Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:39, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в проведении анализа рынка лакокрасочных материалов г. Брянска. В соответствии с указанной целью потребовалось решение следующих задач:
раскрыть сущность и содержание методов и направлений исследования товарного рынка;
провести исследование рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
определить емкость рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
разработать практические рекомендации по сегментированию рынка лакокрасочных материалов.
Введение 3
Теоретико-методические основы исследования товарного рынка 7
1.1. Понятие товарного рынка 7
1.2. Направления и задачи исследования товарного рынка 11
1.3. Методические основы исследования товарного рынка 24
2. Исследование рынка лакокрасочных
материалоВ г. Брянска 34
2.1. Организационно экономическая характеристика деятельности ООО «РИМ» 34
2.2. Исследование конъюнктуры российского рынка лакокрасочных
материалов на основе вторичных источников информации 59
2.3. Исследование рынка лакокрасочных материалов г.Брянска с использованием первичных методов сбора информации 72
3. Анализ рынка лакокрасочных материалов
и рекомендации ООО «РИМ» по работе на нем 84
3.1. Сегментирование рынка лакокрасочных материалов 84
3.2. Определение емкости рынка лакокрасочных материалов 90
3.3. Рекомендации по выбору стратегии развития для ООО «РИМ» на рынке ЛКМ 95
Заключение 101
Список литературы 106
Проанализируем, обеспечивает ли организационная структура предприятия выполнение всех необходимых для нормальной деятельности организации функций (табл. 9). В целом, имеющиеся подразделения обеспечивают работу организации, однако следует обратить внимание на создание отдельной маркетинговой отдела.
Таблица 9
Анализ функций в организации
Содержание функции | Название функции | Подразделение |
Создание рынка и/или работа с рынком | Функция “маркетинг” | Коммерческий отдел |
Сбыт продукции | Функция “сбыт” | Коммерческий отдел |
Финансирование основного и вспомогательных видов деятельности | Функция “финансы” | Бухгалтерия |
Управление персоналом | Функция “человеческие ресурсы” | Директор |
Для оценки сформированной системы управления используется несколько показателей.
Первым коэффициентом является аппаратная норма (АН):
, где У - количество работников занятых в управлении предприятием (включая и руководителей линейных подразделений); Ч - общая численность работников на предприятии.
АН2009 = 2/9 = 0,22
АН2008 = 3/9 = 0,33
Вторым показателем является коэффициент управленческих расходов (Купр р):
, где Зу - заработная плата управленческого персонала (за год); ФОТ - общий фонд оплаты труда (годовой).
Купр.р.2007 = 420000/ 1104000=0,38
Купр.р.2008 =435000 /1296000 =0,34 .
Таким образом, можно сделать вывод о сильных и слабых сторонах управленческой деятельности ООО «РИМ» (табл. 10).
Таблица 10
Сильные и слабые стороны управленческой деятельности
Сила | Слабость |
1. Опытные руководящие работники. | 1. Высокий средний возраст руководителей. |
2. Четкая
и достаточно эффективная |
2. Высокая доля управленческих расходов. |
3.
Дисциплинированность и |
3. Недостаточная мотивация |
4.
Не стимулируется руководителей
низшего звена |
Мы провели анализ основных функциональных направлений деятельности ООО «РИМ» и теперь обобщим данные с помощью таблицы SNW-анализа (табл. 11). Данный анализ является инструментом менеджмента и используется в качестве усовершенствованного анализа сильных и слабых сторон предприятия. Для анализа введем оценочную шкалу: S – 2; N – 1; W – 0. Рассчитаем, чему равна итоговая оценка SNW-анализа, используя формулу: , где - суммарная оценка всех показателей; n – количество стратегических позиций предприятия.
. Таким образом, сильными сторонами предприятия ООО “РИМ” являются: наличие рынка сбыта, образовательный уровень сотрудников и управленческой опыт директора. К слабостям организации, прежде всего, следует отнести недостаточное развитие на предприятии системы мотивации кадров, а так же отсутствие проведения маркетинговых исследований и четкой маркетинговой стратегии.
Количественный PESTЕ-анализ представлен в приложении 5. Введем шкалу важности (X): 1 – неважно; 2 – важно; 3 – очень важно. Введем шкалу влияния на организацию (Y): 0 – отсутствует; 1 – слабое влияние; 2 – умеренное влияние; 3 – сильное влияние. Введем шкалу направленности влияния (Z): +1 – позитивное влияние; -1 – негативное влияние. Теперь мы можем выбрать пять факторов, оказывающих наибольшее воздействие на деятельность предприятия:
1.
Высокая политическая
2. Снижение цен на нефть.
3. Девальвация рубля.
4. Увеличение уровня инфляции.
5. Сокращение кредитования.
Конечно, нельзя сказать, что именно эти факторы окажут наибольшее влияние на организацию. Степень влияния различных факторов постоянно меняется, поэтому проведенная в приложении 6 оценка факторов макросреды приблизительна.
Анализ микросреды предприятия будем проводить, используя методику 5-ти конкурентных сил Портера: производители аналогичной продукции, покупатели, поставщики, потенциальные производители аналогичной продукции, производители товаров-заменителей.
Производители аналогичной продукции. Оценивая ситуацию в отрасли, следует отметить, что в настоящее время российский рынок лакокрасочных материалов в последние годы переживает период стабильного роста. Главным катализатором роста стала активность строительной отрасли и повышение доходов населения.
Все же перспективы развития производства лакокрасочных материалов в первую очередь увязываются с ростом объемов строительства жилья и повышением его доступности для широких слоев населения, причем рост потребности в лакокрасочных материалах обусловлен не только потребностью непосредственно на строительство нового жилья и создание соответствующей инфраструктуры, но и опосредованно на их текущие и капитальные ремонты.
Суммарный рыночный спрос на товары для дома оценивается приблизительно в 7,9 млрд. долларов. Около одной трети этого объема занимает рынок лакокрасочных материалов, где основными покупателями выступают строительные организации.
Статистические данные о производстве лакокрасочных материалов свидетельствуют о том, что инвестиционные процессы в России неуклонно развиваются. Производство лакокрасочных материалов выросло в пределах 107 - 111% за период 2006 - 2007 годы. В этой связи необходимо отметить, что производство строительных материалов является весьма инвестиционно привлекательным.
Кроме ООО "РИМ" на рынке Брянской области действуют следующие основные организации - конкуренты: ООО «Стройкомплект»; ООО «Премиумлак»; ЛКМ-Камбит. Указанные предприятия являются основными конкурентами ООО "РИМ". Сведём данные о конкурентах в таблицу 24. На основе собранной информации проведем оценку предприятий - конкурентов в целом. Это поможет выявить слабые и сильные стороны конкурентов, чтобы использовать сильные стороны ООО "РИМ" против слабых сторон конкурентов. Проведем сравнительную оценку конкурентов по 5-бальной шкале по предложенным показателям (табл. 25).
Самым опасным конкурентом является предприятие ООО "Стройкомплект". Выводы по возможностям и угрозам со стороны отраслевых конкурентов сведем в таблицу 11. Как говорилось ранее, рынок лакокрасочных материалов разнообразен. Сферы использования ЛКМ показаны в табл. 12.
Как было установлено в ходе анализа на рынке ЛКМ г. Брянска существует специализация продавцов. Так, ЛКМ Камбий специализируется нак ЛКМ для строительных и отделочных работ. Стройкомплект предлагает клиентам ЛКМ для производства мебели и спецмарки. Премиумлак работает с ЛКМ для внешних и внутренних строительных работ.
Покупатели
продукции. Поставляющая отрасль на сегодняшний
момент разнородна, состоит из мелких,
крупных и средних предприятий, и многочисленна,
поэтому покупатели легко могут найти
альтернативный товар у других поставщиков.
Профиль конкурентов3
Организация | Ассортимент | Стаж работы на рынке, лет | Целевой сегмент | Цены на товары | Отличительная особенность |
ООО «Стройкомплект» | полный ассортимент | 16 | Крупные и мелкие заказчики из Брянска и области | Низкая цена, возможность предоставления скидок | Работает в основном со Смоленским лакокрасочным заводом |
ОАО «Премиумм лак» | Полный ассортимент, высокое качество | 6 | Крупные заказчики из Брянска и области | Средняя цена, возможность скидок при больших объемах. | Работает в основном с Тамбовским пороховым заводом |
ЛКМ-Камбий | В основном лакокрасочные материалы для фасадных работ | 10 | Крупные и мелкие заказчики из Брянска и области | Средняя цена, возможность скидок при больших объемах | нет |
ООО «РИМ» | Самый полный ассортимент | 10 | крупные фирмы Брянска и Брянской области, Орла и Орловской области. | Средняя и низкая цены | работает в основном с Загорским лакокрасочным заводом, Тамбовский пигмент |
Таблица 12
Отрасли применения ЛКМ
Производство мебели | Строительство и отделочные работы | Спецмарки (заводы) | |
Грунтовки | + | + | + |
Лаки | + | - | + |
Эмали | - | + | + |
Краски | - | + | - |
Шпаклевки | - | + | - |
Клеи | + | - | - |
Растворители | + | + | + |
Несмотря на то, что покупателей лакокрасочных материалов много, их способность влиять на спрос и цену очень слабая (практически отсутствует). В основном потребителями продукции ООО "РИМ" являются частные лица, а также строительные организации и мебельные фабрики, расположенные в центральном регионе, но целевым рынком для данного предприятия являются крупные фирмы Брянска и Брянской области, Орла и Орловской области.
Таблица 13
Сравнительная оценка конкурентов4
Факторы |
Оценочная характеристика | |||
ООО "РИМ" | ООО "Стройкомплект" | ОАО "Премиумлак" | ЛКМ-Камбий | |
1. Имидж фирмы на рынке | 4 | 5 | 3 | 3 |
2. Качество продукции | 5 | 5 | 5 | 4 |
3. Месторасположение | 4 | 5 | 4 | 5 |
4. Номенклатура | 4 | 5 | 4 | 4 |
5. Качество обслуживания | 5 | 4 | 3 | 3 |
6. Рыночная доля фирмы | 5 | 4 | 4 | 3 |
7. Эффективность сбыта | 4 | 5 | 4 | 3 |
8. Ценовая политика | 5 | 3 | 4 | 4 |
Итого | 36 | 37 | 31 | 29 |
Таблица 14
Возможности и угрозы ООО «РИМ», связанные
с отраслевыми конкурентами
Возможности | Угрозы |
1. Удаленность конкурентов | 1. Высока вероятность появления новых конкурентов |
2. Использование
конкурентами передовых | |
3. Активная рекламная деятельность конкурентов |
Предприятия целевого рынка достаточно продолжительное время сотрудничают с ООО "РИМ", являются его постоянными клиентами. Они ориентированы на долгосрочные отношения, ценят продукцию за приемлемую цену, высокое качество, индивидуальный подход к каждому заказу.
Сейчас ООО “РИМ” постепенно наращивает объемы продаж лакокрасочной продукции. Широта товарной номенклатуры – одно из конкурентных преимуществ предприятия. Цены на всю продукцию договорные и зависят от величины заказа клиента. Выводы по возможностям и угрозам со стороны потребителей продукции сведем в таблицу 15.
Таблица 15
Возможности и угрозы со стороны потребителей продукции
Возможности | Угрозы |
1. Приверженность потребителя к торговой марке | 1. Редкие закупки |
2. Передача
информации о качестве |
2. Неустойчивое финансовое положение многих покупателей |
3. Нацеленность потребителя на долговременное сотрудничество | 3. Несвоевременная оплата заказов |
4. Навязывание снижения цен со стороны крупных заказчиков |
Поставщики - наиболее важный фактор. От добросовестности поставщика сырья и материалов зависит ритмичная и качественная работа предприятия, а, следовательно, его сбытовая и маркетинговая деятельность. Поиском и работой с поставщиками занимается директор ООО «РИМ», а также менеджеры по сбыту. Следует отметить, что со всеми поставщиками налажены доброжелательные партнерские отношения, что снижает риск при работе с ними. Наличие большого число поставщиков сырья обеспечивает для фирмы слабую ценовую зависимость от каждого из них, т.к. всегда есть возможность перейти к другому поставщику с более приемлемыми условиями работы. Качество поставляемых материалов, соблюдение сроков договора вышеперечисленными фирмами можно признать приемлемыми. Необходимости в смене поставщиков нет.