Исследование маркетинговой среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 08:33, курсовая работа

Описание

Анализ курсовой работы будет основываться на данных деятельности предприятия ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)раскрыть теоретические основы анализа;

2)провести анализ внутренней и внешней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»

3)внести рекомендации по совершенствованию маркетинговой среды предприятия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Теоретические основы понятия маркетинговой среды организации….…….6

1.1 Микросреда фирмы…………………………………………...………………6

1.2 Макосреда фирмы……………………………………………………………19

2 Исследование маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………………………………………..…...21

2.1 Структура внутренней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………...…………………21

2.2 Структура внешней маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………………………………………….28

3 Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»……………………………………………….36

3.1 Прогноз состояния основным компонентов маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»……………………………………………….37
3.2 Рекомендации по совершенствованию компонентов маркетинговой среды ЗАО «Рузаевский Стекольный Завод»…………………………………………39

Заключение………………………………………………………………….…....43

Список используемых источников……………………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

ввв.doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)

              ai -- значимость параметра pi, причём Σ ai =1.

        Параметрами оценки поставщиков могут быть различные характеристики деятельности поставщика, как качественные (предоставление отсрочки платежа, скидок, кредита; поставка продукции в срок; выполнение договорных обязательств; соответствие качества поставленной продукции заявленному в ТУ и т.д.), так и количественные (прежде всего уровень цены за какой-либо период; количество просроченных поставок; общая величина недопоставок и т.д.). значение нормативной интегральной оценки равно 1/ 2 максимально возможной. Эта оценка поможет выявить возможные проблемы с качеством обслуживания.[2, c.148] 
 
 
 

 

                                                                                        Анализ

        Анализ                              Анализ                         внутренних                         

          рынка                           поставщиков                  потребностей

                                                                                        предприятия

                            Определение общих требований к поставщику

 

                 Определение перечня параметров  для оценки каждого     

                                                поставщика              

                        Определение значимости параметров ai

                                                        Σ ai =1. 

               Расчёт интегральной оценки по каждому поставщику

           Сравнение полученных интегральных оценок с номативно-

                                              заданной оценкой

Решение о дальнейшем сотрудничестве с конкретным

 поставщиком 

  Рис. 1.3 Схема оценки и выбора поставщика. 

Посредники. Посредническая деятельность начала осуществляться одновременно с установлением товарно-денежных отношений между производителями и потребителями. В обобщённой системе маркетинга посредники являются элементами третьего уровня. Посредники – это юридические или физические лица, которые являются связующим звеном рынка между производителями и потребителями.

       Субъектами посреднической деятельности могут быть :

  • частные лица, обладающие правом (лицензией) на осуществление посреднической деятельности;
  • посреднические фирмы (организации), которые могут иметь собственную сбытовую сеть, которая может включать ряд дочерних компаний, филиалов, несколько дилеров и (или) субдилеров, отдельные контролируемые сбытовые фирмы;
  • смешанные сети, которые включают все и часть возможных видов взаимоотношений между физическими и юридическими посредническими лицами.

    Критерии  выбора посредников могут быть сгруппированы

следующим образом:

  1. финансовые аспекты, к которым относятся финансовая                 устойчивость и уровень платёжеспособности всех субъектов          товародвижения, уровень рисков для производителя и            посредника;
  2. субъективные факторы, такие как авторитет в мире бизнеса, дееспособность, деловая активность, наличие или отсутствие собственной торговой марки и пр.;
  3. специфика рынка, его ёмкость и эластичность, динамика конъюнктуры, уровень и виды конкуренции на нём;
  4. характеристики реализуемого товара, качество и реальный уровень его конкурентоспособности;
  5. маркетинговая концепция, которой придерживается производитель, посредник, потребитель, существующий вид маркетинга в зависимости от спроса на товар;
  6. специфика и возможности различных отдельных видов посредников, т.е. их права и обязанности.[2]
 

Основные  виды посредников и их специфика:

  1. Брокеры или  простые посредники представляют собой торговых лиц, специализированные фирмы или организации, которые подыскивают взаимозаинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но сами не принимают непосредственного участия в сделках ни своим именем, ни собственным капиталом. Они могут осуществлять свою деятельность при покупке-продаже различных товаров и услуг, ценных бумаг, валют и других ценностей на фондовых и товарных биржах, валютных, страховых и фрахтовых рынках.       Брокеры наделены специальными полномочиями на      заключение сделок и обязаны действовать в пределах этих полномочий. В частности, они выполняют распоряжения своих клиентов по поводу количества, качества и цены товаров, приобретаемых и реализуемых в каждом конкретном случае. Иногда брокеры проводят анализ рыночной конъюнктуры спроса на товар, осуществляют рекламу и создают благоприятное мнение в деловых кругах об экспортёрах, производителях. Они действуют по поручению и за счет клиентов. Вознаграждение, получаемое брокерами, имеет форму комиссионного вознаграждения и именуется брокериджем, или куртажем, или провизионном. Размер этого вознаграждения при выполнении товарных операций колеблется обычно в пределах от 0,25 до 2-3% от стоимости сделки.
  2. Агенты - импортёры (поверенные). Эти посредники привлекаются продавцами или покупателями (доверители) к осуществлению сделок от имени и за счёт покупателей. Они заключают договоры, где оговариваются их полномочия в части технических и коммерческих условий сделок. Именно доверители выполняют подписанные агентами-импортёрами контракты, возмещают понесённые ими расходы и выплачивают причитающееся вознаграждение. Оно зависит от компетенции и оперативности посредников и имеет форму комиссионного вознаграждения. Поверенными могут быть физические лица, имеющие соответствующие лицензии, подтверждающие их квалификацию и право заниматься посреднической деятельностью; фирмы и организации, к которым относятся только поверенные, и (или) фирмы и организации, которые имеют в своём штате все виды посредников и таким образом круг предоставляемых ими услуг очень разнообразен.
  3. Комиссионеры подыскивают партнёров и подписывают с ними контракты от своего имени, но  всегда за счёт продавца или покупателя (комитентов), которые несут коммерческие риски. Важной частью таких договоров является изложение полномочий комиссионеров по коммерческим и техническим условиям предстоящих сделок. Комиссионеры отвечают за товар до его перехода к покупателю, поэтому они часто прибегают к страховке. Они несут материальную ответственность за убытки, вызванные превышением полномочий комитентов. Комиссионеры не отвечают за выполнением третьими сторонами обязательств по платежам. Они часто выполняют услуги по изучению рынка, рекламе, техническому обслуживанию, защите коммерческих интересов и др.
  4. Дилеры –это отдельные лица или фирмы. Они могут осуществлять сделки между собой, с брокерами, а также непосредственно с клиентами. Они  действуют от своего имени и за свой счёт. Доход (убытки) дилеров исчисляется как ценовая разница между курсами продавца и покупателя, а также за счёт динамики изменения курсов валют и ценных бумаг.
  5. Торговые агенты – фирмы, лица и организации, которые на основании договоров с продавцами и покупателями получают право содействовать заключению сделок на сравнительно длительный период. Агенты не покупают и не продают продукцию, а действуют только в качестве официальных представителей. Торговые агенты получают трудовое вознаграждение, которое зависит от их активности на рынке, от полученной прибыли на вложенный капитал. Размер трудового вознаграждения определяется как процент к суммам совершаемых с их участием сделок либо как разница между ценами реализации сделки и ценами приобретения. Обычно оно составляет 10 %.
  6. Консигнаторы. Последовательность осуществления сбыта с помощью консигнаторов такова: экспортёр (консигнант) поставляет товары на склад посредника (консигнатора) для реализации на рынке в течении определённого срока. Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере реализации товара со склада. Непроданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. Обычно таким образом реализуют товары массового спроса.[16]

Конкуренты  – это физические или юридические лица (соперники), которые производят товары-аналоги, товары-заменители или осуществляют свою деятельность на том же самом рынке, что и другие производители. Слово “конкуренты” происходит от латинского “concure”, что означает “бежать к цели”. Основной элемент создания конкурентоспособного товара – это система ФОССТИС , что означает процесс формирования спроса и стимулирования сбыта. Механизм предложения и спроса стимулирует реализацию оптимальных связей между желаниями отдельных клиентов и возможностями производителя, а через них – с поставщиками конкретных ресурсов необходимого количества и качества.

      Именно наличие конкуренции вызывает  расширение круга предоставляемых товаров и услуг, регулирование цены на них до приемлемого уровня. Кроме того, конкуренция обеспечивает обстановку, благоприятную для развития и совершенствования производителей. Неслучайно во всех странах с развитой рыночной экономикой  существует законодательство о развитии и поддержании конкуренции. Антимонопольное регулирование опирается на административную и судебную практику, предусматривающую возможность ответственности, вплоть до уголовной. Все антимонопольные законы направлены на то, чтобы запретить производителям использовать свое доминирующее положение на рынке для устранения конкурентов и установления монополизма путем торговой политики или поглощения.    Обычно выделяют 4 возможных типа рынка. В зависимости от

конкурентной  структуры фирмы выбирают маркетинговую  стратегию.[15, c.320]

                            Параметры Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
1 2 3 4 5
1. Количество фирм, производящих продукт Много независимых фирм, нет контроля по рынкам Много фирм, производящих сходные товары и услуги Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги Один продукт, одна фирма
2. Контроль  над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует  влияние “ценового лидера” Практически полный контроль
3. Товарная  дифференциация Нет. Продукты не различимы по свойствам и качеству Товары и  услуги дифференцированы для сегментов рынка Существенны для отдельных продуктов. Мала – для стандартизированных Нет
4. Лёгкость  входа Относительно  лёгкий вход и выход Относительно лёгкий вход и выход Трудный. Часто требует больших инвестиций Очень трудный

Таблица 1.1 - Характеристики типов рынков

Предприятия, планирующие вход на  новый для  себя рынок, сталкиваются с необходимостью преодолеть барьеры, обусловленные  объективными особенностями рынка, государственным  вмешательством, действиями конкурентов.[7, c.156]

     Барьеры бывают:

  1. Непреодолимые: фирма не в состоянии войти на рынок в течении 3-х лет (при использовании собственных и при условии доступности необходимых заемных средств); трехлетний период обусловлен максимальным сроком предоставления коммерческого кредита.
  2. Преодолимые:
  • значительные: вход на рынок возможен при условии ввода дополнительных мощностей с привлечением заемных средств;
  • незначительные: расходы на вхождение в рынок полностью покрываются за счет собственных средств без привлечения дополнительных источников финансирования;
  • барьеры отсутствуют: вхождение на рынок не требует дополнительных затрат по сравнению с издержками, которые несут уже действующие конкуренты.

    Среди объективных рыночных факторов, которые в наибольшей

степени определяют наличие и высоту входных  барьеров в отрасль необходимо оценить:

  1. степень концентрации рынка;
  2. Состояние спроса и предложения (насыщение рынка);
  3. Зрелость товара (рынка);
  4. Открытость рынка (влияние нормативно-правовых и административных барьеров).

    Также важно определить исторические тенденции  развития

рынка, что дополняет процесс диагностики  с помощью проведения исторических аналогий.[6, c.112]

        Исследование позиций конкурентов  охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объема информации. Она может быть получена из различных источников: общеэкономических, отраслевых, рекламных проспектов, буклетов, каталогов. Всестороннее и постоянное изучение конкурентов приносит заметные результаты.

       Если ваш товар наряду с  товарами других фирм удовлетворяет  конкретную потребность, то говорят о функциональной конкуренции, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами.

       Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, в принципе удовлетворяющего одну и ту же потребность. При этом имеется по крайней мере один параметр, по которому они различаются.

      Предметная конкуренция ведется  по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами.

       Изучение конкурентной среды  требует систематического наблюдения  за главными конкурентами, не  упуская из виду потенциальных  конкурентов. Полученную информацию  целесообразно накапливать в  специальных банках данных. Анализ  информации, ее интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение фирмы на рынке по отношению к основным конкурентам.[11, c.59]

Контактные  аудитории – это любые индивиды или социальные

группы, которые проявляют реальный или  потенциальный интерес к производителю или оказывают влияние на его деловую активность, эффективность и способность достигать поставленные цели.

     Контактные аудитории бывают  трёх типов:

  1. Благотворные, или благожелательные, т.е. такие, которые активно помогают производителю; ими могут быть акционеры, клиенты, некоторые из контрагентов, посредников и проч.;
  2. Искомые, благодаря которым производитель существует и получает прибыль. Ими могут быть потребители, клиенты.
  3. Нежелательные, т.е. такие, которые своей деятельностью мешают производителю. Это – конкуренты, группы потребительского бойкота и др.

    Кроме того, существует несколько  видов контактных аудиторий:

  1. Финансовые органы, к которым относятся банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы или фондовые биржи, акционеры. Это те контактные аудитории, успешная деятельность которых зависит от конкурентоспособности, кредитоспособности, деловой активности самих производителей.
  2. Средства массовой и локальной информации, отношение которых зависит от множества внешних и внутренних факторов, определяющих взаимосвязи между производителями и этими контактными аудиториями. Не на последнем месте стоят эти органы при определении авторитета, рейтинга и имиджа производителей в глазах потребителей.
  3. Государственные учреждения, представленные финансовыми и налоговыми органами, статистическими организациями, муниципалитетом и проч.
  4. Гражданские ( социальные) группы – защитники окружающей среды, национальные группы со своими специфическими требованиями, религиозные общины.
  5. Местные контактные аудитории, которые включают в себя жителей близлежащих районов.  
  6. Широкая публика – это все случайные потребители -клиенты, которые в силу конкретных обстоятельств пользуются услугами случайно выбранных учреждений.
  7. Внутренние контактные аудитории, которые представлены работниками и служащими данной фирмы, членами их семей, членами Совета директоров, акционерами.[16]

Информация о работе Исследование маркетинговой среды предприятия