Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:39, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в проведении анализа рынка лакокрасочных материалов г. Брянска. В соответствии с указанной целью потребовалось решение следующих задач:
раскрыть сущность и содержание методов и направлений исследования товарного рынка;
провести исследование рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
определить емкость рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
разработать практические рекомендации по сегментированию рынка лакокрасочных материалов.
Введение 3
Теоретико-методические основы исследования товарного рынка 7
1.1. Понятие товарного рынка 7
1.2. Направления и задачи исследования товарного рынка 11
1.3. Методические основы исследования товарного рынка 24
2. Исследование рынка лакокрасочных
материалоВ г. Брянска 34
2.1. Организационно экономическая характеристика деятельности ООО «РИМ» 34
2.2. Исследование конъюнктуры российского рынка лакокрасочных
материалов на основе вторичных источников информации 59
2.3. Исследование рынка лакокрасочных материалов г.Брянска с использованием первичных методов сбора информации 72
3. Анализ рынка лакокрасочных материалов
и рекомендации ООО «РИМ» по работе на нем 84
3.1. Сегментирование рынка лакокрасочных материалов 84
3.2. Определение емкости рынка лакокрасочных материалов 90
3.3. Рекомендации по выбору стратегии развития для ООО «РИМ» на рынке ЛКМ 95
Заключение 101
Список литературы 106
Выводы о возможностях и угрозах ООО «РИМ» со стороны поставщиков представлены в таблице 16.
Таблица 16
Возможности и угрозы предприятия со стороны поставщиков
Возможности | Угрозы |
1. Отсрочка платежа | 1. Учащение случаев неполного выполнения поставки |
2. Бесплатная доставка сырья | 2. Превышение темпов роста цен поставщиков над темпом роста цен предприятия |
3. Незначительная доля закупок у каждого поставщика | 3. Финансовая
нестабильность многих |
4. Увеличение числа поставщиков |
Как мы видим, данная конкурентная сила представляет для предприятия опасность, потому что деятельность нашего предприятия очень сильно зависит от правильно выбранных поставщиков сырья.
Потенциальные продавцы и производители аналогичной продукции. В последние годы расширение рынка строительных материалов привлекло в отрасль новых производителей. Это чаще всего небольшие фирмы, которые торгуют ограниченным ассортиментом лакокрасочных материалов, в небольшом объеме. Таким образом, вход производителей аналогичной продукции в тот сегмент, где позиционирует свои услуги ООО "РИМ" затруднен и ограничен размером имеющегося у организации капитала. Таким образом, можно сделать выводы о возможностях и опасностях со стороны потенциальных производителей аналогичной продукции (табл. 17).
Таблица 17
Возможности и угрозы со стороны потенциальных производителей аналогичной продукции
Возможности | Угрозы |
1. Сильное развитие рынка лакокрасочных материалов | 1. Большое количество конкурентов |
2. Высокий входной барьер в отрасль | 2. Появление в отрасли новых фирм |
3. Сложившиеся
доброжелательные партнерские |
3. Переключение потребителей на них |
Производители товаров – заменителей. Товары–заменители для лакокрасочных материалов практически отсутствуют. Только лишь для внешних работ используется мел. Теперь можно сделать вывод о возможностях и угрозах со стороны производителей товаров-заменителей (табл. 18).
Таблица 18
Возможности и угрозы со стороны производителей товаров-заменителей
Возможности | Угрозы |
1. Отсутствие
аналогичных товаров- |
1. Разработка и внедрение в производство товаров-заменителей |
Таким образом, со стороны внешней микросреды также существуют как возможности, так и угрозы. И те, и другие необходимо учитывать в стратегическом планировании деятельности организации. Для предприятия ООО «РИМ» основную угрозу представляют конкуренты, которых достаточно в г. Брянске, в том числе и очень сильных, а также потребители, которые легко могут выбрать любого конкурента. Поэтому фирме необходимо постоянно изучать своих конкурентов, чтобы выявить их слабые стороны и использовать их в конкурентной борьбе, и изучать потребности целевых потребителей, чтобы наилучшим образом их удовлетворять.
После проведения анализа макро- и микросреды ООО «РИМ» необходимо определить чего же больше у предприятия сильных или слабых сторон, возможностей или угроз; и установить корреляционную связь между ними. Осуществим SWOT – анализ, который позволит проанализировать сложившуюся ситуацию, сформулировать возможные действия и выбрать оптимальное решение. SWOT-анализ представляет собой проектирование стратегий усиления конкурентоспособности коммерческой деятельности на основе исследования сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также выявления и оценки возможных внешних позитивных влияний (Opportunities) и опасностей (Threats).
Выделим наиболее важные факторы, которые обязательно стоит учитывать, для того, чтобы сосредоточиться на принципиальных решениях (табл. 19).
Удельный вес фактора определяется в интервале от 0 до 1, таким образом, чтобы в сумме удельный вес факторов, входящих в один раздел (сильные, слабые стороны, возможности, угрозы) был равен 1. Введем оценочную шкалу: 1 – очень плохо, 2- плохо, 3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично.
Количественный SWOT – анализ показал, что сильные стороны превышают слабые, а возможности превышают угрозы, что является огромным потенциалом для дальнейшего развития. Эффективно используя возможности и сильные стороны предприятия, можно реализовать стратегию роста, которая приведет к резкому расширению деятельности предприятия, увеличению прибыли и превосходству над конкурентами.
Таблица 19
Количественный SWOT - анализ
Факторы внешней и внутренней сред предприятия | Удельный вес
фактора
А |
Оценка В |
Итоговая оценка
С = А*В |
Сильные
стороны
1. Высокое качество продукции 2. Наличие 3. Значительная доля рынка 4. Хорошая репутация фирмы 5. Широкий ассортимент продукции |
0,2 0,2 0,2 0,1 0,3 |
5 4 5 4 4 |
1 0,8 1 0,4 1,2 |
Итого | 1 | 4,4 | |
Слабые
стороны
1. Низкая заработная плата 2. Отсутствие системы обучения кадров 3. Неустойчивое финансовое положение 4. 5. Отсутствие отдела маркетинга |
0,2 0,1 0,2 0,3 |
4 3 3 3 |
0,8 0,3 0,6 0,9 |
Итого | 1 | 3,0 | |
Возможности
1. Высокий входной барьер в отрасль 2. Отсутствие товаров - заменителей 3. Увеличение числа поставщиков 4. Внедрение новых технологий в отрасль 5. Увеличение
реальных денежных доходов |
0,3 0,2 0,2 0,1 0,2 |
5 4 4 3 3 |
1,5 0,8 0,8 0,3 0,6 |
Итого | 1 | 4,0 | |
Угрозы
1. Возможности появления новых конкурентов 2. Финансовая
нестабильность многих 3. Превосходство
конкурентов в области 4. Увеличение уровня инфляции 5. Сокращение инвестиций в строительство |
0,2 0,2 0,3 0,1 0,2 |
3 3 4 3 2 |
0,6 0,6 1,2 0,3 0,4 |
Итого | 1 | 3,1 |
Если рассмотреть факторы, которые оказывают наибольшее действие на предприятие, то к ним относятся:
- Широкий ассортимент продукции;
- Высокий уровень морального
и физического износа
- Отсутствие отдела маркетинга;
- Высокий входной барьер в отрасль;
- Высокое качество производимой продукции.
После проведения количественного SWOT – анализа перейдем к корреляционному SWOT – анализу (табл. 20). В таблице 20 были разработаны стратегии более полного использования возможностей для еще большего усиления сильных сторон и ослабления слабых, стратегии использования сильных сторон для преодоления угроз, а также стратегии по борьбе со слабыми сторонами и ослаблению угроз.
Таблица 20
Корреляционный SWOT – анализ
|
Возможности
|
Угрозы
|
Сильные
стороны
|
Сила
и возможности
- широкий ассортимент и высокое качество продукции позволят привлечь новых клиентов, окупить затраты на производство и реализацию продукции - совершенствование комплекса продвижения товара, личные транспортные средства и хорошая репутация фирмы способствуют увеличению доли рынка и улучшению фин. состояния |
Сила
и угрозы
- высокое качество продукции и известность ТМ, а также наличие дилерской сети дают возможность предупредить возможность появления новых конкурентов; - хорошая репутация фирмы, система скидок и широкий ассортимент позволят выиграть время для поиска новых поставщиков |
Слабые
стороны
|
Слабость
и возможность
- совершенствование ассортимента позволяет сократить негативное влияние слабой рекламной политики и увеличить финансовые ресурсы; - слабая
рекламная политика |
Слабость
и угрозы
- зависимость от дилеров в других регионах и возможные сбои с поставщиками сырья могут сделать предприятие уязвимым на какой то период времени. - повышение цен на продукцию у поставщиков способствует увеличению себестоимости продукции и, соответственно, цены. |
Таким
образом, мы провели SWOT – анализ деятельности
ООО «РИМ», в ходе которого выявили основные
возможности и угрозы, а также разработали
стратегии по их реализации и устранению.
Результаты, полученные при проведении
данного анализа, будут использованы для
дальнейшего стратегического планирования.
В результате проведения SWOT – анализа,
видно, что сильных сторон ООО «РИМ» и
потенциальных возможностей у предприятия
больше, чем слабых сторон и угроз.
2.2. Исследование конъюнктуры российского рынка лакокрасочных
материалов на
основе вторичных источников информации
Одно из определений слова "конъюнктура" - это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером [5]. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.
Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл [2]. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен. производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а, следовательно, и на конъюнктуру рынка.
Конъюнктура хозяйства, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки.
Конъюнктурные исследования -один из методов оперативного изучения рынка, который обеспечивает отрасли и предприятия информацией о состоянии рынка на данный момент, выявляет причины изменения спроса и предложения, а также ожидающиеся направления развития рынка в ближайшие месяцы.