Управление заемным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:21, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. В современных условиях перед российскими предприятиями остро стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом. Эта проблема особенно актуальна в нынешней ситуации, когда руководство страны поставило задачу увеличения темпов роста национальной экономики.
Значительная часть отечественных компаний продолжает рас

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Необходимость привлечения заемного капитала ……………… 6
1.1.Понятие и структура заемного капитала ………………………….….. 6
1.2. Способы привлечения заемных средств ………………………….… 14
1.3. Разработка политики привлечения заемных средств ……………….24
Глава 2. Анализ использования заемных средств в ОАО «Тамбовагропромкомплект»,,,………………………………………………… 32
2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………….. 32
2.2. Анализ состава и структуры заемного капитала …………………... 38
2.3. Оценка эффективности использования заемных средств …………. 49
Глава 3. Пути повышения эффективности управления заемным капиталом в ОАО «Тамбовагромкомплект»…………………………………. 55
3.1. Политика привлечения банковского кредита …………………..….. 55
3.2. Расчет использования финансового лизинга …………….………… 62
3.3. Оценка эмиссии облигационного займа ……………………………. 71
Заключение ……………………………………………………………….. 75
Библиографический список ……. …………………………….

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 865.50 Кб (Скачать документ)

2) Пком4 = = Пк1хСКВ = 715х0,4 = 286 тыс. руб.

3) Пу4= = тыс. руб.

4) В4 = Пк + Пком + Пу = 715+286+2,8= 1003 тыс. руб.

5) На4 = = тыс. руб.

6) Лп4= А + Пк + Пк + Пком + Пу + НДС = 1100+1003+180,7= 2284,5 тыс. руб.

Результаты расчета  суммы лизинговых платежей за период лизинга представим в виде таблицы 3.3.

Таблица 3.3.

Общая сумма лизинговых платежей за 2008-2011гг.

Года

Сумма лизинговых платежей, тыс. руб.

2008

2829,6

2009

2647,9

2010

2466,2

2011

2284,5

Итого

10228,2


 

На основании данных таблицы 3.3 можно отметить следующее: общая сумма ежегодных выплат за четыре года составит 10 228,2 тыс. руб.,  также ОАО «Тамбовагропромкомплек» имеет возможность, как предусматривалось ранее, выкупить строительную технику по остаточной стоимости, то есть за 6600 тыс. руб., вместо рыночной стоимости в 11 000тыс. руб. (по данным табл.3. ). Суммируя эти показатели, получим общую стоимость строительной техники, используя политику привлечения финансового лизинга, в следующем размере:

10 228,2 + 6 600 = 16 828,2 тыс. руб.

 

Оценку эффективности  лизинговой операции проведем путем  сравнения настоящей стоимости  денежных потоков при лизинговой операции и при банковском кредите:

16534 тыс. руб.>16828,2 тыс. руб.

Таким образом, на основании  данного уравнения видно, что, несмотря на достаточно продолжительную подготовку документов, получение кредита на покупку строительной техники на данный момент при рассматриваемых  условиях является более выгодным, чем политика привлечения финансового лизинга.

 

3.3. Оценка эмиссии  облигационного займа

 

 

 

В международной практике учета заемный капитал предприятия (компании) рассматривается как капитал, полученный в результате выпуска  облигаций. Такие компании-эмитенты должны обеспечить владельцам облигаций возврат номинала этих ценных бумаг и выплату процентов.

Аналогичная практика, связанная  с выпуском облигаций, целевых займов, характерна и для отечественных  организаций, формирующих заемный  капитал. Правовая основа этого процесса определена ГК РФ (ст. 814, 815, 816).

В соответствии с законодательством  облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя  на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок возмещения номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю такие права на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права [14, с.457 ].

Изучив механизм облигационного займа можно утверждать, что его преимущества перед иными источниками заимствования ресурсов связаны с аукционным механизмом его размещения. Это условие позволяет устанавливать справедливую доходность долговых бумаг эмитента [18, с.79]. Кроме того, эмитент получает возможность более конкретно планировать займы ввиду срочного характера облигаций, в то время как банковский кредит может быть отозван в неудобный для заемщика период. Кроме того, при размещении облигаций покупателями выступают представители различных сегментов экономики: кредитные, инвестиционные и страховые компании, иностранные инвесторы, паевые и пенсионные фонды, а также некоторые физические лица.

В условиях относительно стабильной экономико-политической ситуации в стране облигационные займы могут представлять реальный интерес для частных инвесторов как альтернатива банковским депозитам и прочим формам накопления, так как крупнейшие эмитенты вполне сопоставимы по уровню надежности с кредитными организациями. Для коммерческих банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг облигации представляют собой ликвидный инструмент с определенной датой погашения, что также является удобным для размещения средств [27, с.158].

Анализ выпуска облигационного займа как источника финансирования деятельности ОАО «Тамбовагропромкомплек» в дипломной работе не будет проведен. Это связано, главным образом, с незначительным по мировым стандартам (предполагается привлечь 11 000 тыс.руб. для покупки строительной техники) объемом эмиссии (менее 500 млн руб.) является экономически нецелесообразным из-за наличия постоянных расходов, не зависящих от объема эмиссии и делающих такой выпуск относительно дорогим. Такой объем выпуска не вызовет интереса у андеррайтера облигационного займа. Облигации такого объема не попадают на вторичный рынок и становятся неликвидными, что мешает реализации всего их положительного потенциала в процессе привлечения заемного капитала. 

Средний размер одной  эмиссии корпоративных облигаций  в 2000 г. составил 1 050 млн руб., в 2001 - 750 млн руб., в 2002 - 1 100,3 млн руб., в 2004 - 1 351,2 млн руб [34, с.54 ]. Средний объем займа возрос: в 2005 - 1,81 млрд руб., в 2006 - 1,85 млрд руб., в 2007 - 1,91 млрд руб. За период 2006 - 2007 гг. было произведено немало мелких (относительно) размещений, что говорит о присутствии на долговом рынке небольших компаний. Однако доля небольших по номинальному объему размещений в суммарной номинальной стоимости первичных размещений в течение 2007 г. была небольшая, а большую часть рынка охватывают крупные займы номиналом свыше 3 млрд руб. [ 36, с.263 ]. Основываясь на расчете расходов по эмиссии облигаций, а также статистических данных в этой области, можно говорить о том, что приемлемым является объем выпуска от 500 млн руб. Для широкого круга потенциальных инвесторов определяющим аргументом приобретения ценной бумаги служит факт погашения эмитентом первого выпуска облигаций. Последующие займы, как показывает практика, будут обходиться эмитенту дешевле. Стоимость заемного капитала для эмитента существенно возрастет при сокращении срока обращения облигаций. Выйти на требуемые объемы долгосрочного заемного капитала по приемлемым ставкам достаточно быстро невозможно. Необходимо постепенно, начиная с краткосрочных займов, строить систему долгосрочного заимствования. У ОАО «Тамбовагропромкомплек» для этого на данный момент не существует никаких предпосылок.

 Многие эмитенты выходят на рынок займами до 1 года и только после указанного размещения осуществляют более масштабные долгосрочные проекты на срок до 3 лет. Основываясь на статистических данных и оценивая конъюнктуру рынка заемного капитала, на мой взгляд, сейчас целесообразно использовать программу выпуска, рассчитанную на 3-4 года, после успешного размещения выпуска облигаций сроком обращения 1 год. Процентная ставка при размещении определяется конъюнктурой рынка заемного капитала рейтингом эмитента и эффективностью действий финансового консультанта андеррайтера. На сегодняшний день доходность облигаций эмитента реально может составить величину доходности на рынке государственных бумаг (ОФЗ) плюс от 2 до 6 % годовых. Приемлемым является уровень доходности между первой и второй группами: эмитент, чтобы заинтересовать фондовый рынок, предлагает большую доходность для инвестора по сравнению с имеющимися рыночными альтернативами, но при этом привлекает заемный капитал по ставкам ниже источников банковского кредитования. Основываясь на статистических данных, а также прогнозах МЭРТ по инфляции, в качестве уровня доходности при нынешней конъюнктуре видится ставка 8-12% годовых.

В настоящее время  в нашей стране складываются в  целом благоприятные предпосылки  для успешной организации и размещения облигационных займов. Такие достоинства  облигаций, как ликвидность, прозрачность и доходность, формируют достаточно активный спрос, что, несомненно, является основополагающим фактором при развитии облигационного рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Ресурсное обеспечение  предприятия является необходимым  условием его развития. Именно наличие  финансовых ресурсов определяет возможности  формирования заемного капитала на предприятиях. Заемный капитал является катализатором бизнес-процессов, дающим возможность предприятиям увеличивать прибыль и стоимость компании. Сущность заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях процесса привлечения внешних источников финансирования. Система управления компанией должна оперативно реагировать на изменение факторов внутренней и внешней среды, а именно: изменение условий заимствования, изменение способов заимствования, появление новых способов привлечения заемных источников финансирования. Учитывая особенности привлечения капитала российскими предприятиями, а также современные экономические условия, можно говорить о том, что существует зависимость между темпами роста национальной экономики и объемами привлечения заемных средств российскими предприятиями. Ограничением по объему привлечения капитала служит заинтересованность заемщика в его использовании, а также возможность вернуть взятые средства с учетом их стоимости в установленный срок.

Формирование заемного капитала предприятия должно быть основано на принципах и способах разработки и исполнения решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его цена и структура,  которые определяется в соответствии с внешними условиями.

По мнению автора, основополагающими  принципами привлечения средств  должны являться контроль над формированием  заемного капитала предприятия и  оперативное реагирование на изменение  условий заимствования. Таким образом, может быть решен ряд проблем, связанных с увеличением или уменьшением цены источника заемного капитала. Мониторинг условий рынка актуален не только на начальной стадии привлечения ресурсов, но и при сформировавшемся портфеле.

В структуре заемного капитала присутствуют источники, требующие своего покрытия для их привлечения. Качество покрытия определяется его рыночной стоимостью, степенью ликвидности либо возможностью компенсации привлеченных средств. 

Заемный капитал представляет собой структуру, которая постоянно  взаимодействует с внешней средой, результатом чего является модификация качества всего капитала предприятия. По мнению автора, сущность заемного капитала определяется также его воздействием на повышение стоимости предприятия. Результатом грамотно сформулированной и осуществленной политики привлечения капитала, учитывая научные труды и практический опыт в этой области, будет повышение благосостояния компании. В современных условиях российской экономики предприятия действительно имеют большой выбор источников заемного финансирования, и связано это в первую очередь с тем, что сегодня рынок капитала предлагает огромный выбор инструментов как заемщикам, так и заимодавцам. 

Один из главных принципов  заимствования средств - платность. Уплата процентов, возвращение основной суммы долга является неотъемлемой частью процесса привлечения капитала. По определению цена привлечения капитала - это общая сумма средств, которую необходимо уплатить за привлечение и использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему. Практика показывает, что при расчете затрат, связанных с привлечением и использованием заемного капитала, могут возникнуть трудности с определением общей суммы средств, потраченных на привлечение капитала, которые не всегда установлены заранее. Для расчета суммы потраченных средств автором предложено учитывать затраты, сопровождающие привлечение капитала таким образом, чтобы на этапе расчета цены капитала была определена реальная ставка привлечения средств.

С появлением новых способов финансирования привлечь дополнительные ресурсы становится проще. Однако объем средств, которые предприятие рассчитывает потратить на привлечение капитала в абсолютном большинстве случаев меньше, чем приходится тратить на самом деле.

Любое финансовое решение по привлечению заемных источников финансирования прямо или косвенно  воздействует на эффективность деятельности предприятия. Поэтому привлечение заемного капитала должно рассматриваться в комплексе со стратегией развития предприятия в целом. Изменение условий функционирования рынка заемного капитала обосновывает необходимость разработки финансовых решений по привлечению заемных источников финансирования деятельности предприятия с учетом изменений факторов внутренней и внешней среды, темпов роста предприятия.

Выбор структуры внешних  источников финансирования во многом определяется их ценой. Многие предприятия  рассчитывают только на собственный  капитал, не используя эффект финансового  рычага. Решение данной проблемы возможно только путем создания условий для нормального извлечения прибыли в сфере товарно-материального производства, и тогда промышленные предприятия будут иметь большую степень свободы в использовании различных источников финансирования, что, в свою очередь, позволит минимизировать цену используемого капитала.

Анализируя банковское кредитование, выяснили, что одной  из основных проблем является нежелание  банков выдавать деньги на финансирование новых, не имеющих кредитной истории  предприятий. А ведь именно в этот период заемный капитал для таких предприятий особенно важен. Кроме того, проблема высоких ставок для новых предприятий также является трудноразрешимой.

В остальных случаях  привлечение банковского кредита  является одним из наиболее востребованных способов финансирования предприятия. Главной особенностью банковского кредитования является упрощенная процедура (за исключением случаев синдицированных банковских кредитов и кредитования в относительно больших объемах).

В большинстве случаев  привлечение банковских кредитов подразумевает  наличие ликвидных залогов, т.е. покрытие заемных источников. В некоторых случаях банки требуют от предприятий держать на счету неснижаемый остаток. Таким образом, предприятие становится «привязанным» к одному банку.

Главной особенностью лизинговых технологий является уменьшение налогооблагаемой базы, ускоренная амортизация и наличие первоначального взноса. Соответственно при выборе лизинговой технологии необходимо планировать денежные потоки, опираясь на график выплат. Либо составлять график выплат исходя из графика денежных потоков. Представление лизингополучателем максимально ясного и наполненного бизнес-плана лизинговой компании и является первым шагом к совместной выработке наиболее оптимального вида договора.

Информация о работе Управление заемным капиталом