Анализ товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:39, дипломная работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы состоит в проведении анализа рынка лакокрасочных материалов г. Брянска. В соответствии с указанной целью потребовалось решение следующих задач:
раскрыть сущность и содержание методов и направлений исследования товарного рынка;
провести исследование рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
определить емкость рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
разработать практические рекомендации по сегментированию рынка лакокрасочных материалов.

Содержание

Введение 3
Теоретико-методические основы исследования товарного рынка 7
1.1. Понятие товарного рынка 7
1.2. Направления и задачи исследования товарного рынка 11
1.3. Методические основы исследования товарного рынка 24
2. Исследование рынка лакокрасочных
материалоВ г. Брянска 34
2.1. Организационно экономическая характеристика деятельности ООО «РИМ» 34
2.2. Исследование конъюнктуры российского рынка лакокрасочных
материалов на основе вторичных источников информации 59
2.3. Исследование рынка лакокрасочных материалов г.Брянска с использованием первичных методов сбора информации 72
3. Анализ рынка лакокрасочных материалов
и рекомендации ООО «РИМ» по работе на нем 84
3.1. Сегментирование рынка лакокрасочных материалов 84
3.2. Определение емкости рынка лакокрасочных материалов 90
3.3. Рекомендации по выбору стратегии развития для ООО «РИМ» на рынке ЛКМ 95
Заключение 101
Список литературы 106

Работа состоит из  1 файл

диплом исследование товарного рынка1.doc

— 1.25 Мб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Брянский  филиал 

Кафедра профессиональных и специальных  дисциплин 
 

                                    «Допущено к защите» 

                                    Зав. кафедрой профессиональных и

                                    специальных дисциплин

                                    доцент  Домотырко Т.К.

                                    «____» _______________ 2009г.

                                    ____________________________ 
 

    Выпускная квалификационная (дипломная) работа 

Тема: Анализ товарного рынка (на примере ООО «РИМ»)  
 
 
 

 

Содержание 

      Введение         3

  1. Теоретико-методические основы исследования товарного рынка        7

      1.1. Понятие товарного рынка       7

      1.2. Направления и задачи исследования товарного рынка  11

      1.3. Методические основы исследования товарного рынка  24

      2. Исследование рынка лакокрасочных

      материалоВ г. Брянска      34

      2.1. Организационно экономическая характеристика деятельности ООО «РИМ»          34

      2.2. Исследование конъюнктуры российского рынка лакокрасочных

материалов на основе вторичных источников информации   59

      2.3. Исследование рынка лакокрасочных материалов г.Брянска с использованием первичных методов сбора информации    72

      3. Анализ рынка лакокрасочных материалов

и рекомендации ООО «РИМ» по работе на нем   84

      3.1. Сегментирование рынка лакокрасочных материалов  84

      3.2. Определение емкости рынка лакокрасочных материалов 90

      3.3. Рекомендации по выбору стратегии развития для ООО «РИМ» на рынке ЛКМ           95

      Заключение         101

      Список  литературы       106

      Приложения           109 
 
 

 

    Введение 

      В настоящее время отечественные  предприятия функционируют в  условиях ужесточения конкуренции, сопряженной с глобализацией мирового экономического пространства. Нестабильность экономической конъюнктуры, повышение требований потребителей к производимым продуктам в значительной степени усложняют процесс определения стратегических перспектив. Как следует из вышесказанного, анализ среды – очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не может существовать. Однако она не плывет в окружении, как лодка, не имеющая руля, весел и паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Вот почему тема выпускной квалификационной работы является актуальной.

      Значительный  вклад в разработку теоретических  и практических аспектов исследования проблем анализа товарных рынков внесли отечественные и зарубежные ученые: С.Н. Андреев, Е.И. Башкирова, А.А. Браверманн, П.Ю. Гомольский, Т.В. Гусев, П.С. Завьялов, А.П. Иванов, А.В. Комаров, М.М. Крестов, А.А. Мешков, О.И. Лаврушин, М.Л. Макальская, И.Н. Маяцкая, Л.Н. Мельниченко, А.П. Панкрухин, Н.Н. Пилипенко, Н.А. Пирожкова, А.В. Решетников, Б.Б. Рубцов, А.А. Мешков, Е.Л. Татарский, А.Е. Хачатурова, В.А. Шаховой, Т.В. Юрьева, Б. Берман, П. Диксон, Ф. Котлер, Ж.Ж. Ламбен, Дж. Макдаугал, М. Портер, Е. Роберто, С. Рэпп, М. Трейси, Дж. Эванс и др.

      Цель  выпускной квалификационной работы состоит в проведении анализа рынка лакокрасочных материалов г. Брянска. В соответствии с указанной целью потребовалось решение следующих задач:

  • раскрыть сущность и содержание методов и направлений исследования товарного рынка;
  • провести исследование рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
  • определить емкость рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
  • разработать практические рекомендации по сегментированию рынка лакокрасочных материалов.

      Предметом исследования является процесс анализа окружающей среды организации.

      Объектом исследования является ООО «РИМ», основной целью деятельностью, которого является оптовая торговля лакокрасочными материалами.

      Теоретической и методической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики стратегического управления, планирования, прогнозирования, маркетинга, экономической статистики, математических методов и информационных технологий в экономике, финансового анализа.

      Нормативной базой для исследования послужили  официальные документы законодательных органов РФ и Брянской области. Информационную базу исследования составили материалы Госкомстата России и Брянской области, интернет-ресурсы, статистические, бухгалтерские документы исследуемого предприятия.

      В процессе решения поставленных в  выпускной работе задач применялись следующие методы: абстрактно-логический (при постановке цели и задач исследования), монографический (для раскрытия сущности и содержания процесса планирования исследования), системного, структурного и факторного анализа (для исследования механизма воздействия внешней среды на исследуемое предприятие), экономико-математические (при оценке емкости рынка).

 

  1. Теоретико-методические основы исследования

    товарного рынка

    1.1. Понятие  товарного рынка 

      Рынок как экономическое явление возник давно (примерно в VII в. до н.э.) – с появлением общественного разделения труда и товарного производства [21]. Как только люди стали специализироваться в своей деятельности, т.е. одни заниматься охотой, другие – рыбной ловлей, одни – скотоводством, а другие – земледелием, возникла объективная необходимость в обмене продуктами. Можно считать, что в момент первого такого обмена объективно возник рынок.

      Обращаясь к понятию “рынок”, можно выделить два основных подхода к его трактованию. Первое основано на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

      -рынок  как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства и в этом своем качестве противостоящий способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования [4]. В данном случае подчеркивается противостояние принципов, лежащих в основе этих двух способов, хотя в реальной жизни можно наблюдать формы хозяйственного управления, основанные на сочетании тех или иных методов;

      -рынок  как способ поведения хозяйственных субъектов, определяющий критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами (“рыночное поведение”) [12];

      -рынок  как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности (“рыночное мышление”) [7].

      Второй  подход к трактовке понятия рынка  основан на выделении его конкретно-экономического содержания. В этом случаи рынок  рассматривается, прежде всего, как механизм, позволяющий определить  соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

      Рынок – система экономических (хозяйственных) отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, система связей между отдельными самостоятельно принимающими решения участниками хозяйственного оборота. По мнению Ф. Котлера [11], рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. По образным замечаниям американских авторов Р. Липси [9], П. Стейнера [20], Д. Пэрвиса [2], рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельное решение, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать. По мнению Р.  Пиндайка [7] и Д. Рубильфельда [21], рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге  к возможности обмена. Рынок развивается на основе действия экономических законов стоимости, спроса и предложения и конкуренции.

      Изначально  термин «рынок» означал место, где  покупатели и продавцы могли совершать обмен своими товарами (в качестве такого места выступа, к примеру, центральная площадь населенного пункта). Экономисты используют термин «рынок», имея в виду совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции по купле-продаже товаров определенного типа; существует, например, рынок недвижимости или рынок зерновых. Специалисты по маркетингу, пишет Котлер [], рассматривают продавцов как представителей производства, а покупателей – как представителей рынка. Отношения между производством и рынком показаны на рис. 1. Продавцов и покупателей соединяют четыре потока: продавцы поставляют на рынок товары, услуги и сообщения; взамен они получают от покупателей деньги и информацию. Внутренний цикл показывает обмен денег на товар; внешний цикл показывает обмен информацией.

      Рис. 1. Схематичное представление рыночных взаимоотношений

      Следует также привести концепцию, отражающую другое общее направление в концептуализации рынка [4]. Здесь рынок определяется как группа потребителей или организаций, которые заинтересованы в товаре, имеют ресурсы на его приобретение и имеют право приобрести этот товар. При этом определение рынка начинается с величины всего населения, постепенно сужаясь – примерно так, как это показано на рис. 2.1

      

      Рис. 2. Концептуальная схема определения  рынка

      Начиная от общего населения страны (региона  и т.д.) (область 1 на рисунке), дальнейшее сужение предмета дает нам следующие области:

      • потенциальный рынок – та часть от всего населения, которая заинтересована в данном товаре (2);

      • доступный рынок – та часть потенциального рынка, которая имеет достаточно средств для приобретения товара (3);

      • доступный квалифицированный рынок – та часть доступного рынка, которая имеет право на приобретение товара (4);

      • целевой рынок – сегмент доступного квалифицированного рынка, которая фирма решила обслуживать (5);

      • освоенный рынок – та часть целевого рынка, которая уже приобрела товар (6).

      Необходимо  отметить, что размер рынка не всегда будет фиксированным. К примеру, размер доступного рынка может быть увеличен после снижения цены на товар, а размер доступного квалифицированного рынка может увеличиться посредством изменений в законодательстве, ослабляющих ограничения на желающих приобрести данный товар.

      При этом определение рынка – лишь первый шаг на пути к его анализу. Как уже отмечалось выше, следующим этапом становится проведение сегментации рынка.

      Структура рынка – это способ организации рынка, оказывающий наибольшее влияние на поведение фирм и потребителей [7]. Рынки подразделяются по различным признакам: в зависимости от объектов купли-продажи рынок делится на рынки товаров и услуг; рынки факторов; финансовый рынок [9].

      Рынок товаров и услуг по экономическому назначению объектов купли- продажи подразделяется на:

      - рынок потребительских товаров и услуг (товаров широкого потребления). Специфика исследования рынка потребительских товаров, связана с тем, что эти товары рассчитаны на индивидуальных потребителей; Большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, желаний, поведения потребителей [29]. Рынок товаров и услуг можно так же классифицировать по материально-вещественной форме:

Информация о работе Анализ товарного рынка