Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа
Для того чтобы рыночная деятельность предприятия была эффективной, чтобы предприятие могло вести конкурентоспособную борьбу и приносило стабильный доход, необходимо проводить маркетинговые исследования.
Такие исследования всегда должны быть целенаправленными и приводить к решению проблемы или комплекса проблем маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 Общая характеристика закона Парето и его использование……………...…..6
1.1 Понятие и значение закона Парето…………………………………………..6
1.2 Торгово-технологический процесс как область использования принципа Парето………………………………………………………………………………8
2 Анализ использования принципа Парето в маркетинге предприятия СОАО «Коммунарка»…………………………………………………………………….11
2.1 Хозяйственно-экономическая характеристика СОАО «Коммунарка»…...11
2.2 Организация маркетинговой деятельности СОАО «Коммунарка»……….15
2.3 Применение закона Парето в маркетинге СОАО «Коммунарка»………...18
3 Пути повышения эффективности маркетинговой деятельности на предприятии СОАО «Коммунарка»…………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… ……25
Список используемых источников……………………………………………...27
Приложение А – Анализ реализации продукции по областям за 2011 год…
Порядка 30% выпускаемой продукции отправляется на экспорт: в США, Россию, Украину, Германию, Израиль и другие страны ближнего и дальнего зарубежья.
В таблице 2.1.3 представлены данные о динамике объемов реализации продукции на экспорт за последних три года.
Таблица 2.1.3 – Динамика реализации кондитерских изделий СОАО «Коммунарка» (тыс. тонн)
Реализовано в 2009 г. |
Реализовано в 2010 г. |
Реализовано В 2011 |
Динамика % |
3 022 |
3 145 |
3 267 |
108,1% |
Примечание – Источник: Авторская разработка на основании данных отдела маркетинга СОАО «Коммунарка».
Основная доля экспотра – это карамельная продукция. В ближайшее время планируется наладить поставки в Польшу, Морокко, Китай.
Управлением маркетинговой деятельности в СОАО «Коммунарка» занимается отдел маркетинга и рекламы (ОМиР). Вышеназванный отдел – это самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно заместителю директора по продажам и продвижению продукции.
Приоритетной целью
Поэтому, важнейшими задачами отдела маркетинга являются:
- разработка плана
- проведение маркетинговых исследований рынка кондитерских изделий, изучение возможных рынков сбыта;
- анализ ассортиментной и ценовой политики конкурирующих предприятий;
- подготовка и проведение презентаций, дегустаций и рекламных акций, а также участие в республиканских и международных выставках и ярмарках;
- разработка предложений по улучшению органолептических показателей качества продукции (то есть на основе анализа восприятий органов чувств – зрение, обоняние, осязание, вкус);
- планирование рекламных мероприятий, способствующих продвижению продукции на рынке кондитерских изделий.
Сегодня «Коммунарка» сотрудничает с несколькими зарубежными поставщиками сырья. Однако в нестабильных условиях работы, необходимо искать новые, более выгодные варианты сотрудничества. СОАО «Коммунарка» давно работает на рынке и уже сформировало определенную базу поставщиков. Однако, в постоянно меняющихся условиях работы, необходимо искать новые, возможно более выгодные, варианты.
Основными показателями при выборе поставщиков являются: качество сырья, цена сырья, условия оплаты и условия поставок.
Информация о поставщиках приводится в бизнес–каталогах, журналах: «Снабженец», «Оптом и в розницу» и в сети Интернет.
Отдел продаж и отдел маркетинга и рекламы занимается продвижением продукции на рынки. Основными задачами коммуникационной политики СОАО «Коммунарка» являются:
- увеличение прибыли предприятия за счет увеличения объемов продаж;
- сохранение одной из ведущих позиций на рынке нашей республики;
- увеличение доли поставляемой продукции на зарубежных рынках;
- выход на новые рынки;
- сохранение положительного имиджа среди потребителей.
В систему коммуникации включены следующие элементы:
В бизнесс-план СОАО «Коммунарка» включена программа рекламных мероприятий.
Маркетинговая служба предприятия
анализирует ассортимент
Так, в 2011 году ассортимент выпускаемой продукции составил 319 наименований, среди которых 46 наименований шоколада машинного производства (для сравнения в 2010 в ассортименте 37 наименований).
Асортимент кондитерской продукции включает в себя [5]:
1. Шоколад:
- шоколад без начинки;
- шоколад с начинкой;
- наборы шоколада.
2. Наборы и коробки конфет
3. Конфеты:
- конфеты с ликёрными и
- конфеты в крупном корпусе;
- конфеты с молочно-шоколадными начинками;
- конфеты со сбивными начинками;
- конфеты с грильяжными
- конфеты с помадными начинками;
- конфеты диабетические;
- конфеты с пралиновыми
- конфеты вафельные;
-конфеты куполообразные;
4. Карамель:
-леденцовая;
-с фруктово-ягодными начинками;
-с помадными начинками;
-с молочными начинками;
-с шоколадно-ореховыми начинками;
-драже;
-глазированная
5. Шоколад ручной работы.
Следует сказать, что вся продукция предприятия изготавливается из натурального, экологически чистого сырья. Также стоит отметить, что большую долю (28,3%) среди реализуемой продукции занимает карамель, однако лидеровали в 2011 г. конфеты (30,1%), что видно на рисунке 2.2.1.
Рисунок 2.2.1 – Доля реализации кондитерской продукции по группам на 2011 год
Примечание – Источник: Собственная разработка на основании данных отдела маркетинга СОАО «Коммунарка».
На 2012 год был составлен график мероприятий маркетинговой активности СОАО « Коммунарка», который включает:
2.3 Применение закона Парето в маркетинге СОАО «Коммунарка»
Для того, чтобы сегментировать потребителей, служба маркетинга СОАО «Коммунарка» провела SWOT-анализ, представленный в таблице 2.3.1. В таблице 2.3.2 приведена классификация потребителей по степени важности, объему продаж, частоты закупок, географическому положению, данная сегментация потребителей проведена с использованием принципа Парето.
Таблица 2.3.1 – SWOT-анализ
S (внутренние сильные стороны) |
W (внутренние слабые стороны) |
1. Опыт работ более
100 лет, высокая узнаваемость 2. Широкий, обновляющийся ассортиментый ряд продукции 3. Конкурентоспособное соотношение цены и качества 4.Ориентированность фабрики на покупателя |
1. Высокие цены на сырье 2. Высокая себестоимость продукции 3. Существенные объемы отходов |
O (внешние благоприятные возможности) |
T (внешние угрозы) |
1. Расширение рынка сбыта продукции 2.Увеличение доли продукции на рынке 3.Разработка новых изделий |
1. Появление новых конкурентов 2. «Серая» конкуренция
|
Примечание – Источник: Собственная разработка.
SO:
1.Ориентированность на
2.Большой опыт работы и положительный имидж компании позволят найти новые рынки сбыта.
ST:
1.Соотношение цены и качества делает фабрику конкурентоспособной по отношению к другим компаниям конфитерской отрасли.
2. Широкий, обновляющийся ассортиментый ряд дает возможность не уступать импортной продукции.
WT:
1.Необходимо искать пути снижения затрат, уменьшения доли отходов для того, чтобы получить преимущества перед конкурентами.
WO:
1. Разработка новых товаров может привести к снижению затрат на сырье.
2. Расширение рынка сбыта и увеличение объмов продаж, позволит снизить себестоимость продукции.
Таким образом, можно сказать, что фабрика «Коммунарка» имеет и слабые стороны, но ее сильные стороны и возможности делают данное предприятие конкурентоспособным и могут скоординировать свои действия по защите от потенциальных и имеющихся угроз.
Таблица 2.3.2 – Классификация покупателей СОАО «Коммунарка»
Крупные базы |
Мелкие базы |
Магазины |
Райпо | |
По объемам продаж |
крупный |
крупный |
мелкий |
крупный |
По частоте закупок |
постоянная |
постоянная |
разовая |
постоянная |
По назначение продукции |
оптово-розничная торговля |
оптово-розничная торговля |
розничная торговля |
оптово-розничная торговля |
По географии |
областные центы |
областные, районные центры |
города республики |
районные населенные пункты |
По финансовому положению |
прибыль- ность |
прибыль- ность |
прибыль- ность |
прибыль- ность |
Примечание – Источник: Собственная разработка.
На рынке основными
Как следствие, можно сделать вывод, что больше маркетинговых затрат гораздо выгодней прикладывать к работе с оптовыми базами.
Процентное соотношение
Рисунок 2.3.1 – Факторы, определяющие выбор кондитерской продукции
Примечание – Источник: собственная разработка автора на основе результатов анкетирования.
Процент покупки кондитерских изделий женщинами не на много выше, чем процент покупки мужчинами (57% и 43% соответственно). Однако потребителями данных изделий, являются и дети, и женщины, и мужчины. Самыми важными причинами потребления кондитерской продукции являются ее вкусовые качества (около 80%). Ввиду того, что основными потребителями кондитерской продукции являются лица, которые относятся к среднему классу населения в возрасте до 40-45 лет, которые имеют семью, средний и выше среднего уровень доходов, цена (20%) стоит на втором плане, хотя потребителями, при принятии решений о покупке, на нее тоже обращается внимание. Наиболее предпочитаемым является шоколад с массовой долей какао не более 35%.
При торгово-технологическом анализе, для представления, какие из товаров в наибольшей степени важны для потребителей, какие именно товары приведут к наибольшему объему продаж (80%), весь ассортимент разделяется на группы товаров (таблица 2.3.3). В таблице 2.3.4 проведен анализ объемов реализации наиболее предпочитаемой продукции фабрики в 2011 году, выявленных на основании проведенного анкетирования.
Таблица 2.3.3 – Доля сбыта в ассортименте шоколада в %
Категория |
Число наименований в ассортименте |
Процентная доля в ассортименте |
а) анализ сбыта в натуральном выражении | ||
Группа А |
11 |
23,9 |
Группа В |
13 |
28,3 |
Группа С |
22 |
47,8 |
ВСЕГО: |
46 |
100 |
б) анализ продукции по сумме прибыли | ||
Группа А |
12 |
26,1 |
Группа В |
14 |
30,4 |
Группа С |
20 |
43,5 |
ВСЕГО: |
46 |
100 |