов, могут быть направлены на более доходные операции: средне- и долгосрочные кредиты и вложения в ценные бумаги. Наконец, акционерный капитал и резервы коммерческого банка, помимо всего вышеперечисленного, могут быть использованы как средства капитальных статей актива (земля, здания, оборудование).
Таким образом, данный метод предполагает создание нескольких центров "ликвидности-доходности" внутри самого банка, используемых для размещения средств, привлеченных из разных подразделений. В экономической литературе проанализированы достоинства и недостатки данного подхода к управлению активами.
В "Банковском портфеле" отмечается, что "главным преимуществом рассматриваемого метода является уменьшение доли ликвидных активов и вложений дополнительных средств в ссуду и инвестиции, что ведет к увеличению нормы прибыли".
Специалистами справедливо отмечаются и недостатки модели "банки внутри банков". В частности, согласно этому методу вклады до востребования не могут быть использованы, иначе как в виде вложений в высоколиквидные и низкодоходные активы, как-то первичные и вторичные резервы. Безусловно, теоретически вся сумма вкладов до востребования может быть затребована вкладчиками незамедлительно, однако, как показывает практика, в то время как одни клиенты изымают ресурсы, другие их вносят, поэтому сумма остатков средств на счетах данного типа достаточно стабильна. Следовательно, этот источник привлеченных ресурсов может быть использован и с большей доходностью (средне- и долгосрочные ссуды, инвестиции в ценные бумаги).
Следует отметить, что необходимо избегать формализованного подхода в применении первого или второго метода управления активами. В выборе подходов к политике размещения активов важны не догматические установки, а систематический анализ общеэкономической динамики. При проведении этого анализа руководством и экспертами банков должны учитываться такие факторы, как уровень деловой активности в обществе, подъемы и падения как спроса на кредиты, так и предложения вкладов, особенности денежно-кредитной политики властей на конкретном этапе, положение во всех сегментах финансового рынка.
Продолжая анализ
влияния общеэкономических
Можно сделать вывод о том, что выработка конкретных схем активных операций должна представлять собой тактику, а не стратегию банковской деятельности. Стратегическими же задачами политики банка по размещению активов являются обеспечение надежности и повышение доходности. Для решения этих задач необходимы гибкость и оперативное реагирование на изменения в микро- и макросреде коммерческого банка.
РАЗДЕЛ АСОИ
3.1. Автоматизированная
система в банковской
Автоматизированная банковская система представляет собой форму организационного управления банком на базе основных теоретически положений кибернетики-науки, исследующей процессы управления в объектах живой и неживой природы, - и информатики – науки о методах и средствах хранения, переработки, передачи информации, на базе широкого использования программно-технических средств и новых информационных технологий.
АБС (автоматизированная банковская система), опираясь на моделирование финансово-кредитных операций, упорядочение информационных потоков, применение экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи снижает трудоемкость и рационализирует управленческую деятельность в банке, позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обосновательность и своевременность принимаемых решений.
Внутри банковской системы информационное взаимодействие объединяет объекты управления – функциональные подразделения банка, его филиалы, обменные пункты и т.п. – и управляющую систему, т.е. орган управления банком, его управленческий аппарат со своими методами ведения работы, анализа, принятия управленческих решений. Взаимодействие перечисленных элементов осуществляется посредствам движения информационных потоков в виде прямой и обратной информационных связей.
Проектирование и функционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшее положение методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и других наук, позволяющих обеспечивать необходимую надежность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение АБС в практику.
Выделяют следующие принципы:
- принцип системности;
- информационная обратная связь;
- декомпозиция;
- непрерывное развитие АБС;
- совместимость;
- стандартизация и унификация;
- интеграция и эффективность.
Жизненный цикл АБС позволяет выделить 4 основные стадии: предпроектную, проектную, внедрение и функционирование.
Информационное обеспечение АБС представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение:
- Внемашинное – это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота и информационного потока;
- Внутримашинное – это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), баз данных и их информационных связей.
Безопасность хранения банковской информации является одним из важнейших требований, предъявленных к разработке систем автоматизации банковской деятельности. Это достигается ограничением доступа пользователей к различным функциональным подсистемам, регламентацией работы с информацией, использованием специального обеспечения, определенного состава оборудования и конфигурацией системы.
Сбербанк России – крупнейший в нашей стране. Осуществляет свою деятельность через сеть подразделений, представленную отделениями и филиалами по всей России.
По основным показателям Сбербанк РФ относится к крупнейшим финансовым институтам, занимая 1-ое место среди всех российских банков по валюте баланса. Он заметно выделяется по таким параметрам, как число клиентов, количество счетов, рабочих мест, темпы выполнения транзакций и т.д.
Важнейший фактор работы банка – развитая административная структура. В нем более 15 специализированных управлений, многие из которых – операционное, коммерческое, валютное, ценных бумаг – представляют собой крупнейшие производственные структуры, выполняющие функции специализированных банков. Банк имеет разветвленную географическую структуру.
Функционирование банка осуществляется в соответствии с общей практикой банковского дела. В то время как по сочетанию возможностей и банковских услуг, по организации доставки этих услуг клиентам банк имеет ярко выраженное индивидуальное лицо.
Несмотря
на сложную экономическую
Перемены в имидже Сбербанка, выступающего в качестве продолжателя традиций сберегательных касс, возникших в России в 1842 г., не могут не оказывать позитивного влияния на всю денежно-кредитную сферу нашей страны. Одним из основных исполнителей финансовой политики правительства, своеобразным связующим звеном между структурами власти и населением выступает сегодня именно сбербанк. Наглядным подтверждением служит тот факт, что большая трудоемкая работа по индексации пенсий и вкладов, а также операций по расчетам за коммунальные и другие услуги осуществляется Сбербанком. Очевидно, что осуществлять расчетные операции в таких гигантских объемах немыслимо без современных информационных технологий, базирующихся на хорошо отлаженных локальных, региональных и глобальных компьютерных сетях.
Информация о работе Управление активами и экономика предприятия