Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:58, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала российскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования и совершенствование процессов исследования заемного капитала.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- исследовать сущность заемного капитала предприятия;
- рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие структуру заемного капитала;
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Необходимость привлечения заемного капитала ……………… 6
1.1.Понятие и структура заемного капитала ………………………….….. 6
1.2. Способы привлечения заемных средств ………………………….… 14
1.3. Разработка политики привлечения заемных средств ……………….24
Глава 2. Анализ использования заемных средств в ОАО «Тамбовагропромкомплект»,,,………………………………………………… 32
2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………….. 32
2.2. Анализ состава и структуры заемного капитала …………………... 38
2.3. Оценка эффективности использования заемных средств …………. 49
Глава 3. Пути повышения эффективности управления заемным капиталом в ОАО «Тамбовагромкомплект»…………………………………. 55
3.1. Политика привлечения банковского кредита …………………..….. 55
3.2. Расчет использования финансового лизинга …………….………… 62
3.3. Оценка эмиссии облигационного займа ……………………………. 71
Заключение ……………………………………………………………….. 75
Библиографический список ……. …………………………….……….… 85
Приложения …………………………………………………..……………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И
Кафедра «Финансы и налогообложение»
Заведующий кафедрой
Толстых Т.Н.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Управление заемным капиталом»
Академии экономики и предпринимательства
Сергеевой Марии Александровны
Руководитель:
к.э.н., доцент Самойлова Светлана Сергеевна
ТАМБОВ 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Необходимость привлечения заемного капитала ……………… 6
1.1.Понятие и структура заемного капитала ………………………….….. 6
1.2. Способы привлечения заемных средств ………………………….… 14
1.3. Разработка политики привлечения заемных средств ……………….24
Глава 2. Анализ использования заемных средств
в ОАО «Тамбовагропромкомплект»,,,………
2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………….. 32
2.2. Анализ состава и структуры заемного капитала …………………... 38
2.3. Оценка эффективности использования заемных средств …………. 49
Глава 3. Пути повышения эффективности управления
заемным капиталом в ОАО «Тамбовагромкомплект»………………………
3.1. Политика привлечения банковского кредита …………………..….. 55
3.2. Расчет использования финансового лизинга …………….………… 62
3.3. Оценка эмиссии облигационного займа ……………………………. 71
Заключение ……………………………………………………………….. 75
Библиографический список ……. …………………………….……….… 85
Приложения …………………………………………………..……………86
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях перед российскими предприятиями остро стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом. Эта проблема особенно актуальна в нынешней ситуации, когда руководство страны поставило задачу увеличения темпов роста национальной экономики.
Значительная часть отечественных компаний продолжает рассчитывать на собственные средства в тот момент, когда существует возможность эффективного привлечения инвестиционных ресурсов с целью увеличения темпов экономического роста предприятия.
В настоящее время
основными способами
Руководители большинства российских компаний не хотят раскрывать финансовую информацию о своих предприятиях, а также проводить изменения в финансовой политике. Как следствие - тот факт, что только 3% российских компаний используют эмиссионное финансирование.
Лизинг, как и эмиссионное финансирование, использует меньшая доля российских предприятий. Его катализатором является спрос, а на данном этапе развития экономики этот важный элемент рыночных отношений только начинает набирать обороты.
Необходимость выявления причин, влияющих на развитие рынка заемного капитала, а также условий, способствующих эффективному привлечению заемного капитала российскими предприятиями для увеличения темпов роста, придают теме дипломной работы особую актуальность.
Степень разработанности проблемы. Вопросы привлечения средств рассматривались в литературе достаточно подробно. Этой проблематикой занимались такие российские ученые, как: И.Т. Балабанов, В.В. Бочаров, А.Г. Грязнова, Л.А. Дробозина, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, И.Г. Кучукина, Н.Н. Тренев, Е.С. Стоянова, Э.А. Уткин, М.А. Эскиндаров и др. Значительный вклад в изучение этой тематики внесли зарубежные экономисты, рассмотрев привлечение заемного капитала достаточно подробно. Среди них можно выделить работы М. Миллера, Ф. Модильяни, З. Боди, Ю. Бригхема, Дж. Ван Хорна, Б. Коласса, Л. Крушвица, Ч.Ф. Ли, С. Росса, Дж. И. Финнерти, У. Шарпа и др.
Однако вопрос выбора наиболее подходящих источников финансирования деятельности предприятий по-прежнему остается дискуссионным.
Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала российскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования и совершенствование процессов исследования заемного капитала.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- исследовать сущность заемного капитала предприятия;
- рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие структуру заемного капитала;
- выявить особенности способов привлечения заемных средств;
- рассмотреть процесс привлечения заемного капитала и разработать рекомендации по его совершенствованию;
- провести анализ использования заемных средств в ОАО «Тамбовагропромкомплект»;
- предложить рекомендации по выбору политики привлечения заемных средств в ОАО «Тамбовагропромкомплект».
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие на предприятии в процессе привлечения заемного капитала.
Объектом исследования является совершенствование механизмов привлечение заемных средств ОАО «Тамбовагропромкомплект».
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме, статистические материалы, материалы первичной бухгалтерской отчетности ОАО «Тамбовагропромкомплект» за 2004-2008гг.
Для решения поставленных в работе задач использованы такие общенаучные методы, как категориальный, субъектно-объектный, системный подходы, а также методы сравнительного анализа, статистической обработки информации, экономико-математического моделирования.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы руководством ОАО «Тамбовагропромкомплект» при дальнейшей разработке политики привлечения заемных средств.
Дипломная работа состоит из введения, основной части, включающей три раздела, заключения, библиографического списка, содержит 9 рисунков, 11 таблиц и 7 приложений.
Глава 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА
1.1. Понятие и структура заемного капитала
Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат. К ним относится: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и др. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т. д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала. Поэтому при недостатке собственных ресурсов предприятие может привлекать дополнительные средства других организаций, заемные средства [11, с.47].
В настоящее время существуют различные модификации такому понятию как "заемные средства". В первую очередь это связано с особенностями сферы их использования.
Так, по мнению
профессора Н.В.Колчина, к ним
относятся долгосрочные ссуды
коммерческих банков, приобретение
основных средств на основе
финансового лизинга и
Это определение можно представить графически на рис.1.
Рис.1.1. Состав заемных средств предприятия по Н.В.Колчину.
Другой взгляд на заемные средства характеризует их как правовые и хозяйственные обязательства предприятия перед третьими лицами. [16, с.231].
Соответственно по-разному трактуется и заемный капитал, однако, на наш взгляд, несмотря на различие формулировок, сама сущность данного понятия остается неизменной. Так, заемный капитал определяют как:
− заимствованную сумму денежных средств в кредитно-банковской сфере с последующим возвратом после использования и уплатой соответствующих процентов по договорам [37, с.252];
Эти определения объединяет то, что заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Поскольку обязательства – это будущие выплаты активов или услуг, одним из важнейших моментов является определение даты их погашения. Обязательства должны быть оплачены своевременно и полностью, в процессе хозяйственной деятельности [32,с.124].
Дифференцирование финансовых обязательств в современной хозяйственной практике представлено на рис1.2 следующим образом:
Рис.1.2. Структура финансовых обязательств предприятия.
По данным рис.1.2 видно, что заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых ресурсов в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла [29, с.315].
Современный финансовый рынок включает две части:
Такое деление финансового рынка как раз вызвано делением производственного капитала на следующие составляющие (рис.1.3):
Рис.1.3. Состав производственного капитала предприятия.
Таким образом, производственный капитал состоит из двух частей:
В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств [15, с.9]. Как правило, заемный капитал может формироваться за счет:
1) займов;
2) кредитов;
3) лизинговых операций;
4) средств от размещения акций;
5) субсидии, дотации, инвестиции из бюджетных и внебюджетных фондов и т. д.
Соотношение вышеперечисленных элементов в их общем объеме образует структуру заемного капитала.
Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Заемные средства классифицируются по целям, источникам, формам и периоду привлечения, а также по форме обеспечения. Соответственно и структура заемного капитала может быть различной в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, доступности того или иного источника финансирования и т. д. Следует отметить, что в современных условиях трансформируемой экономики на российских предприятиях, как правило, в структуре заемных средств наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты банков [25, с.314].
По поводу степени привлечения заемных средств в зарубежной практике существуют различные мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика. Поскольку в организацию с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают средства более охотно, постольку она с большей вероятностью может погасить долги за счет собственных средств. В противоположность данному мнению многим японским компаниям свойственна высокая доля привлеченного капитала, а значение этого показателя в среднем на 58% выше, чем, например, в американских корпорациях [13, с.74-76]. Объясняется это тем, что в этих двух странах инвестиционные потоки имеют совершенно различную природу — в США основной поток инвестиций поступает от населения, в Японии — от банков. Поэтому высокое значение коэффициента концентрации привлеченного капитала свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков, а, значит, о ее финансовой надежности; напротив, низкое значение этого коэффициента для японской корпорации свидетельствует о ее неспособности получить кредиты в банке, что является определенным предостережением инвесторам и кредиторам.