Исследование цены и ценовой эластичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ процесса ценообразования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов управления ценообразованием на предприятии;
- выявление зависимости ценообразования и финансов;
- характеристика основных методов ценообразования на продукцию предприятия;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Ювелир»;
- оценка издержек производства на основе применения операционного анализа;
- формирование конкурентоспособной рыночной цены изделия;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты цены и ценовой эластичности 6
1.1. Анализ системы ценообразования на предприятии 6
1.2. Ценовая эластичность 10
2. Практический анализ особенностей цены и эластичности спроса на предприятии 17
2.1. Общая характеристика предприятия 17
2.2. Анализ динамики и структуры затрат на производство продукции 18
2.3. Факторный анализ себестоимости продукции 20
2.4. Анализ эффективности использования затрат 24
2.5. Влияние ценовой эластичности 27
3. Разработка практических рекомендаций 33
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Исследование цены и ценовой эластичности..docx

— 152.44 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  аспекты цены и  ценовой эластичности 6

1.1. Анализ системы  ценообразования  на предприятии 6

1.2. Ценовая эластичность 10

2. Практический анализ  особенностей цены  и эластичности  спроса  на предприятии 17

2.1. Общая характеристика  предприятия 17

2.2. Анализ динамики  и структуры затрат  на производство  продукции 18

2.3. Факторный анализ  себестоимости продукции 20

2.4. Анализ эффективности  использования затрат 24

2.5. Влияние ценовой  эластичности 27

3. Разработка практических  рекомендаций 33

Заключение 38

Список  использованной литературы 40 

 

Введение 

     Особенно  актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и  всестороннее участие в регулировании  воспроизводственного процесса всех стоимостных  экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики  коммерческий успех любого предприятия  во многом зависит от правильно выбранной  стратегии и тактики ценообразования  на товары и услуги. Сложность ценообразования  состоит в том, что цена - категория  конъюнктурная. На ее уровень оказывает  существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и  социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

     Вместе  с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается  недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие  ошибки: ценообразование чрезмерно  ориентировано на издержки; цены слабо  приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются  по различным вариантам товара и  сегментам рынка и другие. В  ряде случаев эти ошибки ведут  к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда  цены определялись директивно или только на основе издержек. Целью исследования является анализ процесса ценообразования  на предприятии.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучение теоретических аспектов управления ценообразованием на предприятии;

- выявление зависимости ценообразования и финансов;

- характеристика основных методов ценообразования на продукцию предприятия;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Ювелир»;

- оценка издержек производства на основе применения операционного анализа;

- формирование конкурентоспособной рыночной цены изделия;

     Предметом исследования является процесс формирования цены на один из видов продукции ООО «Ювелир». Объектом – методы рыночного ценообразования на продукцию.

     Методическим  проблемам исчисления себестоимости  для решения управленческих задач  уделяется большое внимание в  отечественной и зарубежной литературе. Различные аспекты управления затратами, расходами, издержками, себестоимостью продукции рассмотрены в работах  отечественных авторов: В. И. Данилина, Н. П. Кондракова, В. Д. Новодворского, В. Л. Перламутрова, С. Н. Сайфиевой, А. Д. Шеремета и других, а также зарубежных ученых: К. Друри, Дж. Б. Кларка, А. Маршалла, К. Маркса, Дж. Фостера и других. Их работы повлияли на развитие теории и практики обоснованной системы учета и управления затратами, способствовали развитию и совершенствованию методологических и организационных вопросов для исчисления себестоимости предприятий в условиях рынка.

   Методы  исследования. Для решения поставленных нами задач применялись общенаучные методы теоретического уровня.

   Активно использовались теоретико-познавательные методы: анализ научной литературы и синтез имеющихся знаний по изучаемой  проблеме; категоризация содержания обобщенных и осмысленных материалов; классификация полученных данных.      

   Практическая  реализация поставленных задач и  сбор эмпирических данных осуществлялся  посредством таких метода мыслительного  эксперимента. В исследовании использовался  вторичный анализ материалов и метод  статистического анализа.

   Среди методов анализа данных в работе были использованы: причинный анализ, факторный анализ,  табличный метод.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты цены и ценовой эластичности

     1.1. Анализ системы  ценообразования на предприятии

 

     В настоящее время на предприятии  необходимо так организовать производство, чтобы фактически обеспечить приемлемый уровень себестоимости, как основного  показателя эффективности деятельности производственного предприятия; создать  экономически обоснованный подход по снижению ее расчетной величины для  обеспечения конкурентоспособности  выпускаемой продукции в условиях роста влияния конкурентной среды, на внутреннем рынке между отечественными и иностранными производителями, предлагающими  продукцию одной ассортиментной группы. 1

     Конкурентоспособность – сложное, многоплановое понятие, означающее соответствие продукции  рыночным ожиданиям, включающим в себя качественные, технические, экономические, эстетические, вкусовые характеристики, а также условия их реализации. Следовательно, конкурентоспособная продукция должна быть востребована рынком, так как такая продукция обладает преимуществом перед продукцией конкурентов по качественным, стоимостным, информационным, инновационным и другим характеристикам.

     В современных условиях в конкурентной борьбе побеждает то предприятие, у  которого будет выше качество или  ниже цена на выпускаемую продукцию  или услугу. Эти факторы являются самыми важными при управлении выпуском продукции перерабатывающими предпринимательскими структурами. Ключевым фактором для  повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции становится себестоимость, как основа для формирования отпускной цены, способной продавать товар на рынке.

     Использование полной себестоимости для целей  ценообразования может привести к тому, что сформированная таким  образом цена окажется неконкурентоспособной  по своей величине в сравнении  с ценами конкурентов, использующими  другие методы ценообразования, более  выгодные источники сырья и материалов для производства продукции, иные схемы  продвижения и сбыта.

     Будучи  активным участником рыночных отношений, предприятие  при ценовой конкуренции  может устанавливать цены на одном  уровне с ценами конкурентов или  ниже их уровня. Для обоснования  выбранного уровня цены, при отсутствии возможности влиять на другие факторы  производства, необходимо выбрать такую  структуру себестоимости продукции, которая позволит получить конкурентные преимущества.

     Эффективность работы предприятия зависит от степени  рыночной востребованности производимой продукции по сравнению с аналогами, предлагаемыми предприятиями - конкурентами.

     Конкурентоспособная себестоимость – это сумма  затрат на производство продукции, определяемая заданным уровнем объема реализации, величиной постоянных и переменных затрат на единицу конкретного вида выпускаемой продукции.

     Конкурентоспособная себестоимость продукции определяется под углом зрения тех преимуществ, которые имеет продукция отечественных  компаний перед зарубежными. 2

     Поэтому, по нашему мнению, понятие конкурентоспособная  себестоимость, в сочетании с  рыночной ценой, должны вести к появлению  преимущества при использовании  прочих равных условий хозяйствования. Так как в условиях конкуренции предприятия вынуждены постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию, улучшать ее качественные характеристики, изменять ассортимент, то на первый план выходит задача управления конкурентоспособной себестоимостью.

     Рассмотрение  себестоимости с точки зрения ее конкурентоспособности позволит:

     1) оценить позицию на рынке в  конкурентной среде и желаемый  уровень реализации выпускаемой  продукции с помощью предварительного  анализа, позволяющего выяснить  цену конкурентов, емкость рынка,  задать целевой ориентир на  цену, устанавливаемую рынком;

     2) диагностировать ожидаемый уровень  цен на новые виды продукции  до момента ее вывода на  рынок, на этапе их внедрения  в производство;

     3) определить целесообразность принятия  управленческих решений по снижению  или увеличению цены или объема  выпуска.

     4) эффективно управлять ассортиментной  политикой предприятия на основе  конкурентоспособной себестоимости  для целей ценообразования.

     Современные рыночные отношения диктуют правило: «Цена первична, поэтому себестоимость  должна быть существенно ниже цены, которая в свою очередь, должна соответствовать  ожиданиям потребителей, быть конкурентоспособной  и обеспечивать необходимый уровень  прибыли предприятиям». В конкурентной борьбе за свою нишу на рынке побеждает  тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу равнозначного  ассортимента.

     Многие  предприятия за годы реформ прекратили свое существование, многие были перепрофилированы, произошло раздробление крупных  предприятий на более мелкие. Отчасти это вызвано неэффективным управлением себестоимостью выпускаемой продукции, ценовой и ассортиментной политикой на предприятиях отрасли.3

     Исторически сложившаяся система управления себестоимостью на основе нормативного метода не работает в условиях нестабильных рыночных отношений, существующих в  настоящее время. Нормативный метод  управления себестоимостью неэффективен, поскольку рассчитанная себестоимость  продукции, учитывающая как постоянные, так и переменные затраты (полная себестоимость), не позволяет предпринимательским  структурам устанавливать рыночную цену.

     Конкурентоспособная себестоимость является ключевым фактором при формировании цены продукции  затратными методами.

     Анализ, проведенный на предприятиях всех отраслей показал, что предприятия, выпускающие  продукцию, не получают прибыли от основного  вида деятельности, т.е. работают с убытком. Основной причиной является превышение расчетной величины себестоимости  над получаемой прибылью.

     Основой (цензом) для принятия решений по целесообразности выпуска продукции, для формирования себестоимости, расчета  рыночной цены, управления ассортиментной политикой, предлагается сделать значение индивидуального ценового коэффициента, который рассчитывается по формуле: 

       (1) 

     Данный  показатель должен рассчитываться по каждому виду продукции, согласно производственной программе, ежемесячно, исходя из заданных объемов производства.4

Информация о работе Исследование цены и ценовой эластичности