Анализ внешней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:40, курсовая работа

Описание

Цель работы – провести анализ внешней среды и разработать рекомендации по совершенствованию стратегии компании.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть различные подходы научных взглядов на сущность понятия «внешняя среда организации»;

- определить основные характеристики внешней среды организации;

- структурировать основные методы анализа внешней среды и выявить наиболее применимые для российских предприятий;

- провести анализ внешней среды на примере конкретного предприятия и определить степень его значимости в системе стратегического управления;

- определить конкретные предложения по совершенствованию анализа внешней среды фирмы и оценить эффективность их применения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность понятия внешней среды и ее составляющие 6
1.2 Методические основы анализа внешней среды организации 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ 26
2.1 Характеристика ООО «Интел-сервис» 26
2.2 Анализ внешней среды ООО «Интел-сервис» и разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии компании 29
2.3 Оценка экономической эффективности разработанных рекомендаций 38
Заключение 43
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Анализ внешней среды организации.doc

— 383.00 Кб (Скачать документ)

      - SWOT-анализ — это определение  сильных и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Он выделяет ключевые компоненты маркетинговой информации из огромного количества данных маркетингового аудита. Это позволяет компании выявить внешние возможности и риски и сопоставить их со своими сильными и слабыми сторонами;

      - SNW – анализ - это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации;

      - PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления  политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических  (Technology) аспектов внешней среды,  которые могут повлиять на стратегию компании;

      - Матрица «Shell». В основе матрицы направленной политики (матрица Shell) лежат два показателя: перспективы торгово-промышленного сектора и конкурентное положение компании в секторе – по степени развития которых экспертами устанавливаются определенные данные по состоянию компании во внешней среде;

      - профиль среды удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка.

      Наиболее  распространенными методами наблюдения за состоянием внешней среды фирм в российских условиях являются: SWOT-анализ, PEST – анализ, SNW – анализ.

      Рассмотрим  каждый метод детально.

      Традиционно SWOT-анализ представлялся в виде матрицы 2×2, которая в настоящее время усовершенствована и включает больше элементов, в частности, краткое изложение причин хорошей и плохой работы23.

      Для проведения анализ необходимо:

  • определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  • взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).

      Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

      Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.24

      Слабые  стороны предприятия — это  отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими  компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

      Рыночные  возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

      Рыночные  угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.25

        Для того чтобы определить  сильные и слабые стороны предприятия  необходимо:

  • составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие;
  • по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
  • из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.

      Далее заполняется таблица (см. табл. 3).

      Таблица 3

      Схема определения сильных и слабых сторон предприятия

Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
1.Организация    
2. Производство    
3.     и т.д.    
 

      Из  всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.

      Второй  шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон  предприятия:

      За  основу можно взять следующий  список параметров:

  • факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего предприятия и т.п.);
  • факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.);
  • факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.);
  • экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.);
  • политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.);
  • научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.) и т.д.26

      Далее, опять же, заполняется таблица (см. табл. 4).

      Таблица 4

      Схема определения рыночных возможностей и угроз

Параметры оценки Возможности Угрозы
1. Конкуренция    
2. Сбыт    
3.   и т.д. …    
 

      Необходимо  выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести  их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа

      В заполненной матрице SWOT-анализа  виден полный перечень основных сильных  и слабых сторон предприятия, а также  открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.

      Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа ( см. табл. 5).

      Таблица 5

      Матрица SWOT-анализа

  Возможности УГРОЗЫ
Сильные стороны    
Слабые  стороны    
 

      Заполнив  такую матрицу можно увидеть  результат:

  • определены основные направления развития предприятия;
  • сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития предприятия во внешней среде.

      Итоговые  показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом  планировании деятельности предприятия27.

      Поскольку SWOT - анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

      SNW – анализ – это усовершенствованный  анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая  сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

      Для составления SNW – анализа  также  заполняется табличная форма, которой  предшествуют все этапы подготовки, перечисленные выше в методике SWOT-анализа. Ниже приведена форма анализа в табл. 6.

Таблица 6

Матрица SNW – анализа

Наименование стратегической позиции Качественная оценка позиции
  Сильная

(S)

Нейтральная

(N)

Слабая

(W)

Стратегия организации      
Бизнес-стратегии      
Оргструктура      
Финансы      
Продукт как конкурентноспособность      
Структура затрат      
Дистрибуция как система реализации продукции       
Информационная  технология      
Инновации как способ к реализации на рынке  продуктов      
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)      
 

      Стратегический SNW – анализ позволяет оценить  в оперативном режиме сильные  и слабые стороны предприятия. Сильными сторонами компании являются такие  параметры, как конкурентоспособность  услуг компании, качество производственных специалистов, репутация и т.д.

      Часто для анализа макросреды  используется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.

      Существует  два основных варианта STEP-  и   PEST – анализа. Вариант STEP-анализа  используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты – учет социальных и технологических факторов28.

Информация о работе Анализ внешней среды организации